Размышления о сакральных истинах 3 страница



Если же вы просто думаете о неоплаченных счетах, сосредоточиться на святом имени окажется намного трудней. Если вас одолевает вожделение или отвлекает что-то еще, повторять мантру совсем нелегко. Когда вы повторяете лучше, те же проблемы могут оставаться, но каким-то образом они не влияют на вас. Проблемы будут всегда, их нужно просто «положить на полку» и сосредоточиться на святом имени. Тогда вы почувствуете себя в большей безопасности и ощутите прилив сил. Проблемы могут продолжать преследовать вас в повседневной жизни, но уже не будут выводить из равновесия. Если нас что-то беспокоит или тревожит, нужно обратить внимание на качество джапы. Вероятно, окажется, что мы повторяем не самым лучшим образом, а это означает, что мы менее защищены. Вопрос: Вы объяснили, что этот процесс полностью зависит от милости Кришны и Господа Нитьянанды. Как быстрее всего привлечь Их внимание? Ответ: Жадностью. Но я говорю не о духовном вожделении или оппортунистическом настрое, когда человек просто хочет получить что-то, не думая о других. Я подразумеваю подлинно духовную жадность. Как можно получить что-то в материальном мире? Благодаря жадности. Вы размышляете об объекте, а затем планируете, как получить его. Ищете возможности подойти к объекту все ближе и ближе, и, наконец, он оказывается у вас в руках. Постоянная медитация придает вам решимости, и вот желаемая цель достигнута. Для этого нужны жадность и знания. Если вам известно, какими прекрасными качествами обладает объект ваших желаний, вы будете упорно стремиться к цели, пока не достигнете ее. У каждого из нас бывают моменты в жизни, когда мы отчаянно желаем получить что-то. Пусть цель эта трудно достижима, но мы найдем способ ее достичь или, по крайней мере, будем стараться изо всех сил, потому что это так важно для нас. Если то, к чему вы стремитесь, не имеет для вас никакой ценности, малейшие препятствия могут остановить вас. Часто мы утрачиваем решимость, потому что в действительности у нас нет желания заниматься тем, что делаем, и мы просто ищем возможность все бросить. Но Кришна дает нам множество возможностей. Он может дать деньги, бедность, плохое здоровье или даже позволит майе проверить наши желания. Вопрос: Как развить такую жадность или желание? Ответ: Читая о желанной цели, как сейчас, мы начинаем с большим уважением относиться к ней. Глубже изучая писания, особенно «Чайтанья-чаритамриту», Шримад-Бхагаватам» и другие произведения ачарьев, мы начинаем больше думать о природе цели. Нам становится интересно, чего можем достичь мы и что испытывают те, кто дошел до конца пути. Когда человек слушает об удивительной природе своi ей цели, у него появляется желание ощутить это на личном опыте. Если не пытаться как можно больше слушать о доступных возможностях, то ежедневная рутина будет постоянно отвлекать наше внимание. Вследствие этого можно потерять решимость. Не сосредоточившись на святом имени, мы не познаем его необычайных качеств. Если материальный мир будет все с той же силой привлекать нас, духовная жадность не разовьется. Мы будем слишком погружены во временные материальные дела.

Именно поэтому человек в определенной степени должен быть недоволен своим прежним положением, тогда он сможет ускорить свой прогресс. Несчастны те, кого слишком сильно привлекает материальная природа. Они терпят неудачу и страдают из-за того, что отождествляют себя со страданиями. Слишком сильное отвращение к материальному миру является излишним, но нельзя обойтись без естественного неприятия материи. Такое отношение помогает нам установить связь со своими изначальными намой, руной, гунами и лилами. В противном случае мы не сможем разорвать связь с иллюзорными характеристиками, являющимися причиной наших страданий. Мы будем сохранять временные наму, рупу, гуны и лилы и находиться под их влиянием.

Кришна Сам иногда устраивает так, что материальная жизнь становится невыносимой, чтобы мы смогли понять временность того, что нас окружает. Иногда он вмешивается в жизнь человека настолько, что рушатся нее его материальные планы. Многие начинающие преданные, приходя в сознание Кришны, думают, что станут чистыми преданными через полгода. Но к седьмому месяцу они полностью утрачивают энтузиазм, а к восьмому ощущают пустоту и скуку. Они не знают, что делать дальше. Иногда даже спустя несколько лет такие преданные оставляют движение и погружаются в грубые чувственные наслаждения. Начинают пить или искать так называемые материальные удовольствия, пока наконец не поймут; «Ну и что? Л несчастен и неудовлетворен. Мне ужасно скучно. Все говорят только о деньгах и своих бесконечных проблемах. Где прасад? Где Божества и преданные? Где праздники?» Сотни преданных пережили то же самое, прежде чем поняли, что вайшнавы - их настоящая семья.

Когда вы приходите в гости к родственникам-материалистам, вам становится очень скучно. По семь часов в день они смотрят телевизор и едят отвратительные продукты. Спят по четырнадцать часов в день и жалуются на все вокруг. Редко моются. Вы пытаетесь что-то приготовить на кухне, но вдруг кто-нибудь заходит и начинает есть бхогу прямо из кастрюли. Вы проводите арати, но заходит еще кто-нибудь и включает радио на полную мощность. Вскоре вы начинаете задумываться, зачем вы вообще сюда приехали. Тем не менее, иногда преданным приходится пережить это.

Некоторые бросаются в другую крайность. Они находят квартиру и поселяются там в одиночестве, надеясь обрести покой. И оказываются наедине со стенами. Человек не может жить без общения и отношений с другими людьми. Первые пять дней он спит по десять часов, ест по семь раз в день, но вскоре пресыщается одиночеством. Но некоторым все-таки нужен такой опыт, чтобы по-настоящему оценить преданное служение.

Именно поэтому ведическая система устроена так, чтобы человек приобрел разносторонний опыт. Например, в детстве он должен жить в ашраме гуру как брахмачари. Позднее он становится грихастхой, которому придется заниматься различными делами. Это подготовит его к ванапрастхе, а позднее и к санньясе. К тому времени человек уже пройдет через различные виды отношений и экономического процветания, произведет на свет детей. Все уже позади, и теперь можно глубже погрузиться в сознание Кришны. На данной стадии сделать это намного легче, поскольку человеку не о чем сожалеть. Когда майя пытается прорваться в его ум, он просто выбрасывает ее прочь, потому что прекрасно понимает последствия. И наоборот, печально видеть санньяси, который в возрасте пятидесяти лет ищет жену. Совершенно неожиданно майя набрасывается на него и напоминает об упущенном опыте. Кого-то внезапно привлекают деньги, и человек отклоняется от цели. Пока бхакти в наших сердцах не созреет, множество материальных желаний все еще могут заявить о себе.

Есть надежда, что мы избавились от этих желаний и прошлых жизнях. Если преданный очень решителен, он может получить особую милость, но большинство из нас чем только ни занимались в прошлых жизнях. Кто-то жил на райских планетах, а кто-то был полубогом. Одни жили и Гималаях, а другие были гандхарвами или видьядхарами. Чаще всего человек бывает очень решителен, если он многое повидал на своем веку, и потому его уже не привлекает внешняя мишура. Он хочет ощутить высший вкус, и его не удовлетворяет обычная жизнь. Кто-то может желать стать прославленным музыкантом настолько, что не будет счастлив до тех пор, пока его желание не исполнится. Но на это может уйти не одна жизнь.

Но в Кали-югу возможно получить особую милость. Господь Нитьянанда знает, что мы не имеем хороших качеств и нас привлекает так много вещей. Если мы просто примем прибежище в святом имени и будем стараться обуздать ум, мы получим особую милость, которая поможет преодолеть все препятствия. Вкус постепенно приходит благодаря простому стремлению общаться с теми, кто обладает решительностью и сам имеет вкус. Избегая оскорблений и стараясь не завидовать возвышенным преданным, мы увидим, что наши собственные качества станут лучше и материальные соблазны утратят привлекательность. С другой стороны, общение с преданными, сильно привязанными к тому или иному чувственному наслаждению, будет подливать масло в огонь ваших собственных желаний до тех пор, пока в вас самих не разовьется аналогичная привязанность. Такова сила общения. Некоторые преданные, полностью отказавшись от одурманивающих веществ, не могут сдержаться и совершенно неожиданно возвращаются к старым привычкам из-за общения с полупреданными, которые время от времени принимают эти вещества.

Общение очень важно из-за большого количества моделей, дремлющих внутри нас.

Дремлет не только бхакти, но и старые желания наслаждать чувства, которые могут так или иначе проявиться. Мы должны быть в достаточной степени «жадными» и постоянно напоминать себе о том, какие сокровища ожидают нас. Именно поэтому слушание и повторение так важны. Если не слушать и не читать, со временем мы потеряем направление. У нас пропадет желание повторять мантру, а затем и желание освободиться от влияния майи. В наши дни существует столько технических приспособлений, с помощью которых можно еще больше погрузиться в повторение и слушание святого имени. У нас так много книг, а если вы не умеете читать, есть множество других способов слушать. Легко и просто вы окажетесь в обществе Прабхупады, гуру и преданных благодаря видеои аудиозаписям. В прежние времена таких возможностей не существовало. Когда появилось Международное общество сознания Кришны (ИСККОН), у нас были всего одна - две книги. Теперь благодаря компьютерной программе Vedabaseможно без труда отыскать все, что нам нужно. Более того, в наши дни на аудиои видеокассетах доступно столько рассказов преданных, в которых они делятся собственным духовным опытом.

Когда-то большинству членов нашего движения было по восемнадцать - двадцать лет. В те времена преданный, которому исполнилось двадцать шесть или двадцать семь лет, уже считался старшим, хотя и прочел только «Бхагавад-гиту», «Шри Ишопанишад» и несколько песен «Бхагаватам». Теперь у нас есть преданные, которые не один раз прочитали весь «Бхагаватам» и прекрасно разбираются в шастрах. Б нашем движении есть брахманы, способные без запинки цитировать стихи из различных писаний. Это так удивительно. Все мы имеем возможность принять прибежище в писаниях и процессе преданного служения. Если мы до сих пор не сделали этого, можно прийти к выводу, что временный материальный мир нее еще чересчур сильно привлекает нас. В таком случае мы должны либо усердно молиться Кришне и просить по мочь нам избавиться от этих желаний, либо поддаться им и надеяться, что что-то поможет нам избавиться от них, прежде чем смерть постучится в нашу дверь. Вероятно, нам просто придется идти на поводу ума и чувств, пока мы не приобретем соответствующий опыт и не разочаруемся. Возможно, что тогда мы, наконец, сможем по-настоящему оценить общение с преданными и повторять святое имя в чистом сознании. Некоторые начинают ценить общение с преданными после того, как на долгое время теряют эту возможность. Представьте себе, что вас посадили в тюрьму или вы оказались в другой ситуации, где у вас нет возможности повторять мантру. Вы будете страстно желать снова взять в руки четки и повторять святое имя. Или вы можете оказаться в ситуации, когда вам придется скрывать от окружающих, что вы повторяете мантру. Вам придется запираться, выходить на улицу или находить другие способы тайно повторять святое имя. Позднее, попав в общество преданных, вы сможете испытать истинное удовольствие.

Когда-то в прошлом я путешествовал на поездах по бывшим коммунистическим странам и мне приходилось запираться в туалете и повторять мантру там, чтобы меня не поймали. В те времена человека могли арестовать за ношение книг или за проповедь, поэтому приходилось быть осторожным. Моя темная кожа и так казалась подозрительной, поэтому за мной постоянно следили.

Я тогда был очень энергичным и мог повторять мантру только стоя. Попытайтесь представить себе, чтобы в те времена иностранцу позволили повторять мантру на улице. Я тогда повторял по сорок два круга в день, то есть должен был находить продолжительные промежутки времени и место, где бы я мог повторять. Л запирался в грязном туалете на три-четыре часа и просто повторял мантру. Но, преодолевая эти трудности, я получал еще большее удовольствие от повторения святого имени. Люди стучали в дверь, а я продолжал повторять. Иногда я делал вид, что туалет сломался, а через два или три часа выходил оттуда, как ни в чем не бывало.

Туалеты были ужасными, но я испытывал наслаждение, я хотел установить связь со святым именем, понимая, что это единственное, что у меня есть. У меня не было возможности проводить арати, поклоняться Божествам или общаться с преданными. Была только мантра и книги. Иногда спустя три-четыре часа я встречался с преданными, и на следующий день или в тот же вечер мы вместе проводили программу, но до этой минуты я был наедине со святым именем. Вследствие этого я отдавал все силы повторению.

Кришна может все для нас устроить, если просить Его помочь нам расти и по-настоящему хотеть этого. Он будет помогать нам все больше и больше. Если просить Кришну о помощи, повторяя Его имя, но в действительности не хотеть получить ее, она не проявится. Мы - свои же злейшие враги. Харидас Тхакур пытается сказать нам, что с редство и цель в действительности не отличаются друг от друга. Со временем начинаешь понимать это все лучше. Из-за сопровождающих Кали-югу проблем Господь подносит это прямо к нашим глазам и лишь немного прикрывает, чтобы мы могли постепенно обнаружить это сокровище и насладиться нектаром.

 

 

Глава Третья

 

 

Когда Господь Чайтанья просит Харидаса Тхакура описать намабхасу, ипи повторение святого имени на очистительной стадии, сердце великого преданного вновь переполняется экстатическими эмоциями. «Милосердный Господь Чайтанья протянул Свои лотосные руки и поднял Шрилу Харидаса» («Харинама Чинтамани», 19). Взаимные чувства между Махапрабху и Его преданным поражают воображение. Услышав просьбу Господа, Харидас Тхакур чувствует себя абсолютно недостойным, но в то же время считает, что ему необычайно повезло иметь возможность поделиться этим знанием и послужить Господу. Эта удивительная беседа позволяет каждому из нас внимать наставлениям преданного нитья-сиддхи и Самого Кришны, говорящего устами Своего чистого слуги. Человеку редко выпадает удача установить связь со столь авторитетным источником знания, поэтому возможность услышать наставления непосредственно от Кришны и Его чистого преданного обладает для нас такой ценностью. Кришна и Его преданный способны прояснить всякую двойственность и заблуждения. Мы сможем избавиться от чувства двойственности лишь тогда, когда поймем, как должны поступать и почему нам следует исполнять те или иные обязанности.

Например, если вы решили поехать в другой город и желааете узнать, как туда добраться, нужно обратиться к человеку, который там часто бывает или живет. Аналогичным образом, своими наставлениями великие личности могут освободить нас от сомнений, потому что Кришна наделил их особой способностью - помочь нам установить связь с нашим вечным домом. Кроме того, они прекрасно знают, как лечить болезнь, которой заражают нас три гуны материальной природы. Мы должны всегда принимать такие наставления и наставления Шрилы Харидаса о святом имени. Уровень намабхасы

В третьей главе Шрила Харидас подробно объясняет уровень намабхасы, его преимущества и ограничения.

«Господь Кришна - всемогущее духовное солнце, и имя Его не отлично от Него Самого. Следовательно, святое имя подобно всесильному, сияющему солнцу, рассеивающему тьму майи и невежества… Но иногда облака и туман скрывают солнце от наших глаз. Джива окружена облаком анартх и туманом невежества. Они покрывалом заслоняют солнце святого имени, и джива утрачивает возможность видеть его. Солнце слишком велико, чтобы облако или туман могли скрыть его, но если перед дживой появляется препятствие, солнце исчезает из ее поля зрения». «Харинама Чинтамани», 19

Джива позволяет облакам закрыть святое имя и, хотя имя обладает невероятным могуществом, свобода воли, данная дживе, позволяет ей установить временную связь с различными аспектами иллюзии. Анартхи не дают дживе почувствовать вкус отношений с Кришной и святым именем. Шрила Харидас называет эти препятствия облаками и туманом, которые мешают душе увидеть истину. Причиной сохранения такой ситуации являются невежество и в особенности анартхи. Когда мы приобретаем знания и постепенно освобождаемся от анартх, солнце предстает перед нами во всем своем сиянии и могуществе. Но начинающие преданные склонны преуменьшать серьезность скрывающих солнце облаков и тумана и даже совершают поступки, усиливающие действие анартх. Облака анартх

Харидас Тхакур разделяет облака анартх на три группы. Первое облако - это асат-тришна, жажда или стремление к иллюзорным вещам. Это облако порождается желаниями так называемых материальных приобретений, временных, относительных и нереальных. Нам часто кажется, что мы нуждаемся в этих вещах, хотя они всегда временны. Второе облако - это хридая-даурбапьям, слабость сердца и ума. Мы, несомненно, желаем чистоты, самопознания и самоотверженного служения, но слабость указывает на то, что нездоровые желания намного превосходят желания позитивные. К тому же Кришна принимает во внимание совокупность желаний человека. Преобладание нездоровых желаний приведет к неблагоприятным последствиям, ибо Господь в сердце постоянно наблюдает за сознанием живого существа. Если желание наслаждать чувства сильнее желания преданного служить Господу, то и вокруг нас, и в уме будут происходить неблагоприятные события. Третье облако- это анартхи, или оскорбления. Анартхи являются причиной страданий дживы. Увядающий росток

Почему росток преданного служения не расцветает, несмотря на то, что преданный выглядит решительным, молится и так или иначе следует принципам? У человека, который не понимает истинной причины застоя, могут появиться сомнения в действенности процесса, и он начнет искать оправдания сойти с легкого пути преданного служения. Преданный может даже обвинить во всем Кришну. Он может решить, что причина застоя или падения - в неэффективности процесса, но в действительности падение говорит о могуществе процесса. Он настолько эффективен, что человек не может долго оставаться притворщиком. Кроме того, падение должно напомнить о том, что Кришна постоянно наблюдает за нами и лично поправляет любую ситуацию. Падение указывает на возникшие отклонения, вследствие которых человек начинает пренебрегать путем бхакти.

Преобладание гьяна-мишра бхакти, йога-мишра бхакти и карма-мишра бхакти оскверняет росток преданного служения, и он ослабевает, увядает, а иногда временно погибает. Если лекарство ни усугубляет, ни улучшает состояние ослабшего ростка, значит оно неэффективно. Сильнодействующее лекарство должно подействовать мгновенно. С другой стороны, если у нас есть хорошее лекарство, но мы не принимаем его правильно, болезнь будет прогрессировать. Эти факторы помогают определить эффективность лекарства.

Если бы своевольный преданный, и внутренне и внешне отклоняющийся от верного пути, обладал тем же уровнем сознания, что и преданный, всегда принимающий прибежище у садху, шастр и гуру, можно было бы сделать вывод, что данный процесс - лишь чьи-то выдумки или сентименты и что нам следует найти другой путь. Но процесс действует, и росток растет, если мы защищаем и поливаем его. Видя, что росток увядает, нужно тотчас же обратиться к наставлениям Харидаса Тхакура и искоренить анартхи и апарадхи. В сердце каждого из нас множество сорняков, и, постоянно наблюдая за тем, что происходит в нем, мы сможем от них избавиться.

 

Постоянный рост

Мы должны постоянно расти, становиться более зрелыми и учиться уважать и ценить то, что подарили нам великие предшественники. Мы должны настолько погрузиться в духовную науку, что, читая книги, мы уже не будем считать написанное в них древней мифологией. Невозможно месяцами и годами заниматься преданным служением, не развив определенного вкуса к нему, ведь в противном случае будет развиваться вкус к материальным наслаждениям. Преданный не может все время подавлять желания: он должен по-настоящему созреть и раскрыться. Иногда мы храним свои подавленные желания из-за недостатка настойчивости и неправильного следования науке преданного служения; но со временем они выйдут из-под контроля из-за того, что мы подавляли их вместо того, чтобы искоренить полностью. Нездоровые желания могут проявиться так сильно, что заставят нас отойти от преданного служения. Если они не будут сильно одолевать нас, можно оставаться на пути преданного служения, но служить лишь внешне. Сознание Кришны превратится в обычную религию, и мы больше не будем утруждать себя служением.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!