Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении. 11 страница
1) Уничтожение флоры и фауны для удовлет-ворения потребностей человека. С 20 в. это состояние перерастает в экологический кри-зис и возможность экологической катастрофы.
2) Превращение человека в "царя природы", т.е. существо, имеющее право уничтожить всех чтобы насытиться. В 20 в. это качество осуждается по этическим нормам и преследуется по юридическим законам из-за чрезмерного проявления.
3) Совершенствование производства и техники, потребляющих вещество и энергию природы во все возрастающих масштабах.
4) Преобладание индивидуализма в отношениях людей, потому что владея совершенной техникой, индивид может выжить в любой неблагоприятной природной среде.
3. Конструктивное взаимодействие – с конца 20 в.
Признаки:
1) Создание безотходных (экологически обоснованных) технологий в преобразовании природы.
2) Формирование экологической этики – правил гуманного отношения к фауне и флоре. Этот способ отношений утверждается на уровне общественного сознания, а государства не могут его реализовать по причине конкурентных отношений в мире.
3) Становление отношений между обществом и природой на основе научного подхода, а не потребностей государства или нации. Наука дает объективную информацию о состоянии природы и ориентирует общество на проду-манную тактику преобразования природы в связи с формированием конструктивного взаимодействия природы и общества (взаимоприспособительных механизмов).
|
|
Идеальный вариант - создание ноосферы (сферы разума), в которой природа будет развиваться в оптимальном режиме на основе строго научных и технико-экологических программ взаимодействий.
Общество в своем функционировании проходит различные уровни (этапы). Учения выделяют начальный уровень – стадия дикости, варварства, и стадии цивилизации.
Цивилизация – это состояние общества, в котором представлены письменность и государственная форма управления.
Все человечество с 3 тысячелетия до н.э. развивается в рамках цивилизации, а стадия варварства – общества, в котором нет письменности, государства – представлена только как оценочная характеристика отсталых племен Азии и Африки, которые существовали до 19 в., а в настоящее время эта стадия отсутствует, т.к. цивилизация проникла во все части планеты.
Ученые в рамках цивилизации выделяют два типа общества: традиционное и техногенное. Изучение их очень важно для разработки социальной политики в государстве: установлено, что прогресс общества направлен от традиционного общества к техногенному.
► Традиционное общество – цивилизация, в которой преобладает натуральное хозяйство, а отношения людей основаны на консервативных традициях морали, религии и жизненного опыта. Признаки:
|
|
1) Производство материальных благ не для торговли и обмена, а для непосредственного жизненного потребления. Только элита общества могла позволить товарное производство, т.к. была потребность в средствах роскоши.
2) Жесткое социальное деление общества: элитные группы не допускают переход в нее низших слоев общества.
3) Господство авторитарных форм правления (деспотия, тирания).
4) Преобладание аскриптивной мотивации в поведении людей – оценка и стремление к восприятию других людей по приписанным качествам: социальной иерархии, пола, возраста, цвета кожи и пр., которые не достигаются другим человеком благодаря его труду, а даны изначально.
5) Наличие сложного варианта письменности, отличного от разговорного языка, свойствен-ного социальной культуре, напр., китайские иерография и язык, латинский язык и национальный язык.
► Техногенное общество – цивилизация (общество), основанная на товарном производстве и господстве науки и техники (появилось в 15 в. в Европе).
Признаки:
1) Господство товарного производства в форме денежного обращения, универсальным выражением производства являются деньги.
|
|
2) Преобладание научного рационализма в системе культуры.
3) Преобладание демократических принципов.
4) Господство индивидуализма в отношениях.
5) Ускоренная иннвозвационная динамика культуры.
Перспектива России – продолжение техногенных качеств.
30. Содержание проблемы человека и парадигмы её исследования. Человек в системе медицинского знания.
Проблема человека – это система познавательных, управленческих и практических вопросов о сущности, качествах, законах, происхождении и смысле жизни человека.
Как и любая проблема, проблема человека, содержит знание о незнании, т.е. минимум информации, от которой исходят в новейших исследованиях с учетом новых методов и возможностей науки. Исторически сложилось пять парадигм.
Парадигма – система знаний, принятая сообществом ученых (или дилетантов) в качестве образца решения проблемы. В парадигме содержится метод, устойчивое знание и аксиологические установки – все они логически обоснованы и определены, а не произвольны.
1. Теоцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности сверхестественных и всемогущих сил (Бога и Богов).
Теоретики: Августин Аврелий Блаженный, в ХХ веке – Мариден, Тилих и др.
|
|
Решение проблемы человека:
1) Сущность человека – богоподобие на основе духовности.
2) Качества тварные, земные, вещественно-энергетические качества.
3) Биологические законы – плотское желание.
4) Тварно-божественные качества – свобода, воля, душа.
5) Происхождение человека – по воле Бога.
Законы божественного и земного мира:
ü Смысл жизни – любовь и вера в Бога.
ü Соблюдение конфессиональных догматов.
Теоценрическая парадигма положительна для развития нравственности, ограничена в связи с тем, что материальная жизнь человека принижается, а без нее ни общество, ни человек не могут прогрессировать.
2. Натуроцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности законов природы, бытия, которые развиваются по естественным закономерностям без чего-либо сверхъестественного.
Теоретики: Демокрит, Гольбах, Ницше, Фрейд.
Решение проблемы человека:
1) Сущность человека – природная, т.к. все в человеке есть результат неорганических и органических процессов.
2) Социальные качества, которые продолжают действие законов природы в условиях, созданных взаимодействиями людей.
3) Смысл жизни – следование природным законам.
Натуроцентрическая парадигма положи-тельна в культуре, т.к. ориентирует личность на реалистичное понимание места человека в жизни; ориентирует государство на поддержку материального уровня жизни, на учет политических влияний, а также идеационной сферы (нравственность, красота).
3. Социоцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности общества и социальной среды, в которой существует индивид.
Теоретики: Аристотель, Гегель, Фихте, Шеллинг, Маркс, Энгельс, Дюркгейм.
Решение проблемы человека:
1) Сущность человека – общественная, но с учетом форм общественности (политика, экономика, этнические взаимодействия).
2) Качества – природные и первичные – общественные.
3) Происхождение – в результате эволюции природы и орудийно-трудовой активности высших млекопитающих отряда приматов.
4) Смысл жизни – подчинение требованиям общества с учетом исторических особенностей.
Парадигма положительна, т.к. обеспе-чивает сплочение людей в максимально возможной мере.
Отрицательна, т.к. не учитывает индивидуальность личности человека.
4. Культуроцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности идеационных, культурных ценностей.
Теоретики: Риккерт, Кассирер, Зиммель.
Решение проблемы человека:
1) Сущность человека – творчество форм бытия, которых нет ни в природе, ни в общественной реальности. (Кассирер: человек – это символическое животное.)
2) Идеационно культурные качества, в т.ч. духовность, уровень образования, способность к творчеству.
3) Смысл жизни – перфекция, стремление к постоянному совершенствованию.
4) Происхождение человека либо не исследуется, либо – от Бога, либо – согласно научной парадигме.
Положительное значение парадигмы в определении идеалов, высших целей, к которым нужно стремиться.
Отрицательное – в возможности дезорганизации мировоззрения личности, особенно в период обострения общественных противоречий.
5. Антропоцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе идеи первичности человека в системе Вселенной (т.е. изученного естествознанием уровня окружающей действительности в пределах условных 20 млрд. световых лет).
Теоретики: Плесснер, Шеллер, частично Бердяев.
Решение проблемы человека:
1) Сущность человека – свобода, произвольность действий в системе бытия, т.к. человек – высший уровень всего реализованного.
2) Качества человека – всевозможные (космические, планетарные, биологические, общественные, духовные). Основное качество: человек-микрокосм – существо, которое содержит многообразие форм бытия в концентрированном виде.
Основа всех рассуждений этих парадигм:
1) материализм или идеализм,
2) Рационализм или иррационализм.
31. Сущность и качества человека в контексте современной науки, философии, медицины.
Установлены две группы качеств человека:
1) природно-биологические – те свойства, которые по наследству от родителей к потомству;
2) общественные – свойства, которые формируются в процессе жизни индивида и не передаются по наследству.
Общественные качества человека:
1. Способность к труду – преобразованию вещества, энергии и информации с помощью приспособлений (орудий, техники) для удовлетворения социогенных потребностей.
2. Культуро-опосредованный способ жизнедеятельности, начиная от рождения и заканчивая смертью. Искусственные посредники – предметы, нормы, знания и оценки – определяют поведение любого индивида.
3. Языковое общение – способ передачи информации и создания смысла в форме искусственно или исторически созданной системы знаков или письма. Языковое общение отличается от сигнального общения животных тем, что выражает абстракции, а не только субъективное содержание.
4. Особый идеальный вариант обработки информации о внешней среде и внутренних особенностях, реализуемый в форме сознания.
5. Универсальность моральных норм, среди которых главные – это нормы совести и справедливости.
6. Деятельность – способность к активным и целенаправленным, предметным, идеальному и знаково-коммуникативному преобразованию объекта.
7. Генетическая программируемость индивидуальности, разнообразия жизни.
8. Продолжительность жизни и возраст.
9. Морфологические признаки (312 морфологических признаков человека не существуют у антропоморфных животных).
Итак, биологические качества подчинены культурной программе и социальным особенностям, поэтому сущность человека – общественная, а природа – биологическая.
Человек – биообщественное живое существо, реализующее свой вариант бытия в культурно опосредованной форме индивидуальной жизни на основе творческой, предметной, идеальной и коммуникативной потребностях.
32. Антропогенез как проблема философии и науки.
Антропогенез – процесс появления человека (homo sapiens sapiens) на Земле.
Существует несколько основных парадигм решения этой проблемы:
1. Теоцентрическая. Человек был создан Богом (богами) одномоментно в современном виде.
2. Научная. Человек сформировался в результате длительной эволюции от Protea до современного вида. (Чарльз Дарвин, 1871 г. - "Происхождение человека и половой отбор")
При этом человек прошел ряд стадий:
ü насекомоядные обезьяны - 2 млн. лет назад,
ü антропоидные (человекообразные) обезьяны – примерно 1,2 млн. лет назад,
ü человек умелый (homo habilis) - 460 тыс. лет,
ü человек выпрямленный (homo erectus) - 160 тыс.,
ü человек разумный (homo sapiens) – человек современного вида (кроманьонец) - 40 тыс. лет
33. Человек и здоровье: гуманитарный и медицинский аспекты.
Здоровье – состояние физиологического, психического и социального благополучия (в отсутствие болезни).
Здоровье человека должно обеспечивать ему относительно комфортные условия труда и отдыха. Заболевание снижает работоспособность человека и значительно ухудшает его самочувствие.
Здоровье человека – это индивидуальное психосоматическое состояние, при котором человек способен оптимально реализовать свои жизненные потребности.
Установлено, что здоровье на 50% зависит от образа жизни, на 20% - от наследственности, на 20% - от экологии и на 10% - от здравоохранения и медицины.
Существует 16 программ здорового образа жизни. В т.ч. система И. Мечникова.
Важнейшие предпосылки обретения и сохранения здоровья: труд, сон, положительные эмоции, рациональное питание, запрет на алкоголь и никотин, режим дня, закаливание, физкультура. Гуманитарное содержание здоровья – следование человека позитивным ценностям общества.
34. Культура: проблема сущности и типологии. Человек как творец и творение культуры.
Понятие культуры многозначно: не менее, чем 130 значений в англоязычной и более 200 в русскоязычной литературе. Это свидетельство универсальности культуры и показатель проблемы точного понимания данного общественного явления.
Условно выделяют несколько подходов:
1) Исторический: Культура – это возделывание земли (почвы) в интересах человека (Коттон, Др.Рим, 1 в. до н.э. – "Трактат о сельском хозяйстве").
2) Аксеологический: Культура – это все позитивные ценности и нормы, созданные человечеством.
3) Символический: Культура – это набор символов и правил пользования ими (флаги, жесты, изображения, гербы и т.д.)
4) Традиционный: Культура – это процесс и результат совершенствования интеллекта, нравственности и тела.
5) Конкретно-научный: Культура – это (1) сельскохозяйственная культура – селекционные виды растений, породы скота, штаммы микроорганизмов и др.; и (2) этнографическая культура – обычаи, традиции, обряды какого-либо народа (этноса).
► Инвариантное определение:
Культура – это система созданных поколениями людей средств человеческой деятельности, которыми программируется, реализуется и стимулируется активность индивида, социальных групп, этносов, государств и человечества в целом.
Основу культуры составляют идеалы и позитивные ценности (Добро, Истина, Красота, Справедливость, Гуманность, Гармония, Совершенство), а в религиозной культуре – Бог как символ абсолютного совершенства.
Культура противоречива, т.к. у разных народов свои способы деятельности и их ценности при соотношении взаимотрицающие. Но во многих случаях – взаимодействие людей. Напр., экономическая депрессия в России отрицательна для россиян, но позитивна для всего человечества.
Типология культуры
– это объединение однородных явлений культуры в группы, множества, типы, виды в зависимости от принятого критерия:
1. Историческая типология – виды культуры в зависимости от уровня развития человечества:
- культура первобытного общества,
- культура рабовладельческого общества,
- культура феодального общества,
- культура эпохи Возрождения,
- культура Нового Времени (17-19 вв.),
- культура Новейшего Времени (с конца 19 в.).
2. Этнографическая типология культуры – в зависимости от достижений конкретных народов, существовавших и существующих (майя, ацтеки, народность острова Паски, др.)
3.Структурно-функциональная типология культуры – в зависимости от основного состояния, функция которого положительна для общественного целого:
1) Материальная культура – система вещественно-энергетических средств деятельности (техника, орудия труда и быта, средства нападения и защиты, материальное благосостояние личности и семьи – зар.плата, доходы, комфортабельность жизни, качество пищи, жилья и др.), соматическая культура (физическая культура, спорт, гимнастика, …).
Функции материальной культуры:
- обеспечение физического выживания при взаимодействии с природой;
- обеспечение оптимальности взаимодействия с людьми;
- создание материальной основы для удовлетворения идеационных потребностей личности.
2) Социальная культура – система норм и правил поведения людей, межличностных отношений и в специальных условиях жизни.
• Этикет – стереотипы поведения и общения, основанные на вежливости и уважении между людьми независимо от социальной принадлежности или в особенно строго регламентированных взаимодействиях людей (врачебный, дипломатический, придворный этикет).
• Экономическая культура – нормы и правила поведения в исторически определенной системе производства.
• Политическая культура – нормы и правила поведения по поводу власти.
• Правовая культура – нормы и правила поведения по поводу законов, установленных государством.
• Нравственная культура – нормы и правила поведения по поводу соблюдения морали – знания о дóлжном поведении на основе идеалов добра и его модификаций.
Функции социальной культуры:
- обеспечение выживания индивида или социальных групп в системе государства и общества в целом;
- оптимизация взаимодействия социальных групп и индивида на основе стандарта мирного существования;
- обеспечение организованного целенаправленного действия значительных масс населения для реализации общественно-значимых целей.
3) Идеационная культура – система информации, знания, смыслов и оценок, созданных благодаря сознанию для реализации предметной деятельности человека в труде, производстве, социальной практике.
Идеационная культура – самая разнообразная и сложная форма культуры. Многие философы признают культуру только как идеационную культуру, а не материальную или социальную, особенно в рамках идеализма.
Виды идеационной культуры:
• Наука – система знаний и деятельности по достижению максимально объективно истинного знания о действительности .
• Мораль – система знаний о дóлжном поведении на основе идеалов добра, гуманности, справедливости.
• Право – система знаний о дóлжном поведении на основе соблюдения законов государства.
• Идеология – система теоретических знаний о потребностях, интересах и месте социальных групп, классов в обществе.
• Религия – система суждения и деятельности по регламентированному почитанию и поклонению сверхъестественных и всемогущих сил бытия.
• Атеизм (свободомыслие) – система сознания и деятельности, основанная на реалистическом понимании бытия как естественного процесса, в котором нет сверхъестественного, а есть непознанное к данному моменту времени.
• Мировоззрение – система знаний о мире, месте человека в нем и смысле жизни.
• Искусство – система знания и деятельности по поводу чувственного переживания, рационального понимания и предметно-знакового воплощения красоты и ее модификаций в различных жанрах искусства.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!