Размышления о сакральных истинах 13 страница



H

 

 

Глава Десятая

 

 

Девятое оскорбление совершает тот, кто рассказывает о славе святого имени неверующим.

«Первое обязательное требование дня повторения святого имени Кришны - это шраддха, ипи твердая вера. Без нее человек не может слушать святое имя и потому недостоин повторять его… Согласно этикету вайшнавов, не имеющего шраддху человека нельзя посвящать в воспевание. Если лишенного веры человека посвятить в повторение святого имени или рассказывать ему о славе святого имени, он будет лишь совершать оскорбления. Таково мнение писаний. Свинья раздавит разбросанный перед ней жемчуг, а обезьяна изорвет подаренную ей одежду. Аналогичным образом, не имеющий веры человек будет совершать все новые й новые оскорбления святого имени и приближать свою незавидную участь. В то же самое время его гуру падет из-за своего участия в этих оскорблениях; он очень скоро покинет путь преданного служения». «Харинама Чинтамани», 71-72 Гуру должен быть осторожен

Иногда духовный учитель хочет иметь больше учеников ради престижа, богатства или влияния. Он может стремиться скапливать рабочую силу, армию или финансовую базу. Безусловно, это обман. Если у гуру есть подобные желания, он даст посвящение практически любому желающему, даже если у того нет веры. Он даже станет завлекать людей, чтобы сделать их своими учениками, особенно людей, обладающих властью и богатством, чтобы потом их использовать. Получив посвящение в святое имя несмотря на недостаток веры, такой человек станет совершать апарадхи и будет страдать. Он будет не просто грешить, но и совершать оскорбления. Гуру тоже придется страдать, потому что он принял на себя ответственность заботиться и направлять такую душу. Он дал посвящение лицемеру, и, поскольку он сам поступает лицемерно, они оба попадут в ад.

Гуру должен тщательно взвешивать все «за» и «против», когда он собирается дать кому-то дикшу, потому что от него требуется как милосердие, так и осторожность. Некоторые духовные учителя не дают посвящение по три-пять лет. Они ждут, пока кандидат преодолеет разнообразные испытания, получит рекомендации и прослужит под их руководством определенный срок. Даже после двух-трех лет гуру может из осторожности так и не принять этого кандидата в ученики. Некоторые гуру дают посвящение только небольшому количеству учеников, чтобы иметь возможность лично заботиться о каждом из них.

Опасно принимать в ученики любого желающего. Даже если это делается из милосердия, это опасно. Насколько это опасно, зависит в том числе и от духовной силы гуру. Если у гуру мало духовной сипы, несколько учеников, совершающих оскорбления или не имеющих веры, могут стать причиной его падения. Даже если духовный учитель обладает огромной духовной силой, он может страдать из-за того, что дал посвящение лишенным веры людям, которые со временем оставили путь преданного служения. Прабхупада был очень великодушен, и многие ачарьи поступали также. По этой причине ученику очень важно понять смысл посвящения, а гуру должен предупредить его о возможной опасности. Однако бывает, что гуру приходится разрывать отношения с учеником, который не исправляется.

Например, отец может сказать заблудшему сыну, что больше не считает его своим сыном. Отец все равно любит его и беспокоится за него, но он не может терпеть его поведение. Он скажет сыну: «Твое поведение настолько Неправильно, что я больше не могу смотреть на это. Мне слишком больно видеть, как ты ведешь себя, и если ты хочешь продолжать поступать по-своему, тебе придется делать это в другом месте. Нам нельзя больше общаться, и я больше не считаю тебя своим сыном». Отцу очень больно, но он вынужден так поступить. Он надеется, что такая крайняя мера отрезвит его сына или дочь. Аналогичным образом, иногда гуру приходится формально разрывать отношения, надеясь на то, что сознание ученика изменится. Б противном случае, говорит Харидас Тхакур, со временем и гуру, и его заблудший ученик потерпят крах. Неискренних учеников можно отвергнуть

В Кали-югу не советуется принимать неограниченное число учеников. Ученик тоже должен быть осторожным и готовым последовать наставлениям своего гуру. Кришна всех наделил ответственностью, и духовный учитель, принимающий учеников ради имени и славы, получит соотве i ствующее наказание. Давать святое имя неверующим - оскорбление, которое обесценивает процесс преданного служения. Одним из последствий этого является полная неразбериха, потому что, когда другие видят, как ведут себя не имеющие веры ученики, получившие посвящение, их не, правильное поведение уже не кажется столь серьезным. Из-за этого утрачивается культура преданного служения, потому что те, кто уже и так были слабыми, принимают не правильный образ жизни и ссылаются на заблудших преданных, чтобы оправдать свое поведение.

«Если гуру знает, что человек, обратившийся к нему за посвящением, неискренний и лживый притворщик, но все же по неосторожности дает ему посвящение просто ради материальной выгоды, он совершает отвратительное оскорбление святого имени. Если гуру был не в силах принять правильное решение и, посчитав ученика искренним и имеющим веру, дал ему посвящение, а позднее узнал о том, что он - притворщик, гуру должен тотчас же исправить свою ошибку». «Харинама Чинтамани», 72-73 Бывает, что духовный учитель дает посвящение человеку, в котором он не совсем уверен. Однако, если позднее окажется, что он имел дело с неверующим грешником, гуру должен исправить свою ошибку. Если он не в силах изменить человека, он должен либо наказать его, либо разорвать отношения. Иногда духовный учитель наказывает ученика лично, чтобы тот понял различие между правильным и неправильным поведением. Такое наказание можно сравнить с тем, как родители наказывают ребенка. Иногда родители заставляют его вести себя правильно, а иногда запрещают ему что-то. Например, не позволяют сыну-подростку в течение недели ездить на машине, чтобы ребенок понял неправильность своего поведения. Прабхупада говорил, что человека можно простить один раз, два раза, даже три раза, но после этого надо наказывать.

«Если по неосторожности или неопытности духовный учитель совершает ошибку, дав наставления и посвящение не имеющему веры ученику, он должен почувствовать сильный страх и раскаяние. Он обязан рассказать о своем оскорблении на собрании вайшнавов и отречься от неискреннего ученика». «Харинама Чинтамани», 73

 

Иначе говоря, неискренние ученики атакуют «иммунную систему» духовного учителя и вайшнавского сообщества в такой степени, что иногда духовному учителю приходится признать это перед собранием вайшнавов. Такой поступок поможет заблудшему ученику в определенной степени излечиться от болезни, которой он может заразить других, а также послужить уроком для других. Преданные должны понять, что подобное поведение неправильно и непозволительно. Шрила Харидас говорит, что гуру должен публично рассказать об оскорблении и отвергнуть ученика. Я следовал этому наставлению много лет, и некоторых преданных это шокировало. Однако, когда опубликовали «Харинама Чинтамани», они поняли, что время от времени гуру приходится отвергать ученика, если он продолжает поступать неправильно, несмотря на многочисленные предупреждения.

Мой подход состоит в том, что я принимаю учеников довольно легко, но я и отвергаю учеников. Конечно, в начале может казаться, что у ученика есть вера, но со временем он отклоняется. По этой причине некоторые из нас дают посвящение достаточно быстро, потому что мы понимаем, что с человеком может быть все в порядке в течение четырех-шести лет, но позднее он начнет совершать отвратительные поступки. Определенный риск всегда существует, и, если преданный начинает вести себя неправильно, нужно сделать все возможное, чтобы помочь ему, или даже отвергнуть ученика, который не хочет исправляться.

«Если гуру не принимает экстренных мер, он постепенно опустится нравственно, впадет в иллюзию и лишится права заниматься преданным служением». «Харинама Чинтамани»›, 73

Если ученик продолжает грешить, долг духовного учителя - явно показать, как правильно вести себя. Несмотря на то, что гуру обладает состраданием и терпением, сострадание не означает, что гуру или отец будет просто смотреть, как его дочь причиняет себе вред. Отец, который позволяет сыну жить дома и принимать наркотики, лишь способствует его неправильному поведению. Если родители не могут изменить сознание ребенка или заставить его пройти курс лечения, позволив ему и дальше жить дома, они лишь усилят его неправильное поведение. Аналогичным образом, если ученик не изменится после многих наставлений, а гуру не предпримет серьезных мер, он лишь будет способствовать греху. Связь между гуру и учеником очень сильна

«Если, не принимая во внимание Твои наставления, гуру дает посвящение неискреннему притворщику, он совершает тяжкое оскорбление, за которое отправляется в ад». «Харинама Чинтамани», 73

Теперь мы понимаем, почему гуру иногда падают. Это зависит от их собственной «иммунной системы», от отношений с их духовным учителем и от уровня их учеников. Эти три фактора определяют состояние духовного учителя. Если гуру не имеет большой внутренней или духовной силы, большое число заблудших учеников создаст ему физические, психические и духовные проблемы, которые со временем приведут к духовным отклонениям. Связь между гуру и учеником очень сильна, когда оба понимают свою ответственность и обязанности.

«Нама-апарадха, совершаемая учеником-шарлатаном, будет медленно но верно лишать гуру духовной силы и в конечном итоге приведет его к духовной смерти. Это оскорбление оказывает опустошающее влияние как на гуру, так и на ученика: оба отправляются в ад». «Харинама Чинтамани», 73

Когда гуру падает, мы часто видим, что многие, у кого с ним были отношения, тоже падают. В результате этого страдают все. Однако ответственность за падение никогда полностью не ложится на учеников, потому что гуру сам принимал решения, и он должен чаще обращаться за помощью к собственному учителю, принадлежащему к парампаре. Каждый гуру к тому же и ученик. Если гуру правильно принимает прибежище, Кришна даже не станет полностью обвинять его в грехах учеников.

 

Посвящение подразумевает любовь

Когда люди соглашаются на подобные отношения без любви, несомненно, что в Кали-югу это становится лишь причиной больших отклонений и опасностей. Если гуру принимает учеников, не чувствуя настоящей любви или заботы, проблемы гарантированы. И наоборот, если ученик не испытывает любви к гуру, он просто будет поступать, как пожелает. Делать, что хочет, независимо от последствий. Вследствие этого Кришна заставит и ученика, и гуру заплатить за свои грехи. Более того, некоторые ученики доходят до того, что просто хотят грешить. Они перестаю! повторять мантру, совершают различные апарадхи, ведут себя вызывающе, что подобно ножу в спину гуру. Поскольку гуру поручился за эту душу, ему придется страдать. Кришну беспокоит поведение ученика, который заставляет страдать своего гуру, поэтому Господь наказывает ученика. Необходимость твердой веры

В последнем абзаце этой главы Харидас Тхакур говорит:

«Дорогой Господь, Ты очень мипостив к Джагаю и Мадхаю. Эти два брата были родом из семьи брахманов, но прославились как ужаснейшие негодяи в Навадвипе из-за своих жестоких и страшных преступлений. Когда-то их звали Джагадананда и Мадхавананда. Сперва Ты пробудил в них шраддху, а затем дал им святое имя. О Господь, Твои поступки достойны подражания; они - маяки, освещающие весь мир. Да последуют все Твоему удивительному примеру». «Харинама Чинтамани», 74

Шрила Харидас показывает пример того, что гуру может принять в ученики даже самого большого грешника, при условии, что он сначала развил веру в этом человеке. Джагай и Мадхай были такими грешникам, но Господь Нитьянанда и Господь Чайтанья благословили их и дали им посвящение. Однако Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда сделали это лишь после того, как они изменили свое сознание. Они хотели сделать Джагая и Мадхая примером для других, потому что превращение таких дебоширов в преданных должно было помочь их проповеди. Они изменили сознание Джагая и Мадхая, наделив их определенной верой, а затем смогли изменить и их поступки. Шраддха очень важна. Нам нужна твердая, неподдельная вера. Если наша вера слаба, мы будем просто подавлять греховные желания и не сможем измениться. Мы не будем чувствовать необходимость поступать правильно, и желания наслаждать чувства перевесят желания духовно развиваться. Б конце концов, преданный не станет обращать внимания на осквернение, возникающее вследствие оскорбительного отношения к вайшнавам, и будет слабеть все больше и больше. У него появится желание заниматься другой деятельностью, невзирая на негативные последствия. Шрила Харидас говорит, что при таких обстоятельствах гуру должен отвергнуть ученика-обманщика. Благодаря этому духовный учитель исполняет свои обязанности и одновременно помогает ученику понять свое положение и обязанности. Вопросы и ответы Вопрос: Что происходит с гуру, который дает посвящение неискреннему притворщику, но не отвергает его, как только поймет, с кем он имеет дело? Ответ: У матери может быть несколько послушных детей, но один из сыновей может стать дебоширом. Она пытается помочь ему и побуждает других детей помогать ему, но, если сын не обращает на их помощь никакого внимания, в конечном итоге ей придется изгнать его из дома. Б каком положении она находится? Она всегда думает о ребенке и искренне ждет первой же возможности помочь ему. Она все еще сильно любит сына, но ей пришлось выгнать его из дома в надежде, что это отрезвит его. Бремя от времени она может попросить отца или кого-то из детей связаться с ним, потому что она всегда беспокоится о нем. Вопрос: Что значит «отвергнуть»? Ответ: Все зависит от гуру. Это может означать, что гуру больше не несет ответственности за ученика. Например, если вы перестанете оплачивать страховку, а потом попадете в аварию, в страховой компании вам скажут, что вы не застрахованы. Это означает, что вы больше не защищены. Вопрос: Если духовный учитель не отвергает заблудших учеников, ему придется отвечать за это перед Кришной. А что если духовный учитель не знает о том, насколько сильно ученик отклонился? Несет ли он ту же долю ответственности? Ответ: Да, он все еще несет ответственность. Возможно, что он не знает всех подробностей, но Кришна даст ему общее понимание ситуации. Однажды мне пришлось обратиться ко всем своим ученикам в Западной Африке. Некоторые из них вели себя неправильно уже не один год, и я был вынужден сообщить, что больше не считаю их своими учениками. Этот поступок дал некоторым из них возможность понять серьезность своих проступков и шанс измениться. Л ясно объяснил, что все, кто по несколько лет не следовали принципам, больше не считаются моими учениками. Некоторые из них связались со мной и попросили прощения. Они хотели попытаться исправиться и потому были прощены. Другие никак не отреагировали, и потому я больше не несу ответственности за них. Я написал письма некоторым ученикам из Америки, чтобы сообщить то же самое. После того как я пытался вести их и помогать в течение многих лет, мне пришлось сообщить им, что они нарушили договор. Договор подразумевает участие двух сторон, и, решив поступать по-своему, они нарушили условия договора. Теперь они могут свободно поступать, как пожелают, но им придется полностью отвечать за свои поступки. Я больше не несу за них никакой ответственности. Бывает, что человек пытается измениться, и я тут же принимаю его назад, после того, как он извинится перед Шрилой Прабхупадой. Иногда я прошу их снова принять участие в ягье, чтобы подтвердить свои обеты. А иногда я прошу человека написать письмо с извинениями, чтобы прояснить наши отношения. Затем он должен попросить прощения у Шрилы Прабхупады. Мой долг - передавать их подношения Шриле Прабхупаде, если они попросят у него прощения, несомненно, я приму их назад. Вопрос: Мы часто слышим о договорах с прошлых жизней. Если мы рождаемся с уже заключенными договорами, но у нас остается свобода воли, в какой момент мы можем нарушить договор и делаем это? Ответ: Прежде, чем прийти в этот мир, все мы принимаем важные решения относительно того, какое тело мы полу чим и какой опыт приобретем. Хотя, в конечном итоге, это устраивают высшие силы, все зависит от наших прошлых желаний и потребностей в данной жизни. Мы несем большую ответственность за то, в какой ситуации мы находимся, чем нам кажется на самом деле. Хотя мы и несем ответственность, мы приходим в этот мир с преимуществами и недостатками, и решения, которые мы принимаем сейчас, влияют на наше будущее.

В России на ежегодном фестивале один свами описал беседу, в которой Прабхупада говорил о редкости человеческой формы жизни. Шрила Прабхупада сказал тогда, что душа может не только попасть в один из 8 400 ООО видов жизни, но ей придется пройти их все до единого, прежде чем она снова получит тело человека. Поэтому человеческое тело - это особая возможность. На райских планетах живое существо в основном отрабатывает прошлые благочестивые заслуги, но не возвращается в духовный мир. В аду тела сильно страдают, и это не дает заниматься духовной практикой. Человеческое тело уникально, потому что оно позволяет нам вырваться из этого порочного круга.

Я был потрясен, когда понял, как сильно Шрила Харидас заостряет внимание на этом. Он упомянул, что мало кто отправляется из рая в духовное царство из-за очень сильного духа наслаждений, царящего там. Б раю живые существа находятся как будто в отпуске, и когда он заканчивается, они возвращаются на работу. Человеческое тело настолько уникально, что если не воспользоваться предоставленной нам возможностью, то новый шанс появится лишь спустя тысячи и тысячи жизней. Возможность встретиться с гуру и общаться с ним выпадает крайне редко.

 

 

Глава Одиннадцатая

 

 

Восьмое оскорбление совершает тот, кто считает повторение Харе Кришна одним из видов благочестивой обрядовой деятельности, предписываемой Бедами для получения определенных плодов. Б одиннадцатой главе «Харинама Чинтамани» Шрила Харидас рассматривает смешение благочестивой деятельности и деятельности ради получения материальных плодов с истинной духовностью. Люди, занимающиеся истинной духовной деятельностью, встречаются весьма редко. Есть много религиозных людей в различных вероисповеданиях, но в большинстве своем ситуация везде одна и та же. Они просто проводят ритуалы, ягьи, совершают аскезы, молятся, поют гимны и воспевают ради того, чтобы получить материальные блага или избавиться от страданий. Большинство верующих следуют религии ради достижения этих целей. Хотя они и общаются со святыми, духовными учителями и даже Богом, у них есть определенные ожидания, и они хотят, чтобы Бог улучшил их материальное положение. Я поклоняюсь Господу всегда

Однако в молитвах «Шикшаштаки» Господь Чайтанья являет прямо противоположное настроение: ашлишья ва пада-ратам пинашту мам адаршанан марма-хатам кароту ва ятха татха ва видадхату лампато мат-прана-натхас ту са эва напарах

«Кришна - Мой единственный Господин, и Он останется им, даже если грубо обнимет Меня или разобьет Мое сердце, не представ перед Моими гпазами. Он может сделать все, что угодно, потому что всегда, в любых обстоятельствах, Он - Господь, которому Я поклоняюсь». «Шри Шикшаштака», 8

 

Господь всегда радеет о высшем благе каждого живого существа, и любое Его действие направлено на благо вечной дживы. Преданный, вручивший себя Господу, принимает эту истину, понимая, что его сиюминутные желания могут и не быть благоприятными для души. Все, что доставляет удовольствие Господу, радует и Его преданного. По этой причине слуга Господа готов принять все, что доставит Господу удовольствие.

Наши отношения с преданными и духовными учителями позволяют ежедневно учиться вечным отношениям в духовном мире. Они помогают нам понять уровень собственного эгоизма и предоставляют возможность избавиться от ложного эго, которое мешает нам ощутить чистые отношения, основанные на любви. Ложное эго по-настоящему проявляется, когда мы должны отвечать за свои поступки перед преданными и духовным учителем. Без настоящей любви и способности ценить других мы будем выглядеть очень жалко, и нам придется еще немало поработать над собой. Милость есть всегда


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!