Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении. 9 страница
5. Социокультурное бессмертие – воздействие жизни и творчества индивида на мышление, поведение и культуру в целом последующих поколений благодаря крупным достижениям в искусстве, науке, политике, экономике.
24. Диалектика: её исторические формы, принципы и функции, значение для медицины.
Диалектика – раздел философии, изучающий сущность, законы, всеобщие состояния развития бытия и его познание.
Диалектика организуется в пределах онтологии и гносеологии.
Исторические формы диалектики:
1. Диалектика возникает в античной философии. До этого в Древней Индии и Древнем Китае существовали разрозненные мысли о развитии (диалектике).
Гераклит (V в. до н.э.) – создатель объективной диалектики – учение о развитие бытия через борьбу противоположностей. "Линия Гераклита" – это обозначение философских учений, которые применяют идею развития в изучении бытия.
"Линия Демокрита" – обозначение материализма в истории философии.
В Древней Греции возникла субъективная диалектика – учение об умении, мастерстве ведения дискуссии, спора, в ходе которого формулируется противоположное высказыва-ние и выводится истина. Создатели: софисты, Платон, Сократ.
2. Диалектика средневековой христианской философии (Аквинский, Абеляр, Эриогена) – учение о доказательстве и дискуссиях, в которых применяется логически организованное суждение с альтернативными выводами и суждениями, в ходе обсуждения которых устанавливается истинность религиозных догматов. Это схоластическая диалектика, т.к. отвлекается от реальных проблем культуры и изучает только доказательство знания, которое нельзя критиковать.
|
|
3. Диалектика идеалистической немецкой философии (Кант, Шеллинг, Фихте, Гегель). Гегель впервые создал систематически организованную теорию диалектики, но на основе идеалистического принципа – идеи о том, что развивается не бытие, а дух. Т.к. В 19 веке начало развиваться естествознание, то диалектика Гегеля была переосмыслена с учетом реальности.
4. Диалектика философии диалектического материализма – первый систематический вариант реалистической теории развития бытия, а не духа. Но так как диалектический материализм приобрел идеологизированную форму, то идеи диалектики получили новую форму.
5. Научная диалектика – системы диалектики разных авторов, которые разработали учения о развитии применительно к объектам исследования:
ü Диалектика социологии. (О. Конт, Спенсер)
Социология – наука, в которой развитие общества и его систематичность изучается без идеологии и мистики.
ü Диалектика биологии – учения Дарвина, Геккеля, Тимирязева и других.
|
|
В ХХ веке возникла перспективная форма диалектики – синергетика – сложные, математически оформленные способы исследования самоорганизации открытых дессипативных нелинейных систем. В науке развита школа Пригожина, Хакина, Самарина-Курдюнова. Все теории самоорганизации нацелены на практический результат (создание искусственного интеллекта, раскрытие структуры гена, моделирование происхождения жизни, создание сложных лазерных установок, др.).
В философии термин "синергетика" обозначает одно из направлений развития научной диалектики применительно к сложным быстроизменяющимся объектам.
Принципы философской синергетики:
1) Принцип хаотики – идея о том, что любой объект есть система неопределенности, хаоса, которую можно организовать, если применить верный метод и установить законы перехода от хаоса к порядку.
2) Принцип бифуркации – идея о том, чт ов развитии объекта есть временные периоды, в которые возможны альтернативные или какие-нибудь другие варианты последующих изменений.
Напр., в августе 1993 г. в СССР существовали возможности: а) совершенствовать социализм и б) переходить к капитализму.
3) Принцип операционального воздействия – знание о том, что в период нестабильности объекта, особенно в период бифуркации, любое внешнее воздействие может стать решающим.
|
|
4) Принцип коэволюции – знание о том, что в составе целого могут взаимодействовать элементы с разнонаправленными вариантами изменений, будучи взаимно полезными друг для друга. Напр., хищник-жертва.
Диалектика в современной культуре способствует развитию науки, тем самым – улучшению цивилизованной жизни человека (напр., генетически модифицированные продукты питания, электротехника и др.)
Диалектика как система
Диалектика как система – это единство теоретического знания о развитии и применении этого знания в различных системах культуры и особенно науки.
Диалектика как тип развития состоит из трех основных структурных частей: принципы, законы, категории.
Диалектика как метод познания развития состоит из совокупности методов и приложения знаний о развитии к конкретным объектам. Это основной универсальный способ переработки информации с точки зрения устойчивости, изменчивости и всеобщности взаимосвязей в разнородных состояния бытия.
Этому методу противопоставлен метафизический метод – универсальный философский метод переработки информации с точки зрения учета стабильности, изолированности и непротиворечивого пребывания объекта в своей определенности. На метафизическом методе основаны: физиология, анатомия, ботаника.
|
|
Второй уровень – это применение категорий – конкретных методов познания. Категории развития, причины, возможности, действительности, противоречия и др. выступают в конкретном случае научного познания или как способы достижения нового знания, т.е. как методы.
Диалектика как теория – это основное в диалектике как системе знания, потому что теория есть знание о сущности, законах и качествах объекта. Поэтому самое развитое знание о развитии представлено только в философской системе диалектики. Содержание этой системы делится на три указанные части:
1. Принципы – это знание, которое в концентрированном виде содержит информацию, объясняющую основное содержание какой-либо совокупности фактов или системы знания. Все принципы составляют исходное начало объяснения содержания или исходное начало практической деятельности.
Принципы диалектики:
1) Принцип всеобщей связи – это мысль о том, что все виды бытия, разделенные в пространстве и времени, имеют особенные и всеобщие виды зависимостей, обусловленностей. Напр., причинно-следственные, генетические, функциональные, однозначно линейные связи.
2) Принцип противоречивости объектов бытия и процессов – предметное состояние и процессы. Принцип означает, что внутренней причиной существования и изменения во времени любых объектов является взаимодействие разнонаправленных изменений или состояний.
3) Принцип системности: любой объект есть целостность внутренне разделенных предметов и связей между ними.
4) Принцип развития: все без исключения объекты бытия реализуют направленные качественные изменения в многообразии их видов.
Базисные направления развития:
1) Прогресс – необратимое, устойчивое изменение объекта от простого к сложному, от низшего к высшему относительно взаимодействия объектов бытия и установленного критерия
Напр., в неживой природе прогресс есть усложнение структуры объекта (элементарные частицы → нуклиды → атомы → молекулы → жидкости → кристаллы и т.д.)
2) Регресс – необратимые качественные изменения от высшего к низшему, от сложного к простому по выделенному критерию. Напр., человек получает высшее образование, а в старости в результате маразма деградирует.
3) Круговорот, циклическое развитие – такое развитие, при котором изменения объекта не приводят к существенному повышению или понижению достигнутого уровня организации.
2. Законы диалектики – универсальные всеобщие связи объектов системы, которые представлены во всех сферах материального и идеального бытия. Особенно в индивидуальном сознании, общественном сознании.
1) Закон диалектического синтеза (закон отрицания отрицания).
2) Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений.
3) Закон диалектической противоречивости (закон единства и борьбы противоположностей).
3. Категории диалектики – универсальные понятия, в которых выражены устойчивые состояния развивающихся объектов. Особое значение имеют соотносительные категории диалектики – необходимость, случайность, сущность явления, причина, следствие, часть, целое, содержание, форма.
Знание о развитии является средством достижения нового знания, поэтому диалектика предстает как всеобщий метод (методология) науки и реалистической культуры. Главный метод науки и культуры – диалектический.
Диалектический метод – способ обработки информации об объекте, согласно которому в объекте выделяют внутреннюю противоречивость, всеобщую зависимость, отрицание старого с сохранением позитивного в актуальном состоянии объекта.
Диалектический метод – способ познания объекта, его противоречивости, взаимосвязи и изменчивости.
Диалектика как метод противоположна метафизическому методу – способ познания объекта в непротиворечивости, в однозначности, изолированности и устойчивости (статике).
Диалектический и метафизический методы – универсальные философские методы, которые конкретизируются в методиках частных наук (метод спектрального анализа – строго метафизический метод; метод классификации в ботанике и др.).
Функции диалектики
Функции диалектики – это значение диалектики как теории и метода развития. Она оказывает особое влияние на достижение нового знания, формирование правильного мышления и выработку ценностных ориентаций личности. Установлены такие функции диалектики:
1. Информационная функция – создание и систематическое изложение знания о сущности, качествах развития в любых системах бытия.
Ни одна форма культуры не занята систематизацией знания о развитии, и только диалектика в философии создает логически упорядоченное знание. По этой причине диалектику называют "наукой о развитии".
2. Методологическая функция – применение информации о развитии для эффективного научного познания.
3. Мировоззренческая функция – применение знания о развитии в создании моделей сущности бытия, смысла жизни человека и отношения человека к миру. Эта функция может быть преувеличена и аксеологизированна, т.е. осмыслена в понятиях ценностно-оценочных зависимостей людей (хорошо-плохо, добро-зло, истина-ложь и т.д.).
4. Эвристическая функция – применение знания о развитии для создания новых результатов в различных формах культуры (в религии, в морали, в искусстве, в праве), а также для совершенствования индивидуального мышления личности.
25. Развитие как атрибут бытия, основные законы развития. Методологическая роль законов диалектики в медицине.
Развитие – центральное понятие диалектики, определяющееся в основном через выражение таких признаков, как необратимость, направленность, закономерность изменений материальных и идеальных систем в течение относительно длительного времени.
Существуют систематически, качественно различные модели развития:
1. Классическая (логико-рациональная) модель немецкой классической философии (Гегель).
2. Градуалистиская модель (Г.Спенсер): постепенное изменение от однородности (простоты) к разнородности в результате объективных процессов дифференциации и интеграции материи. Эта модель справедлива только для некоторых объектов и неприменима к состояниям революции в обществе и явлениям мутаций.
3. Эмердженская модель (Морган, Бергсон): развитие есть изменение, причиной которого является внутренняя творческая сила, связанная с особым духовным состоянием бытия. Высшие ступени развития несводимы к низшим и не имеют с ними никакого однородного элементарного единства. (Селлерс – современный теоретик, который абсолютизировал различие между началами состояния развития бытия.
4. Натуралистская модель (Дарвин, Берталанфи, Хаксли): Развитие – это качественно необратимое, внутренне противоречивое изменение объекта по универсальным законам, которые одинаковы и в природе, и в обществе, и в духовной культуре. Но т.к. основу законов диалектики они признают только в пределах естествознания, то их вариант отвергается в общественных науках и антропологии.
5. Антропологическая модель (Сартр): Развитие – такое изменение, где есть выбор, свобода, ответственность, целостность, разделение и внутреннее единство. Т.к. таких изменений нет в природе, то развитие есть только на уровне человека.
6. Равновесная модель (Уорд, Спенсер, Богданов) – понимание изменчивости как нарушения устойчивого состояния объектов, которые вынуждены после этого восстанавливать свою устойчивость путем приспособительной реакции к новому состоянию своего уровня сложности и условиям внешней среды.
7. Материалистическая модель (Маркс, Энгельс). Развитие – внутренне противоречивое, необратимое, скачкообразное внутренне зависимое изменение. существует в двух вариантах: 1) идеологизированном и 2) реалистическо-гуманистическом.
Важно четыре варианта развития живой природы:
1. Ламаркизм – понимание развития как изменения живых организмов к усовершенствованию, высшей целесообразности. Это понимание не учитывает влияние внешней среды, преувеличивает телеологизм в явлениях живой природы.
Телеологизм – это стремление живой системы к реализации биологически заданной программы. На современном уровне развития биологии, когда неизвестна такая генетическая программа, ламаркизм вынужден сводить развитие живого а) к проявлению воли Бога и б) к идее, что высшая цель живого – человек ("царь природы").
2. Дарвинизм – понимание развития как процесса накопления более универсального приспособления живого организма к изменяющимся факторам внешней среды на основе естественного отбора.
3. Релятивистская модель: развитие – изменения от простого к сложному в зависимости от четко однозначных критериев и отсутствия единого критерия в живой природе.
4. Регрессивная модель: развитие в живой природе – нарастающее обеднение наследственности, растрата жизненной энергии.
Законы диалектики:
1. Закон диалектического синтеза (закон отрицания отрицания). Характеризует направленность, последовательность развития, в процессе которого старое замещает новое и содержит в себе позитивное содержание от прошлого ,т.к. все развитие и есть связь отрицания, но для закона необходимы такие условия:
- на современной стадии развития должны быть представлены те свойства, которые имелись на первоначальной стадии;
- в процессе изменений от начальной стадии к современной должно быть две противоположности.
- дважды отрицать предыдущее состояние
Пример: социализм отрицает частную собственность, но поддерживает общественную собственность.
Гегель сформулировал триадичность действия этого закона: ритм изменений, в которых можно условно выделить тезис, антитезис, синтез. Напр., в медицине это будут: здоровье, заболевание, выздоровление.
Закон отрицания отрицания очень существенен для предсказания будущих состояний в изменении объекта и планировании упреждающих профилактических мероприятий по снижению отрицательных последствий нового для нормального состояния объекта. Напр., переход России к капитализму сопровождался значительными негативными признаками и свойствами – перестройка, экологическая напряженность, поэтому для государства важно иметь реалистическую политику, где учитываются возможности преодоления этих негативных следствий развития.
2. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений. Закон характеризует механизм, внутренние особенности формирования нового состояния вещественных единичных изменений.
Выражается действие в четырех понятиях:
ü Качество (свойство) объекта, при изменении которого он становится в сущности другим.
Напр., вещество вода превращается при разрушении ковалентной связи в два газа – кислород и водород; однако, при незначительных температурных изменениях это вещество сохраняется в своей определенности, но меняет только форму ("неосновные качества" – твердое, жидкое, газообразное).
ü Количество – свойство объекта, выражающееся числом, которое до определенного предела не вызывает существенного превращения данного объекта в новое состояние.
Напр., нагревание воды до 100ºС при нормальном атмосферном давлении на стадиях 1-100 не приводит к превращению жидкости в газ.
Напр., накопление денежных средств у индивида до определенных размеров также не приводит к появлению качественно новых свойств, а капиталистом человек становится в том случае, если количество его денег позволяет ему приобрести средство производства и наемного работника.
ü Скачок – период перехода от одного качественного и количественного состояния к другому. По Гегелю, скачок – интервал времени, в который интенсивно происходит становление нового на основе базы, созданной количественными изменениями.
ü Мера – единство относительно устойчивого количественного качественного состояния объекта в данный период времени и пространства. В медицине понятие меры означает "норма". На основе закона перехода количества в качество строится планомерная организованная деятельность буквально во всех видах деятельности человека.
Философы утверждают, что количественное накопление – это основной процесс в природе. Если его не учитывать, то невозможно управлять природой.
Напр., тело со скоростью 7910 м/с – падает на землю, а со скоростью 7911 м/с – уходит в космос.
3. Закон диалектической противоречивости (закон единства и борьбы противоположностей) выражает закономер-ности существования связанных разнонаправленных свойств и процессов, благодаря которым сохраняется определенность объекта и создаются условия для его сохранении во времени. Этот закон выражается в понятиях:
ü противоположность – соотносительно взаимоотрицающие и взаимополагающие состояния, свойства объекта, благодаря которым поддерживается устойчивость и изменчивость.
Напр., существование Северного и Южного полюсов, процессов ассимиляции и диссимиляции в организме, добра и зла, ♂ и ♀
ü единство противоположностей – принадлежность взаимоотрицающих свойств отдельному объекту или множеству.
ü борьба противоположностей – состояние нарушения относительного равновесия между едиными противоположностями.
ü противоречие – состояние развития, при котором борьба в рамках целого нарушает устойчивость объекта и неизбежно приводит к переходу в новое состояние.
Для философии и практики важно управлять развитием противоречий:
а) Уничтожение одной из сторон противоречия
б) Компромисс двух сторон,
в) Гармонизация связей,
г) Полная гармония.
Закон единства и борьбы противоположностей методологичен, т.к. абстрактное знание противоречивости применяется только конкретно специфично в каждой науке, где философия оказывается по содержанию не предметным знанием, а только знанием, направляющим познавательные интересы, методы, ориентацию ученого на знание именно данного объекта, а не философское рассуждение о нем.
Напр., для медицины это значит противопоставить здоровье болезни, которые имеют постоянную разность, характеризующую применительно к пациенту конкретную болезнь. В политике закон противоположности помогает манипулировать общественным мнением населения, применяя такие оппозиции: мы – они, свой – чужой, богатый – бедный, лучший народ – худший и т.д.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!