Размышления о сакральных истинах 14 страница



Многие из слуг Прабхупады пали не случайно. Сердце Прабхупады было очень чисто, и потому его книги и лекции исполнены абсолютной честности. Вследствие этого, многие из его слуг со временем оставляли свое служение ему. Это явление можно рассмотреть с двух точек зрения. Во-первых, можно прийти к выводу, что процесс сознания Кришны настолько труден, что, несмотря на близкое общение с чистыми преданными Господа, ум и разум продолжают жестоко атаковать человека. При таких обстоятельствах ум и желания наслаждать чувства могут даже усилиться, несмотря на то, что человек непосредственно соприкасается с абсолютно чистой душой. Когда нам не перед кем отчитываться в своих поступках, словах и мыслях, можно легко скрыть свои желания.

Видя, что такие слуги или даже лидеры падают, можно спросить: «Если этот преданный не смог продолжать день за днем заниматься преданным служением, могу ли я надеяться на то, что со мной не случится то же самое?» Однако, с другой точки зрения, можно видеть, как милость Шрилы Прабхупады проявлялась в таких ситуациях. Хотя человек может временно ослабеть, Шрила Прабхупада будет продолжать помогать до тех пор, пока человек соглашается на это.

Во многих случаях, когда приближается время смерти, помощь Прабхупады может проявиться самым удивительным образом. Для личных слуг и просто преданных, которые так или иначе сбились с пути, Кришна устраивает период медленного преображения или медленную смерть, чтобы дать им возможность прийти в себя. Это происходит не случайно, а для того, чтобы напомнить нам, что средства с нашего духовного счета никогда не теряются. Бывает, что человек отошел от сознания Кришны уже много лет назад, но этот процесс обладает такой силой, что Кришна не перестает предлагать нам возможности работать над собой. Иногда мы даже отрицаем существование проблемы, откладываем ее решение или находим «козлом отпущения», но тем не менее Кришна позволяет нам работать над своими слабостями. Многие преданные, покинув общество, в конце концов возвращаются, потому что в их сердце прорастают когда-то посаженные семена.

Шрута Кирти Прабху служил Шриле Прабхупаде на протяжении двух лет, дольше всех из его слуг. Когда такие преданные, как Шрута Кирти, описывают свое общение со Шрилой Прабхупадой, они помогают нам понять, что Шрила Прабхупада был личностным и человечным, а это еще большее проявление милости Кришны. Когда Кришна приходит на Землю или присылает Своих особых слуг, они принимают качества обычных людей, которые помогают нам лучше понять их и общаться с ними. Если бы они действовали на очень высоком уровне, нам бы просто пришлось поклоняться им, вместо того, чтобы работать над собой, потому что мы были бы не в силах правильно общаться с ними. Когда человек проявляет глубокую духовность в сознании Кришны или любой другой религии, следует уважать такую истинную и редко встречающуюся духовность.

 

Трудность преданного служения

Опыт личных слуг помимо всего помогает понять трудность служения, требующего от нас истинного духовного преобразования. Представьте себе: вы сопровождаете своего духовного учителя в поездках по всему миру и постоянно стараетесь удовлетворять все его потребности. Живете в соседней комнате от гуру и просто ждете, когда он позовет, а это может произойти в любую секунду. Б определенном смысле у вас нет личной жизни, потому что все ваше существование посвящено этому служению. Такое полное предание себя в конечном итоге представляет собой уровень истинной духовности в ее высшем проявлении, независимо от того, идет ли речь о сознании Кришны или любом другом авторитетном процессе. На данном уровне человек полностью отождествляет себя с объектом своей любви.

Многие из нас, проведя несколько недель или месяцев в саттвичной сельской атмосфере здесь, в Гита-нагари, начинают испытывать беспокойное влияние страсти. Тем не менее, здесь присутствуют Шри Шри Радха-Дамодара, что является для нас большим благословением. Эта прекрасная природа позволяет нам заглянуть вглубь себя, если мы не будем ничего прятать, но вместе с тем находиться здесь вовсе не просто. Здесь труднее что-то скрыть, чем в больших, наполненных страстью городах, и иногда мы видим, как преданные убегают от лекарства, которое может по-настоящему помочь им. Такое может произойти, даже если в течение довольно продолжительного времени заниматься каким-то служением.

Просто представьте себе служение, в котором человек должен быть доступен по двадцать четыре часа в сутки. Иногда врачу приходится работать по двое суток без перерыва, а затем еще быть готовым выехать по вызову на протяжении нескольких дней. Это очень трудно, потому что человек должен отдать этому все свои силы. Ему будет очень сложно заниматься такой работой, если он не понимает важности своей деятельности и в определенной степени не любит людей, о которых заботится. Многим врачам и людям, имеющим аналогичные профессии, недостает подобного уровня профессиональных качеств, и иногда они даже плохо обращаются со своими пациентами и исполняют свои обязанности механически. Случается, что врачи допускают ошибки из-за постоянного давления. Если ум не соглашается исполнять эти обязанности, человек практически без желания занимается своей работой. Многие врачи даже убивают своих пациентов на операционном столе из-за ошибок или делают человека инвалидом на всю жизнь. Раскрывается лишь малая доля случаев подобной преступной небрежности, потому что в большинстве случаев пациент не знает об этом, а врач, естественно, старается скрыть. Люди привносят свои человеческие слабости в работу и даже в преданное служение. Если ученик хочет на протяжении долгого времени продолжать лично служить духовному учителю, ему не обойтись без честности и любви. Необходимость полного предания себя

Вчера после поклонения Божествам я решил посмотреть новости, но, поскольку это было воскресенье, вместо новостей на экране появился священник. Хотя он и говорил на многие хорошие темы, главное его послание состояло в том, что, если вы желаете богатства, здоровья и т. п., нужно обратиться за этим к Богу. Конечно, это правда, но данный подход является слишком упрощенным. Иногда можно опираться на изречение «хлеб наш насущный дай на сей день», но нельзя не согласиться с тем, что «да будет воля Твоя» - это более возвышенное представление, так явно присутствующее во всех писаниях. Можно заниматься карма-кандой, или деятельностью ради получения ее плодов, играющую определенную роль в ведической космологии, но более высоким уровнем является развитие шаранагати, или полного предания себя. Полное предание не означает отказ от собственной индивидуальности или свободы, а достижение высшего уровня истинной свободы. Это деятельность, которая освобождает нас от рабства.

Наш образ жизни нелегок из-за того, что гуру и Кришна требуют от нас определенных духовных обязательств. Сам Иисус Христос говорил, что «всякий из вас, кто не расстанется со всем своим имуществом, не может быть Моим учеником» (Лука, 14.33). Это говорит о том, что такой высокий уровень предания присутствует не только в сознании Кришны, но проявляется и в других религиях. Христос печалился, видя тех, кто сохранял какие-то материальные желания, несмотря на то, что они были его учениками. Он говорил: «Пусть мертвые хоронят своих мертвецов» (Лука, 9.60). Несомненно, мы не должны отказываться от основной деятельности, требующей нашего внимания, но когда человек полностью посвящает себя духовному миру, все остальное становится второстепенным.

Шрила Прабхупада, являясь образцом такого уровня предания, был полностью поглощен своим основным служением гуру и Кришне. Путешествуя по всему миру, он был полностью доступен до последней секунды своего земного бытия. Некоторые заявляют, что нельзя подражать Шриле Прабхупаде, Рупе Госвами или Дживе Госвами, но они пришли в этот мир, чтобы на собственном при мере показать, как нужно жить и умирать.

Хотя религиозность в наши дни превратилась в боль шой бизнес, люди, по крайней мере, пытаются приблизиться к Богу. Второе место по объемам продаж в книж ных магазинах занимают духовные книги из серии «Помоги себе сам». Однако многие покупатели просто хотят стать Богом или использовать Бога. Хотя это и можно назвать отходом от грубого материализма, но нельзя сказать, что это шаг к трансцендентному. Желая трансцендентного, люди должны делать это с большей энергией и служить примером для других. Для достижения Всевышнего недостаточно просто удовлетворить собственные потребности и желания, потому что Господь всегда обеспечивает нас всем тем, что нам действительно нужно. Более того, своей жизнью преданные показывают, как Шрила Прабхупада всегда проявляется в самый нужный момент. Истинная преданность или благочестивая деятельность?

В одиннадцатой главе Харидас Тхакур разбирает различия между истинной преданностью и благочестивой дея тельностью:

«Писания недвусмысленно заявляют, что Господь Кришна является единственным объектом изучения и что процесс, помогающий найти Его, очевиден. В зависимости от способностей ищущего, этот единый процесс превращается во множество отдельных процессов». «Харинама Чинтамани», 75

Это означает, что бхакти, или полное предание себя Господу, на самом деле является единственным процессом. Поэтому, если человек смешивает бхакти с чем-то другим, появляется карма-йога, гьяна-йога, аштанга-йога и т. п.

«Так появились такие пути, как карма, гьяна, бхакти. Погрязшим в материализме людям рекомендуется следовать по пути кармы, чтобы очистить свое сознание. Введенным в иллюзию душам предлагается путь монистической философии. А для всех остальных джив наиболее подходит чистое преданное служение». «Харинама Чинтамани», 76

 

Иначе говоря, различные пути существуют для того, чтобы люди с разными типами сознания могли прогрессировать. Для тех, кто хочет богатства, хорошую жену, славу, долгой жизни или здоровья Беды предписывают определенные методы, позволяющие удовлетворить их желания. Однако, желая приблизиться к Кришне, нужно быть готовым пожертвовать самим собой, то есть, в первую очередь, избавиться от вех остальных привязанностей. Привязанности, которые порой кажутся столь же привлекательными, как и сама цель, могут привести к тому, что преданный отставит служение великой душе. В результате преданный может на какое-то время сойти с пути, чтобы приобрести опыт, которого ему не хватает. Если ему повезет, он быстро поймет природу такого опыта, и подобные желания перестанут заполнять его сознание. Однако некоторым людям не обязательно переживать все это, потому что они уже получили необходимый опыт в прошлых жизнях. Вследствие отпечатков, сохранившихся в его сознании, человеку, возможно, не нужно будет даже пробовать удовлетворить свои чувства тем или иным способом. Важность качественного общения

Помимо прочего, качественное общение помогает быстрее избавиться от привязанностей. Насколько человек принимает прибежище в правильном общении, ровно настолько человек начинает яснее видеть, понимать и даже преодолевать препятствия, на которые в обычных условиях уходят целые жизни. Возвышенные преданные обладают такой силой. Например, музыкант или спортсмен может изо всех сил стараться достичь совершенства собственными усилиями, но, общаясь с теми, кто добился успеха в данной области, он получит от них немало мудрости. Достигшие успеха спортсмены или музыканты могли сделать это и благодаря собственному сильному желанию и стремлению, но часто они способны добиться еще большего, учась у чемпионов и общаясь с ними. Высококачественное общение помогает достичь высшего уровня мастерства. То же явление имеет место и в преданном служении. Писания дают всем нам возможность косвенно общаться с самым лучшим из всего, что существует, и, согласно нашему сознанию, Кришна предоставит нам возможность лично общаться с возвышенными душами и будет лично проявляться в наших сердцах и направлять нас.

«Человек, погрязший в материальной жизни, начинает поклоняться Верховному Господу, страшась смерти. Лотосоподобные стопы Господа - это совершенное прибежище, где нет никаких беспокойств. Только они позволяют пересечь безграничный океан неведения". «Харинама Чинтамани», 76

Начиная понимать, что всем суждено когда-нибудь умереть, люди вдруг начинают интересоваться духовной деятельностью. Несмотря на то, что наше земное существование прекращается в момент смерти, люди склонны отрицать очевидную реальность. Материальная жизнь - это рождение, временное существование и смерть, или уничтожение. Невзирая на то, что нам недостает понимания, различные события в жизни напоминают человеку о неминуемой смерти. Обычно это случается, когда умирает кто-то из друзей, родственников или коллег, потому что в Америке люди не видят смерть ежедневно. В некоторых странах обстановка такова, что люди буквально сталкиваются со смертью изо дня в день, но в Америке мертвое тело часто можно увидеть только на похоронах или на месте автомобильной аварии. Тем не менее, и похороны могут напомнить нам, что однажды мы покинем свое бренное тело и оно тоже окажется в гробу. Осознав это, некоторые люди вдруг начинают проводить какие-то ритуалы или заниматься духовной деятельностью, но это говорит о том, что страх смерти все еще сильнее желания полного предания и служения Богу. Б конечном итоге, лучше прийти к преданному служению без таких забот, потому что они ограничивают наш опыт и понимание в процессе преданного служения.

«Даже поклонение Господу может оказаться материальным, или всего-навсего благочестивой деятельностью, то есть шубха-кармой. Шубха-карма включает в себя альтруизм, жертвоприношения, омовения в святых местах, огненные жертвоприношения, благотворительность, йогу, варнашнама-дхарму, паломничества, обеты, подношения предкам, медитацию, эмпирическое знание, поклонение полубогам, аскезы, епитимьи и т. д.». «Харинама Чинтамани», 76

 

Хотя все вышеперечисленные виды деятельности представляют собой различные элементы религии, они не относятся к полному преданию себя, или шаранагати. Человек, полностью предавшийся Кришне думает: «Ты можешь появиться передо мной или не сделать этого, - на все Твоя воля, Ты можешь разбить мне сердце. Ты можешь исполнить лишь отдельные мои желания или не исполнить их вовсе. Но я знаю, что Ты всегда желаешь мне истинного добра и всегда делаешь для меня все самое лучшее». Конечно же, достичь этого уровня нелегко. Необходимо работать до тех пор, пока это не проявится в сердце спонтанно.

Шрила Харидас объясняет, что все эти виды деятельности находятся на материальном уровне.

«Святое имя - это средство садханы. По Своей беспричинной милости Верховный Господь принял образ святого имени, чтобы стать доступным дживам. Поэтому благочестивые дживы признают святое имя лучшим средством достижения совершенства. Писания предлагают имя Господа в качестве наиболее эффективного средства достижения Абсолюта, но дживы ошибочно полагают, что воспевание - это один из многочисленных видов шубха-кармы. Такое представление так же ошибочно, как и представление о том, что Господь Вишну является лишь одним из полубогов, подобно Господу Шиве и Господу Брахме». «Харинама Чинтамани», 77

Хотя нельзя считать, что благочестивая деятельность находится на том же уровне, что и повторение святого имени, тем не менее, она играет важную роль в развитии сознания дживы. Такая деятельность является частью религиозности и помогает людям приближаться к Богу, хотя они и хотят получить что-то от Него. Они думают: «Да, я буду служить, но…». Иногда «но» сильнее, чем «да», что может привести даже к полному прекращению служения. Каждый раз, когда мы говорим: «Я буду служить, но…», «Я буду любить, но…» или «Я предамся, но…». «Но» становится нашим опас нейшим врагом. Мы должны стараться честно оценивать свои ограничения, но нужно постепенно искать возможности преодолевать их, чтобы, в конце концов, избавиться от всех «но». Отрицая свою обусловленность, человек лишь помогает ей укорениться в своем сознании. Именно поэтому служение, требующее круглосуточного внимания изо дня в день, может заставить нас по-настоящему понять степень бескорыстности нашего служения. Достаточно ли сильна наша любовь, готовы ли мы с радостью принять любые неудобства? Тот, кто любит по-настоящему, способен искренне наслаждаться любыми неудобствами, потому что он понимает, что это делается ради того, кого он любит.

Преданные, которые были способны изо дня в день служить Шриле Прабхупаде с полной отдачей, очень сильно любили его. Их квалификация не всегда была определяющим фактором, потому что вокруг находилось множество преданных, опытных в различных областях. Уровень служения слуг, поваров или секретарей зависел от уровня их любви. Помимо всего, он зависел от того, как их ложное эго реагировало на очищение, происходящее в процессе общения с духовным учителем. Сейчас некоторые из тех преданных находятся в глубокой майе и вынуждены работать над теми же проблемами, над которыми они недостаточно трудились, когда служили Шриле Прабхупаде лично.

«Существует два средства достижения самоосознания: первостепенное и второстепенное. Шубха-карма - это второстепенное средство, а святое имя Господа - первостепенное. Хотя святое имя и является одним из средств, оно - вечное первостепенное средство. Все виды шубха-кармы могут относиться только к категории второстепенных средств». «Харинама Чинтамани», 77-78

Второстепенные средства не вредны при условии, что мы понимаем их цель и используем их в качестве вспомогательных для первостепенных средств. «Состояние радости, ощущаемое при осознании брахмана или на уровне освобождения саюджья, указывает лишь на прекращение материальных страданий» («Харинама Чинтамани», 78). Простейшие принципы религии лишь избавляют от материальных страданий, успокаивая ум, тело и разум, но не способны преобразить или излечить человека. Именно поэтому подобная деятельность не может удовлетворить Господа, потому что Он не хочет, чтобы мы просто старались притупить боль - Он желает полностью избавить нас от боли. Поднимаемся выше благочестивой деятельности

"Святое имя нужно повторять в обществе садху, тогда все материальные иллюзии и анартхи исчезнут и заменятся чистым именем Кришны. Достигнув высшего духовного уровня, нужно полностью перестать заниматься шубха-кармой, но нет необходимости переставать повторять святое имя, его повторяют в чистой форме и, достигнув совершенства. Святое имя Господа по своей природе полностью противоположно материальной шубха-карме». «Харинама Чинтамани», 78

В определенный момент необходимо отказаться от всех разновидностей шубха-кармы, потому они являются лишь ступенями на пути к высшей цели. Однако при повторении святого имени средство достижения цели и сама цель совпадают. Во время повторения мантры мы просим Кришну о возможности общаться с Ним. Хотя различные помехи и мешают чистому восприятию святого имени, наша цель состоит в том, чтобы взывать к Господу, общаться с Ним и служить Ему. Таким образом, средство включает в себя и цель.

Далее Шрила Харидас объясняет способ, помогающий излечиться от этой апарадхи. «Апарадха, при которой человек приравнивает святое имя к шубха-карме, совершается в результате совершения грехов» («Харинама Чинтамани», 79). Склонность приравнивать благочестивую деятельность к чистой духовности развивается из-за грехов и греховного сознания. Б результате этого люди приходят к выводу, что ритуалы - это их цель, а это показатель присутствия скрытых грехов. Такие люди склонны обращаться к Богу ради исполнения своих материальных желаний.

«Необходимо принять немедленные меры. Оскорбления вайшнавов по сути греховны. Вследствие оскорблений джива начинает воспринимать святое имя с извращенной точки зрения майявади. Только общение с преданными помогает искупить подобные оскорбления. Чтобы прекратить совершать нама-апарадхи, необходимо обратиться к семейному вайшнаву родом из очень низкой касты. Делается это для того, чтобы очиститься от любых ложных представлений о кастовых и социальных различиях. Оскорбитель должен с большим почтением и верой обсыпать все тело пылью со стоп этого вайшнава. Он должен съесть остатки трапезы этого вайшнава и выпить воду, которой омыли его стопы. Таким образом в сердце оскорбителя восстановится правильное отношение к святому имени. Весь мир поет о том, как Калидас по милости Господа спасся от этой намаапарадхи». «Харинама Чинтамани», 79


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!