Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении. 12 страница



Язык – универсальная форма идеационной культуры, выражающая ее идеалистическое содержание в особой исторически или искусственно созданной системе речи и письма, на основе которых формируются специфические системы знаков – жесты, мимика, телодвижения.

Культура мышления – уровень развития рациональных способностей человека к логическому определению понятий, формулировке суждений и умозаключений, способность к организации совей деятельности с четким выделением целей, средств и результатов. Высшая форма культуры мышления – разум.

Культура чувств – состояние эмоционально-волевых качеств человека, в которых проявляется субъективное отношение его к происходящему в действительности.

• Особая форма культуры – система воспитания и образования – система обучения и формирования общественно значимых правил поведения, информации, смыслов и оценок.

 

35. Мораль и нравственность в системе культуры общества и личности.

Ценностные формы культуры – такие виды идеационной культуры и ее реализации в социальной деятельности, которые основаны на позитивно значимом идеале, цели, особом смысле.

Специфика морали как ценностной формы культуры:

1. Нормативность – знание о нормах – стандартах поведения и мышления. Каждая норма имеет такую структуру:

1) Диспозиция – предписание, запрет поведения (типа "не убий", "не укради", "не завидуй", "будь благороден", "помогай другим" и т.д.).

2) Масштаб – распространение на определенное количество людей. Масштаб бывает единичным, особенным (для группы) и общим (для всех).

3) Гипотеза морали – указание на условия действия предписания:

а) категорические (безусловные) гипотезы,

б) относительные гипотезы, учитывающие особенности.

2. Универсальность морали – все состояния бытия оцениваются в понятиях морали.

3. Идеальность морали - принадлежность к сфере идеалов.

4. Автономность морали – зависимость от свободной воли человека совершения того или иного поступка с полным соблюдением морали или частично.

5. Функционирование на основе исторически сложившихся обычаев, традиций и силы общественного мнения.

Долг – осознание личностью безусловной необходимости исполнения каких-либо действий, исходя из моральных норм.

Совесть – способность человека критически оценивать свои мысли желания, действия с точки зрения соответствия или несоответствия долгу вне зависимости от мнения окружающих.

Стыд – способность человека критически оценивать свои мысли желания, действия с точки зрения соответствия или несоответствия долгу, учитывая мнения других.

Добро – понятие морали, выражающее позитивную ценность (идеал), реализуя который, человек достигает наиболее величественного и совершенного в своей жизни.

Зло – понятие морали, выражающее негативные стороны деятельности, препятст-вующие совершенствованию человека.

Физическое зло (смерть, болезни, телесные недостатки, стихийные бедствия) – зло, потому что препятствует совершенствованию человека.

Моральное зло – то, что противоречит идеалам, порядку и нормам поведения, установленным в социальной группе, этносе или государстве. Пример: в религиозной культуре чревоугодие, гнев, алчность, леность, вожделение, гордыня, зависть являются смертным злом, а в рамках классовой (социально-групповой) морали эти качества оцениваются позитивно.

Функции морали:

1. Коммуникативная функция – обеспечение оптимальности речевого взаимодействия людей.

2. Развитие духовности – таких способов поведения, в которых отсутствуют эгоизм, корысть, физиологические мотивы деятельности.

3. Ценностно-оценочная функция – определение вариантов оценки происходящих событий во внутреннем мире человека и во внешней действительности.

4. Идеологическая (социальная) функция – осуществление общезначимых или социально-групповых способов поведения индивида или социальных групп.

 

36. Религия и свободомыслие в системе культуры общества и личности.

Функции религии:

1. Мировоззренческая функция – создание оригинальной модели понимания мира, места человека в нем и смысла жизни на основе идеи первичности сверхъестественных и всемогущих сил.

2. Компенсаторная функция – возмещение человеком ограниченности его жизни на основе идеи возможного совершенства и лучшей жизни после смерти (в абсолютном варианте), а в этой жизни – по воле бога (богов). Компенсаторная функция уникальна для религии, потому что реальная жизнь отличается неравенством людей, страданиями, обездоленностью, угнетением человека человеком, состояниями безнадежности и т.д., а религия обещает человеку восстановить всю эту справедливость.

3. Коммуникативная функция – обмен информацией между верующими и сверхъестественными силами бытия.

4. Регулирующая функция – управление действиями социальных групп, народа и индивида, а в средние века – и государств.

5. Интегрирующая функция – сплочение народа для общественно-значимых действий.

Напр., в 415 г. в г.Александрии христиане по призыву патриарха Кирилла сожгли библиотеку и убили жену философа Ипатию – дочь Тиона.

Напр., в 621 г. Мухаммед организовал кочевые народы Аравии под идеями бога Аллаха и после 130 лет войны была организована исламская цивилизация, одна из могущественных в настоящее время.

6. Культуро-творческая функция – поддержание и развитие многих явлений культуры (письменность, книгопечатание, искусство, архитектура), но запрещение науки, свободомыслия, светской культуры в целом.

7. Легитимирующая функция – придание определенного значения (оценки), которое позитивно или негативно для жизни людей.

Брак имеет ценность святости (но прямые запреты на брак священнослужителя, в монгольском буддизме любой верующий не может вступать в брак (отсюда снижение численности монголов).

Законы шариата (в Чечне) разрешают такое поведение людей, как кровная месть, убийство неверных, которое запрещено юридическими законами. Достижения науки и литературы объявляются кощунственными.

Религия включает:

1. Религиозное сознание – система знания и информации, основанная на бездоказательном принятии за истину тех сведений, которые создаются теоретиками религии и оформляются как священные книги,

2. Догматика, утвержденная высшим руководством религии:

ü Папа Римский – наместник Бога на Земле,

ü догма об истечении Святого Духа от святых,

ü высказывание священников по их иерархии.

Признаки религиозного сознания:

1) Вера в реальное существование сверхъестественных и всемогущих сил.

2) Чувство зависимости от этих сил.

3) Проникновенное осознание требований этих высших сил к себе.

4) Вера в возможность контакта с ними [силами].

5) Желание установить добрые отношения с этими силами с помощью: (а) жертвоприноше-ний и (б) покаяний.

Составные религии

1. Религиозное сознание поддерживает психику человека, помогает ему выжить в сложных социальных условиях.

2. Религиозная деятельность (культ) – особая предметная и знаковая активность, организованная по-своему каждой из официальных или оппозиционных типов религии. В её состав входят: поклоны, знамения, молитвы, праздники, жертвоприношения. Существенно наличие культовых предметов, зданий, книг, религиозного искусства.

3. Религиозные отношения между людьми (по поводу веры).

4. Религиозная организация – система упорядоченного осуществления религиозного сознания, религиозной деятельности и религиозных отношений в зависимости от исторических условий жизни народов и сложившихся вариантов религий:

ü экономические формы организации – банки, из них самый крупный – Банк Святого Духа;

ü политические союзы: женские, молодежные, профессиональные, партии;

ü религиозные общины: самтхи в буддизме, монастыри в исламе и христианстве;

ü типы религиозных объединений – церковь (официальное) или секта (оппозиционное официальному). Секты более всего представлены в рамках протестантизма.

Официальные варианты религий:

а) Мировые:

- буддизм – с 3 в. до н.э.

- христианство – с 1-2 в. до н.э.

- ислам – с 7 в. н.э.

(В 21 веке предполагается создать мировую религию, без разделения на указанные три фундаментальных типа религии, но затруднения вызывают экономические аспекты деятельности церкви)

б) Национальные:

- иудаизм – 7 в. до н.э. (первая монорелигия),

- древнеегипетская религия – сер. 1 в. до н.э. (первая политеистическая религия),

- синтоизм (Япония),

- индуизм (Индия).

Религия полезна для культуры общества, но негативна для развития науки и свободомыслия, что доказано периодом средневековья.

Свободомыслие значимо для общества как реалистичный вариант мировоззрения, благодаря которому развивается наука, техника и материальное производство, а значит и комфортабельность личной жизни человека.

Современное значение религии – нравственное, а не догматическое.

 

37. Личность и её ценностные ориентации.

40.000 лет назад сформировался человек в своей видовой определенности (homo sapiens). По настоящее время развитие человека полностью контролируется общественными качествами его жизни. Поэтому для общества человек первичен как личность, а не как индивид, индивидуальность (просто человек).

Индивид – единичный представитель рода человеческого или какой-либо группы людей, это человек в единстве его природных и общественных качеств, которые одинаковы у всех остальных людей.

Индивидуальность – человек в единстве его неповторимых природно-общественных качеств. Развитая индивидуальность – всегда выдающееся общественное качество человека (не только исторические личности!).

Личность – человек в единстве его общественных качеств, благодаря которым он выступает носителем сознательной деятельности и ответственности за её результаты перед обществом, государством, близкими, самим собой.

В философии сложилась многофакторная модель личности, в которой учитываются достижения разных наук о человеке.

I.    Психологический уровень личности – общественное качество человека, зависящее от темперамента, характера, мотивации, способностей, возраста, которые связаны с внутренним миром человека.

Самый глубокий уровень психологии – "Я" – комплекс, уровень самостоятельности человека (самостоятельный человек не подвержен никаким внешним давлениям).

Но личность только частично представлена внутренним миром. В реальной жизни человек связан с социальной средой.

II.   Социологический уровень личности является основным в философском понимании личности.

Основные признаки личности в рамках социологического уровня:

1. Социальная адаптация – способность индивида приспосабливаться к условиям жизни в обществе. Она бывает в 2 формах:

ü в активной форме: "приспосабливаясь", человек изменяет других;

ü в пассивной: приспосабливаясь, человек полностью соответствует условиям среды

ü в многомерной форме: приспособление динамичное, но положительность оценки сохраняются несмотря на любые условия.

2. Социальный контроль – регулирование социальной средой поведения личности и управление личностью – социальной средой (для выгоды руководителей).

Формы социального контроля определяются типом государства (демократическое или тоталитарное), формой собственности в нем. Социальный контроль создает проблему свободы личности. Существует пять правил решения этой проблемы:

1) Свобода одной личности ограничена правом другой личности на свободу;

2) Свобода не должна противоречить правовым и моральным нормам;

3) Свобода неотделима от ответственности;

4) Свобода есть право выбора формы поведения в данной среде;

5) Свобода должна контролироваться самосознанием человека.

3. Выполнение человеком социальной роли – реализация строго установленных применительно к данной среде норм и правил поведения, общения, мышления. Эта социальная роль зависит от социального статуса человека – положения в обществе к данному времени.

Статусы: половозрелый (естественный), профессионально-должностной, приобретенный (положение в обществе, получаемое по наследству или независимо от усилий человека).

Правила реализации социальной роли:

1) Состояние эмоциональности (minimus, maximus, optimus).

2) Масштаб распространения социальной роли.

3) Формализация – исполнение по строго фиксированным стандартам речи, жестов, движений и речевой коммуникации.

4) Способ получения.

5) Мотивация, причины реализации.

4. Социализация – процесс усвоения индивидом норм и правил окружающей его социальной среды. Социализация – индивидуальное воспроизведение культуры общества. Без нее личность невозможна.

III. Сущностный уровень личности – устанавливается в рамках философии. Включает следующие признаки:

1. Личность – мера цельности, гармонии, совершенства человека.

2. Личность – индивидуальное системное единство общественных отношений, этических, правовых, эстетических и всевозможных общественных норм.

3. Личность – система потенциалов (возможностей), которые безграничны для человека. К ним относятся:

1) Творческий потенциал личности.

2) Аксиологический потенциал личности, т.е. возможность к усвоению и созданию ценностей.

3) Познавательный потенциал личности – возможность к усвоению информации.

4) Художественно-эстетический потенциал личности – возможность переживания, познавания, создания произведений искусства

5) Коммуникативный потенциал личности – возможность к оптимальному общению.

6) Предметный потенциал – возможность к трудовой, производственной и профессиональной деятельности.

4. Деятельностная сущность личности – это тип изменений, в процессе которых преодолевается хаос, неопределенность окружающей среды и утверждается способ бытия для данного действующего фрагмента бытия. Человеческая деятельность – это активные и пассивные преобразования среды, реализуемые человеком для утверждения целей и потребностей личности.

Деятельность имеет сложное содержание:

1. Субъект деятельности – носитель целенаправленной активности или пассивности, тех изменений, которые организовывает человек в конкретный пространственно-временной период жизни.

2. Цель – тот результат деятельности, который человек формулирует с определенной степенью четкости. Человек, у которого не определены цели, действует стихийно и выполняет цели других людей, либо реализует биологическую программу своей жизни. Чем более рационально развита цель, тем более эффективна деятельность.

3. Средства – предметные, энергетические, материальные, идеальные, знаковые – используются субъектом для реализации цели

4. Объект деятельности – конкретный фрагмент, часть бытия, который преобразовывается материально, идеально, знаково.

5. Результат – целенаправленное, организованное воздействие субъекта на объект. Это основа деятельности. Потому что положительное либо отрицательное действие становится основой для новой деятельности или прекращает эту деятельность.

6. Связи, в т.ч. законы – повторяющиеся или актуальные зависимости между субъектом, целями, результатом и объектом.

 

Деятельность – сущностная основа личности, потому что:

1) Чтобы стать личностью, нужно проявить активность и устроить добровольно или насильственно те нормы общества, государства, социальной среды, в которых человек живет.

2) Развитие личности не осуществимо автоматически (стихийно), а возможно только при максимальном развитии рациональности поведения, т.е. четком определении целей, средств и результатов своей жизни.

Чем более демократично общество, тем более преобладающей становится деятельность личности. В тоталитарном обществе за человека многое выполняется государством (напр., соцобеспечение, уравниловка, высокий уровень физического труда, который в техногенном обществе вторичен и не способствует интеллектуальному и профессиональному развитию человека).

Ценностные ориентации – это совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Ценностные ориентации образуют некий базис сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. При этом в соответствии с конкретной индивидуальной иерархией ценностей наблюдается относительный характер ценностных ориентаций. Это критерий норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.

 

Ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

Все многообразие мира может выступать как предметные и субъектные ценности.

Как предметные ценности – с позиций добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности.

К субъектным ценностям относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей.

Шибутани: "Об объекте можно сказать, что он обладает ценностью, если к нему проявляют какой-то особый интерес".

 

 

Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении.

[роль медицины придумай самостоятельно]

Понятие «глобальные проблемы» получило распространение с конца 60-х годов. Глобальными являются те проблемы, которые носят общечеловеческий характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности, решение их возможно только совместными усилиями; от того, в каком направлении будет осуществлено (или не осуществлено) их решение, зависят судьбы всего человечества. Наконец, эти проблемы воплощают в себе неразрывность социальных и природных сторон жизни.

Первая группа глобальных проблем — интерсоциальные проблемы. Установление мира между государствами становится насущной задачей современности. Не менее важной проблемой является создание нового международного экономического порядка. Устранение неравномерности экономического развития, преодоление международной дестабилизации - это одновременно и решение проблемы здоровья людей, решение проблемы качества освоения природных ресурсов. Сохранение мирa в ядерную эпоху есть первое условие выживания человечества. Остановка гонки вооружений - это одновременно предотвращение загрязнения окружающей среды в планетарном масштабе. Как видим, интерсоциальные проблемы неотделимы от проблемы взаимодействия общества и природы.

Вторая группа глобальных проблем включает проблемы, которые возникают в результате непосредственного взаимодействия природы и общества. К ним относятся проблемы природных ресурсов (обеспечение топливом, энергией, сырьем, водой); освоение Мирового океана и космоса.

Третья группа глобальных проблем - это проблемы, связанные с взаимодействием человека и общества (проблемы народонаселения, здравоохранения, образования). В данном случае проблема природы и общества - это проблема биологических основ жизни человека, опосредованных социальными условиями. Так, например, по данным статистики, образование - это фактор, способствующий продлению срока человеческой жизни в среднем на 10 лет.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 723; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!