Размышления о сакральных истинах 18 страница



Попытки отрицать сексуальность приведут к такому же провалу, как и сексуальная распущенность, которая так популярна в современном обществе. Люди считают сексуальную распущенность позволительной, если она помогает им наслаждаться, быть здоровыми и занимать определенное положение в обществе. Они считают, что должны вести себя как взрослые и принимать все, что помогает им чувствовать себя хорошо, будь то гетеросексуализм, гомосексуализм, моногамия и т. п. Такая крайность столь же опасна, как и представления о том, что секс - это нечто грязное, отвратительное и неправильное. И тот, и другой подходы приводят к большому числу проблем в мире и среди религиозных людей.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати не отрицает сексуальность, напротив, он считает ее существенной и неотъемлемой частью души и жизни. Подавляя сексуальность и сексуальные энергии, люди убивают себя беспокойствами, страхами, плохими отношениями, неврозами и психозами. С другой стороны, люди также убивают себя, думая только своими гениталиями, что порождает распущенность, порнографию и инцест. Чрезмерные размышления о принятии или отвержении чего-либо порождают проблемы. Попытайтесь понять то, что мы сейчас обсуждаем, потому что это может помочь вам и многим другим.

Часто и в монашеских ашрамах и в грихастха-ашраме люди считают секс чем-то плохим и грязным, и потому они переносят такое нездоровое отношение в другие ситуации. Это также становится причиной роста числа разводов внутри нашего общества и приводит к развитию бхоги-тьяги, умонастроения, в котором человек бросается из одной крайности в другую. Что происходит после того, как преданные разводятся? Очень часто они начинают искать менее строгого партнера, потому что не живут здоровой жизнью в сознании Кришны. Затем они впадают в иную крайность, бросают мужа или жену и находят себе мужчину и женщину карми. Из-за чрезмерного подавления своих желаний человек внезапно бросается в противоположную крайность.

Не следует принимать целибат ради того, чтобы избежать чего-то, или из-за того, что мы одиноки. Почему санньяси может решить жениться в возрасте сорока пяти или пятидесяти лет? Почему женщина, которая носила белое в течение десяти или пятнадцати лет, вдруг начинает искать мужа? Она может испытывать беспокойства и даже ненавидеть общество из-за сожалений о том, что не вышла замуж. Б некоторых случаях бывает, что им и нужно было выйти замуж, а иногда им просто нужно было верно направлять свою энергию. Невозможно полностью избегать самбандхи, или отношений. Все так или иначе имеют отношения с кем-то или чем-то. Возможность единения является неотъемлемой частью любых отношений, и все виды единения представляют собой различные аспекты божественной сексуальности, или божественного единения. От этого нельзя избавиться, потому что это является важным элементом любых отношений.

Мы можем отказаться от «генитальности», но не от сексуальности. Даже в нашей изначальной сварупе мы существуем как гопы и гопи, или живые существа мужского и женского пола. Все мы - неотъемлемые частицы божественного женского и мужского аспектов Бога: мамайвамшо джива-локе джива-бхутах санатанах манах-шаштханиндрияни пракрити-стхани каршати

«Живые существа в материальном мире являются Моими вечными мельчайшими частицами. Ведя обусловленную жизнь, они ведут тяжелую борьбу с шестью чувствами, в числе которых находится ум». «Бхагавад-гита», 15.7

 

Уважение к целибату

Мы вечные частицы Господа и связаны с Ним вечными любовными узами. Мы всецело принадлежим к вечному союзу, в котором все взаимосвязано или готово установить связь. Основная опасность, которой следует избегать,- это нездоровое чувство собственности, или сохранение материальных привязанностей и понятий «я» и «мое». Целибат ничем не лучше и не духовнее, чем грихастха-ашрам. Считать, что один из ашрамов лучше, чем другие, глупо.

 

Цепь целибата состоит в том, чтобы уменьшить чувство собственности, и, еспи человек правильно следует процессу, это на самом деле произойдет. Если человек правильно понимает целибат, это поможет ему изменить свое видение и перестать смотреть на других как на объекты наслаждения. Это поможет ему осознать, что необязательно испытывать чувство собственности по отношению к происходящим с ним событиям или познать человека на чувственном уровне для того, чтобы общаться с ним и признать его существование. Это может помочь человеку вести себя смиренно и покорно, потому что в нем уменьшится привязанность к материальным вещам. В некоторой степени это поможет человеку развивать истинные отношения на уровне сердца, а не на телесном и физическом плане.

Однако сам по себе целибат не обязательно приносит эти плоды. Если кто-то практикует целибат без любви или правильных привязанностей, его сердце черствеет, и вследствие этого человек становится гневливым, раздражительным, неспокойным и нервным. Эти симптомы проявляются в человеке, который отрицает свою сексуальную энергию и не имеет здоровых отношений с другими людьми. Во всех духовных обществах, проповедующих целибат, люди страдают.

 

Необходимость преобразования сексуальной энергии

Я был потрясен, когда узнал, сколь высок уровень беспокойства и вожделения в женских монастырях. Я смог понять, как чувствует себя женщина, когда мужчины постоянно вожделеют ее. Больше всего это бросилось мне в глаза в Испании и Италии, когда я посетил несколько монастырей, проповедуя и распространяя книги Шрилы Прабхупады. Поскольку некоторые из женщин в этих монастырях не смогли правильно перенаправить свою энергию и просто подавляли ее, вожделение в них настолько сильно, что выбрасывается наружу, и у вас появляется желание выбежать из комнаты. Многие не могли контролировать движения своего тела или глаз из-за сильного вожделения. После посещения нескольких монастырей у меня появилось чувство, как будто некоторые из этих разочарованных монахинь, которые почти не общались с мужчинами, были готовы изнасиловать меня. Подобное вожделение появляется из-за подавления желаний и разочарования, а не из-за правильного перенаправления сексуальной энергии. Подавление и беспокойство из-за таких эмоций в действительности увеличивает привязанности, а не помогают отречению.

Химические реакции, происходящие во время общения мужчины и женщины, вполне естественны. Б конечном итоге, тело - это всего лишь машина. Если пытаться угнетать его, это приведет лишь к искусственности, а если позволять ему слишком много, это также станет причиной различных трудностей. Идея целибата не должна меняться даже в семье. Семейная жизнь строится на принятии всего благоприятного для служения Кришне и отвержении всего неблагоприятного. Кришна должен находиться в центре отношений. Если Кришна не является центром жизни грихастх, то эта семейная пара ведет жизнь грихамедхи.

Энергия камы, которая обычно извращенно проявляется в форме грубых плотских удовольствий, в действи тельности представляет собой искаженную энергию премы. Нужно просто преобразовать ее. Если кто-то пытается просто отрицать ее существование, как сможет он преобразовать эту энергию и достигнуть премы? Если высшие отношения и воссоединение с Богом доступны на уровне премы, а мы отвергаем ее, как сможем мы преобразовать каму в прему? Просто никак.

Мы не из тех, кто проповедует, что секс - это нечто грязное, но мы и не поощряем сексуальную распущенность. Контроль и ограничения необходимы. Человек, давший обет безбрачия, обязан ограничивать себя, правильно направляя свои энергии, что избавляет его от чувства собственности. Семейный человек должен ограничиватъ себя желаниями потомства и правильного общения, что означает, что Кришна остается в центре его жизни.

Люди могут ссылаться на всевозможные причины, по которым они оставили преданное служение, разорвали брак, но, если поискать истинные глубокие причины, мы обнаружим, что они просто хотят наслаждать свои чувства или не развили ручи. Они не смогли понять, что подобные желания должны быть перенаправлены на Кришну. Некоторые из тех, кто смог справиться со своими энергиями, приняли Божество в качестве своего ребенка или мужа, они приняли миссию и считают общество преданных своей семьей.

Иными словами, отношения должны быть. Нельзя просто исполнять всевозможные ритуалы и надеяться, что так или иначе мы сможем совладать с умом и чувствами, тем более, приняв во внимание тот факт, что мы родились на Западе. Наша культура просто пропитана сексуальной ра‹пущенностью, и в большинстве случаев все мы - дети по хоти. Принимая все это во внимание, нужно научиться правильно направлять свою энергию, вместо того, чтобы совершенно неожиданно пытаться просто остановить ее.

Мы говорим обо всем этом в рамках десятого оскорбления, потому что это касается проблемы сохранения материальных привязанностей даже после того, как человек выслушал множество наставлений по данной теме. Перестав совершать первые девять оскорблений, мы должны узнать, что и как нужно делать. Избегая оскорблений, мы закладываем фундамент, но еще важнее то, что мы делаем после того, как избавились от отрицательного. Чем полезным для ума и тела нужно заниматься теперь? По этой причине падают многие санньяси, потому что они знают, чего нужно избегать, но не направляют свое внимание на положительное.

Именно по этой причине даже йоги, признающие лишь безличный аспект Абсолютной Истины, познав его, вновь падают до уровня секса. Привязанность к деньгам, вещам или славе не приносит столько проблем, как вожделение. Даже Саубхари Муни пал из-за оскорбления, которое лишило его силы, позволявшей воздерживаться от наслаждения чувств.

Чем больше оскорбления ослабляют иммунитет человека, тем сильнее усугубляется эта проблема. Того, кто не имеет правильного понимания, ждут одни лишь неприятности. Если же мы смогли понять причину, но все еще испытываем некоторое возбуждение или беспокойство, что нужно делать? Только мертвое тело не возбуждается. Для живого организма чувства отвращения и влечения являются совершенно естественными, но как на это реагировать?

В ведические времена люди, принявшие отречение, занимались пранаямой и управлением энергии в теле для того, чтобы иметь большую власть над своим материальным телом. Такая практика была вспомогательной по отношению к обрядам и медитации. Для того, чтобы соблюдать целибат, требовался строжайший контроль в отношении еды и упражнений, что помогало йогу противостоять всем соблазнам. Однако тела в Кали-югу не приспособлены к подобной практике. Нам даже трудно следовать простым принципам, которые дал Шрила Прабхупада, таким как повторение шестнадцати кругов.

Бо многих ашрамах ведической культуры ежедневная практика включает в себя различные асаны, помогающие телу, которое представляет собой всего лишь машину, не пасть жертвой всевозможных соблазнов. Однако, даже практикуя эти асаны под руководством учителей йоги, многие падают. Совсем недавно мы стали свидетелями того, как пали несколько известных гуру, привлеченные своими секретарями или даже детьми своих учеников. Свами Сатчитананда и несколько других могущественных йогов и учителей достигли определенного уровня в своей практике, но позднее стало известно об их двуличном поведении. Полная зависимость от Кришны

Смысл не в том, чтобы чего-то избегать или становиться распущенными, а в том, чтобы развивать сварупа-лакшану, то есть полную зависимость от Кришны. И тот, кто принял обет целибата, и семейный человек должны развивать это умонастроение и во всем полагаться на Господа, стремясь исполнять Его желания. Они должны признать, что их тело и сама жизнь принадлежат Кришне. Таким образом, секс на основе религиозных принципов можно считать одним из способов поклонения Кришне: дхармавируддхо бхутешу / камо сми бхаратаршабха: «Я - половая жизнь, не противоречащая заповедям религии, о величайший из Бхарат (Арджуна)» («Бхагавад-гита», 7.11). Мы должны всегда думать: «Как мне служить и поклоняться Кришне?» Ни один из ашрамов не выше и не лучше других. Все зависит от того, насколько мы полагаемся на Кришну. Очевидно, что в грихаста-ашраме человек сталкивается с большими трудностями, потому что для поддержания своей семьи ему приходится больше соприкасаться с материальной энергией. Б этом смысле грихастха-ашрам опаснее, но в любом случае сознание остается наиболее важным фактором.

 

Вопросы и ответы Вопрос: Что нужно делать людям для того, чтобы противостоять сильному влиянию века Кали? Они ощущают постоянное давление, которое не дает им вырваться из цепи непрекращающихся страданий. Ответ: Да, в современном мире практически невозможно избежать влияния Кали-юги. Б некоторых странах деградация очень сильна. В Европе и Южной Африке на рекламных щитах содержится почти что порнография. Невозможно просто избегать сексуальности, потому что она является важной частью существования. Однако когда Шрила Бхактисиддханта сказал об этом, он не подразумевал порнографию, а говорил о людях, которые заявляли, что сексуальность представляет собой нечто плохое или грязное.

Наиболее важным фактором является то, на чем мы сосредоточиваем свою энергию. А что дальше? Во-первых, мы должны направить эту энергию на деятельность, которая поможет нам занять свой ум таким образом, что низкие желания не будут отвлекать нас. Нужно всегда иметь ручи, или вкус, и тогда, исполняя предписанные им обязанности, грихастхи смогут направить свою энергию на то, чтобы доставлять удовольствие Кришне. Если правильно следовать всем указаниям, то все, что делается в служении Кришне, будет приносить удовольствие.

Эта спорная тема затрагивает множество различных моментов, которые люди часто вырывают из контекста; но и их необходимо рассмотреть. Недавно я слушал семинар одной из женщин-лидеров в нашем обществе. Она была замужем и говорила другим женщинам, что они не должны заниматься сексом. Мне тут же стало грустно, потому что такие слова указывают на очень серьезное духовное, психологическое и физическое заблуждение. Это еще один из примеров крайних суждений о сексе, как о чем-то грязном и плохом.

В «Ману-самхите» и других шастрах описываются несколько интересных факторов, от которых зависит пол ребенка. Шрила Прабхупада также объясняет в «Бхагаватам», что если сексуальная энергия женщины сильнее, повышается вероятность рождения девочки. И наоборот, если сексуальная энергия мужчины оказывается сильнее, то скорее всего родится мальчик. Это ясно показывает, что в действительности в писаниях говорится о стимуляции и эмоциях. Мнение о том, что секс - это нечто грязное, указывает на чувство вины или иной вид психологических проблем. Правильное умонастроение означает, что в центре отношений находится Кришна.

Я был потрясен, потому что услышал это высказывание от одной из наиболее старших (с точки зрения служения и времени, проведенного в сознании Кришны) преданных в нашем движении, и она учила этому других женщин. Это серьезная проблема, и подобные действия еще больше обесчеловечивают и подавляют женщин. Это может привести к еще более негативным ощущениям со стороны женщин и помешать им по-настоящему поддерживать своих мужей. У них должны быть хорошие отношения, с Кришной в центре, что подразумевает взаимную поддержку и сотрудничество.

Хотя санньяси трудно говорить на такие темы, но, поскольку я психотерапевт и считаю себя обязанным заботиться о других людях, я очень чувствительно отношусь к таким темам и больше других склонен обсуждать подобные предметы. На самом деле мало кто из семейных людей говорит о сексуальности, и даже священники не так часто говорят о целибате друг с другом. Они просто борются и страдают в одиночестве, но не заявляют о своих проблемах открыто. Вследствие этого остается определенная двойственность, или, когда люди на самом деле поднимают этот вопрос, они делают это неправильно. Тогда они обращаются к философии «нью-эйдж» и бросаются в другую крайность, как это произошло с гуру в Европе, который пал. Он даже начал обвинять Шрилу Прабхупаду, называя целибат нездоровой практикой. Хотя он оказывал влияние на многие сотни и тысячи людей, которые имели ту или иную связь с ним, этот вопрос так и не обсудили подробно.

Я считаю, что мы должны обсудить его, чтобы добиться ясности. Писания, как и Шрила Прабхупада, ясно утверждают, что не нужно избегать или подавлять что-то без особой нужды, просто мы должны признавать существование Кришны, предлагая Ему все, что у нас есть. Нужно постоянно спрашивать самих себя: «Примет ли Кришна это подношение?» Если Кришна примет его, мы должны предложить, в противном случае отвергнуть.

По этой причине многие мусульмане в мире хорошо относятся к проституции и порнографии. Б таких странах, как Саудовская Аравия, правительство не пользуется обычными гражданскими законами, а управляет строго на основе шариата. Б некоторых частях Нигерии тоже пытаются принять эти строгие принципы. В тех странах, где твердо придерживаются крайнего религиозного фундаментализма, где женщины накрывают лицо и даже глаза, мужчины часто ведут себя еще хуже из-за подобного искусственного разграничения. Когда они выезжают за пределы своей страны, как показывает статистика, многие из них тут же бросаются в объятия проституток. Б некоторые из этих стран супружеская измена карается смертной казнью. Вследствие этого, у людей развиваются нездоровые представления о сексе, и они предаются разврату, как только выезжают за пределы своей страны. Вопрос: Похоже, что каждому преданному нужен близкии друг, с которым можно было бы обсуждать проблемы вож деления. Я считаю, что именно этого недостает в нашем обществе, особенно мне самой, потому что очень трудно найти человека, который сможет тебя полностью понять. Ответ: Шрипа Рупа Госвами объясняет в «Нектаре наставлений», что преданные должны делиться тем, что у них на уме, с другими. Однако иметь спутника жизни или близкого друга-преданного недостаточно для того, чтобы правильно направить свою энергию, потому что все зависит от здоровых отношений. Действуя с большей искренностью, творчеством, любовью, состраданием и бескорыстием, человек естественным образом развивает способность управлять своей сексуальной энергией. Б любой ситуации, если вы умеете правильно общаться с людьми, цените и уважаете друг друга, естественно вы будете меньше думать о своем теле и о его потребностях и удовольствиях. Например, согласно еще одному статистическому исследованию в Америке, 90% мыслей человека связаны с его собственной персоной. Когда человек живет в атмосфере, в которой недостает общности, бескорыстия или сострадания, его жизнь вращается вокруг собственных удовольствий, потребностей и самовыражения, что приводит к грубым и тонким сексуальным связям. Вопрос: Спасибо за то, что Вы подняли такой важный и деликатный вопрос. Б течение последних дней я пересматривал несколько случаев дурного обращения с детьми в нашем движении, и меня очень опечалило то, как подавление сексуальных желаний приводит к огромному числу подобных случаев. Мне также кажется, что подобное подавление порождает отсутствие ответственности, что часто можно наблюдать у молодежи в нашем движении, особенно у мужчин. Они часто используют социальнофилософское представление о том, что человек должен оставаться холостяком, или брахмачари, для того, чтобы избежать ответственности и не жениться. Впоследствии это может привести к всевозможным извращенным мыслям и поступкам. Поскольку Бы говорите с правильным пониманием, не могли бы Бы сказать, что мы должны сделать в нашем обществе, чтобы помочь некоторым моло, дым людям с такими взглядами? Ведь таким образом они портят отношения с другими людьми. Ответ: Это одна из причин, по которой я написал «Духовный воин - 2: Превращая вожделение в любовь». Это самая популярная из моих книг, а после книг Прабхупады, это одна из самых популярных книг в ИСККОН, потому что люди постоянно сталкиваются с подобными проблемами. Весь тираж был полностью распродан, и нам пришлось напечатать ее заново. Из всех книг, переведенных на другие языки, эта книга занимает первое место практически в каждой стране. В ней говорится о целибате, отношениях, любви между мужчиной и женщиной и нескольких других подобных темах, рассматриваемых с духовной точки зрения. Доказательством ее популярности является тот факт, что эта книга переводится на девять языков. Дурное обращение с детьми и женщинами в нашем движении - это крайне ужасно. Даже злоупотребление властью лидерами иногда может быть вызвано извращенной сексуальной энергией или сексуальным разочарованием. И в таком состоянии они пытаются управлять всеми, кто их окружает, что неблагоприятно и даже опасно для остальных. Просто невозможно поверить, как много случаев дурного обращения с детьми. В движении, которое особо подчеркивает важность владения чувствами, целибата, ограничений и брака, ведется расследование более 200 подобных случаев. Это является признаком того, что происходит что-то еще более ужасное. Кроме того, не забывайте, что число разводов в нашем движении еще выше, чем у карми, которые и так разводятся слишком часто. Вопрос: Когда я училась в вайшнавской школе для девочек, мы смотрели сериал «Махабхарата», где показывались различные отношения между людьми и правильный этикет. Один из наших учителей, ученик Прабхупады, также объяснил нам, что Кали-юга наступила быстрее из-за оскорбления Драупади и женщин вообще. Мне кажется, что и мужчинам, и женщинам очень важно понять ценность женщин, почему нужно защищать женщин и детей и их психологический тип. Ответ: Да. Важное качество лидера - это то, что он или она должен уметь защитить тех, кто от него зависит. Одним из наиболее существенных факторов является сарве сукхино бхаванту. Это настолько тревожит меня, что я прошу всех своих учеников делать что-то особое в отношении защиты женщин и детей, и считаю это одной из обязанностей всех моих учеников. Люди должны чувствовать себя счастливыми и защищенными. Одна из главных обязанностей царя состоит в том, чтобы гарантировать безопасность подданных, чтобы они жили счастливо и были здоровыми. Даже в «Бхагаватам» говорится о том, что, когда мужчины плохо обращаются с женщинами, детьми, старшими, брахманами и коровами, уменьшается продолжительность их жизни, и в стране наступают трудные времена.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!