Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении. 6 страница



2. В системе аксиологии важно выделить три уровня ценностей:

1) чувственные ценности – позитивное содержание сенсорного уровня психики (радость, удовольствие), но они ограничены;

2) гражданские – рациональные варианты отношения к другим народам, социальным группам, государству.

3) культурные – идеалы общества (моральные, правовые, эстетические, религиозные); причем религиозные идеалы среди них – превыше всего, т.к. обеспечивают спасение души.

Феноменология

Феноменология – направление в западной философии ХХ века, которое исследует проблему выявления глубинных смыслов сознания, не раскрывая отношения сознания к внешним объектам. Гений – Гуссерль. Идеи:

1. Идея феноменов сознания – таких идеальных глубинных уровней сознания, в которых представлено единство смысла и идеального объекта.

2. Феномены познаются только идеациями – метод интуитивного усмотрения сущности.

Гуссерль разработал общую методику идеационного исследования сознания. Его труды были развиты в западной философии ХХ века. Они доступны для специалистов, т.к. они очень сложны.

Герменевтика

Герменевтика – это направление, исследующее законы понимания смыслов текстов. Распространены в западной философии, т.к. нужно в условиях разнообразия текстов установить однозначный смысл теологических, филологических, юридических, культурных текстов. Теоретики: Гадамер, Гильтей, Рикёр.

Основная идея: в тексте важно не содержание, а смысл. Содержание и смысл текста – это не одно и то же, т.к. в содержании обязательно представлена информация об объекте, а в смысле – оценка.

Структурализм

Структурализм – направление западной философии ХХ века, которое исследует инвариантные устойчивые связи в развитии сложных объектов (язык, психика, культура).

Теоретики: Леви-Стросс, Пирс, Фуко, Локан.

"Важно не содержание, а структура в любом объекте." Это положение частично неправильно, т.к. чтобы быть связям, должно быть содержание, в котором фундаментальны элементы. Однако в условиях специализированных наук изучение структуры очень полезно.

 

Многообразие направлений позитивно для развития творческого мышления человека, поэтому специализация зарубежной философии – наиболее полная за всю историю философии; многие учения ориентированы на специалистов.

______________________________________

16. Русская философия

Русская философия – исторический тип философии, существующий с XI века по настоящее время в рамках русскоязычной культуры.

Специфика русской философии:

1. Включает в себя учения философов различных направлений, как православной ориентации, так и атеистической, феодальной, капиталистической, социалистической направленности.

Т.о., русская философия возникает исторически поздно, но за короткий срок вышла на уровень мировой значимости. Причем, национальность философа не имеет для русской философии никакого значения.

2. Разработка преимущественно аксиологических, социальных, антропологических проблем. Это показатель относительной теоретической ограниченности философской мысли, познания, т.к. фундаментальные проблемы философии – это гносеология, онтология, теология, а у русских философ они разработаны слабо.

3. Нетрадиционная форма развития и выражения философских идей: до 1756 г. философское образование не было государственно организовано, специалисты приезжали с Запада. А в 1756 г. открылся философский факультет в Московском Университете.

Философские идеи были первоначально в текстах религиозного, публицистического, художественного содержания. На этом основании все писатели мирового уровня признаются философами – Пушкин, Тютчев, Гоголь, Достоевский, Л.Толстой.

4. Исследование проблемы коллективизма как основы всех общественных состояний (в экономике, политике, государстве, вере), основы будущего России в различных вариантах, будь то вариант религиозной соборности, русского социализма, самодержавия.

5. Имеет следующую периодизацию:

I период (XI-XVIII вв.) – начало русской философии, связанное с принятием христианства.

► Условно первый философ Руси – Илларион (сперва монах, затем – митрополит). В 1030-е годы он написал труд "О слове и благодати", где обозначил идеи:

1) Истинная вера – византийский вариант православия.

2) Киевская Русь как государство должна быть самодержавной.

3) Россия – это особое государство в мире.

► В XVI веке священник Фиофей создал теорию "Третьего Рима" – идея о единстве православия и Российского государства как едииных фундаментальных форм поддержания в мире истинной религии. Эта идея частично философская, т.к. ее смысл политический – доказать, что самодержавие России вечно, абсолютно полезно для народа; оно существует вместе с религией православия; по отношению к миру европейской культуры Россия и православие есть лидеры истинной религии и истинной правды жизни. "Второй Рим" – г.Константинополь в Византии (уничтожен в 1456 г.). "Первый Рим" – г. Рим в Римской Империи, в котором в IV веке христианство было признано официальной, а затем – единственной государственной религией.

Идеи первого периода – религиозные и политические; первые этические мысли в форме назиданий были изложены в публикациях художественного, публицисти-ческого вида.

II период (XVIII – перв. пол. XIX века).

Достижения:

1. Начинается философское образование в России на собственной основе. Философский факультет Московского Университета открылся в 1756 г. Первые преподаватели получили образование во Франции, но обучали студентов на русском языке и качественно (Десницкий, Анечнов, Козельский).

2. Распространение прогрессивных идей европейской философии в русской литературе

Ломоносов – энциклопедист. Высказал некоторые философские идеи:

ü об атомарном строении вещества;

ü о соотношении чувственного и рационального в познании;

ü о необходимости развивать научное познание;

ü об исторической роли русского народа в мировой культуре.

Радищев – публицист, написал философский труд "О человеке, его смерти и бессмертии", где доказал, что существование души одинаково доказуемо и опровергаемо логическими аргументами, но человеку желательно верить, чтобы мужественно переносить трудности жизни и неизбежность смерти.

► граф Щербатов развивал философию Платона в России, идеи нравственности в рамках универсальности Нового Завета.

III период (втор. пол. XIX – нач. ХХ в.) – расцвет русской философии.

1. Создание оригинальных философских систем, которые по форме близки к западной системе философии, а по содержанию отличаются новизной.

Первая философская система создана П.Я.Чаадаевым в трудах Философские письма: Апология сумасшедшего. В них он доказал, что онтологические и гносеологические проблемы для русской философии несущественны, однако в своих трудах он создал вариант рассуждений на эти темы в пределах идеализма. Основная его идея – в области социальной философии – о судьбе России. Он впервые осмелился высказать мысль о том, что Россия безнадежно отстала от Европы, т.к. развивает самодержавие, консерватизм, православие. За эти мысли его назвали сумасшедшим, однако реально для их возникновения были основания, т.к. крепостничество в России задерживало промышленное развитие.

2. Идеи Чаадаева определили проблематику дискуссии славянофилов и западников.

Славянофильство – направление в русской философии и культуре, которое доказывало самобытность России на основе культурных традиций православия.

Теоретики: Хомяков, Самарин, братья Аксаковы, Леонтьев, Данилевский ("Россия и Европа" ).

Идеи славянофильства:

1) Идея национальной самобытности России в противовес культуре Запада. "Правда России превосходит закон Запада" – это формула самобытности, в которой главное содержание таково: законы, созданные юристами Запада, оправдывают и поощряют индивидуализм личности, а это вредно для общества; нормы православия развивают моральность и духовность человека в результате чего Правда выше, чем Закон.

2) Идея соборности – коллективности жизни русского народа. Мысль о том, что народы России независимо от нации едины духовно, т.е. на уровне веры в Христа, соблюдения норм морали, правил взаимопомощи и поддержки руководителя государства – царя.

3) Идея триединства общественных ценностей культуры. "Православие, Самодержавие, Народность" – базовые ценности России, которые гарантируются государством и поддерживаются народом.

Западничество – направление в русской философии, которое доказывает необходи-мость перехода России на стандарты Европы, чтобы преодолеть культурную отсталость в промышленности, в технике, образовании, науке.

Теоретики: Герцен, Белинский, Кавелин, Бакунин – все они по-разному определили пути перехода к стандартам Запада. Герцен и Бакунин – за революционный путь, а Кавелин – за эволюционный.

► Бакунин – анархист, отрицал роль государства и считал, что после революции будет общество, организованное идеалами анархии: совесть, справедливость, гуманность – это подлинные регуляторы поведения человека, а религия, государство, авторитеты – это внешние формы насилия над человеком.

3. Развитие религиозно-идеалистической философии.

Теоретики: В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой, Юркевич, Гоготский и др. – все они развивали идеи в рамках недогматической формы православия, поэтому не признавались официальной церковью в России, т.к. для философов главным было не доказательство догматов, а обоснование от имени Бога нравственных ценностей жизни. Особенно знаменательны учения В.С.Соловьева и Л.Н.Толстого.

► Соловьев Вл. Серг. (1853-1900) – сын знаменитого историка.

1.Создал первую в России этическую систему философии. Труд "Оправдание добра", где мысли:

ü Стыд, Жалость, вера, благоговение перед Высшим – это основные интуитивные нравственные чувства, на основе которых строится вся система рационалистической этики. Эта мысль – оригинальная в мировой культуре.

ü Смысл жизни человека и цель культуры общества едины – делание добра, утверждение гуманности, честности, доброты во всех сферах общества и личной жизни с учетом возможностей человека и форм культуры – права, экономики, государства, религии, искусства, философии – по Соловьеву, каждая форма культуры обеспечивает свои возможности для делания добра.

Труды Соловьева актуальны и в ХХ веке.

► Христианская этика Л.Н.Толстого содержала максимальные варианты моральных ценностей – добро, честность, справедливость у Толстого стали святыми, а их нарушение он осуждал в своих трудах. Т.к. критика нарушений морали относилась и к официальной церкви, то Толстой был отлучен от православия и предан анафеме.

4. Развитие материалистического направления в разнообразии вариантов:

1) Материализм революционных демократов и просветителей (Чернышевский, Писарев, Герцен, Белинский, Ткачев, Лавров и др.).

2) Материализм ученых – специалистов в области естествознания. Сеченов, Павлов, Менделеев, Умов, Тимирязев – все они развивали научное исследование на основе идеи первичности вещественно-энергетичес-кого бытия. Критиковали идеализм за абстрактность и экспериментальную неподтверждаемость мыслей о первичности души в существовании личности человека.

3) Диалектический материализм – философия практики. Плеханов, Деборен, Богданов, Ульянов-Ленин.

IV период (ХХ век) – прогрессивное развитие русской философии.

1. Разделение русской философии по идеологическому признаку на материализм и идеализм. Материализм стал пропаганди-ровать идеи социализма, а идеализм – идеи самодержавия или общества, в котором господствует частная собственность и демократия.

После революции 1917 г. в России развивается материализм и запрещается идеализм, а за рубежом – наоборот (до 1917 г. при самодержавии был запрещен материализм и была введена цензура, поэтому труды материалистов печатались на Западе).

2. Разработка антропологических и социальных проблем с точки зрения их аксиологического содержания в трудах мыслителей эмиграции – Н.А.Бердяев, Франк, Лосский, Ильин и др.

3. Разработка социальных проблем и проблем науки в рамках диалектического материализма в СССР.

_______________________________________

17. Проблема бытия и его атрибутов в философии: содержание, место в структуре философского знания.

Понятие бытия фундаментально в понятии философии, т.е. прежде, чем решать проблемы, необходимо определиться с объектом исследования – с тем, что же существует и в какой форме. Исследованием сущности, качеств, законов бытия занимается философская наука онтология. Онтология в системе философии и в целом может развиваться самостоятельно или в рамках других более важных разделов философии, напр., в философии Хайдеггера более важна антропология, в философии Генри – онтология, в философии Маркса – социальная философия (а онтология подробно не рассматривается). Однако, в любом случае вопрос о бытии решается или аксиологически (т.е. утверждается понимание бытия без доказательств), или с системой доказательств.

Установлено четыре основные модели бытия:

1) Бытие – материя, т.е. объективная реальность.

2) Логического идеализма: Бытие – это связка субъекта и предиката в предложении. (Предикат – это свойства, принадлежащие их носителю.)

3) Аксеологическая: Бытие – полезные позитивные качества жизни (напр., духовность, высокая мораль, честность, правдивость), а все вредное, злое является небытием.

4) Объективного идеализма: Бытие – надиндивидуальное идеальное состояние в форме разума, Бога, мировой воли и т.д. (то, что придумает философ).

Инвариантное понимание бытия (т.е. общее, устойчивой при всех модификациях смыслов):

Бытие – существование в любой его бесконечно многообразной форме, т.е. бытие – это универсум существования. Такое понятие абстрактно и требует уточнения, что и происходит в рассуждениях философов.

Атрибуты бытия

Атрибуты бытия – это неотъемлемые свойства объекта бытия в целом, без которого они не могут существовать и мыслиться. Атрибуты отличаются от акцеденций – случайных временных свойств объекта, которые возникают и исчезают.

Традиционные атрибуты для философии: движение, время, пространство, системность, отражение.

Движение – свойство объектов бытия изменяться, переходить из одного состояния в другое в многообразных формах.

Свойства движения:

1. Имеет субстратный носитель, т.е. элементарно простое состояние бытия, которое реализует изменения, напр., ген в организме животного или растения реализует информационные изменения, элементарные частицы – сильное и слабое взаимодействия.

2. Противоречивость: оно есть единство изменчивости и устойчивости, стабильности.

3. Абсолютность, т.е. постоянство переходов из одного состояния бытия в другое.

4. Объективность, т.е. независимость от желания и сознания человека.

5. Многообразие видов, форм движений. Установлено 4 вида движений:

1) Движение в неорганической природе:

1.1) гравитационные, сильные, слабые, электромагнитные взаимодействия;

1.2) химические процессы изменения атомов и молекул;

1.3) структурные изменения макротел – тепловые процессы, звуковые колебания, изменения агрегатного состояния вещества;

1.4) изменения поверхности планеты Земля – геологическая форма движения;

1.5) космические, планетарные, звездные, галактические, метагалактические процессы;

1.6) пространственное перемещение тел относительно друг друга – непосредственно фундаментальный вид, важный для человека.

2) Изменения в органической природе – обмен веществ, саморегуляция, воспроизводство, управление, внешнее взаимодействие организмов со средой, биосферная гармония (оптимальное соотношение продуцентов, консументов и редуцентов).

3) Общественные процессы – активность, пассивность, экономические, политические, идеационные.

4) Идеальное движение – изменение сознания индивида и общества – мыслительные процессы, теоретические процессы развития наук и иных форм общественного сознания.

Время – следование одного события за другим, или атрибут бытия, выражающий длительность и последовательность состояний бытия.

Свойства времени:

1. Длительность – следование одного за другим в любом из направлений, независимо от системы отсчета.

2. Необратимость – однонаправленность следования от прошлого к будущему.

Прошлое – это процессы, которые осуществились, стали предшествующими к данному состоянию бытия.

Настоящее – это процессы, которые актуально в данном состоянии реализуются и взаимодействуют.

Будущее – это процессы, которые возникнут из настоящего и предшествующего и станут актуальными в некоторой перспективе.

Необратимость означает, что изменение по вектору "прошлое → настоящее → будущее" абсолютно для всех систем бытия.

Возвращение времени в фантастических сюжетах художественной литературы и теоретических гипотезах означает сравнение процессов, осуществляющихся в разных мирах, однако человеческий мир имеет стандарты: трехмерность пространства, однонаправленность времени; иных же видов бытия экспериментально не установлено.

3. Одномерность – линейная последовательность процессов, генетически связанных друг с другом, достоверно определить которые можно одной мерой.

Измерение – это определение неизвестной величины с помощью известной установленной единицы. В человеческом мире принята базовая единица – секунда. На основе её строятся конкретно научные системы измерения времени. Напр., атомная секунда – интервал, в течение которого совершается 192 631 830 колебаний атома цезия. Предложено новое понимание секунды – эталон на основе водородного лазера, совершающего 1012 колебаний. Световой год (расстояние, проходимое квантом света в вакууме за время, соответствующее одному земному году) составляет 9,46·1015 метров.

4. Однородность времени – это неизменность физических законов относительно выбора начала отсчета времени. Физические законы реализуются самостоятельно.

5. Качественное и количественное многообразие времени – в микро-, макро- и мегамирах свои особенности времени. В живой природе новые качественные варианты времени – биологическое время, психическое время; в обществе – социальное время, т.е. события, которые аксиологически и идеологически, экономически и этнически значимы для человечества.

Пространство – атрибут бытия, характеризующий протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов и частей бытия, или располо-женность одних объектов возле других.

Свойства пространства:

1. Протяженность – рядоположенность объектов бытия, к которым реально или мысленно можно добавить или отнять какое-то количество.

2. Структурность – внутренняя связь и зависимость между объектами бытия, находящимися друг возле друга.

3. Единство прерывности и непрерывности.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!