Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении. 8 страница



В неживой природе отражение пассивно (напр., зеркальное отражение, след на песке), нет органа отражения, а результат отражения подчиняется закону сохранения вещества и энергии.

В живой природе появляется орган, ответственный за отражение – нервная система, доходящая до уровня развитой ЦНС человека. Возникает активность при взаимодействии организма с объектом бытия. Возникает информационное отражение – воспроизведение у высокоразвитого объекта невещественной копии того объекта, с которым взаимодействует.

Психология – это наука, изучающая особенности отражения в живой природе. Установлено, что информационное отражение – очень сложный объект исследования, поэтому психология распространяется только на организмы, имеющие нервную систему, а доклеточные формы, клетка не имеют нервной системы, поэтому у них нет психики, хоть они и живые. Сложности психического отражения являются предметом исследований (П.Анохин открыл особенности информационного отражения живых систем).

Сознание – это высший уровень психического отражения, потому что:

1) содержит в себе в концентрированном виде преимущество психики животных. Чувственный уровень отражения в форме ощущений, восприятия и представлений – все они дают информацию об объекте по законам биологического развития и первоначальны для последующего усложнения в составе сознания;

2) развивает новые, не имеющиеся в природе, уровни отражения – рациональный уровень воспроизведения информации в форме понятия, суждения и умозаключения, которое, в свою очередь, есть основа более сложных построений человеческого познания (теорий, научной картины мира, гипотез, проблем и науки в целом);

3) реализуется на основе первой и второй сигнальных систем – это способ передачи раздражения от объектов по нервным окончаниям и волокнам в головной мозг, в котором происходит переработка информации и мгновенная команда на биологически значимое действие.

Первая сигнальная система основана на непосредственном действии объекта на органы чувств, а вторая сигнальная система – на восприятии слова через орган слуха.

Слово – обобщенный сигнал, который значим только в определенной коллективно значимой системе взаимодействующих людей.

3. Наличие субстратного основания – вещественного носителя (головной мозг вместе со сложной ЦНС). Доказано, что функции сознания выполняют только лобные и затылочно-теменные участки коры больших полушарий, а остальные части мозга поддерживают животно-биологический уровень отражения.

4. Идеальность содержания и материальность формы. Внешнее сознание доступно только через речь или какие-либо знаки.

Знак – это материальный, чувственно воспринимаемый объект, который выступает в роли обозначения какого-либо другого объекта в условиях данного коллектива и используемый для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации. Универсальный знак у человечества – язык: естественная речь, искусственная символика математики и наук, символы культуры, немая речь (внутренняя артикуляция).

Язык – непосредственная система знаков, которые объективизируются в сознании. Все у человека, связанное с информацией, может выражаться и жестами, телодвижениями, мимикой, сигнальными звуками. Но сознательное – только в языке. Только языку подчинены смыслы иных знаков.

Предполагается существующей и другая форма сознания (как телепатия), но экспериментально не подтверждено, что идеальное содержание сознания может передаваться другим людям без знака, без речи. В непосредственном визуальном контакте опытный психолог может догадаться о мыслях другого, делается это по особым знакам (по мимике и другим непроизвольным движениям, реакциям организма).

Идеальность сознания – самое удивительное свойство в бытии:

1) Средствами естествознания оно не фиксируется, т.к. не имеет вещественно-энергетического качества (веса, объема, непосредственного субстрата). [см. гипотезу нейролептона]

2) Соответствие образа объекта оригиналу, который абсолютно противоположен образу, ибо материален.

3) Неполнота, ограниченность копии-образца по сравнению с реальным объектом, т.к. а) ограничены возможности органов чувств и б) ограничен уровень мышления и культуры личности.

4) Субъективность – зависимость идеального образа от актуального состояния человека в данное время. Субъективность идеального – абсолютное качество, потому что не существует сознания без человека. Попытки создать мозг или поддержать физические функции мозга умирающего тела не привели к положительным результатам, т.к. сознание – это комплексная синтетическая реакция всего организма человека, а не только его мозга.

5) Сложное внутреннее строение – деление на отдельные виды, уровни и др. по каким-либо основаниям:

I. Индивидуальное и общественное сознание – по критерию отражения единичных или общезначимых условий жизни человека.

Индивидуальное сознание – идеальные образы бытия, возникающие у отдельного человека и выражающие конкретные условия его жизни.

Общественное сознание – более устойчивые. общезначимые идеальные формы бытия, которые поддерживаются в поколениях, пропагандируются специалистами и разрабатываются как более правильные и обязательные для других.

Все сознание человека (на 90%) насыщено общественным сознанием, т.к. отдельный человек ничего не значит без коллектива, а его воспитание обуславливается родителями, которые используют общеполезные методы воспитания. Индивидуальное сознание в своей особенности – это мера усвоения человеком стандартов общественного сознания. Лишь гении способны совим индивидуальным сознанием совершить новейшие открытия, выходящие за пределы данного уровня общественного сознания.

II. Бытийное и рефлексивное сознание – по качеству объекта отражения.

Бытийное сознание – отражение внешних природных и общественных объектов и процессов, а также состояния своего существования, которое связано с восприятием вещественности бытия в его самостоятельности (отсутствие смысла). Бытийное сознание – отражение объектов as is (как они есть).

Рефлексивное сознание – отражение значений и смыслов этих объектов для данного человека и для общества в целом.

Значение – это внутреннее содержание общественно значимых видов информации, происходящих процессов. Смысл – это человеческое понимание или енпонимание существующих значений в окружающих человека условиях.

Человек в основном пребывает в бытийном сознании (оно первично), а его значение и смысл устанавливаются после. Для культурно-развитой личности смысл и значение могут оказываться превыше всего и неизбежно возникает состояние идеализма, когда человек не учитывает реальность, а считает ее по собственным смыслам.

III. Активное сознание, сон, медитация, патогенное сознание – в зависимости от нейрофизиологических особенностей функционирования нервной системы.

IV. Уровни сознания по критерию формы отражения объекта:

1) Чувственный уровень сознания – воспроизведение свойств объекта в ощущениях, восприятиях, представлениях и их модификациях.

2) Рациональный уровень сознания – словесные связи в понятиях, суждениях, умозаключениях и их модификациях, в которых отсутствует чувственная наглядность перехода копия-оригинал.

3) Эмоционально-волевой уровень – восприятие внешней среды и собственного состояния на основе переживания человеком удовольствия или положительного или отрицательного значения данного объекта для человека. Эмоции присутствуют во всех видах жизни человека:

а) аффект – кратковременное, неуправляемое разумом реакция человека на непосредственно данный объект;

б) собственно эмоции – относительно продолжительные обобщенные оценки объектов с точки зрения удовлетворения потребностей;

в) чувства – высшие эмоции, имеющие четко выраженное содержание предмета;

г) настроение – самое длительное эмоциональное состояние, зависящее от здоровья;

д) страсть – самый сложный тип эмоций, сконцентрированный вокруг определенного объекта с высокой степенью интенсивности проявления;

е) стресс – чрезмерно сильное и длительное психологическое напряжение.

4) Воля – стремление по преодолению препятствий в реализации целей, потребностей и интересов.

5) Самосознание – переживание человеком своего единства и автономности в сравнении с другими объектами бытия. Это самый сложный вид сознания. Самосознание содержит:

- выделение себя из физической среды;

- управление своей активностью;

- осознание себя в системе культуры;

- моральная самооценка.

Самосознание – тот уровень, который нарушается прежде всего. Виды нарушений:

ü Деперсонализация – утрата осознания своего особого физического сознания в бытии.

ü Раздвоение психики личности на двойников, ведущих антагонистическую деятельность.

ü Деидентификация – осознание частей своего тела как самостоятельных существ.

ü Дерализация – потеря чувства реальности.

 

21. Генезис сознания как проблема философии.

Генезис сознания – процесс происхождения, становления сознания. Он происходит в онтогенезе.

Филогенезис – это развитие человека и общества, начиная с условного времени 3,5 млн. лет назад (семейство Лики).

По 40 тыс. лет назад формировались виды. А с этого момента выделяются такие факторы генезиса сознания:

1) Развитие его биогенных частей психики приматов.

2) Трудовая орудийная деятельность (homo habilis – 40, homo sapiens – 60).

3) Развитие социальных взаимоотношений и особенно форм поддержания, воспроизводства индивидов. (Экзогамия, агамия.)

4) Антропогенезный генезис.

5) Развитие речевого общения, которое появляется путем перехода закона подражания в закон социального наследования (преобразования информации в словесную форму).

"Чем рáзвитее речь, тем рáзвитее сознание."

 

22. Содержание проблемы жизни и парадигмы её решения. Проблема жизни и медицина.

Проблема жизни – теоретические вопросы о сущности, качествах, происхождении и смысле такого явления бытия, которое мы обозначаем словом "жизнь".

[Rem.: Парадигма – это система теоретических, материальных и идеальных установок, которые приняты специалистами в качестве образца решения познавательных задач.]

В культуре человечества сложились такие парадигмы жизни:

1. Теоцентрическя парадигма жизни – решение проблемы жизни на основе идеи первичности сверхъестественного, всеблагого и всемогущего существа – Бога и богов. Парадигма распространена в средние века.

2. Натурцентрическая парадигма жизни – решение проблемы жизни на основе идеи первичности природы – естественно реализующихся процессов бытия. Разработка этой парадигмы начинается в античности. Она Поддерживается естествознанием и материалистической философией.

3. Социоцентрическая парадигма жизни – решение проблемы жизни на основе идеи первичности общественной формы существования бытия, согласно которому феномен жизни оценивается и истолковывается с точки зрения социальных потребностей и интересов. Идея распространена в марксистской философии и требует уточнения.

4. Культуроцентрическая парадигма жизни – решение проблемы жизни на основе идеи первичности культурного опыта человечества и особенно духовной культуры. (Кассирер, Виндельбанд, Зиммель, Дильтей). Жизнь в основном рассматривается как ценность.

5. Антропоцентрическая парадигма жизни – решение проблемы жизни на основе идеи первичности человека как высшего уровня бытия, микрокосма (Кертегор, Ницше; экзистенциалисты – Хайдеггер и Шеллер).

Базовая парадигма – натуроцентристская, т.к. она объясняет жизнь в ее объективных, естественных состояниях без оценок, ценностных влияний, реалистично.

Установлено, что жизнь – это сложноорганизованное физико-химическое состояние материи, у которой есть особые субстратные и функциональные качества. Поэтому существует два определения сущности жизни:

ü Субстратное: Жизнь – это способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, характеризующийся непрерывным обменом веществ и энергии организма и среды, размножением, саморегуляцией, самосохранением и др.

ü Функциональное: Жизнь – это высокоустойчивое состояние вещества, использующее информацию, которая кодируется в молекулах и используется для выработки реакций самосохранения и воспроизводства организма.

Субстратное определение применимо только для земной формы жизни, основанной на химическом элементе углероде. Функциональное же применимо для всех возможных видов жизни. Теоретически обоснованы кремниевая и азотная формы жизни.

Качества жизни

Качества жизни – такие свойства, при изменении которых жизнь прекращается или реализует свойства в минимальной мере.

1. Сложная системная организация, элементом которой выступает клетка, элементами которой выступают органеллы; простейшие состояния – белки и нуклеиновые кислоты, которые вне клетки не проявляют признаков живого.

2. Обмен веществ с окружающей средой.

3. Размножение – увеличение количества особей в разных формах.

4. Раздражимость.

5. Подвижность.

6. Рост – увеличение объема и размеров благодаря внутренним процессам.

7. Конвариантная редупликация.

8. Гомеостаз.

9. Наследственность.

10. Хиральность – наличие в составе только определенных структурных и оптических изомеров веществ.

11. Автономность существования – наличие генетической программы индивидуально-родового развития организма.

12. Эволюция – медленные измененияч состава живого мира на планете.

Уровни жизни

1. Доклеточный. Действуют закономерности существования нуклеиновых кислот, белков, генетической информации. Вне клетки составляющие ее элементы не проявляют динамических качеств.

2. Клеточный. Клетка – основной воспроизводимый структурный элемент жизни.

3. Организменный. Многоклеточные особи отличаются качествами клеток и динамическими свойствами. Напр., растительный организм значительно отличается от животного.

4. Надорганизменный. Представлен системами организмов и факторами среды – вид, популяция, биогеоценоз, биоценоз, биосфера.

Происхождение жизни

А. Креацианистический вариант – жизнь была искусственно создана из ничего в конкретное историческое время сверхъестественными, всеблагими и всемогущими силами – Богом или богами.

Б. Вариант самозарождения жизни.

В. Вариант стационарного состояния жизни – жизнь существовала всегда и всегда будет существовать.

Г. Вариант панспермии – занесения жизни на Землю из космоса.

Д. Вариант самозарождения жизни из неорганического вещества:

а) Генобиоз – жизнь зародилась из молекулы с первичным генетическим кодом (Холгейн, Мейнен),

б) Голобиоз – из первичной клеточной структуры – белкового протобионта (Опарин, Геккер).

Эволюция жизни началась 3,5-4,5 млрд. лет назад. Доказано, что первые многоклеточные появились 4 млрд. лет назад, рыбы – 480 млн., рептилии – 225 млн., млекопитающие – 150 млн., приматы – 70 млн., первый обезьяночеловек – 5 млн. лет назад. Выход жизни на сушу – 400 млн. лет назад.

 

23. Аксиологические проблемы понимания жизни и медицина.

Аксиология жизни – это исследование проблемы жизни как явления, которое оценивается по различным социокультурным, индивидуальным, эстетическим, моральным, религиозным критериям.

Наиболее важны (т.е. проблемны для всех людей) вопросы смысла жизни и бессмертия. Проблемы ценности жизни всегда связаны с человеком.

Аксиология жизни – вопрос о смысле жизни и о бессмертии, потому что в ценностных рассуждениях о жизни человек имеет в виду собственные интересы по поводу снижения физических вопросов, о счастливой жизни, т.е. существовании, которое приносит личное удовлетворение, а самое главное – преодолеть свою смертность, которая неизбежна для любого животного.

Смерть – естественное или насильственное прекращение существования живого.

Существует развитая философская, эстетическая, религиозная, моральная и правовая традиции, в которых жизнь предстает в ее единичности, неповторимости и как высшая ценность бытия.

Сложились такие трактовки смысла бытия:

1. Религиозный смысл жизни: понимание целей, задач и норм существования индивида с точки зрения подчинения жизненных процессов воле сверхъестественного существа (сил) – бог или боги с их окружением. Эта традиция основана на вере и полезна для человечества, потому что создает иллюзию будущего улучшения ситуации в условиях сложных жизненных проблем.

2. Социальный смысл жизни: понимание целей, задач и оптимальности существования человека с точки зрения соответствия потребностям государства, этноса, общества в целом. Этот смысл навязывается человеку обществом, в котором человек проживает.

3. Нравственный смысл жизни: понимание целей, задач и оптимальности существования человека с точки зрения соответствия идеалам гуманности, справедливости и добра. Этот смысл жизни самый распространенный, т.к. понимание добра у людей и народов разное.

Существует 4 вида нравственного смысла Ж.:

а) Альтруистический вариант: понимание целей и задач индивидуального существования с точки зрения пользы, бескорыстия, помощи другим людям. Не имеют корыстных побуждений, т.е. ущемляют собственные интересы. Религиозность необязательна. Причем, в религии бескорыстие вообще очень редко: чел просит у бога то, чего не имеет, в обмен на поклонение ему – заключает сделку с богом.

б) Утилитаристический вариант: понимание целей, задач индивидуального существования с точки зрения полезности в любой ее форме (личной, общественной, государственной, социально-классовой). Нравственным считается все, что приносит пользу для личности, гражданина, государства.

в) Гедонистический вариант: понимание целей, задач индивидуального существования в получении удовольствия (наслаждения) от происходящего. Удовольствие бывает чувственным, интеллектуальным и смешанным.

г) Перфекционистский вариант: понимание целей, задач индивидуального существования с точки зрения постоянного стремления к абсолютному совершенству (напр., социальному совершенству).

Бессмертие – это идея о возможности преодоления пространственно-временной ограниченности, смертности и забвения человека. Эта проблема абсолютна во всех философских учениях и существуют такие трактовки бессмертия:

1. Реинкарнация – идея о том, что бессмертие достигается перевоплощением всех живых существ Земли в новое состояние в зависимости от правильности поведения в данное физическое время. Эта трактовка – мистическая, должна приниматься на веру. Она полезна для поддержания веры в справедливость для реализации человека.

2. Личное бессмертие – идея о возможности душевно-телесного продолжения жизни после смерти физического тела. Поддерживается в монотеистических религиях современности и связывается с соблюдением конфессиональных правил. Реально не подтверждается.

3. Биогенетическое бессмертие – осуществление природно-биологической бесконечности человека через потомство. Генетически код индивида сохраняется в потомстве.

4. Физико-химическое бессмертие – вечное существование субстратных элементов человека в круговороте материи Научно доказано.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!