Размышления о сакральных истинах 8 страница



Ни в коем случае нельзя считать сознание Кришны явлением заурядным или обычным. Б его основе стоит не простая набожность, а прямое участие Кришны в жизни человека. Не давая Кришне проявиться через нас, мы совершаем оскорбление, которое затем превращается в оскорбление парампары, святого имени и людей, которым мы должны помогать. Думая и поступая приземленно, мы не даем Кришне проявиться в нашей жизни и изменить ее. Кришна показывает нам нужную дверь, и мы обязаны пройти через нее, чтобы приблизиться к Нему. Б конечном счете, все во власти Кришны и Его неотъемлемых частиц.

Гуру выступает посредником, помогающим ученику развить вечную любовь к Божественной Чете. Эта любовь не проявится правильно, если ученик что-то нарушает. Если ученик или гуру портят отношения, любовь не станет зрелой, и настоящего прогресса не будет. Поэтому отношениям между гуру и учеником уделяется столь большое внимание; мы больше не хотим на райские планеты, не хотим общаться с девами или обрести мокшу. Мы хотим покончить с этим раз и навсегда и, наконец, вернуться домой.

Кришна знает, что происходит у нас в сознании, и сколь ко жизней мы провели в иллюзии. Он протягивает нам руку помощи и надеется, что мы избавимся от оскорблений и иллюзии. Он помогает нам лично и через резкие слова гуру, чтобы к нам вернулся разум, и мы в полной мере ощутили Его любовь. Приуменьшение важности отношений между гуру и учеником наносит вред всей миссии. Мы все должны действовать как серьезные ученики и наставники, как дикша, так и шикша. Наши поступки и жизнь должны говорить и проповедовать за нас. Прабхупада говорил, что семейные люди, санньяси и другие ученики должны пройти необходимое обучение для того, чтобы стать гуру. Каждый из нас должен быть ачарьей и примером для других людей. Вопросы и ответы Вопрос: Мы принадлежим к международной организации, в которой приходится что-то менять в зависимости от времени, места и обстоятельств. Я пытаюсь заложить фундамент конституции ИСККОН и регулярно сталкиваюсь с подобными проблемами. Но в прежние ведические времена таких проблем не возникало. Как принять принцип нашей организации, который состоит в том, чтобы наша деятельность была направлена на высшую, международную цель? Ответ: Это на самом деле сложно. Нужно действовать, как барометр, и смотреть на нашу организацию, как на тело Прабхупады. Тело может заболеть или ослабеть. Насколько активна душа в теле? Нужно серьезно размышлять над такими вопросами и постоянно спрашивать себя: «А каких бы действий ожидал от нас Прабхупада?» И делать все от нас зависящее. Еспи у нас добрые намерения, и мы стараемся действовать согласно желаниям Шрилы Прабхупады, следуя его книгам и личному примеру, может быть, мы все еще будем совершать ошибки, но они не будут столь серьезными. Просто нужно постоянно спрашивать себя: «А какого подхода к решению этого вопроса ожидал бы от нас Шрила Прабхупада?»

Опасно чересчур сильно полагаться на разум или создавать общество на основе прошлых неудач. Можно придумать немало законов и правил, принимая во внимание прошлые неудачи, но это будет лишь уводить нас все дальше и дальше от самого важного. Мы начинаем находить различные объяснения и оправдания своим поступкам и говорим, что во всех организациях материального мира есть недостатки. Отталкиваясь в своем развитии от неудач и нарушений, мы не даем Господу по-настоящему проявиться в нашей жизни. Иногда стоит отказаться от кажущихся благоприятными решений, чтобы не утратить связи с трансцендентным. Наши действия могут показаться благоприятными с общественной или организационной точек зрения, но позднее проблема может проявиться в другой форме или сделанные изменения могут породить еще больше проблем. Именно поэтому, меняя что-либо, мы не должны забывать о том, что говорится в шастрах. Шастры также могут запутать современного человека, поскольку мы встречаем в них упоминания и одобрение различных видов деятельности. Однако это не так опасно, потому что, читая о таких видах деятельности, мы можем все трезво разобрать и прийти к собственным выводам. Ссылаясь на садху, шастры и гуру, можно идти по разным путям, и это допустимо, но мы должны со всей искренностью понять, одобряют шастры этот путь или нет, и приведет ли он к сознанию Кришны. Используя такой подход, госвами внимательно изучали шастры с различных точек зрения, но наибольшее внимание всегда уделялось прославлению Господа. Поощрение разнообразия может помочь быстрее прогрессировать и достичь больших результатов. Сейчас другие времена. Иногда на самом деле приходится что-то изменить, чтобы сохранить сущность, но после того, как перемена произошла, нужно внимательно проверить, не утратили ли мы заодно и сущность. Когда Прабхупаде задали этот вопрос, он сказал: «Это нелегко». Ачарья, возвышенная душа, может и должен вносить такие изменения, потому что его цель - добиться наибольшего эффекта. Все меняется потому, что сознание Кришны живое. Как не ошибиться, решая, какие перемены нужно сделать и когда?

Прабхупада говорит, что для этого нужно духовное понимание и что это нелегко. Мы являемся одной семьей, члены которой по-разному смотрят на некоторые вещи, и потому мы должны изо всех сил стараться понять, как Шрила Прабхупада поступил бы в той или иной ситуации. Изучив то, как он поступал в таких случаях, мы должны принять решение и сделать все от нас зависящее. Вопрос: Например, преданный получает дикшу от своего гуру, но, переехав в другой город или страну, ученик вынужден чаще обращаться за помощью к шикша-гуру. Сегодня мы читали, что дикша-гуру и шикша-гуру одинаково важны для преданного. Обязательно ли тогда получать дикша-посвящение, или можно просто получить шикшапосвящение? И согласны ли вы с тем, что в прошлом придавалось чересчур большое значение дикша-гуру? Ответ: Джи-Би-Си тоже пришли к выводу, что дикше придавалось слишком большое значение. Рассмотрев большинство из этих вопросов с практической точки зрения, можно легко найти решение. Б семье недостаточно иметь только отца. Такая семья не сможет правильно функционировать. В семье должны быть отец, мать, дяди, тети, братья, сестры, двоюродные братья и сестры. Каждый из родственников играет важную роль, потому что в некоторых областях дядя или бабушка могут дать ребенку больше, чем отец. Некоторые разводы в нашем движении происходят из-за того, муж и жена пытаются получить все, в чем они нуждаются, только друг от друга. Такую зависимость нельзя считать здоровой, потому что некоторые вещи мужчина может получить только от мужчины, а женщина - только от женщины. Сосредоточив все внимание на одном человеке, вы разочаруетесь сами и разочаруете свою вторую половину.

Для ученика также не очень хорошо учиться всему только у гуру, и гуру, который ставит ученика в такую зависимость, поступает не совсем верно. Гуру должен вдохновлять ученика учиться у других старших преданных, благодаря этому в нашем движении будет развиваться здоровая культура, а не культ. Обычно главные наставления ученику дает дикша-гуру, но Кришна может проявиться и через шикша-гуру. Приобретая больший опыт как духовные учителя, мы со временем избавляемся от чувства собственности в отношении учеников. Мы начинаем по-настоящему хотеть, чтобы наши ученики получали необходимую им помощь, и вдохновлять их принимать такую помощь, откуда бы она ни пришла. Мы должны радоваться, видя, как один преданный помогает другому духовно развиваться; но когда нам кажется, что наше положение ненадежно, мы начинаем думать, что только мы можем помогать другим. С другой стороны, мы принимаем и ценим отношения шикша, но нельзя приуменьшать значение посвящения, потому что во время него ученик становится членом семьи или миссии. Каждый духовный учитель проповедует по-своему, и у него есть ученики разного типа. Принимая прибежище у гуру, мы приобретаем не только отца, но и братьев, и сестер, с которыми тоже нужно развивать отношения, как с членами своей семьи. Нельзя забывать, что гуру тоже личность. В имперсональном смысле гуру один, но, в конечном счете, нужно понимать, что главная цель - это Кришна. Если шикша-гуру помогают преданному развивать любовь к Кришне, отец должен только радоваться. Вопрос: Бы говорили о том, как важно, чтобы духовный учитель обучал ученика лично. Б одной лекции Шрила Прабхупада тоже объясняет, что до того, как принять кого-то в ученики, гуру должен какое-то время понаблюдать за ним, а ученик, в свою очередь, понаблюдать за гуру. Но многие ученики Шрилы Прабхупады, пришедшие в движение достаточно поздно, не имели такой возможности. Ответ: Духовный учитель идет на риск. Основное правипо состоит в том, что человек должен очень хорошо изучить гуру и, решив стать его учеником, пытаться учиться у него и обращаться к гуру за помощью. Но если человек замечает, что его гуру отошел от истинного пути, то, правильно взвесив все за и против, он должен отвергнуть гуру. Гуру рискует во имя Кришны, но этот риск может повлечь за собой те или иные последствия. Б шастрах говорится, что тот, кто принимает учеников, но не способен помочь им духовно развиваться, будет наказан.

Почти все лидеры современного ИСККОН болеют. Отчасти это происходит из-за собственного физического, социального и духовного состояния человека, но в том числе и из-за учеников, которые так или иначе что-то нарушают. Подобные последствия являются одной из сторон жизни духовного учителя, но в любом случае гуру должен пытаться свести к минимуму число недостойных учеников. Поэтому, когда ученик из года в год продолжает нарушать что-то, несмотря на мои многочисленные предупреждения, я иногда посылаю ему письмо, в котором сообщаю, что больше не считаю его своим учеником. Все, что я получаю от своих учеников, я должен предлагать моему гуру, и, допуская или поощряя подобные нарушения и тем более предлагая их Прабхупаде, я приношу вред всей системе парампары.

Истинная любовь проявляется, когда мы помогаем преданному понять, что ему нужно изменить свою жизнь. Если ученик снова берет себя в руки, гуру может восстановить с ним отношения. Когда несколько лет назад я начал поступать таким образом, некоторых гуру это возмущало, но с выходом в свет «Харинама Чинтамани» стало ясно, какими должны быть отношения гуру и ученика. Они имеют право отрекаться друг от друга, если вторая сторона перестает правильно вести себя. Вопрос: Какая деятельность помогает укрепить веру в духовного учителя? Ответ: Прежде всего, духовный учитель должен поступать так, чтобы не порождать замешательство в уме ученика. Наш долг проповедовать. Мы не бхаджанананди, и должны делать все возможное для усиления совместной И индивидуальной проповеди. Мы, духовные учителя, должны действовать осторожно и не смущать начинающих преданных. Поэтому, когда мне кажется, что мои действия могут быть неправильно поняты, я объясняю, почему я поступил так, а не иначе. Иногда в Гита-нагари и возвращаюсь к себе в комнату после мангала-арати и, если моя пуджа Божествам затягивается, опаздываю на гуру-пуджу. Случается, что во время моих литературных марафонов, я прихожу не на все службы. Б такие моменты я обязан объяснить свое поведение, чтобы не запутать преданных и не приуменьшить истинных стандартов. Мы не должны забывать о высоких стандартах. Но у преданных в любом случае могут возникнуть сомнения, потому что мы всегда учим других на личном примере. Временами нужно проверять, не приводит ли наш личный пример преданных в замешательство и, если нужно, исправлять положение. Очевидно, что большинство слуг Прабхупады пали из-за того, что стали слишком фамильярными. Слуга видит, что гуру ест, спит или болеет, и начинает думать, что гуру - всего лишь пожилой человек. Не работая над собой, слуга падет. Хари Шаури Прабху сказал, что он постоянно читал книги, чтобы правильно понимать, кто такой гуру. Личным слуга гуру может утверждать, что у него не хватает времени на чтение книг из-за напряженного графика служения, но обычно такое заявление абсурдно. По-настоящему же лая читать, мы найдем на это время, хотя бы немного. Поступая искренне, мы сможем делать это с наибольшем отдачей. Находясь в правильном сознании, можно даже за полчаса глубоко проникнуться смыслом прочитанного. И наоборот, даже после шести часов чтения можно ничего не понять, если сознание осквернено. Б первые годы Движения иногда мы проповедовали так усердно, что было трудно найти время для чтения. Мы проводили долгие харинамы, спали в машинах, принимали душ на автозаправках и посвящали все свое время проповеди, но наслаждались любой возможностью послушать писания. Мы не предлагаем людям в наше время жить точно так же, но в те времена первопроходцев и аскез мы прогрессировали с необычайной скоростью.

Когда у преданного есть возможность следовать правильному распорядку дня: по два часа в день почитать прасад, по два часа омываться, пять часов читать и повторять гаятри по сорок пять минут, майя начинает наседать еще сильнее. Л считаю, что больше всего я прогрессировал, когда ради Шрилы Прабхупады шел на наибольший риск. Самое большое счастье я ощущал именно тогда, когда мне приходилось сталкиваться с трудностями, и я пытался по ступать так, чтобы удовлетворить Шрилу Прабхупаду.

Я просто продолжаю молиться Прабхупаде о том, чтобы быть полезным инструментом в его руках. Оказываясь в слишком хорошей ситуации, я просто начинаю размышлять о том, сколько беспокойств приносит человеку материальное тело. Мы не должны пытаться обманом заставить себя принять сознание Кришны, которое на самом деле представляет собой глубокую науку. Позволив Кришне принимать участие в нашей жизни, мы превзойдем собственные возможности. Иногда нужно просто идти на риск и полагаться на Кришну. Тогда Кришна удивительнейшим образом сделает все необходимое. Мы не раз были свидетелями таких событий.

 

 

Глава Седьмая

 

 

Четвертое оскорбление совершает тот, кто поносит ведическую литературу или литературу, следующую ведической традиции. Избегая оскорблений, мы сможем ощутить полное могущество святых имен. «Шрути-шастры (ведические писания), к которым относятся Упанишады, Пураны и дополняющие их произведения, вышли из уст Верховного Господа Кришны» («Харинама Чинтамани», 55). Не все писания исходят непосредственно из уст Бога. В других религиях великие святые или ученики преподносят писания согласно собственному восприятию. Например, библейские евангелия рассказаны Марком, Иоанном, Лукой и другими. Написаны бесчисленные комментарии к различным писаниям, но ведические писания даны нам Самим Богом. «Они содержат трансцендентное знание о том, что выходит за пределы восприятия материальных чувств, и постичь его можно только по милости Господа Кришны» («Харинама Чинтамани», 55). Следовательно, необходимо сделать естественный вывод, что все сказанное в Бедах надлежит принимать, не требуя доказательств, ибо Беды изошли непосредственно от Бога. Данная тема является весьма щекотливой, и ниже мы поднимем несколько спорных вопросов. Человеку присущи четыре недостатка

«Люди рождаются с четырьмя недостатками: они совершают ошибки, склонны впадать в иллюзию, обманывать других, и их чувства несовершенны» («Харинама Чинтамани», 55). Эти четыре недостатка усложняют понимание духовной литературы и мешают преданно служить Богу, но тело и ум человека неизбежно «украшены» ими. Однако, освободившись от этих недостатков, мы сможем яснее понять все стороны жизни. Кроме ясного понимания жизни мы научимся воспринимать и чувствовать более возвышенные уровни действительности. Когда чувства перестают причинять слишком много беспокойств, склонность обманывать уменьшается, и увеличивается понимание иллюзорности всего происходящего вокруг нас, и тогда у нас пропадает желание идти на поводу у иллюзии и обма на. С другой стороны, когда эти четыре недостатка управляют жизнью человека, он начинает критиковать не только писания, но и все остальные аспекты преданного служения. Литературное воплощение Кришны

«Беды содержат десять основных постулатов, первый из которых гласит, что доказательством, или основой истинного знания, являются Беды, а остальные девять рассеивают невежество и сообщают истинное трансцендентное знание» («Харинама Чинтамани», 56).

Первые три постулата относятся к Кришне, а три следующих - к дживе. Последние три разъясняют ачинтья-бхедабхеда-таттву, абхидхею и прайоджану. «В совокупности все основные заключения ведической философии говорят о чистом преданном служении, благодаря которому джива развивает чистую любовь к Богу. Если в каком-то конкретном случае возможно применить основные постулаты, подтверждающие науку сознания Кришны, не следует подменять их вторичными постулатами. Искусственное навязывание вторичных значений ведическим утверждениям является греховным и удаляет человека от понимания Абсолютной Истины". «Харинама Чинтамани», 59

К этому оскорблению также относятся манипулирование писаниями и неправильное их толкование.

«Если преданный развил привязанность к повторению святого имени, ему откроется смысл Бед, и со временем он достигнет Кришна-премы. Веды недвусмысленно заявляют, что, повторяя святое имя, человек испытывает экстатическое блаженство, ибо святое имя - источник всего. Кроме того, в Ведах объясняется, что все освобожденные души живут в духовном мире и всегда повторяют чистое имя Господа». «Харинама Чинтамани», 59

Шрила Харидас заканчивает эту главу такими словами: «Поэтому необходимо избегать оскорбления, заключающегося в поношении шрути, или писаний. Человек должен погрузиться в повторение святого имени. Если он неумышленно критикует шрути, ему следует искренне раскаяться и исправить свою ошибку, прославив шрути. Он должен с радостью и уважением провести поклонение ведическим писаниям и «Шримад-Бхагаватам» и поднести им цветы и листья Туласи. «Шримад-Бхагаватам» представляет собой квинтэссенцию учения Вед и литературное воплощение Господа Кришны. «Бхагаватам», безусловно, одарит милостью оскорбителя, ибо «Бхагаватам» - это океан милости. Пишь негодяи критикуют «Шримад-Бхагаватам». «Харинама Чинтамани», 61

Существует книга бхагавата и человек бхагавата. К обоим мы относимся очень серьезно. Мы считаем это произведение литературным воплощением Кришны. Шастры помогают нам понять садху и гуру и учат нас отличать чистое бхакти от мишра-бхакти. Помимо этого, писания помогают понять, какое поведение следует считать оскорбительным. Видя и оценивая все в свете писаний, мы можем развить правильное восприятие. Шастра означает «резать». Шастры разрубают невежество и помогают нам избавиться от склонности обманывать других, склонности впадать в иллюзию, склонности совершать ошибки и от несовершенных чувств. Они также рассказывают нам о материальном и духовном мирах. Неправильное толкование шастр

С незапамятных времен люди самым отвратительным образом отклонялись от шастр, утверждая, что подобная деятельность поощряется писаниями. Например, современный фанатизм, который в полной мере проявил себя 11 сентября, является плодом таких отклонений. Такие люди считают, что живут согласно самой сути Корана и что их Писание полностью одобряет необходимость убивать неверных. Действительно, в Коране упоминается об этом. Можно найти всевозможные высказывания, призывающие уничтожать людей, мешающих духовному развитию планеты или общества.

Б Южной Африке буры исказили Библию и объявили себя ее ярыми последователями, чтобы сохранить апартеид. Б Библии сказано: «Почитай отца и мать». Люди истолковывают эту заповедь, утверждая, что человек должен почитать лишь своих родителей, а не чужих. Такой тип мышления подразумевает, что нужно внимательно относиться к членам своей общины или расы, не придавая большого значения другим. Б данном случае, они вырывают, казалось бы, очевидную заповедь из контекста. Несомненно, в первую очередь, необходимо вести себя почтительно по отношению к членам своей семьи, потому что именно отсюда все и начинается.

Мы должны серьезно относиться к общению с любым человеком, потому что нас свела с ним карма. Душа получает тело в определенном месте планеты и рождается у определенных родителей, а значит, несет определенные кармические обязательства. Однако люди вырывают это выражение из контекста. Такие неверные истолкования всегда имени место и, к несчастью, никогда не прекратятся. Они могут даже привести к попной противоположности того, что писания должны были дать человечеству. Фанатизм против чрезмерного рационализма


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!