Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении. 10 страница



Специалисты, владеющие философским знанием и конкретностью науки, политики, практики, всегда востребованы обществом.

 

26. Категории детерминизма: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность – их методологическое значение в медицине.

Категории детерминизма – это понятия, в которых выражены существующие состояния изменений, развивающихся объектов в течение определенного промежутка времени.

Категории состава – это понятия, в которых выражены относительно устойчивые состояния достигнутого уровня в развитии объектов.

Детерминизм – всеобщая обусловленность и взаимосвязь объектов бытия, разделенных в пространстве и времени.

Варианты детерминизма:

1. Теологический вариант: все в мире связано по воле сверхъестественных сил.

2. Социальный вариант: все в обществе определяется не личными взаимодействиями людей, а взаимодействиями социальных групп и системами управления индивидами.

3. Антропоэтический: все в обществе и частично в природе определяется доброй или злой волей человека.

4. Материалистический:все в мире природы, общества, жизни человека определяется объективными реальными связями, которые могут быть изучены к данному времени или непознаны.

Напр., явление радиоактивности было открыто в 1885 г., а до этого оно было неизвестно, но оказывало свое вредное действие.

Основу детерминизма составляет система знаний о причинности – таких связях бытия, когда достаточно четко фиксируется порождение одних объектов другими – генетическая связь. Т.к. связь порождения одного объекта другим непосредственно есть самое главное для существования и успешного выживания в изменяющихся условиях среды, то все ученые совершенствуют учение о причинности бытия.

Основные идеи причинности:

1. Четкое определение понятий "причина" и "следствие".

Причина – это состояние бытия, которое в данных условиях взаимодействия с другими объектами является генетически порождающим новые состояния объекта, окружающей среды и своих внутренних изменений.

Следствие – все, что есть результат этого.

Изучение объектов микромира, поведения человека привело к тому, что генетическая связь является только основой причинности, а основа функционирует в составе факторов – условий взаимодействия объектов, без которых она не сможет реализоваться в итоге.

Полная причина – понятие используется при изучении сложных состояний развития, включает:

1) специфизирующую (основную) причину,

2) неосновную причину (причины),

3) инициирующую причину – повод.

Напр., при сходе снежной лавины основная причина – нарушение равновесия между потенциальной и кинетической энергией вещества в определенных условиях, неосновная причина – крутизна склона, инициирующая – крики.

2. Временная ассиметрия – предшествие во времени причины по отношению к следствию и невозможность следствия вызвать причину.

Напр., движение Земли вокруг своей оси есть причина смены дня и ночи, но не наоборот.

3. Однозначное соответствие причины и следствия в данных условиях (одна и та же причина в тех же условиях вызовет то же самое следствие).

4. Несводимость содержания свойств следствия к содержанию свойств причины. Следствие – всегда нечто новое, у которого лишь частично могут появляться свойства причины.

Учение о причинности дополняется в детерминизме изучением новых связей.

Функциональные связи – зависимости, которые генетически не порождают следствия, но жизненно значимы для объекта.

Напр., в кишечнике термитов обитают простейшие, которые расщепляют древесину.

В детерминизме есть две группы категорий – необходимость и случайность. Это понятия, раскрывающие неизбежность возникновения нового именно в данных условиях развития.

Необходимость – состояние изменения объекта, которое основано на внутренних причинах, сущности объекта и в данных параметрах (условиях). Взаимодействие с другими объектами происходит безальтернативно (так, а не иначе). Любая вещественная закономерность, катастрофа, заболевание всегда обусловлена конкретными причинами, подчиняющимся законам. Необходимость – это проявление закона конкретной пространственно-временной зависимости объектов.

Случайность – состояние изменений, которое не вытекает из особенностей данного процесса взаимодействия, а может и не реализоваться (напр., летальный исход при авто- или авиакатастрофе). Степень случайности определяется в каждом конкретном случае с учетом свойств объектов (напр., при бросании монеты).

Существуют законы соотношения случайности и необходимости:

1) Случайность – дополнение необходимости. Необходимость реализуется в своей непосредственности, а случайность – абсолютно непредвиденное сопровождение реализующейся необходимости (напр., падение керамической посуды).

2) Случайность – форма проявления необход-имости. Этот закон абсолютен, т.к. необходимость реализуется, а количественный показатель – случайность.

Учет необходимости и случайности обязателен в науке.

 

27. Категории состава: сущность и явление, содержание и форма, система и структура – их методологическое значение в медицине.

Вся изученная современным естествознанием Вселенная (от 10^–15 см до 10^28 см) представляет собой систему, характеризующуюся структурностью.

Структура – это внутренняя расчлененность материального бытия. Она бесконечна как во времени, так и в пространстве. Однако, это не означает, что материя бесконечно делима.

Из принципа неопределенности Гейзенберга следует, что кинетическая энергия частицы резко увеличивается с уменьшением занимаемого ею объема. Т.о., невозможно построить мелкую структуру данной массы, используя составные элементы меньших масс, занимающих все меньшие объемы в структуре данного объема. Вероятно, более крупные структуры состоят из более фундаментальных частиц, обладающих большими массами. По этому принципу строятся П-мезоны из более тяжелых нуклонов и антинуклонов, нуклонов – из частиц еще больших по массе – кварков.

Исходным понятием в представлении материи как структурно упорядоченного образования выступает понятие "система".

Определение Л. Бертоланфи – одного из основоположников общей теории систем:

Система – это комплекс взаимодействующих элементов.

Под комплексом элементов понимается отграниченное множество их. Решающее значение в понимании понятия системы принадлежит понимание слова "элемент". Критериальное качество элемента – его необходимое непосредственное участие в создании системы: без него (к.-л. элемента) система существовать не может. Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения.

Напр., в человеческом организме отдельные атомы, молекулы, клетки не будут выступать его элементами; ими оказывается нервная система в целом, кровеносная система, пищеварительная система и т.д. (точнее будет сказать, что эти системы есть не элементы, а подсистемы организма). Подсистемами клеток выступают отдельные внутриклеточные образования, а по отношению к организму они – компонент его содержания, но не элемент, не подсистема.

Понятие “подсистема” выработано для анализа сложноорганизованных, саморазвивающихся систем, когда между элементами и системой имеются "промежуточные" комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Они объединяют в себе разные части (элементы) системы, в своей совокупности способные к выполнению единой (частной) программы системы. Будучи элементом системы, подсистема в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Т.о., вся материя представляется как бесконечная система систем.

Структура – это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами (общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития и т.п.). Наиболее значимы закономерные связи элементов, а среди них – интегрирующие связи (или интегрирующие структуры), которые обуславливают интегрированность сторон объекта.

Напр., в системе производственных отношений имеются связи трех родов: относящиеся к формам собственности, к обмену деятельностью и к распределению. Все они существенны и закономерны, но интегрирующую роль в них играют отношения собственности (формы собственности) – это ведущая основа системы.

 

Качество системы определяется:

1) элементами (их природой, свойствами, количеством),

2) структурой – т.е. связью между элементами.

По характеру связей между элементами, по степени интегрированности элементов и структур выделяют типы систем.

Типы систем:

1. Суммативные системы – системность слабо выражена и близка к нулю, элементы обладают значительной автономностью, связи между ними внешние, несущественные, преимущественно случайные. Качество системы практически равно сумме качеств (свойств) ее составных элементов, взятых изолированно друг от друга. Напр., терриконы угольных разработок, штабель досок.

2. Целостные системы – четко выражены элементность состава, зависимость генезиса и существования системы от каждого элемента и, наоборот, зависимость элементов от системы, ее свойств. Интегративные качества, составляющие специфику целостности, принципиально новые по сравнению с теми, что имеются у компонентов (элементов), а нередко и прямо противоположные (напр., свойства молекулы воды Н2О и свойства отдельно взятых атомов Н и О).

Также системы классифицируются по разным основаниям:

ü органические, неорганические;

ü механические, физические, химические, биологические, социальные;

ü статичные, динамичные;

ü нефункциональные, функциональные, развивающиеся;

ü открытые, закрытые, изолированные;

ü энтропийные, антиэнтропийные;

ü детерминированные, вероятностные;

ü естественные, искусственные, смешанные (человек-прибор);

ü прогрессивные, регрессивные.

Также выделяют идеальные системы, подразделяемые на эйдетические и концептуальные, на эмпирические и теоретические и т.д.

 

Содержание – это всё, входящее в систему: элементы, отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы. Для обозначения фрагмента содержания пользуются словом "компонент" системы (а не "элемент", "часть").

Форма – это (1) внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация предмета, его внешние пространственные и временные границы; (2) способ существования материи; (3) внутренняя организация, способ связи элементов внутри системы (в этом случае понятие формы совпадает с понятием структуры).

Понятия формы и содержания относительны. Напр., производственные отношения являются содержанием по отношению к надстройке и формой – по отношению к производительным силам общества.

Форма и содержание характеризуются:

1) их неразрывностью (где одна, там и вторая);

2) неоднозначностью их связи (одна форма может иметь много содержаний, а одно содержание – много форм);

3) противоречивостью единства (содержание стремится к изменению, а форма, как структура, - к устойчивости);

4) оптимальностью развития – при соответствии формы содержанию, а содержания – форме.

 

Сущность и явление можно трактовать как фундаментальные атрибутов материального объекта (В.П. Бранский), а все другие атрибуты (качество, изменение, закон, возможность, причинность и др.) характеризуют различные стороны этих атрибутов или различные аспекты взаимоотношения между ними.

Явление – это форма проявления сущности, его внешнее обнаружение (внешние свойства и их системная структурированность).

Сущность – главное, основное, определяющее в содержании системы, заключенное в предмете основание происходящих с ним изменений.

Категория сущности служит для выделения в системе таких ее свойств и отношений, которые обуславливают другие ее свойства и отношения. Явление же – это свойства и отношения системы, обусловленные ее сущностью.

Сущность одна, явлений множество. Явления богаче сущности (т.к. они "для-других-бытие"), но сущность глубже явления и всех своих явлений вместе взятых (т.к. она "для-себя-бытие"). В явлении, кроме необходимого, общего и существенного, есть ряд случайных, индивидуальных, временных моментов.

Явление выражает лишь одну из сторон сущности, никогда полностью не совпадая со всей сущностью. В свою очередь сущность никогда полностью не совпадает со всеми явлениями, ни взятыми порознь, ни в совокупности.

 

Познание сложных систем идет от явления к сущности и от менее глубокой сущности к более глубокой.

 

28. Общество как система бытия. Теоретические модели философского познания общества.

Общество – это часть бытия, существующая по законам, созданным в процессе деятельности людей. Это определение абстрактно, оно уточняется в рамках социальной философии, социальной логики и науках о конкретных состояниях общества.

Социальная философия – это философская наука о сущности, законах, качествах общества как самостоятельной части бытия. Она создана в середине 19 века в трудах гр.Ф. и учениях: материалистическая социальная философия – Маркс, Энгельс и их сторонники, позитивистская – Конт, Спенсер.

В 20 веке социальная философия развивается вне идеологизации в трудах ученых всей мировой культуры.

Установлены такие всеобщие признаки общества как системы:

1. Негэнтропийный эффект – такое состояние системы бытия, при котором не происходит саморазрушение и деструкция, а постоянно воссоздается достигнутый уровень сложности (развития). Согласно науке, такой особенностью обладает общество, потому что даже человек в индивидуальном развитии достигает состояния энтропии после смерти.

2. Интегральный прогресс – последовательное усложнение от простого к сложному, от низшего к высшему в результате противоречивого взаимодействия людей с природой и социальных групп между собой в процессе общественной жизни. Прогресс общества относительно отдельных государств и народов – проблематичный процесс, потому что включает не всеобщее конкретное движение прогресса, а результат взаимодействия народов, при котором уничтожаются отдельные результаты, а победившие система и государство используют все достижения общества и осуществляет общий прогресс человечества.

Напр., Др. Рим уничтожил науку Др. Греции, Месопотамии, этрусков, народов центральной и северной Европы, но в результате этого были достигнуты выдающиеся успехи в математике. Римскую Империю уничтожили народы-предки германской нации и народы Ближнего Востока в составе Византии. В результате к 10 в. н.э. европейская цивилизация достигла более высокого уровня развития, чем Др. Рим, потому что заменила рабовладельческий строй. Но в 17 веке была уничтожена.

3. Наличие субстратного основания общественного целого – человека в его активности.

Субстрат – это элементарный носитель свойств целого, благодаря которому в результате сложных взаимодействий и создается это целое.

Для медицины человек может быть разделен на органы и функциональные системы, но для социальной философии человек – предел возможного деления на части.

4. Наличие субстанционального основания для общества – такой части, основы, которая производит решающее условие физического существования и возможности развития. Им является система материального производства – общественно организованная деятельность людей по созданию, распределению, обмену и потреблению материальных благ.

5. Сложное внутреннее строение, в котором выделяется четыре основных части: ЭСО, ССО, ПСО, ИСО (экономическая, социальная, политическая и идеационная системы общества).

6. Культурно-программированный способ функционирования всех элементов и систем общества. Культура – единственный способ перехода общества от состояния природной жизни к цивилизации, духовно совершенствующей человека в рамках ноосферы.

Ноосфера – это состояние общества, в котором все природные и биологические процессы реализуются на основе разума, благодаря чему устанавливается подлинный гуманизм – полное обеспечение витальных и духовных потребностей человека.

Модели познания сущности общества

Модель – это теоретический аналог реально существующих процессов, в котором выделены основные качества, сущность данного объекта в данной системе общества.

1. Модель социологического идеализма – понимание сущности, законов, качеств общества на основе идеи первичности духа (идеального бытия). Реально это означает, что в обществе первична воля Бога (Фома Аквинский), разум (Гегель), воля человека (Шопенгауэр и сторонники психологизации).

Недостатки модели: отсутствие экспериментальных подтверждений, т.к. ни Бог, ни разум, ни воля ничего предметно не создают.

Модель популяризуется в целях развития духовности и пропаганды.

2. Модель социологич. натурализма – понимание сущности, законов, качеств общества на основе идеи первичности природных законов в общественном бытии. Существует в двух вариантах:

а) географический детерминизм – учение о том, что состояние и развитие общества определяются качеством флоры и фауны. Теоретики: Мечников, Бокль, Монтескье.

б) учение Л.Н. Гумилева об этногенезе – о том, что первичной является проявление биохимической энергии личностей, которые в результате подражания заставляют часть нации действовать в заданном направлении, преодолевая природный эгоизм.

3.Модель социологич. материализма – объяснение сущности, законов, качеств общества на основе идеи первичности материального производства, экономики, техники. Впервые сформулировали Маркс и Энгельс, развили философы ХХ в. в Германии (Хабермас, Юнкер, Фромм, Адорно и др.). Эта модель практически используется во всех цивилизованных странах, потому что ориентирует государство, народы, соц. группы на эффективную деятельность по обработке природы с целью увеличения комфортности жизни и повышения ее эффективности.

 

29. Природа и общество: основы взаимодействия. Традиционная и техногенная цивилизации, их влияние на природу.

Природа – это часть бытия, которая существует по своим законам независимо от деятельности человека.

Для общества природа – это

1) географическая среда, т.е. система климата, фауны, флоры, недр и водных ресурсов, с которыми взаимодействует человек в своем трудовом производстве и непосредственно жизненном отношении. Именно географическая среда влияет на производственные показатели, на здоровье и мировоззрение человека.

2) Природа по отношению к обществу – это неорганические и органические состояния планеты Земля, в которых существует общество.

3) Природа – освоенная часть космоса.

 

Варианты взаимодействия общества с окружающей средой:

1. Господство природы над обществом – в течение первобытного и начала рабовладельческого состояния человечества.

Признаки: 1) Преобладание природных стихий над возможностями человека;

2) Поклонение человека силам природы в образах богов, тотемов, фетишей;

3) Господство собирательного и пассивно-земледельческого труда и производства.

2. Господство общества над природой – началось с середины 3 тысячелетия до н.э. и продолжается до сих пор. Признаки:


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!