Размышления о сакральных истинах 19 страница



Как-то раз я сказал нескольким нашим лидерам: Поразительно, что, хотя в совете Джи-Би-Си так много сильных и разумных лидеров, очень часто мы собираемся вместе и принимаем не самые лучшие резолюции. Я много лет принимал участие в работе Джи-Би-Си и пришел к выводу, что причиной тому является некое облако или покрытие, возникшее вследствие неспособности защитить женщин, детей, коров, старших и брахманов. Принимая наши решения, мы стараемся выбраться из этого облака, но его иногда трудно преодолеть. Почему же, несмотря на то, что у нас столько разумных людей, вместе мы иногда принимаем неблагоприятные решения?» Тем не менее, существует влияние Прабхупады, и иногда, несмотря на наше несовершенство, происходят удивительные вещи.

Если лидер неправильно исполняет свои обязанности и не защищает других, его ждут кармические последствия. Доказательством тому являются 200 дел в суде. Многие из этих людей занимали довольно высокие посты и даже были учителями, которые имели постоянный доступ к детям. Б результате таких действий в движении наступят тяжелые времена, вызванные кармическими последствиями. На другом уровне причина этого кроется в неправильно понятой или направленной на ребенка сексуальной энергии. Это постоянно происходит в миру, потому что все вращается вокруг половых различий, и даже у родителей появляется сексуальное влечение к детям. Вопрос: Вы упомянули, что некоторые преданные считают, что сексом нельзя наслаждаться, и я также слышал об этом от многих преданных в ИСККОН. Как можно помочь им изменить свое отношение? Ответ: Когда мы едим прасад или убираем в храме, мы должны наслаждаться тем, что делаем это для Кришны. Аналогичным образом, все, чем мы занимаемся, должно выполняться в таком духе, как подношение Кришне ради Его удовольствия. Тогда нам даже не придется задумываться, что делать с умом, эмоциями или разумом в той или иной ситуации. Нужно использовать разум, чтобы хорошо вымыть кастрюли. Одна из самскар предназначена для того, чтобы подготовить людей к половой жизни, чтобы они больше сосредоточивались на преданности. Тогда они будут лучше понимать, что их партнер - слуга Кришны. Все эти самскары есть в писаниях, но мы по какой-то причине не замечаем их. Даже в ведические времена люди объявляли о своих планах зачать ребенка, чтобы получить благословения от гуру, брахманов и мудрецов. Если зачатие детей - это нечто грязное или отвратительное, зачем нужны эти самскары, и к чему обращаться к садху за благословениями? Сам факт того, что люди имеют и проповедуют подобные взгляды, способен породить ужасное разрушительное умонастроение, в котором человек кидается из одной крайности в другую. Это очень опасно. Л сам не все понимаю, и я не выше всего этого, но я просто стараюсь поделиться некоторыми мыслями, поскольку мы обсуждаем эти вопросы, как одна семья. Вопрос: Нужно продолжать обсуждать подобные вопросы, потому что, как Вы уже сказали, преданные так многое подавляют в себе. Л хотел бы рассмотреть тот факт, что мы следуем процессу самопознания, но часто подразумеваем под собственным «я» только эгоизм. В действительности существует множество аспектов «я», которые необходимо понимать. Когда мы встретились с сознанием Кришны, мы предались этому процессу. Мы имеем связь со своим «я», но внешние ожидания часто разрывают нашу связь с собственным «я». Предание приносит удовольствие, но когда ожидания проявляются лишь внешне и накладываются на «я», возникает барьер, который становится причиной подавления и трудностей, затмевая истинный процесс. Поэтому мне кажется, что даже просто обсуждать такие вопросы очень полезно. Возможно, существует другой взгляд на вопрос чрезмерного внимания эгоизму. Ответ: Вы очень хорошо объяснили этот момент. Истинное «я» - это нечто священное, и его нельзя игнорировать или отрицать. По этой причине у нас есть принцип ниямаграха, означающий, что мы должны тщательно избегать того, чтобы преуменьшать важность правил и предписаний, и не становиться излишне привязанными к ним. Это может привести к тому, что мы забудем истинную цель. Тогда со временем наше общество начнет все больше и больше строиться на правилах и законах из-за отсутствия истинного вкуса и роста у отдельных преданных. Вследствие такого внутреннего застоя нам придется налагать больше внешних требований и заставлять людей делать то, что на самом деле должно быть естественной и спонтанной частью роста.

Например, если царь не может убедить своих подданных вести здоровый образ жизни, ему придется наложить более суровые требования и заставить их следовать. Хотя они и станут следовать под угрозой наказания, такой подход не поможет проявиться хорошей стороне его характера. Некоторым преданным не нравилось, когда собрания Джи-Би-Си заканчивались лишь новыми правилами, особенно за последние пять-десять лет. Мы должны понять, какова причина появления множества новых правил. Вместо того, чтобы сосредоточиваться на правилах, преданным, возможно, нужно стремиться к глубокому пониманию, и тогда они будут с желанием делать все, что необходимо. Нам нужны новые указания о том, как двигаться к цели. Правила заставляют людей действовать из страха быть наказанными, но тогда они начнут забывать важность здоровых отношений.

Родители могут заставить ребенка вести себя хорошо из чувства страха, но лучше, когда ребенок ведет себя хорошо на основе знания. Тогда он не будет просто бояться ремня, а станет по-настоящему хотеть доставить родителям удовольствие и жить нормальной жизнью. Потребность в бесчисленных правилах указывает на то, что лидеры не смогли действительно оказать благоприятное влияние на сознание человека; поэтому они обращаются к правилам, чтобы заставить людей вести себя определенным образом. Правила нужны для того, чтобы указать путь, но избыток законов говорит о нездоровой среде и о вышедшей из-под контроля ситуации. Правительство создает все больше и больше законов и правил из-за терроризма и даже может лишить население некоторых гражданских прав. Это признак того, что в определенной степени ситуация стала неуправляемой. Вопрос: Я хотел бы поблагодарить Бас за обсуждение этой темы. Относительно правил в «Бхагавад-гите» сказано, что в начале преданного служения человек может оказаться не в силах выполнять все правила, но, если он положительно относится к принципам и искренне трудится, не думая о поражении или безнадежности, он безусловно, достигнет цели. Эти слова поддерживают меня уже много лет. Мы не пренебрегаем правилами, но честно признаем свои слабости и неспособность следовать им.

Когда я приезжаю в другие общины преданных, я всегда думаю, что мне очень повезло в том, что мой дом находится в Гита-нагари, потому что, по-моему, здесь очень здоровая атмосфера любви среди преданных, несмотря на некоторые недостатки. Здесь много пожилых женщин и молодых мужчин, что создает материнские отношения между преданными. Б некоторых индийских общинах, где царит здоровый баланс сексуальности, я заметил постоянные проявления любви со стороны женщин к их сыновьям. Мы также знаем, что матери или старшие гопи окружали Кришну любовью даже до двенадцати лет. Такое естественное проявление любви, как мне кажется, создает здоровую атмосферу. Ответ: Мы становимся более зрелыми лидерами и многому научились благодаря прошлым неудачам и успехам. Хотя мы старались и в прежние годы, иногда мы не замечали такой важный аспект, как отношения с детьми, из-за чего возникло множество проблем с новым поколением. Б самые трудные периоды их жизни, когда они отчаянно нуждались в любви, многие не смогли получить ее. Их просто отдавали в ашрамы, а затем учили думать, что мама - это майя. И тогда ребенок, мальчик из брахмачари-ашрама, приходит домой и просто думает: «Все матаджи - майя». Да, это очень опасно. Такое отношение не только оскорбительно, но и способно лишить ребенка здорового питания, которое ему абсолютно необходимо.

Однако, обсуждая и читая, мы все можем стараться привнести эти высокие принципы в собственную жизнь. Шрила Харидас ясно объясняет, каковы эти принципы. Мы должны принять то, что благоприятно, и отвергнуть то, что неблагоприятно, и тщательно избегать чувства собственности. Однако он ни в коем случае не говорит, что нужно избегать отношений, влечений или общения. Нужно просто избавиться от чувства собственности, на/ правленного на собственное удовлетворение, удовольствия и телесные потребности.

Если поставить Кришну в центр, даже ашрам человека не сможет помешать ему прогрессировать. Например, Рамануджачарья даже ставил одну из семейных пар своих учеников выше санньяси, потому что считал их более отрешенными и потому что в центре их жизни всегда был Кришна. Мы не увлекаемся отречением, нездоровыми привязанностями, а просто хотим развивать качество простоты. Каждый решает сам за себя. Для большинства людей грихастха-ашрам необходим, просто Кришна всегда должен оставаться в центре. › У 1 / \uc1›

 

 

Глава Пятнадцатая

 

 

Бэтой заключительной главе Шрила Харидас описывает высший результат повторения святого имени, который в действительности представляет собой возвращение к началу, потому что на этом уровне полностью восстанавливается наша изначальная сварупа. Ачарьи не часто обсуждают сокровенные темы, раскрываемые в этой главе, из-за большого числа притворщиков. Они редко делают подобные предметы доступными широким массам или даже верующим, потому что такие люди могут неправильно понять это сокровенное знание. Не имея достаточно сукрити и шраддхи, человек не только запутается, но также начнет совершать оскорбления, которые помешают ему духовно развиваться.

 

Прабхупада предостерегает

Шрила Прабхупада неоднократно предупреждал нас о различных умонастроениях, которые мешают преданному служению. Он предупреждал нас о материалистах-обманщиках и атеистах, потому что они не верят в Бога и ненавидят Его. Они не хотят ни слышать, ни думать о Нем или общаться с теми, кто поклоняется Ему. Они не только стремятся принизить Его, но и пытаются занять Его место. Прабхупада также предупреждал нас о последователях философии пустоты и имперсоналистах, которые хотят наслаждаться шакти, сиддхами и достояниями Бога, не понимая того, что Он их источник, шактиман. Он советует нам остерегаться смарта-брахманов, которые привержены букве закона, не понимая его, и неправильно следуют духовной практике. Часто они уделяют большое внимание собственной славе, признанию и обожанию, а не прославлению Кришны, и близоруко смотрят на сознание Кришны.

И, наконец, Шрила Прабхупада настоятельно предупреждал нас о том, как опасны сахаджии, притворщики, хотя они и напоминают истинных верующих, потому что говорят о самых сокровенных элементах теологии. Из-за большой схожести сахаджии часто более опасны, потому что, обращаясь к ним, люди не понимают, с кем они имеют дело; поэтому они, не долго думая, решают, что эти ’ притворщики являются истинными святыми. Намного проще обнаружить очевидное отклонение от внешних проявлений. Сокровенный бхаджан

В последнем разделе мы знакомимся с целой областью тайн и приключений, которые представляют собой существенную часть сознания Кришны. Харидас Тхакур начинает с того, что рассказывает о различных шакти Господа, а затем говорит о положении джив в материальном мире, которые проходят через долгое и печальное путешествие по различным материальным телам. Он показывает, каким образом святое имя спасает обусловленные души в век Кали, и как они должны повторять святое имя, чтобы глубоко погрузиться в духовную жизнь.

Харидаса Тхакура вновь переполняют экстаз и према, так как он объясняет эти сокровенные предметы и позволяет Господу Чайтанье использовать его в качестве Собственного инструмента, хотя и считает себя совершенно недостойным. Тело его переполняется удивительными проявлениями, о которых он упоминает в этом разделе. Чувства и эмоции, которые Шрила Харидас ощущает, общаясь с Господом Чайтаньей, проявляются в его физическом теле. Он называет этот раздел «Сокровенным бхаджаном», потому что во всех истинных религиях присутствуют глубокие, сокровенные аспекты. Даже сокровенная духовность не лишена сокровенного аспекта, потому что бхакти само по себе сокровенно. Оно не является тайным, но является глубоким, потому что раскрывает более важные аспекты вечной природы души, которые, в свою очередь, приводят к пониманию божественных эзотерических связей и истин. Господь Чайтанья так начинает эту главу:

«О Харидас! Просто благодаря твоей удивительной преданности тебе известно все. Все философские выводы Вед, касающиеся Абсолютной Истины, дживы, майи, чистого имени Господа, намабхасы и намапарадхи, проявляются в твоих речах. И впрямь, правду говорят о тебе, что Веды радостно танцуют на твоем языке». Господь Чайтанья хотел, чтобы намараса, или высшая духовная наука о вкусах святого имени, была раскрыта устами Шрилы Харидаса; именно поэтому Господь произнес эти слова». «Харинама Чинтамани», 99

«Шрила Харидас ответил: «В Ведах утверждается, что раса, или трансцендентный вкус, имеет ту же духовную природу, что и Высшая Абсолютная Истина. Поэты материального мира «барахтаются» в абсолютно материальной расе; на самом деле даже не в расе, а в ее искаженном отражении». «Харинама Чинтамани», 99-100

 

Даже литература и поэзия «барахтается» в области любовных отношений, приключений, встреч и разлуки, но Харидас Тхакур называет все это материальным. Мы просто считаем это отражением или беглым взглядом на нечто более возвышенное. Однако это позволяет нам увидеть окно, через которое можно получить представление о вечном мире, до тех пор пока в один прекрасный день мы не сможем полностью погрузиться в высшие проявления любви.

 

Два класса души

Шрила Харидас описывает два класса души, нитьябаддха и нитья-мукта. Нитья-мукта-дживы вечно свободны, а нитья-баддха вечно обусловлены. Невозможно точно рассчитать, когда души нитья-баддха оказались во власти маха-таттвы, или гун материальной природы; поэтому писания называют их обусловленное состояние вечным. Нитья-баддха-дживы также делятся на два класса, потому что, хотя они и находятся в тюрьме, они могут освободиться.

Он говорит, что существуют экстравертные и интроспективные дживы. Дживы-экстраверты просто гоняются за иллюзиями, а в некоторых случаях они даже ненавидят Бога и завидуют Ему. Их положение можно сравнить с заключенным, который оказался за решеткой и должен исправиться, но, поскольку он не меняется, из года в год ему приходится оставаться в тюрьме. Дживы остаются в заключении вечно. С другой стороны, некоторые заключенные понимают свое тяжелое положение и хотят вернуться на свободу, поэтому они с радостью делают все, что необходимо для того, чтобы освободиться.

Интроспективные дживы делятся еще на два класса. Первые стремятся к освобождению, которое лишено духовного разнообразия и духовного общения, вследствие чего они оказываются пойманными в ловушки гьяны и кармы. Хотя они и идут по пути к освобождению, их понимание высшей цели ограничено. Йога, гьяна, и мистические силы выходят за пределы материальных понятий, но они помогают достичь лишь определенного уровня трасцендентности. Джива категории нитья-баддха, которая лишь начинает пробуждаться, оказывается в полной власти у такого рода практик. Например, когда человек просыпается утром, он может медленно соображать или не совсем осознавать, где он находится, но все же начинает делать то, что делает каждый день. Однако, те удачливые дживы, которые имеют достаточно веры, заслуг и чистого общения, достигают высшей цели и способны ощутить высшее проявление расы. Шрила Харидас объясняет нам, как повторять святое имя для того, чтобы, прогрессируя в интроспективной жизни, можно было достичь уровня нитья-мукта. Святое имя - это бутон, который превращается в цветок расы

Шрила Харидас продолжает: «Святое имя Господа Кришны - это бутон, который превращается в цветок расы. Раса - это сама суть чистой трансцендентности, а по мипости Кришны в материальном мире раса принимает форму Его святого имени… Когда этот цветок полностью расцветает, он проявляет вечные и сокровенные игры Господа Кришны, известные как ашта-калия-лила, или игры, состоящие из восьми трехчасовых периодов». И хотя их проявление трансцендентно, их видят преданные в материальном мире». «Харинама Чинтамани», 101-102

 

Эти игры вечно происходят в духовном мире, и силой святого имени преданный не только соприкасается с вечностью, но, благодаря правильному общению и садхане, он может подготовить себя к вечному участию в этих удивительных играх, даже находясь в материальном мире. Например, когда человек собирается в отпуск или навестить родственников, он продолжает заниматься обычными делами и в тоже время размышляет о своих планах и о том, где он скоро окажется. Постепенно он оказывается все ближе к действительным ощущениям и событиям. Размышляя, он также начинает думать о том, что нужно сделать для того, чтобы встреча или поездка произошла быстрее.

Когда мы служим Радха-Дамодаре в этом мире, наше служение в большей степени представляет собой умственный процесс, или лила-смарану, но такие размышления со временем приводят к истинным событиям. Если человек страстно хочет оказаться в некотором месте, он не просто ждет, пока все произойдет само собой, а медитирует на то, как это все произойдет, и тогда его желание осуществляется. Он уже почти ощущает, как все будет, потому что полностью поглощен ожиданием. Это еще в большей степени применимо по отношению к духовному миру, потому что физический уровень грубее, а умственный утонченнее, то есть умственный уровень ближе к реальности, чем физический. Чем больше мы медитируем на истину, тем меньше наша медитация будет лишь в уме и тем больше наши желания будут осуществляться. Всегда думайте о Кришне

Именно по этой причине Кришна советует всегда думать о Нем: ман-мана бхава мад-бхакто мад-яджи мам намаскуру мам эвайшьяси юктвайвам атманам мат-параянах

«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, предлагай Мне поклоны и поклоняйся Мне. Полностью погруженный в Меня, несомненно, Ты придешь ко Мне». «Бхагавад-гита», 9.34

В двенадцатой главе Он говорит, что нужно всегда думать о Нем, но, если мы не можем постоянно помнить Его, Он советует следовать процессу садхана-бхакти. Если мы не в силах правильно следовать даже этому, Он предлагает нам еще один вариант. Однако в первую очередь, Он подчеркивает необходимость думать о Нем в духе чистой преданности и предвкушения. Когда мы искренне думаем о Кришне, наши проблемы становятся незначительными. То, что отвлекало нас раньше, перестает беспокоить нас в той же степени, как когда наш ум был полностью поглощен событиями в тюрьме.

Когда нитья-баддха все больше сосредоточивается на свободе, она омолаживается и постепенно возвращается в свое естественное положение.

Заключенный, который провел неизвестно сколько лет в тюрьме, может даже забыть, кто он на самом деле или каков мир за стенами тюрьмы, но чем ближе становится день освобождения, тем чаще мысли о свободе посещают его, и, в конце концов, они становятся реальностью. Нам говорят, что, не имея правильного отношения и предварительной подготовки, мы не будем достойны оказаться там.

 

Не нужно избегать этих тем

Хотя Бхактивинода Тхакур и пишет на эти темы, Шрила Бхактисиддханта и Шрила Прабхупада намеренно не уделяют большего внимания лила-смаране, или получению знания о нашей изначальной сварупе. Шрила Прабхупада упоминает об этих темах в своих книгах, но не приводит подробных объяснений, чтобы помешать появпению притворщиков, которые постараются заниматься этим, не имея на то разрешения или благословений.

Однако это не означает, что нужно просто полностью избегать таких тем. В начале каждой лекции по «Шримад-Бхагаватам» мы поем «Джая Радха-Мадхава», песню, в которой описываются самые сокровенные отношения Божественной Четы. каждое утро мы поливаем Туласи, которая является одной из самых близких служанок Кришны. Если посмотреть на любое изображение Радхи и Кришны, мы увидим сокровенные проявления вечной любви. Ставить изображение Радхи и Кришны на большом расстоянии друг от друга почти оскорбительно, и это не понравится любому зрелому преданному.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!