Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении. 5 страница



6) Не демонстрируй свое преимущество. 7) Будь снисходителен к ошибкам других. 8) Будь осторожен в суждениях. 9) Не проявляй негативных эмоций. 10) Цени негативные ценности жизни – здоровье, свободу, молодость. Этика Шопенгауэра: - фаталистична, т.к. основана на идее, что человек ничего не может исправить в основах своей жизни и вынужден жить согласно стихии мировой воли; - пессимистична, т.к. все что ни происходит, реализует деструкцию, ухудшение, регресс.   ► Ницше (1844-1900) – теоретик нигилизма и идеи сверхчеловека. Основные работы: "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Веселая наука", "Антихрист" (всего около 20 работ). Достижения: 1. Создание нигилизма – направления в культуре и философии, которое осуществило критику традиционных ценностей цивилизации для формирования новых ценностей или по причине стремления отрицать, не предлагая ничего нового. Сам Ницше реализовал оба варианта нигилизма. Он доказал, что современная культура отличается полным нарушением идеалов справедливости, истины, гуманности, более всего нарушает идеалы религия, особенно христианская. В результате этого современные ценности должны быть опровергнуты. Символ нигилизма Ницше – фраза "Бог умер" – мысль о том, что высшие идеалы жизни уничтожены корыстными и эгоистическими действиями личностей в историческом и индивидуальном развитии каждого человека. Трагическая безысходность жизни ведёт к самоуничтожению духовности, а официальные формы культуры формируют у человека психологию раба. 2. Идея имморализма – последовательное критическое отрицание моральных идеалов: сострадания, долга, доброты, гуманности. Символ имморализма Ницше – афоризм "Слабые и неудачники должны умереть, помочь им в этом наша задача – это первый принцип нашей любви к человеку"; больной – паразит общества, нужна новая этика врача. 3. Идея воли к власти (могуществу) – стремление к осуществлению тех норм жизни, которые возвышают человека над толпой (или среднем уровнем современной культуры). Воля к власти – сущность всех человеческих действий, но не каждый это понимает. 4. Идея сверхчеловека – такого индивида (личности), который преодолел массовый уровень культуры и её недостатки и стремится развивать новые ценности, при этом он последовательно проходит стадии верблюда, льва и ребёнка. Верблюд – добровольное усвоение всего объема культуры. Лев – решительный отказ от традиций, вредных для себя. Ребёнок – начало усвоения новых ценностей. Сверхчеловек Ницше – это личность, которая усваивает общечеловеческие идеалы в их чистоте, т.е. неизвращенной корыстью форме. (Ницше – гений МФ. Он в 24 года стал профессором и доктором филологических наук. Причем последние 10 лет своей жизни провел в психиатрической клинике.)   15. Зарубежная философия ХХ века Зарубежная философия ХХ века – это современный, максимально теоретически развитый уровень мировой философии, охватывающий множество учений разных стран и народов. Особенности: 1. Плюрализм философских идей и направлений, наличие различных, самодостаточных и несводимых друг к другу философских теорий и направлений по одной философской проблеме или с учетом всей совокупности философских проблем. 2. Полярность сциентизма и антисциентизма в решении философских проблем, а также и проблем современной культуры в целом. Сциентизм – система знаний, которая абсолютизирует значение рациональности и точного естествознания в культуре общества. Антисцинтизм – система знаний, которая абсолютизирует значение идеалов гуманности, духовности в решении философских проблем. 3. Преимущественно высокий уровень сложности обсуждаемых философских проблем по причинам использования особой терминологии, строгой логичности рассуждений и использование многозначных смыслов традиционных понятий в учениях каждого из философов. Экзистенциализм Экзистенциализм – направление философии ХХ века, исследующее проблемы индивидуального существования человека в бытии. Создатели: 1) Первые идеи высказал А.Н. Бердяев, Л.Шестов в России в 20-е годы, но теоретически четко экзистенциализм развит в Германии в 30-е годы, когда М.Хайдеггер (1889-1976) написал основной труд экзистенциализма "Бытие и время". 2) К. Ясперс (1883-1969) "Смысл и значение истории". 3) Во Франции Ж.-П. Сартр "Бытие и ничто". Достижения экзистенциализма: 1. Разработка идеи о том, что человек – сущность бытия и его существование есть критерий определенности бытия, т.е. понятия материи, духа, Бога, природы, субстанции не имеют никакого значения для философии, если не устанавливается их связь с человеком. Бытие – это великое ничто, которое превращается в нечто, если человек включается в его состав, но не знанием, не практикой, не верой, не желаниями, а экзистенцией, т.е. индивидуальным существованием. Это идея антропоцентризма в крайней форме, не признающая самостоятельности природного бытия в целом. 2. Разработка экзистенциальной онтологии – понимания бытия с точки зрения понятий индивидуальной жизни человека. Они установили, что первичное понятие экзистенции человека – это настроение (психологическое ожидание и переживание происходящего в действительности и собственной жизни). Настроение делится на состояния: ü Страх – переживание человеком бесконечности и ничтожности бытия в сравнении с личным переживанием своей свободы. Страх – не просто эмоция в психологии, а фундаментальное жизненно-образующее начало настроения, т.к. только через страх бытие входит в сознание человека, а человек, обнаруживает себя одиноким и свободным существом. ü Ужас – чувство страха, доходящее до подавленности, оцепенения. Благодаря ужасу человек осмысливает свою жизнь как бытие к смерти. ü Бытие к смерти - осознание ценности своей жизни, т.к. смерть – прекращение всех настроений. После осознания бытия к смерти человек переходит в состояние заботы. ü Забота – настроение активного стремления к преодолению своей ограниченности. Если же человек не осознал бытие к смерти, то он становится не заботой, а маном – это такая же неопределенность, как и бытие. ü Заброшенность – настроение, в котором возникает чувство ответственности за себя и за окружающий мир. ü Забвение – настроение, при котором чувство ответственности вытесняется из уели жизни из-за жизненной суеты, самообмана или иллюзий. Забвение неизбежно, т.к. человек ограничен, но свобода человека дает возможность не допускать длительное время перехода к забвению. Смысл жизни человека – постоянное стремление к бесконечному совершенствованию, чтобы не реализовать неизбежность (фатум) забвения и чтобы человек не превратился в ман ещё на начальных стадиях своей жизни. Значение экзистенциализма: 1. Теоретически обосновал идеал гуманности в условиях антигуманного ХХ века. Причем этот гуманизм не абстрактный, а индивидуально-значимый для каждого конкретно. 2. Развил идею личной ответственности человека за положительные формы общественной жизни и позитивное в отношении с природой. Крайняя форма ответственности – "пограничная ситуация" – время в жизни, когда человек делает выбор между жизнью и смертью, предательством и подвигом, добром и мерзостью, идеалами и суетой. В это время сущность человека полна. 3. Стимулировал развитие искусства, художественной литературы, демократической политики, гуманистических тенденций в мировой культуре. 4. Стимулировал творческие дискуссии во всех странах. Позитивизм Позитивизм – направление в философии ХХ века, которое исследует все проблемы на основе первичности критериев научного знания, отвергая мировоззренческое содержание философского знания. Создается в середине XIX века: Огюст Конт, Гектор Спенсер, Стюарт Милль. На рубеже ХХ века: Авинариус, Мак (эмпириокритики). В ХХ веке гении: Витгенштейн, К.Поппер, Б.Рассел, Фейерабенд и др. – все они принадлежат к высшей форме философского знания, их труды очень сложные, но логически правильно организованы. Достижения позитивизма: 1. Обоснование идеи о том, что в философии и науке не должно быть неопределенных, двусмысленных и логически нечетких понятий, выводов, абстрактных рассуждений. Для этого необходимо организовать философское знание на идеалах естествознания, а затем провести методологическое исследование в теоретическом познании, чтобы исключить из науки понятия, не имеющие положительного значения для прироста нового знания. Напр., понятия душа, дух, материя, бог, бытие, природа – сами по себе двусмысленны, точно определить их можно только в конкретном исследовании. А некоторые понятия и вовсе невозможно логически определить ни в какой из наук: понятия "бог", "дух", "душа" должны быть предметом веры. Понятие "материя" может быть определено как вещество с его свойствами, поэтому используется в физике, химии, биологии. Логические позитивисты (Витгенштейн) создали фундаментальные труды, в которых абсолютизировали идею точности философского знания. Утверждали, что логическая форма мысли определяет содержание и сущность внешнего мира. Это идеализм не очень высокого научного уровня. 2. Обоснование идеалов теории: максимальная простота, минимальная сложность, верификация и фальсификация, непротиворечивость аксиом (исходных положений теории, которые не доказываются в ней, а признаются истинными только в данной теории). 3. Обоснование понимания развития научного знания как эволюции разнообразия от исходной простоты к современной максимально сложной развивающейся системе (от гомогенности к гетерогенности). Впервые предложил Спенсер, а Фейерабенд развил эту мысль до теории теоретико-методологического плюрализма. Суть этой теории: на уровне описания объекта равноправны все гипотетические теории, научные и ненаучные методы познания, рациональное и нерациональное в культуре общества и в познавательных способностях человека. Все это является демонстрацией свободы научного творчества и прогресса культуры на уровне ее разнообразных, но равноправных начал. 4. Распространение идей позитивизма в общественной науке (Поппер). Доказал, что идеология в науках искажает истину и отрицательна для естествознания и обществознания. Особенно идеологичны такие понятия, как капитализм, коммунизм, а также все, связанное с пропагандой этих идей в мировой культуре. Если в 19 веке существовали некоторые основания для идеологии коммунизма и капитализма, то со второй половины ХХ века в обществе развивается конвергенция, и градация систем государств должна быть по признакам: аграрное – индустриальное, техногенное – традиционное, открытое – закрытое. Значение позитивизма: 1. Обеспечил соблюдение идеалов точности и определенности научных и философских понятий, особенно это важно в связи с идеологическими, политическими, религиозными, моральными и художественно-публицистическими формами распространения информации в культуре современного общества: коммерциализация культуры приводит к размыванию критериев классической науки о доказательности знаний, о точности и определенности понятий, о соблюдении логических законов рассуждений. Позитивисты противопоставили свои идеи и утвердили в научной среде адекватное понимание науки. При этом они полностью отрицали мировоззренческое значение философии для науки, но эта проблема не может быть решена однозначно. В целом для науки полезнее избегать мировоззренческих и аксиологических рассуждений и понятий в сравнении с преобладанием мировоззренческого в науке т.к. наука имеет дело с объективной информацией об объекте (пациенте), а оценка объекта (пациента) – дело личных пристрастий. 2. Обеспечил критерии различия паранауки и науки. Паранаука – система знаний, по внешним признакам похожая на науку, но не имеющая последовательного научного содержания (напр., уфология). Философия бессознательного Философия бессознательного – особое направление в зарубежной философии ХХ века, основанное на достижениях психологии и раскрывающее сущность и законы общественно-культурных процессов на основе идеи первичности неосознанных, нерациональных, стихийно-инстинктивных свойств психики. Варианты философии бессознательного: ü Учение З.Фрейда о первичности сексуальной энергии либидо в культуре общества и в жизни индивида. ü Учение К.Г.Юнга (ученик Фрейда) о первичности архетипов психики. ü Учение Райха о первичности сексуальных особенностей поведения человека в экономике, политике и культурной жизни общества. ü Учение А.Адлера о первичности комплекса неполноценности в жизни индивида и в свойстве культуры общества. ü Учение Э.Фромма о первичности социального характера. ü Учение Лакана о первичности психосексуальных свойств в языке (языковой природе бессознательного). Все эти люди – психопатологи, специалисты или разрабатывали учения психопатологов в своих творческих интересах (напр., Фромм).

Достижения Фрейда

1. Впервые теоретически обосновал необходимость понимания бессознательного не в смысле мистического, а в смысле активного состояния психики, которое действует стихийно на сознание человека и заставляет его совершать неразумные поступки.

2. Раскрыл структуру психики как целого, в которой такие составляющие части:

ü Бессознательное – уровень психики, где господствуют либидо и связанные с ним инстинкты, желания, стремления.

ü Предсознание – часть психики, которая стихийно вытесняет очень высокую активность бессознательного.

ü Сознание – окультуренная часть психики человека, выражающаяся в языке и соблюдении норм общества, в котором живет человек.

ü Сверхсознание – общественные идеалы, которые действуют на сознание у высокоразвитых индивидов.

3. Создал методику лечения психических больных, названную "психоанализом" – это особая последовательность вопросов врача и ответов пациента, когда они стимулируют свободные воспоминания, ассоциации друг у друга.

Достижения К.Г.Юнга

1. Открыл архетипы психики человека – состояния психики, в которых выражены наследственно приобретенные устойчивые особенности жизни данного народа или человечества в целом. Архетипы наиболее полно проявляются в сновидениях, в сказках народов, в символах культуры. Учитывая открытие гена в биологии его мысль частично подтверждается.

2. Установил два типа личности по обращенности личности внутрь или вне себя (интраверт и экстраверт соответственно). Эту мысль он распространил на понимание культуры Запада (экстраверсия) и культуры Востока (интраверсия).

Достижения Э.Фромма

Определил понятие социальный характер и его виды.

Социальный характер – это бессознательные психические влечения, которые сложились стихийно во время жизни человека в обществе, а затем определяют сознательную жизнь человека и развитие государства.

Основные труды Фромма: "Бегство от свободы", "Иметь или быть", "Душа человека", "Искусство любви".

Виды характеров:

ü Некрофилический характер – психическое влечение к одностороннему, социально аномидному (суицидное поведение), получение наслаждения от созерцания трупов и даже половой связи с ними, от преступления.

ü Рыночный характер – психическое влечение к успешной деятельности в обществе благодаря развитию таких своих качеств, которые легко продаются (живость, общительность, эстетичные формы и др…).

ü Накопительский характер – стремление к максимальному владению благами с минимальными тратами.

ü Эксплуататорский характер – стремление к насильственному получению благ (силой, хитростью, обманом).

ü Нарцисстический характер – стремление к созерцанию собственной личности и получение от этого удовольствия.

ü Биофильный характер – психическое стремление к росту, жизни и активности во всех сферах существования.

Т.о., философия бессознательного очень полезна для современной культуры:

1. Для совершенствования демократических методов управления населением и снижения социальной напряженности между социальными группами.

2. Актуализирует развитие психологии по углубленному анализу сокровенных, личностных свойств человека.

3. Развивает идеал гуманности в мировой культуре.

Религиозная философия

Религиозная философия – направление в зарубежной философии ХХ века, которое исследует проблемы на основе догматов теизма с учетом достижений современной науки и культуры. В отличие от средневековой философии, современная религиозная философия несхоластична, а, наоборот, разрабатывает аксиологические социальные проблемы философии с учетом достижений культуры. Только лишь теологические проблемы изучаются в рамках конфессиональной догматики и схоластики.

Достижения религиозной философии:

1. Разработка проблемы человека с точки зрения понимания человека как персоны, содержащей в себе космическую энергию мира, Бога, индивидуальной личности, социальные качества и природные особенности. Все эти качества концентрируются на основе энергии Бога или в присутствии Бога в мире и в душе человека.

2. Разработка социальных проблем общества на основе идеи гуманности и политической парадигмы пацифизма.

Пацифизм – это борьба за мир ненасильственными методами. Напр., в Индии в 1949 г. – требование независимости от Англии.

Особенно четко и последовательно социальные проблемы представлены в неотомистской философии (варианте католической философии ХХ века).

Современный Папа Римский – известный польский философ Войтыла. Традиционно Папы составляют энциклики – послания народам мира, в которых пропагандируют идеи ненасилия и гуманности с точки зрения, что человек – высшее творение Бога, поэтому должен развиваться свободно.

3. Разработка проблемы первичности религии и религиозных ценностей в современной культуре на том основании, что религиозные ценности объединяют все идеалы культуры и стимулируют у человека стремление к совершенству, выражением которого является конфессиональный Бог или Бог вообще, но идея о едином Боге для всех не развита, не признана в конфессиях по чисто экономическим причинам – поступления доходов. Поэтому развиваются такие направления религиозной философии ХХ в.:

1) неотомизм,

2) неопротестантская философия (теоретики: Тиллих, Трёльч, Бультман).

3) христианский эволюционизм. (Тейяр де Шарден "Феномен человека"; в этой книге де Шарден доказал, что идея развития применима и в религии: если Бог совершенен, то он не может развиваться бесконечно).

Этапы развития человеческого мира – бытия, которое может познать человек с помощью науки, веры и всех своих возможностей:

(1) Хаос энергии (точка "альфа") – исходная, из нее вырастает состояние преджизни (2), т.е. природы. Из природы вырастает жизнь (3).

(4) Мысль.

(5) Сверхжизнь – состояние полной идеальности.

(6) Точка "омега" – единение природы, общества, человека, хаоса, душевности в Боге. Эти мысли во многом мистичны, но оригинальность в том, что впервые в религии появилась идея эволюционизма, которая официально была запрещена после трудов Ч.Дарвина. Тейяр де Шарден был подвергнут осуждению и понижен в должности.

Философия христианского персонализма. Теоретики: М.Шеллер (считается гением персонализма), Мунье, М.Бубер и др.

Идеи Шеллера:

1. Обоснование смысла понятия "персона" как уникального, неповторимого, эмоционально-духовного в человеке. Эмоциональность человека превыше всего, т.к. в её свойстве высшая христианская ценность – любовь к Богу и к людям. Благодаря любви человек относится к другим людям с симпатией, особой предрасположенностью, доверчивостью, добротой. В сравнении с разумом логика сердца превыше всего.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!