Биоэтика и философско-этические проблемы в медицине.



БИОЭТИКА представляет собой важную точку философского знания. Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще, медицинской и биологической этики в частности. Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине - это права пациента, испытуемого и т.д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество проблем, требующих решения, как с точки зрения права, так и морали.

Кроме того, формирование биоэтики обусловлено грандиозными изменениями в технологическом оснащении современной медицины, огромными сдвигами в медико-клинической практике, которые стали возможными благодаря успехам генной инженерии, трансплантологии, появления оборудования для поддержания жизни пациента и накопления соответствующих практических и теоретических знаний. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед средним медперсоналом. Существуют ли пределы оказания медицинской помощи, и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует отсчитывать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Вот лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, а также перед широкой общественностью при современном уровне развития медицинской науки.

 

Биоэтика или Этика жизни

БИОЭТИКА как исследовательское направление междисциплинарного характера сформировалось в кон. 60-х - нач.70-х гг. Термин «БИОЭТИКА» предложен В. Р. Поттером в 1969 г. Трактовка ее разнородна. Прежде всего, биоэтику пытаются отождествлять с биомедицинской этикой, ограничив ее содержание этическими проблемами отношений «врач - пациент». Более широкое понимание биоэтики включает в себя ряд аксиологических, социальных проблем и проблем, связанных с системами здравоохранения и с отношением человека к животным и растениям. Кроме того, термин «биоэтика» указывает на то, что она ориентируется на исследования живых существ независимо от того, находят ли они свое применение в терапии или нет. Иными словами, биоэтика ориентируется на достижения современной биологии при обосновании или решении моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований.

 

Принцип информированного согласия

Под информированным согласием понимается добровольное принятие пациентом курса лечения или терапевтической процедуры после предоставления врачом адекватной информации. Можно условно выделить два основных элемента этого процесса: 1) предоставление информации и 2) получение согласия. Первый элемент включает в себя понятия добровольности и компетентности.

Врачу вменяется в обязанность информировать пациента:

1) о характере и целях предлагаемого ему лечения;

2) о связанном с ним существенном риске;

3) о возможных альтернативах данному виду лечения.

Добровольное согласие - принципиально важный момент в процессе принятия медицинского решения. Добровольность информированного согласия подразумевает неприменение со стороны врача принуждения, обмана, угроз и т.п. при принятии решения пациентом. В связи с этим можно говорить о расширении сферы применения морали, моральных оценок и требований по отношению к медицинской практике. Правда, пусть жестокая, сегодня получает приоритет в медицине. Врачу вменяется в обязанность быть более честным со своими пациентами.

В целом поворот к доктрине информированного согласия стал возможен благодаря пересмотру концепции целей медицины. Традиционно считалось, что первая цель медицины - защита здоровья и жизни пациента. Однако нередко достижение этой цели сопровождалось отказом от свободы больного, а значит, и ущемлением свободы его личности. Пациент превращался в пассивного получателя блага.

Главная цель современной медицины - благополучие пациента, и восстановление здоровья подчинено этой цели как один из составляющих элементов.

Уважение автономии индивида является одной из основополагающих ценностей цивилизованного образа жизни. Любой человек заинтересован в том, чтобы принимать решения, влияющие на его жизнь, самостоятельно.

Таким образом, сегодня самоопределение индивида есть высшая ценность, и медицинское обслуживание не должно являться исключением

 

Биоэтика и практическая медицина.

1. Эвтаназия.

Термин «Эвтаназия» происходит от греческих слов eu- «хорошо», и thanatos – «смерть», означая буквально «добрая», «хорошая» смерть. В современном понимании, данный термин означает сознательное действие или отказ от действий, приводящие к скорой и безболезненной (не всегда) смерти безнадежно больного человека, с целью прекращения некупируемой боли и страданий.

В настоящее время в обществе имеется две противоположных подхода к проблеме эвтаназии: либеральный и консервативный. Сторонники каждого подхода приводят свои аргументы в пользу эвтаназии.

Сторонники эвтаназии, хотя бы в форме прекращения лечения, считают ее допустимой по нескольким соображениям:

- медицинским - смерть, как последнее средство прекратить страдания больного;

- заботы больного о близких - «не хочу их обременять собой»;

- эгоистическим мотивам больного - «хочу умереть достойно»;

- биологическим – необходимость уничтожение неполноценных людей из-за угрозы вырождения человека, как биологического вида, вследствие накопление патологических генов в популяции;

- принцип целесообразности – прекращение длительных и безрезультатных мероприятий по поддержанию жизни безнадежных больных, чтобы использовать аппаратуру для реанимации вновь поступивших с меньшим объемом поражений;

- экономические – лечение и поддержание жизни ряда неизлечимых больных требует применения дорогостоящих приборов и лекарств;

Последние три принципа уже широко использовались в фашистской Германии: государственная политика уничтожения «неполноценных», умерщвление тяжелораненых вследствие дефицита медикаментов и госпитальных ресурсов в конце войны.

 

Противники эвтаназии в любой форме приводят другие аргументы:

- прежде всего, религиозные моральные установки - «не убий» и «любовь к ближнему ради Бога» (самоочищение и путь к Спасению через заботу о тяжело больных людях);

- медицине известны редкие случаи самопроизвольного излечения рака, само развитие медицины суть борьба со смертью и страданием (изыскание новых средств и методов лечения);

- при активной социальной позиции общества возможна практически полная реабилитация инвалидов с любой степенью ограничения возможностей, позволяющая вернуть человека к жизни как личность;

В целом, наиболее активными и последовательными противниками эвтаназии являются представители духовенства. Так, они рассматривают любой вид эвтаназии как убийство пациента врачом (в случае активной эвтаназии), или как попустительство самоубийству пациента (пассивная эвтаназия), что и в том, и в другом случае есть преступление законов, положенных Богом.

 

Ряд врачей готовы оказать содействие в ускорении наступления смерти и некоторых категорий больных готовы принять предложение врача об эвтаназии. Это должно заставить общество серьезно задуматься о реальной угрозе того, что в скором будущем оно рискует обратиться к моральной модели, описываемой Ф. Ницше: «…Больной – паразит общества. В известном состоянии неприлично продолжать жить…».

2. Аборты, ЭКО и контрацепция.

Отношение к проблеме медицинского аборта неоднозначно со времен античности до наших дней. В «Клятве» Гиппократа (V в. до н.э.) четко сформулировано: «…Я не вручу никакой женщине абортивного пессария…». Напротив, Аристотель в «Политике» пишет, что если «…должен родится ребенок сверх положенного числа, то следует прибегнуть к аборту, прежде, чем у зародыша появится чувствительность к жизни…». В «Клятве российского врача» и «Этическом кодексе российского врача», принятых на 4-й конференции Ассоциации врачей России в 1994г. отношение к искусственному прерыванию беременности никак не отражено.

Следует также отметить и юридический аспект данной проблемы. Сама операция искусственного прерывания беременности прошла путь от полного запрещения под страхом смертной казни до полной легализации в наши дни, как права женщины распоряжаться функцией собственного тела.

Революционным достижениями XX века является возможность контрацепции и искусственного оплодотворения. Контрацепция длительное время отвергалась христианством, которое признавало единственной формой предупреждения зачатия воздержание в браке. Это сформировало воззрения врачей, продержавшиеся до начала ХХ века, и только в конце нашего столетия врачебным сословием была принята официальная политика медицинской помощи по контрацепции. ЭКО была неоднозначно встречено духовенством, так как данная процедура, с одной стороны, вмешивается в сам процесс зарождения жизни, а с другой – все-таки позволяет иметь желанного ребенка в бесплодном браке. Нельзя не отметить, что христианские ученые даже самых либеральных взглядов признают только оплодотворение спермой мужа, так как, по их мнению, донорство в подобной ситуации угрожает разрушить сам институт семьи, освященный Богом.

Аборт и ЭКО тесно связаны со статусом эмбриона, со сроком, с которого следует считать его живым существом. В первом случае уничтожается всякий эмбрион, во втором уничтожаются «эмбрионы-дублеры».

С точки зрения католицизма со времен Ф. Аквинского «одушевление» происходит на 40-й после зачатия у мужчин и на 80-й день - у женщин. Врачи длительное время считали плод живым со времени его первого шевеления, регистрации сердцебиения. Несколько в стороне стоит вопрос жизнеспособности (способности выжить вне организма матери), связанный с формированием легочной системы (не ранее 20 недель от зачатия).

С точки зрения современной биологии и эмбриологии человек как биологический индивидуум формируется сразу после слияния родительских половых клеток, когда образуется неповторимый набор генов.

Таким образом, врач должен решить для себя вопрос «когда считать эмбрион человеком?», что бы произвести аборт или уничтожение «запасного» эмбриона, не нарушив заповеди «не убий».

 

3. Терапия фетальными тканями

Терапия фетальными тканями представляет собой введение в лечебных целях тканей, взятых от плода, извлеченного в результате операции прерывания беременности на поздних сроках (аборты по социальным и медицинским показаниям). Вопрос об этичности подобных процедур следует рассматривать в контексте допустимости абортов вообще.

 

46. Философско-методологические основания медицины.

В медицине используются философско-методологические принципы:

ü принцип движения познания от явления к сущности,

ü принцип единства качества и количества,

ü принцип конкретности истины,

ü принцип всесторонности рассмотрения.

Если игнорировать эти принципы, то невозможно поставить пациенту точный диагноз, и, тем более, уверенно вылечить его.

Напр., при несоблюдении принципа движения в познании от явления (симптомов) к сущности (механизму патогенеза) диагностика будет носить эмпирический (схоластический) характер и с большей долей вероятности может оказаться неверной.

При несоблюдении принципа единства качества и количества (напр., в анализе крови за одно подсчитаны все виды гранулоцитов) также не удастся или будет затруднительно диагностировать заболевание.

При несоблюдении принципа конкретности истины лечение будет носить симптоматичный характер.

При несоблюдении принципа всесторонности рассмотрения врач (или лаборант) может упустить возможно самый значительный признак грозного заболевания и потерять время, что может привести к ухудшению состояния и даже к смерти пациента.

 

47. Человек как биосистема и проблема здоровья в техногенной цивилизации.

Биология экспериментально доказала, что человек – это сложная самоорганизующаяся система, которая изменяется в пределах нормы и закономерно самоуничтожается по законам жизни и неорганической природы.

Биология человека – система знания о качествах жизни человека как индивида, рода и популяции.

Выделены три уровня биологии человека: физиологический, молекулярно-генетический, этиологический.

I. Все достижения человекознания основаны на исходном уровне биологии человека – физиологическом, т.к. этот уровень объясняет качества, без наличия которых все остальное в человеке не может развиться.

Физиология – наука о жизнедеятельности человека и функциях его частей (клеток, тканей, органов и систем).

Система органов – группа органов и процессов, которыми реализуется определенное качество жизни.

1. Субстратная система человека – клетка. Доказано, что организм человека содержит 250 видов клеток, несколько триллионов клеток и 15.000 км условной длины.

Открытия на уровне этой системы: мембранная теория биопотенциалов, которая доказала, что обмен клетки с веществом среды определяется проницаемостью мембраны и концентрацией ионов калия, натрия и хлора.

2. Система крови – совокупность органов и процессов, обеспечивающих динамическое постоянство (внутренний гомеостаз) как независимость от внешней среды существования. Ланг в 1939 г. открыл системы кроветворения, кроверазрушения, регуляции этих процессов (нейро-гуморальной).

Система крови имеет такие константы:

ü группа крови (Ландштейнер),

ü резус-фактор (1940),

ü количественное содержание эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов,

ü кислотность (рН = 7,38 – 7,47),

ü плотность (1,052 г/мл),

ü вязкость (7,4 пуаз) и т.д.

3. Система кровообращения – сердце и замкнутая сеть кровеносных сосудов (длина капилляров достигает 200.000 км)

4. Лимфатическая система – органы и процессы, обеспечивающие постоянный отток межтканевой жидкости по направлению к сердцу (тимус, миндалины, красный костный мозг).

5. Дыхательная система – обеспечивает ткани кислородом и освобождает их от углекислоты (ЖЁЛ = 3 – 5 литров).

6. Пищеварительная система – обеспечивает физико-химическую переработку ищи.

7. Система метаболизма – обеспечивает обмен веществ и энергии (образование АТФ).

8. Выделительная система – обеспечивает удаление из организма вредных веществ путем образования мочи.

9. Система гормональной регуляции (размножения, роста, адаптации, обмена веществ и энергии).

10. Нервная система – управляет взаимодействием со внешней средой, координирует работу всех систем и органов. (Головной мозг содержит 14 – 20 млрд. нейронов; мозг может хранить до 10^14 бит единиц информации)

10.1. Система ВНД (высшей нервной деятельности) – материальный субстрат психических функций (сознания, мышления, памяти, внимания, эмоций).

II. Молекулярно-генетический уровень доступен для изучения к началу ХХ века благодаря трудам Т.Моргана и его школы.

Геном – совокупность всей генетической информации, закодированной в ДНК. Предполагалось, что геном человека содержит 45 – 95 тысяч генов, но последняя информация – 31 тысяча.

III. Этологический уровень – исследует биологические основы человеческой нравственности, которые одинаковы с животными.

Этология – наука о поведении животных.

Теоретики: Лорренс, Тинберген, Ардри – доказали, что у животных и человека врождены такие нормы поведения:

1) Запрет на убийство "своего".

2) Запрет на неожиданное нападение без предупреждения, если не реализуется программа питания хищника.

3) Запрет на применение убийственных методов в агрессии со своим.

4) Побеждает тот, кто защищает свою территорию, детеныша, самку.

5) Генетическая предрасположенность к господству или к подчинению.

Здоровье человека

Здоровье человека – это индивидуальное психосоматическое состояние, при котором человек способен оптимально реализовать свои жизненные потребности.

Установлено, что здоровье на 50% зависит от образа жизни, на 20% - от наследственности, на 20% - от экологии и на 10% - от здравоохранения и медицины.

Существует 16 программ здорового образа жизни. В т.ч. система И. Мечникова.

Важнейшие предпосылки обретения и сохранения здоровья: труд, сон, положитель-ные эмоции, рациональное питание, запрет на алкоголь и никотин, режим дня, закаливание, физкультура. Гуманитарное содержание здоровья – следование человека позитивным ценностям общества.

 

48. Научные революции и смена типов рациональности.

Наука развивается от простого к сложному. Выделяют следующие этапы (периоды) развития науки:

1. Период становления науки как самостоятельной системы знания в 6-4 в. до н.э. в Древней Греции.

Это становление характеризуется как "аристотелевская научная революция", т.к. именно Аристотель создал логику – основу доказательности в научном познании. Первый период развития науки завершился в 14-15 в.

Основные достижения:

1) Создание аксиоматического метода построения научной теории ("Начало" – Эвклид, III в. до н.э.).

2) Создание гелиоцентрической системы естественнонаучной картины мира, которая была абсолютизирована христианской теологией (Птолемей).

3) Создание единства философии и умозрительного естествознания, т.к. экспериментального естествознания не существовало. Поэтому медицина древнего мира и средневековья была связана с философией или материализма (Гиппократ), или идеализма (Маймонид). В этот период господствовало противоречивое взаимо-действие между наукой и культурой общества: в античной культуре доминировало научное направление, а в период средневековья – мистическое, религиозное направления в культуре.

2. Период становления классического естествознания и науки (16-19 вв.) Началось коперниканско-ньютоновской революцией.

Достижения:

1) Формирование науки как социального института общества – формы развития науки, которая всячески поддерживается государством, потому что имеется экономическая потребность в производительности труда и в получении максимальной прибыли.

2) Создание классического идеала научной рациональности – способа объяснения объектов, при котором объективность и истинность знания абсолютно исключают все субъективные пристрастия и ошибки ученых.

Классический вариант науки содержит 4 нормы рассуждений:

а) Нормативная истинность описания и объяснения объекта.

б) Редукционизм – возможность объяснения сложного законами простого, напр., законов живого и общества – законами механики.

в) Социокультурная автономия науки – независимость науки от религии, искусства, морали, права.

3) Формирование развитой системы эмпирического уровня науки: создаются четко обоснованные методы эксперимента, варианты наблюдений, сравнений и измерений применительно к качественной специфике познаваемых объектов (напр., химия, физика, биология).

3. Неклассические естествознание и наука (конец 19 – первая половина 20 века). Начинается с эйнштейновской революции в науке.

Достижения:

1) Открытие двух типов реальности – микромира и макромира.

2) Создание многообразия научных дисциплин и направлений в зависимости от метода исследования и практической значимости определенных свойств объекта для производства, техники и военного дела.

3) Формирование неклассического идеала научности на уровне утверждения относительности знания и его дополнительности на основе идей Бора и Гейзенберга.

4) Превращение науки в производительную силу общества, потому что формировалась система прикладных и инженерно-технических наук, которая решает вопросы использования теоретического знания в производственном процессе путем создания высокоточного оборудования, техники и строго определенной технологии.

Именно в этот период возникла медицина в ее научном варианте, потому что все основные лекарства были созданы в период с 1890 г. до Первой Мировой войны.

4. Период глобального эволюционизма в науке (со второй половины ХХ века).

Были найдены теоретические и методологические средства для создания модели универсальной эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец, появление человека и общества (антропосоциогенез). Вселенная представлена как развивающееся во времени природное целое, а вся ее история от Большого Взрыва до возникновения человечества рассматривается как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции преемственно и генетически связаны между собой.

В концепции глобального эволюционизма подчеркивается важнейшая закономерность – направленность развития мирового целого на повышение своей структурной организации. Вся история Вселенной – от момента сингулярности до возникновения человека – предстает как единый процесс материальной эволюции, самоорганизации, саморазвития материи.

Важную роль в концепции играет идея отбора: новое возникает как результат отбора наиболее эффективных новообразований, неэффективные же инновации отбраковываются историческим процессом. Качественно новый уровень организации материи окончательно самоутверждается тогда, когда он становится способным впитать в себя предшествующий опыт исторического развития материи.

Антропный принцип (Дикке, Картер, Идлис) заключается в признании, что возникновение человека на Земле – закономерный результат физико-химических процессов в космосе (Вселенной, т.е. бытия, которое изучено современным естествознанием – в пределах 20 млрд. световых лет = 2·10^17 метров).

 

Общественная статика: Общество как совокупность систем и законов их связи

Статика – это понятие, в котором представлена относительная устойчивость исследуемого объекта. Понятие "общественная статика" ввел О.Конт.

В философии "устройство общества" исследуется с учетом разделения целого (общества) на фундаментальные, сложноорганизованные части (системы общества). Мыслители предложили несколько вариантов понятия общества как взаимодействия основных систем.

1) в рамках социологического материализма выделяют:

ЭСО (экономическую систему общества),

ССО (социальную систему общества),

ПСО (политическую) и

ИСО (идеационную).

2) В рамках социального идеализма (П.Сорокин, Пятерин) – материальную, социальную, духовную системы общества.

В рамках материализма и в реальной практике цивилизованных стран применяют первый вариант. В нем первичной признается ЭСО. Существует две группы законов взаимодействия этих систем.

Законы:

а) Причинно-следственные законы:

ЭСО ® ССО

ЭСО ® ПСО

ЭСО ® ИСО

ЭСО ® ССО, ПСО, ИСО

ЭСО ® ПСО, ССО

ЭСО ® ПСО, ИСО

ЭСО, ССО ® ПСО, ИСО

ЭСО, ССО, ПСО ® ИСО

б) Функциональные законы – обратные влияния сфер общественного сознания.

 

49. Экономическая система общества (ЭСО)

Основные элементы ЭСО:

1) Материальное производство – общественно организованный процесс создания, распределения, обмена и потребления материальных благ (т.е. результатов, которые удовлетворяют потребностям).

2) Труд – индивидуально реализуемый процесс создания материальных благ для обеспечения индивидуально и общественно значимых потребностей людей.

(Отличие труда от производства состоит в том, что производство ориентировано на общественное благо, а труд – на индивидуальное, причем труд может не создавать общественно-значимого блага.)

3) Техника и технология – совокупность сложных, небиологических орудий и средств труда и производства, которыми повышается производительность, эффективность деятельности и понижается уровень применения физической рабочей силы человека.

4) Экономические отношения – зависимости между людьми по поводу отношения к средствам производства и технике в процессе профессионального разделения труда и в процессе общественно организованного создания, распределения и потребления материальных благ.

По мнению некоторых экономистов и философов, именно отношения собственности на средства производства являются центральными в ЭСО, т.к. только они связывают человека с техникой.

5) Человек как рабочая сила – совокупность физических, психических и интеллектуальных способностей человека к определенному виду труда.

6) Экономическое мышление (сознание) – система теоретического, профессионального и индивидуального сознания человека, которая обеспечивает оптимизацию производства и трудовой деятельности. В современном материальном производстве абсолютно необходимо научное теоретическое сознание, повышающее уровень профессионализма и оригинально-личностной способности к усвоению информации.

Функции ЭСО

1) Создание материальных оснований успешного взаимодействия общества, государства, индивида с окружающей природой.

2) Обеспечение комфортности жизни индивида.

3) Создание вещественных условий для оптимального взаимодействия социальных групп власти и населения.

4) Создание условий для возникновения духовности, культуры и т.д.

 

50. Социальная система общества (ССО)

ССО – часть общества, обеспечивающая оптимальные формы взаимодействия социальных общностей и групп в исторически определенных условиях.

ССО состоят из макрогрупп, микрогрупп и законов связей их между собой в составе целого. Конкретные закономерности и особенности ССО изучается социологией в теории среднего уровня, в конкретных социальных исследованиях и в макросоциологии (максимально развитой социологии – на Западе, т.к. общество там очень дифференцировано и противоречиво).

Напр., к началу 21 века в цивилизованных странах возникла проблема недостатка сырья, "чистых" продуктов питания, воды, воздуха; она решается использованием ресурсов стран бывшего СССР.

Макрогруппы – исторически сложившиеся общности людей, которые характеризуются многочисленным составом, особым видом деятельности, устойчивым поведением и отсутствием непосредственного физического контакта образующих его индивидов.

По специальным признакам выделяют:

1) Социально-классовые макрогруппы – общности людей, выделяющихся среди остальных по признакам отношения к средствам производства, места в системе общественного производства, способом получения вознаграждения за труд.

 Условно в составе этой макрогруппы выделяются исторически определенные группы: рыбы, рабовладельцы, свободные общинники, ремесленники, крестьяне, феодалы, фермеры, рабочие, банкиры, капиталисты и т.д. (интеллигенция и служащие – вторичные элементы социально-классовой общности людей, т.к. опосредо-ванно относятся к средствам производства и выполняют в системе материального производства вспомогательные функции).

2) Демографическая общность людей – коллектив людей, выделяющийся по биологическим признакам, связям с общественно-значимыми территориями, поселениями, возрастными отношениями.

3) Этническая макрогруппа – исторически сложившееся объединение людей, у которых единое происхождение, язык, культура и образ деятельности. В состав этносов входят нации – самые развитые этносы к данному времени, их главный признак – язык.

 В момент формирования нации важно единство проживания и образа деятельности.

4) Профессиональные макрогруппы – обеспечивают конкретный вариант экономической деятельности и систем управления.

Макрообщности определяют особенности взаимодействия людей по направлению поддержания мирного или враждебного отношения между людьми.

Микрообщности – это относительно немногочисленные объединения людей, связи между которыми непосредственно индивидуальны и определяются их существованием в составе макрообщности и особенностей ситуативного взаимодействия.

Функции ССО

1) Поддерживает индивида в его физическом выживании в составе общества.

2) Формулирует закономерности общественных связей в режимах деструкции, оптимальности, мирного сосуществования.

3) Создание основы для организационных решений по поводу управления поведением разнородных категорий населения.

 

51. Политическая система общества (ПСО)

ПСО – это часть общества, которая обеспечивает осознанное, планомерно организуемое управление поведением населения.

Элементы ПСО:

1) Государство как система и его органы.

2) Общественные объединения.

3) Народ как субъект ПСО

4) Политические институты (учреждения) и нормы, которые в сущности реализуют функции государства и его органов.

Детально ПСО изучается в политологии.

Для философии Государство – это система управления, при которой обособленная группа людей с помощью насилия и убеждения регулирует поведение населения данной территории в интересах экономики доминирующей группы и остальной части населения.

Функции ПСО:

1. Концентрирует в себе экономику, интересы различных общностей. Этим ПСО способствует реализации потенции развития общества, она как бы открывает путь реализации объективных закономерностей общественной жизни.

2. Обеспечивает социальную защищенность граждан.

3. Стимулирует складывание социальных общностей (классов)

 

52. Социальная философия об идеационной системе общества (ИСО): содержание, функции.

ИСО – целенаправленно организуемая обществом духовная жизнь людей, связанная с профессиональным духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологические и научные учреждения, театры, библиотеки, музеи, кино и т.д.), в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности.

Духовная жизнь – жизнь людей, связанная с удовлетворением духовных потребностей, с производством сознания (важнейший вид общественного производства), с отношениями между людьми в процессе духовного производства, с духовным общением и т.д.

Элементы ИСО: наука, искусство, идеология, религия, образование и воспитание.

Специфика: элементы ИСО тесно связаны между собой и испытывают значительное влияние со стороны других систем общества (напр., церковь → наука и искусство, ЭСО → наука, ПСО → идеология, и др.).

Функции ИСО:

1. Сплочение народов, наций и др.

2. Создание культурных ценностей (картины и др.).

3. Развитие личности подрастающего поколения.

4. Пропаганда культурных ценностей.

 

 

53. Общественная динамика: общественный прогресс и его движущие силы.

Социальная философия – наука, исследующая не только статику и основы общества, но и систему знаний об устойчивых и закономерных связях в изменчивости общественной жизни. Проблема развития относится к объективной и аксиологической проблеме социальной философии. Установлено, что направленность изменения определяется по объективным критериям и критериям, сформулированным теоретиками, социальными группами или элитой общества.

Объективные критерии общественного прогресса

1. Рост производства, производительности труда, его эффективности. Теоретики: Маркс, Энгельс, реалистические философы.

2. Мера эксплуатации (использования) рабочей силы, т.е. способностей человека к производительному труду в рамках материального производства.

3. Состояние оптимального и гармоничного взаимодействия между социальными группами (этносами). В цивилизованном обществе взаимодействие социальных групп (стратификатов) зависит от состояния материального производства, которое обеспечивает не только минимум потребностей, но и уровень комфортабельности жизни.

4. Степень демократизации общества – участие разнородных слоев населения в управлении общественно значимыми процессами в рамках государства.

По мнению отдельных русских мыслителей к объективным критериям можно отнести возможность реализации личного счастья индивида.

Если соблюдаются данные направления, то прогресс реализуется в своей исторической определенности.

В социальной философии представлены модели общественного прогресса:

1. Культурологическая ценностно-оценочная модель, согласно которой прогресс связан только с системами знания и духовности (в общем смысле этого слова). Т.к. знание и духовность всегда аккумулируются в культуре, то прогресс есть совершенствование культуры народа.

Н.Я. Данилевский создал оригинальную концепцию развития и прогресса культуры. По его мнению, единого прогресса общечеловеческой культуре нет, а существуют отдельные культуры (11 шт.), но каждая из них внутренне прогрессирует, а затем неизбежно деградирует и останавливается на определенном уровне.

Напр., культура иранского народа (5-3 вв. до н.э.) была первой из развитых, а в 19-20 вв. она превратилась в традиционную (непрогрессирующую), но поскольку ее содержание – абсолютизированная религиозность, то возможна стагнация.

2. Экзистенциальная модель.

Прогрессирующий смысл жизни человека как постоянное совершенствование – перфекция.

Для медиков понятие связано с милосердием, гуманностью, добром, потому что совершенствование всегда есть преодоление эгоизма, корыстных побуждений.

Обе модели – в рамках социологического идеализма и при объективном подходе должны быть уточнены новыми подходами.

3. Теория общественно-экономических формаций (ТОЭФ). (1840-е годы, теоретики диалектического материализма)

Прогресс – совершенствование производительных сил и производственных отношений, изменяющихся для создания справедливого общества – коммунизма (в трудах Платона – 4 в. до н.э.).

ТОЭФ определила основной критерий прогресса – изменения в материальном производстве, которые объективно приводят к созданию оптимальных взаимодействий социальных групп, если собственность на средства производства будет общественной, а не частной. (Это мнение к 21 веку исторически не подтвердилось.)

4. Теории постиндустриального общества. Теоретики: Белл, Тофлер, Гелбрейт.

Общественный прогресс - единство технических, технологических, научных и жизненно-обыденных уровней в многообразии общественных изменений. Эта модель признается более адекватной для техногенной цивилизации, в которой мы существуем.

Движущая сила– понятие социального детерминизма (учения о причинности и взаимосвязях в обществе).

К движущим силам общественного прогресса относятся различные процессы общественной жизни:

1. Состояние противоречий в рамках материального производства между социальными группами, народом и властью, а также между идеалами и действительностью. По диалектике Гегеля именно несоответствие разнонаправленных сторон и свойств стимулирует активность населения, которое вынуждено решать противоречия. Эта мысль представлена у мыслителей различных моделей сущностей общества.

2. Деятельность социальных субъектов – личностей, этносов, классов, элиты, государства (как социального объекта общественных изменений), человечества в целом и иных частных носителей – по преобразованию (по социально целенаправленной деятельности) общественных объектов. Причем личность лишь определяет форму общественных изменений, а сами изменения требуют участия обширных групп населения.

Теоретиком этой формы являлся Плеханов, а частично сформулировал основу такого вывода Гегель – личность (гений) выражает действие мирового разума.

Идеалистический вариант выражается формулой: "Личность решает все, его воля определяет общественные процессы".

(Напр., как сказал президент, так и будет.)

3. Система управления, начиная с государственного и заканчивая управлением в конкретном случае. Решающей для общества системой управления является государство.

Напр., в рамках этноса существуют культурные традиции, язык, обычаи, которые помогают сохраниться и эффективно развиваться данному этносу. Так, в составе Золотой Орды русский этнос развивался на основе традиций, которые сформировались ранее.

4. Идеационные факторы:

4.1. Идеалы – высшие цели, к которым стремятся, но не достигают в полном завершении (идеалы добра, красоты, истины, гуманности, справедливости; для верующих – бог/боги). Идеалы модернизируются с учетом потребностей социальных групп. Напр., идеал коммунизма возник в среде христиан, стремящихся достичь справедливости, гуманности в условиях антигуманного несправедливого окружения.

4.2. Научное знание – система объективно истинных знаний, информации, которая доказана экспериментально, проверено на практике. Во второй половине ХХ века научное знание признают производительной силой общества.

4.3. Духовность – состояние знаний, оценок и смыслов человека, который благодаря своему мышлению действует бескорыстно, гуманно, справедливо и не стремится использовать других в качестве средства решения своих проблем.

Понятие "духовность" – самый сложный вариант движущей силы в истории.

В размышлениях философов приводятся различные классификации движущих сил развития общества. Напр., потребность, интерес, классовая борьба, общественная психология народа и др. признаются основными или неосновными причинами.

 

Действие движущих сил развития общества связано с качественными преобразованиями. Формы этих преобразований, согласно диалектике Гегеля, есть эволюция и революция.

Социальная эволюция – постепенное качественное и количественное изменение. Является основой для существенного преобразования в обществе или отдельной его системе. Всегда постепенность в обществе реализует стадии накопления конкретного существенного изменения.

Социальная революция – существенные качественные преобразования основ общества или отдельной его системы. Напр., политическая революция – качественное преобразование формы и содержания власти при переходе её от одной социальной группы к другой. Напр., во Франции в 1789 г. – Буржуазная революция, когда после взятия Бастилии власть перешла к буржуазии.

После политической революции для укрепления новой власти должна произойти и социально-экономическая революция, которая сотрет грубые противоречия между новой элитой и народом, поэтому революции занимают по несколько лет времени в любом государстве.

Революции – основная форма коренного преобразования в обществе, а эволюция дополняет их. В 21 веке уже не будет социально-экономических революций, потому что человечество сформировало единое глобальное постиндустриальное общество на единой основе частной собственности.

"Позитивные" революции (напр., НТР) не сопровождаются насилием.

Научно-техническая революция (НТР) – качественное преобразование развитие производительных сил, связанное с непосредственным использованием достижений науки в производсте, здравоохранении, системе управления и личной жизни человека.

Научно-технический прогресс (НТП) – основа решения проблем глобального размера. Преодоление экономической отсталости многих государств, лечение эпидемиологических болезней, болезней цивилизации.

Научная революция – выдающее достижение, изменившее научную картину мира (Ньютон, Эйнштейн, синергетика).

 

54. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека.

Внешнее и внутренне – фундаментальные свойства человеческой жизни.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое для социальных групп, народа, государства и человечества в целом.

Виды творчества:

1. Создание принципиально новых, не существовавших ранее условий быта.

2.

3. Подтверждение и доказательство ранее известного.

4. Самостоятельный индивидуальный подход к известному.

5. Поиск исследования с положительным или отрицательным результатом.

6. Разрушение психологических барьеров, снятие инерции и консерватизма мышления и поведения.

Творчество – многообразный процесс, реализующийся вовне, обязательно требующий опредмечивания.

 

Любовь – качество жизни человека, глубоко внутреннее, избирательное эмоционально-волевое состояние, при котором другой человек или объект оценивается выше себя или ему подобных.

Виды любви:

1. Базовая – половая – эмоционально-волевое взаимоотношение мужчины и женщины, при котором поддерживается взаимная высшая ценность каждого из них. Реализуется единство человеческого рода.

2. Сексуальная любовь – простейшее физиологическое наслаждение, отлича-ющееся кратковременностью.

3. Родительская любовь.

4. Семейно-бытовая любовь (супруги, бабушки, дедушки).

5. Социальная любовь – эмоционально-волевое отношение к государству, народу.

6. Идеационная любовь – к идеалу (Богу, истине, справедливости, красоте).

7. Прагматическая любовь – эмоционально-волевое отношение к другим предметам, ценность которых полагается выше ценности жизни.

8. Любовь к животным и растениям.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1719; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!