Размышления о сакральных истинах 4 страница



Но любовь означает стремление доставить удовольствие объекту любви и готовность пренебречь личными удобствами ради его удовлетворения. Мы можем продолжать служить, но из-за недостатка вкуса и веры будем служить механически, не делая ничего из того, что нам не нравится. Мы всегда проповедуем, что преданные должны заботиться о теле, чтобы продолжать служение, но у нас - не обычная религия, и личное удобство не является нашей главной целью. Наш процесс необычен даже для ведической культуры, и мы не считаем варнашрама-дхарму своей целью. Мы не хотим просто быть верными членами могущественной организации, а, напротив, хотим познать духовную науку настолько, что сама наша жизнь станет проповедью. Мы хотим, чтобы людей поражала наша преданность. Если преданные будут настоящими и искренними, семьи - крепкими, а их духовные и физические потребности будут удовлетворены, культура преданного служения привлечет внимание людей. Очень важно, чтобы все увидели, как духовная забота, направленная на тех, с кем мы общаемся непосредственно, распространяется дальше. Б первую очередь, необходимо повлиять на свои семьи и друзей, чтобы оказать влияние на общество. Если мы не поможем самим себе, как сможем мы исполнить завет великих ачарьев и помочь им изменить этот мир? Самбандха - это основа

Перед тем, как с головой окунуться в глубины намабхасы, Шрила Харидас объясняет, что наставник обязан посвятить преданного в правильное понимание самбандхи. Не имея ясного понимания своей сущности и взаимоотношений с Кришной, можно построить дом без фундамента. Можно растратить все силы на строительство самой великолепной башни в мире, но, если цокольный этаж и перекрытия недостаточно устойчивы, внешне роскошное здание может рухнуть в любую секунду. Не имея должного понимания самбандхи, преданный не поймет абхидхею и прайоджану. Могущество святого имени

Показав, что самбандха - это надежный фундамент, Шрила Харидас переходит к намабхасе.

«Поистине, намабхаса - одна из величайших добродетелей дживы. Она приносит ей больше благ, чем религиозность, обеты, йога, жертвоприношения и т. п. вместе взятые». «Харинама Чинтамани», 22

Несмотря на то, что на этом уровне повторение святого имени все еще осквернено анартхами, намабхаса в силах одарить нас большими благами и благословениями, чем все другие виды благочестивой деятельности вместе взятые. Такова сила святого имени, пришедшего прямо из духовного мира: голокера према-дхана хари-нама-санкиртана рати на джанмило кене тайа самсара-бишанале диба ниши хийа джвале джураите на коину упайа

«Сокровище святого имени Бога пришло из духовного мира Голоки Вриндаваны, проявившись в этом мире в образе движения санкиртаны, повторения святых имен Господа Хари. Почему оно не привлекает меня? Денно и нощно меня мучает яд материального существования, но я до сих пор отказываюсь принять противоядие». «Ишта-деве-вигьяпати», 2

Святое имя - это кратчайший путь в духовный мир. Посыпая кому-нибудь сообщение по факсу, мы не всегда сразу получаем ответ, но наше послание уже достигло цели. На уровне намабхасы святое имя не проявлено в полной мере, но мы устанавливаем с ним настоящую связь. На этом уровне повторение не является совершенным, но святое имя настолько могущественно, что следует с должным почтением относиться к нему и к тем, кто его повторяет. Четыре настроения в намабхасе

«Четыре настроения в намабхасе - это санкета (ненамеренное повторение), парихаса (повторение с насмешкой), стома (неуважительное) и хела (пренебрежительное повторение)». «Харинама Чинтамани», 22 Настроение сан кета

Харидас Тхакур разделяет это настроение на две категории:

«(1) Когда человек произносит имя Господа Вишну, но имеет материальные представления о нем, и (2) когда человек, желая сказать что-то другое, произносит святое имя и так или иначе слышит этот трансцендентный звук». «Харинама Чинтамани», 22

Человек, имеющий неправильные представления о святом имени, может повторять его, чтобы развить отношения с полубогами, изменить свою карму, разбогатеть или уничтожить врагов, но даже в этом случае он получает определенное благо. Он соприкасается со святым именем и его энергией, хотя и не осознает этого. Далее Шрила Харидас приводит пример такого повторения:

«Яваны едят коров, но, несмотря на это, могут достичь освобождения, произнося «харам», простое слово на языке урду, звучание которого совпадает с именем Господа Кришны. При повторении в настроении санкета-намабхаса могущество святого имени не уменьшается». «Харинама Чинтамани», 22-23

Повторяя это слово, человек может получить благо и даже освобождение, но не чистую любовь к Богу. Святое имя настолько могущественно, что даже произнесение слова «харам» сравнимо с обращением к Господу и приносит благо. Внешне случайное произнесение святого имени указывает на особую благоприятную карму человека. Настроение парихаса

Второй тип настроения, парихаса, тоже может привести к освобождению. Джарасандха и Шишупала повторяли имя Господа с насмешкой и издевкой, но получили освобождение.

Даже невнимательное и неуважительное повторение приводит к освобождению от материальных страданий. Намабхаса может очистить любого; низкорожденные, такие как млеччхи, закоренелые материалисты и лентяи могут воспользоваться этой возможностью и получить освобождение». «Харинама Чинтамани», 23

Святое имя можно повторять двумя способами: с верой и пренебрежительно. «Повторение с верой, которое все еще сопровождается некоторыми анартхами, называется шраддха-намой, как. Ты Сам объяснил, мой Господь. Истинная шраддха (вера) отсутствует в четырех настроениях намабхасы, и санкета имеет слабый оттенок пренебрежения. Но даже хела-намабхаса (пренебрежительное повторение) приводит к освобождению, не говоря уже о повторении с верой". «Харинама Чинтамани», 23

Невозможно в полной мере понять благо, приносимое святым именем, не имея глубокой веры. «Намабхаса способна принести какое угодно благо, за исключением кришна-премы» («Харинама Чинтамани», 23). На этом уровне можно получить освобождение, мистические силы и богатство, хотя личная карма человека также влияет на результат. Намабхаса предлагает человеку разнообразные плоды, но не дает кришна-премы, или чистого имени. Когда Шрила Харидас принялся прославлять намабхасу. Гопала Чакраварти не сдержался и пришел В такой гнев, что начал изо всех сил критиковать Шрилу Харидаса. Харидас Тхакур открыто заявил, что освобождение становится достижимо даже на уровне намабхасы, но Гопала Чакраварти посчитал эти слова простыми сентиментами. Он был убежден, что для освобождения нужно совершать бесконечные ягьи и аскетические подвиги в течение многих жизней и, услышав слова Харидаса, пришел в ярость. Тем не менее, мы считаем, что объяснение намабхасы Шрилой Харидасом является совершенным. Два вида намабхасы

Далее Шрила Харидас Тхакур описывает два вида намабхасы: чхая и пратибимба.

Писания изобилуют словами намабхаса, вайшнава-абхаса, шраддха-абхаса, рати-абхаса, према-абхаса, мукти-абхаса и т. п. Суффикс «абхаса» имеет особое значение и применяется в различных ситуациях… В действительности, абхаса (слабое или неразличимое присутствие чего-либо) бывает двух видов: сварупа-абхаса и пратибимба-абхаса. Сварупа-абхаса - это частичное проникновение света; например, свет солнца присутствует и в облачный день, но полное сияние солнца скрыто облаками». «Харинама Чинтамани», 24

Мы ощутим присутствие сияющего имени в полной мере, если просто разгоним облака ложного эго, невежества, апарадх и анартх.

«С другой стороны, пратибимба-абхаса - это искаженное отражение реального предмета, так же как искажается солнечный свет, отражаясь от поверхности воды. Искаженное отражение дает неточное представление об источнике света. Когда лучи святого имени отражаются от поверхности озера философии майявады, даруя повторяющему майявади саюджьямукти, это значит, что человек повторяет пратибимба-намабхасу». «Харинама Чинтамани», 24

Вторая категория намного опасней, чем первая, так как при таком повторении преданный может даже покинуть прибежище святого имени. Шрила Харидас предупреждает об опасности майявады, которая преуменьшает важность Верховной Личности Бога и нашей вечной личности. Она отводит на второй план вечные отношения, обязанности и служение, присущие нам в духовном мире. Если в сознании человека присутствует склонность к майяваде, он не достигнет высшей цели. Нужно тщательно избегать людей, чье оскверненное сознание может воспрепятствовать благоприятному общению со святым именем.

«Оскорбления, совершаемые человеком, увеличиваются, когда он повторяет пратибимба-намабхасу. Майявади считают имя Господа Кришны, Его образ, качества и лилы иллюзорными, ложными, временными и оскверненными». «Харинама Чинтамани», 25

На самом деле такие люди не хотят постичь Кришну. Они могут исполнять основные предписания Бед, но не видеть конечную цель и неправильно понимать высшую сиддханту.

 

Повторение святого имени обладает большой силой, и намабхаса способна привести человека к преме, но если его сознание осквернено пратибимбой, он со временем падет.

«Я склоняюсь перед удачливой душой, сумевшей прекратить совершать намапарадхи, оскорбления святого имени, на уровне намабхасы. Уровень намабхасы намного превосходит уровни знания и благочестивой деятельности. Если позднее шраддха перейдет в рати, или привязанность, и будет также свободна от оскорблений, она постепенно приведет к чистому повторению святого имени». «Харинама Чинтамани», 23 Харидас Тхакур завершает этот раздел словами:

«Старательно избегайте общения с майявади! Служите тем, кто стремится к чистому повторению святого имени! О Господь Чайтанья, таков Твой наказ, и удачливы те, кто его исполняет. Негодяи, не признающие важность этого наставления и не повинующиеся ему, будут вечно страдать. О мой Господь, благослови меня и дай мне силы отказаться от дурного общения и принять прибежище у Твоих лотос ных стоп. Иного пути нет». «Харинама Чинтамани», 27 Вопросы и ответы Вопрос: Объясните, пожалуйста, почему говорят, что уровень намабхасы превосходит уровни религиозности, обетов, изучения Бед, йоги и жертвоприношений вместе взятых. Ответ: Да, это говорят о чхая-намабхасе, или «слабой тени святого имени», свободном от оскорблений, но пока не чистом повторении. В Сканда-пуране сказано: «Господь Хари вложил в Свои святые имена способность приносить благо и уничтожать грехи, которую имеют благотворительность, обеты, аскетичность, паломничества, полубоги, великие святые, раджасуя-ягья, ашвамедха-ягья и изучение трансцендентной науки вместе взятые». Среди благ, которые приносит намабхаса, находятся плоды благочестивых религиозных поступков, аскетичности и йоги, такие как чувственные наслаждения, освобождение и мистические силы.

Все благочестивые дела материальны; они - лишь средство достижения цели. Когда цель достигнута, потребность в средстве пропадает. Но святое имя Господа Хари духовно. Святое имя может быть средством достижения цели, но когда человек достигает этой цели, он понимает, что святое имя и есть цель. Святое имя Господа Кришны - прибежище всех остальных составляющих (анг) преданного служения.

Несмотря на все упомянутые благословения, не следует «бывать, что намабхаса не приводит к чистой любви к Господу Кришне, высшей цели жизни. Поэтому, повторяя святое имя и стараясь избегать оскорблений, молитесь о милости развить сильную веру и влечение, благодаря которым в наших сердцах воссияет солнце чистого святого имени. Вопрос: Сахаджии и майявади тоже повторяют святые имена. Все ли они повторяют намабхасу? Чье повторение имеет большую силу? Ответ: В определенном смысле, повторение сахаджиев и майявади можно отнести к пратибимба-намабхасе (отражению святого имени), ибо они стремятся к материальным наслаждениям или безличному освобождению. Но часто пратибимба-намабхаса превращается в нама-апарадху. Шрила Бхактисиддханта Тхакур объясняет, что сахаджии повторяют лучше, чем майявади, хотя и те, и другие наносят оскорбления. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо подробно охарактеризовать обе группы.

Сахаджия - это разновидность начинающего преданного Кришны, который интересуется только личными лилами Кришны и не обращает внимания на деяния преданных. У него нет надежного фундамента самбандхи, так как он пренебрегает изучением ведических писаний и не следует ваиддхи-маргу, пути регулируемого преданного служения. Такие люди считают, что они самопроизвольно поднялись до высшего уровня бхакти, и потому подражают супружеским лилам Кришны. Так, прикрываясь преданным служением, сахаджии развивают в себе привязанность к различным греховным занятиям, таким как незаконный секс, наркотики, алкоголь и т. п. Сахаджиев можно увидеть во Вриндаване - у них есть четки, но также десятки женщин и трубка для курения марихуаны.

Сахаджии не повторяют святые имена, но часто придумывают собственные мантры, не одобренные садху и шастрами. Повторяя их, они устраивают спектакль из признаков экстаза, таких как плач, дрожь, катание по земле, являющихся лишь дешевым подражанием истинным признакам возвышенного преданного служения. Такое поведение лишь приводит в замешательство начинающих преданных. Не следует забывать, что сахаджии представляют собой большую угрозу истинному бхакти, так как своим поведением подражают поступкам возвышенного преданного. Но для сахаджиев не все потеряно, потому что, встретив чистого преданного, они могут перестать притворяться и по-настоящему полюбить Кришну.

В «Шримад-Бхагаватам» (2.3.24) объясняется положение таких лжепреданных: тад ашма-сарам хридаям батедам яд грихьяманайр хари-нама-дхеяйх на викрийетатха яда викаро нетре джалам гатра-рухешу харшах

«Если, сосредоточенно повторяя святое имя Господа, человек не испытывает экстаза, если его глаза не наполняются слезами, а волосы не встают дыбом, значит, его сердце заковано в железо».

Сахаджии имитируют признаки любви к Богу, но их сердце остается каменным, потому что они не следуют авторитетному методу очищения сердца. По этой причине сахаждии повторяют святое имя на уровне намапарадхи, так как критикуют преданных Господа, не почитают ведические писания, по-своему истолковывают святые имена и продолжают грешить.

Сахаджии, по крайней мере, считают Кришну Верховной Личностью Бога, но майявади полагают, что каждый человек - Бог. Они заявляют: «полубоги есть Бог, я - Бог, и ты - Бог». Они заявляют, что можно обрести освобождение, повторяя любое имя. Но на самом деле только святое имя Верховного Господа позволяет развить чистую любовь. Санньяси-майявади не поют и не танцуют, считая эти занятия сентиментальными. Иногда они повторяют маха-мантру Харе Кришна, но их целью является освобождение.

Майявади очень гордятся глубоким изучением Веданты. Они уверены, что самое главное занятие - изучение Веданты, и потому их не привлекает повторение святого имени. Преданный должен понимать, что важно знать философию Веданты и повторять святые имена. Если, изучая ведические писания, человек становится имперсоналистом, значит, он не постиг истинный смысл Вед.

Далее в этой книге мы покажем, каким образом неоскорбительное повторение приводит к памятованию образа Господа и Его лил. Но поскольку майявади не верят в то, что Господь имеет форму и лилы, они не в силах думать ни о том, ни о другом. Они считают, что это майя, иллюзия. Майявади приравнивают святое имя Верховного Господа к именам полубогов, критикуют вайшнавов и утверждают, что повторение святых имен - всего лишь благочестивая деятельность. Поэтому Шрила Харидас Тхакур объясняет, что майявади повторяют святое имя в пратибимба-намабхасе, что является серьезной апарадхой, и такое повторение никак нельзя отнести к категории намабхасы. Они произносят святое имя, но для них закрыт доступ к его истинному могуществу.

Б конце этой главы Шри Чайтанья Махапрабху и Харидас Тхакур запрещают слушать философов-майявади. Если молока коснулась змея, оно становится ядовитым. Аналогичным образом, когда человек слушает, как майявади повторяют святые имена, его духовная жизнь отравляется, и он перестает прогрессировать. Мы всегда должны вспоминать об этом, когда возникает вопрос о повторении иных имен. Повторение святого имени Кришны превосходит повторение любых других имен.

Аналогичным образом, рекомендуется избегать общения с сахаджиями. Общение с ними превращает трансцендентное преданное служение Господу Кришне в чувственное наслаждение, а когда в сознании преданного поселяется желание наслаждать чувства, оно оскверняется. Преданный не может думать о Кришне, обладая материалистичным сознанием.

Мы должны старательно избегать такого общения, особенно когда путешествуем по святым местам Индии. Во Вриндаване и других местах паломничества поселяются материалисты, санньяси-майявади, пракрита-сахаджии, умствующие философы и другие люди, преследующие материальные цели. Многие из них приезжают туда, чтобы, прося милостыню, поправить свое финансовое положение. Нам нельзя общаться с ними. Шрила Рупа Госвами описывает шесть видов правильного общения с преданными: дарить подарки, принимать подарки, принимать прасад, угощать прасадом, делиться сокровенным и задавать сокровенные вопросы.

Мы должны заглянуть вглубь себя и понять, не скрывается ли в наших сердцах склонность к майяваде или сахаджии. Хочу ли я использовать Кришну для собственного наслаждения или хочу быть Его смиренным слугой? Хочу ли я стать Богом или служить Ему? Повторяю ли я Харе Кришна для того, чтобы получить утонченное чувственное наслаждение и достичь освобождения, или для того, чтобы достичь чистой любви?

Шрила Джива Госвами предупреждает о том, что мнить себя спутником Верховного Господа, не следуя по стопам гопи, столь же оскорбительно, как и считать себя Всевышним. Это апарадха. Но в повторении святого имени сахаджии занимают более благоприятное положение, потому что, по крайней мере, они не отрицают, что Кришна- это Верховный Господь, но имперсоналисты - это безнадежные атеисты. К несчастью, и те, и другие уводят людей в сторону от настоящего преданного служения.

 

 

Глава Четвертая

 

 

Б четвертой главе Шрила Харидас перечисляет десять оскорблений святого имени и вслед за этим подробно разбирает первое оскорбление. До самого конца «Харинама Чинтамани» Шрила Харидас будет удивительнейшим образом разъяснять каждое из десяти оскорблений. Каждое утро перед чтение мантры мы вспоминаем эти оскорбления, но из-за постоянного повторения глубокое понимание их смысла может притупиться. Следует помнить, что эти опасные оскорбления не позволяют повторению святых имен действовать в полную силу. Мы должны время от времени глубоко размышлять о них, чтобы понять, что происходит внутри нас и насколько мы освободились от этих апарадх. Когда пропадает вкус к повторению и становится сложно повторять мантру, необходимо отыскать причины, приведшие к этому. Почему, обращаясь к Кришне, мы чувствуем стыд? Какие элементы нашего сознания мешают нам предаться Ему и порождают безумие, из-за которого мы находимся в материальном мире? Кришна - наше единственное прибежище Шрила Харидас смиренно говорит: «О Господь, я скажу лишь то, что Ты захочешь. Я марионетка в Твоих руках. В писаниях перечислены десять оскорблений святого имени, и я очень боюсь этих оскорблений. Я перечислю их по очереди; пожалуйста, О Господь, надели меня силой не совершать их». «Харинама Чинтамани», 29

Перечислив десять оскорблений, Шрила Харидас начинает подробно объяснять первое оскорбление, которое совершает человек, критикующий или поносящий святую личность. Б первую очередь, он описывает двадцать шесть качеств садху, которые можно отнести к двум категориям: сварупа и татастха. Главным из них является принятие Господа Кришны единственным прибежищем; оно относится к категории сварупа-лакшана. Б сравнении с ним все остальные качества - лишь украшения, подчеркивающие истинную суть. Сварупа-лакшана - это главное качество и истинная природа дживы. Поэтому наиболее важной характеристикой настоящего вайшнава является принятие Господа Кришны в качестве единственного прибежища. Остальные качества, например, милосердие, терпение, правдивость или сострадание, лишь украшают вайшнава. Украшения не имеют большого смысла, если они не украшают кого-нибудь. Но когда их надевают, они приобретают большую ценность. Шрила Харидас понимает, как сложно в век Кали постичь истинную природу души и произвести все необходимые изменения. В прошлые эпохи совершенство достигалось с помощью медитации, поклонения в храме или ягьи, но в Кали-югу мы не способны достаточно хорошо следовать даже одному из девяти методов преданного служения. Даже один из этих методов может привести к любви к Богу, но мы занимаемся всеми девятью и все еще сталкиваемся с проблемами. К счастью, Харидас Тхакур вселяет в нас надежду, несмотря на то, что нас постоянно атакует Кали-юга. Святое имя - источник нашей надежды


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!