Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении. 7 страница



Прерывность – разделенность существования объектов.

Непрерывность – свойство передавать физическое воздействие от точек пространства через поле – непрерывную среду с массой покоя равной нулю. Эта физическая особенность пространства очень важна в квантовой и классической физике.

4. Трехмерность – наличие трех измерений (длина, высота, ширина) для линейных поверхностей и трех - для сферических (сфера, конус). Трехмерность нашего материального бытия абсолютна, т.к. если бы не было трех измерений, то не существовали бы законы природы. Теоретически рассчитаны 5, 6, 10, 11, 26 измерений, но они возможны в пределах реальности 10-33 см – предел человеческого познания.

Базовая единица измерения пространства – метр. Впервые метр определили в период Великой Французской революции в 1789-1790 гг. – это 1/10.000.000 расстояния от экватора до Северного полюса вдоль меридиана, проходящего через г. Париж. С 1983 г. официально утвержден метр – длина пути, проходимого светом в вакууме за 1/299.792.458 секунды.

5. Качественная и количественная бесконечность.

Единство пространства, времени, движения, вещества, материи установлено в общей и частной теориях относительности (Минковский, Лоренс, Эйнштейн).

Отражение – атрибут бытия, отражающий способность тел при взаимодействии воспроизводиться своими свойствами друг в друге. Высшая форма отражения – сознание человека.

Системность – атрибут бытия, выражающий целостность существования объекта, который внутренне разделен на части, связанные между собой.

Взаимодействие – атрибут бытия, отражающий взаимное влияние объектов путем обмена вещества, энергии и информации. Взаимодействие – предельно фундаментальный атрибут бытия, т.к. ни изменение пространства, ни времени, ни движение невозможны без взаимодействия.

Наука установила 4 типа взаимодействий:

1) Гравитационное взаимодействие – притяжение любых материальных объектов, носитель которого еще не установлен, но его влияние на бытие универсально в мега- и макромирах, а в микромире при расстоянии 10-- 35 м.

2) Электромагнитное взаимодействие обеспечивает стабильность мега-, макро- и микромиров и большинство свойств вещества (упругость, трение и др.).

3) Слабое ядерное взаимодействие на расстояниях 10--16 см (для элементарных частиц).

4) Сильное ядерное взаимодействие на расстояниях 10--13 см – в ядрах атомов.

В обществе также есть фундаментальные виды взаимодействий: экономическое, политическое, социальное и идеационное между людьми, организациями, предметами второй природы.­

 

18. Философская, научная, религиозная модели бытия: содержание, значение для медицины.

Модель бытия (картина мира) – система теоретических знаний о сущности, качествах, структуре бытия, созданная на основе достижений различных форм культуры. Т.к. модели бытия имеют мировоззренческое значение, то исторически их созданием занимались философия, наука и религия.

Религиозная модель бытия

Исторически первая. Религиозная модель бытия – это система знаний о качествах и сущности мира, созданная на основе священных книг и решений руководства конфессий. Ее содержание можно выразить в принципах – обобщенных высказываниях, содержащих основное, главное в системе знания.

1. Принцип теизма – знание о существовании сверхъестественных всемогущих и всесовершенных сил (силы) – Бога или богов.

2. Принцип креацианизма – знание о том, что сверхъестественные силы создали окружающий человека мир из ничего и постоянно его поддерживали.

3. Принцип провиденциализма – знание о том, что сверхъестественные силы контролируют развитие человеческой жизни и общества по своей воле и приводят это развитие к определенной конечной цели, ведомой только ему.

4. Принцип догматизма – знание о том, что информация священных книг и решения руководства максимально истинны и не могут критиковаться.

5. Принцип нравственного совершенст-вования человека – знание о нормах правильного поведения человека в бытии.

Религиозная модель бытия очень полезна для объединения людей и нравственного развития человека.

Научная модель бытия

Научная модель бытия – система знаний о качествах и сущности бытия, созданная на основе достоверных эмпирически проверенных знаний о бытии.

1. Принцип объективности (реализма) – знание о том, что окружающий человека мир существует автономно по собственным законам.

2. Принцип глобального эволюционизма – знание о том, что бытие развивается от простейшего состояния к более сложному, начиная с сингулярного состояния нашей Вселенной и заканчивая современными достижениями культуры.

3. Принцип математической гармонии – знание о том, что количественные пропорции качественного многообразия бытия подчиняются законам, установленным математикой. Числа 2, 8, 20, 28 – фундаментальные для микромира.

4. Принцип иерархичного строения бытия – знание о том, что относительно человека бытие организовано как единство микро-, макро- и мегамиров, связь которых осуществляется по принципу вхождения простого в сложное при сохранении независимости, сущности сложного от совокупности его простых частей.

5. Принцип исторического познания бытия – знание о том, что бытие познаваемо в зависимости от уровня развития цивилизации и бесконечно пока существует человечество.

Научная модель бытия фундаментальна в современном обществе, т.к. прогресс экономики, техники и культуры непосредственно определяется наукой и научным мировоззрением.

Философская модель бытия

Это система знаний о качествах и сущности бытия, созданная на основе обобщения достижений науки, религии и культуры человечества.

1. Принцип субстанциональности бытия – знание о том, что бытие или его фрагмент являются причиной собственного существования и обладает бесконечным количеством свойств.

2. Принцип субстратности бытия – знание о том, что однородное множество бытия имеет однозначно определенный элементарный носитель всех особенностей этого множества.

3. Принцип начала бытия – знание о существовании фундаментального состояния бытия, из которого образуется многообразие реальных объектов. Есть три варианта решения проблемы начала бытия:

ü монизм – знание о существовании одного начала бытия из которого состоит все (Гегель, Гальбах);

ü дуализм – знание о том, что есть два самостоятельных начала, объединение которых является причиной разнообразия (Декарт);

ü плюрализм – знание о том, что больше двух состояний бытия являются причинами разнообразия реальных объектов. (Леейбниц, Эмпидокл).

4. Прнцип гносеологического оптимизма – знание о познаваемости бытия в сущности, в явлениях, в целостности или фрагментарно. Философы-агностики доказывают только то, что в бытии нельзя познать сущности, но на уровне явлений все познаваемо.

Философская и научная модели бытия исторически изменчивы, потому что новое время – это новые достижения в культуре, которые нужно учитывать, а религиозная модель исторически не изменяется, т.к. считается, что сверхестественные силы создали бытие в его завершенной форме, а всё истинное знание содержится в священных книгах, которые и нужно изучать (толковать).

 

19. Современная философия и наука о составе, типах, строении бытия.

Типы бытия

1. Материальное бытие – существование в вещественно-энергетической форме, доступное человеку через ЦНС и непосредственно через ощущения. К материальному бытию относят такие виды:

1.1. Природа – часть материального бытия, которая развивается по естественным законам независимо от деятельности людей. Природа – основная часть материального бытия. Она делится на микро-, макро-, мега-природу, органическую и неорганическую. А каждая из них делится на конкретные состояния. Природа фундаментальна, поэтому человек чтобы выжить познает прежде всего её.

1.2. Природа – часть универсума существований, которая создается и поддерживается человеческой деятельностью по преобразованию вещества, энергии и информации природы и межчеловеческих взаимодействий, индивидов, групп, рас и человечества в целом.

1.3. Человек – уникальная часть материального бытия, которая отличается повышенной сложностью, т.к. развивает в себе способность к созданию идеальных образов, идей бытия.

2. Идеальное бытие – существование принципиально противоположного вещественно-энергетическому материальному бытию.

Такое определение также абстрактно, но человеческий разум пока не смог сформулировать более существенного признака идеального бытия, но изучить его философы, ученые и деятели культуры смогли, и к данному времени выделяют такие виды идеального бытия:

2.1. Индивидуальное сознание и психика человека, свойство человека воспроизводить внешний мир и внутренние особенности в невещественно-энергетической форме образа объекта.

2.2. Общественное сознание – система знаний, смыслов и оценок, созданных мыслителями и поколениями людей и ставших общезначимыми для всех людей или отдельных наций.

2.3. Гипотетический разум (сверхсознание гипотетических цивилизаций) – гипотеза об иных цивилизациях, которые выше нашей по разуму и существуют где-то в метагалактике.

2.4. Абстракции души и духа, т.е. понятия, сформулированные в истории философии и мировой культуры.

Они многозначны. Лингвистически:

Дух (греч.) – психика, дух – перевод с древнееврейского и древнегреческого:

1) дуновение, движущийся воздух, дыхание, создающее жизнь;

2) привидение, т.е. паранормальное явление психики некоторых людей;

3) идейное содержание искусства, морали, поведения человека, связанное с бескорыстием, альтруизмом, интенсивностью переживаний идеалов добра, истины, справедливости. Оценка духа может быть разной – позитивной и негативной;

4) синоним сознания или психики;

5) сущность бога – святой дух – нечто абсолютно нематериальное, сверхсовершенное и сверхблагое для человека;

6) философская абстракция, т.е. мысль об абсолютно нематериальном, которое каким-то образом управляет материальным бытием, не являясь личностью, как Бог.

Понятие духа очень значимо в идеалистической философии, а в культуре человека дух в реальном понимании есть высокоидейные или отрицательно-значимые качества морали, идеологии, искусства.

Душа (греч.) – это:

1) психика;

2) субстанция, независимая от тела, т.е. процессы, экспериментально не фиксируемые, но особо значимые для человека и развивающиеся независимо от тела;

3) нравственный, эстетический, интеллектуальный, эмоциональный мир личности, отличающийся интенсивностью позитивных или негативных качеств;

4) религиозное, созданное богом, неповторимое, бессмертное, индивидуально-духовное начало человека;

5) единичное проявление духа.

Дух и душа – уникальные понятия, т.к. во-первых, связаны с ожиданиями человека более совершенного, нравственно и эстетически ценного в условиях ограниченности материальной жизни и, во-вторых, этими понятиями обозначаются непознанные свойства психики человека.

3. Трансцендентное бытие – существование, которое выходит за пределы материального и идеального типов бытия, познанных человеком к данному времени. Иными словами, это существование, которое не познано человеком или человечеством.

Виды трансцендентного бытия:

3.1. С точки зрения естествознания трансцендентное бытие – это то, что существует за пределами 10--33 см и 10+28 см.

3.2. С точки зрения эзотерической культуры (эзотерика – "информация для посвященных") – мистическая сфера бытия, где есть духи и особая информация.

3.3. В рамках религиозной культуры трансцендентное – Бог – личность, имеющая сверхъестественное всемогущее совершенство. Бог трансцендентен, т.к. если бы принадлежал этому миру, то должен бы был иметь негативные качества этого мира (массу, тело, энергетические характеристики, размеры), а также отвечал бы за моральную несправедливость, убийство, преступления, войны на том основании, что Бог как высшее существо мог бы не допустить такого поведения.

Уровень трансцендентного для философии – частная тема, а первичная тема – исследование материальной и идеальной реальностей.

Современная наука о строении бытия

Установлено три уровня бытия: микро-, макро- и мегамиры. Из них уровень непосредственного бытия человека называется мезомиром (только в рамках макромира).

Источники знаний о бытии – комплекс физических, химических, биологических, психологических и общественных наук.

На уровне микромира установлены простейшие состояния бытия:

ü Элементарные частицы – мельчайшие материальные объекты, не являющиеся атомами или атомными ядрами, но являющимися основой для образования сложных материальных объектов. Установлено существование 350-400 видов элементарных частиц.

ü Физический вакуум – физический объект без элементарных частиц, в котором происходят очень сложные процессы, не фиксируемые приборами, но в результате происходящих процессов возникают элементарные частицы.

Поле – материальное состояние бытия, которое передает воздействие от одних вещественных форм бытия к другим и является непрерывной средой, частицы которой имеют массу покоя равную нулю. Впервые существование поля предположил Фарадей, теоретически обосновал – Максвелл, экспериментально доказал – Герц (1888 г.).

Вещество – материальный объект с массой покоя больше нуля.

Вещество делят на живое и неживое. Эти типы различаются по своим особенностям обмена энергии: неживое энергию поглощает, увеличивая свою энтропию (неупорядоченность), а живое вещество энергию рассеивает, понижая свою энтропию (т.е. оставаясь упорядоченным).

Вещество – дискретное состояние материи, доступное для восприятия человеком через органы чувств.

Концепция – это теоретическая модель уже изученного.

Концепции микромира

1. Модели атома, созданные мыслителями: первая модель – Томсона, затем лорда Кельвина, затем Резерфорда.

2. Квантовая теория атома водорода-1 (Н.Бор)

3. Корпускулярно-волновой дуализм микромира (Луи де Бройль).

5. Концепция квантовой механики (М.Борн).

6. Теория кваркового строения элементарных частиц (Гелл-Манн, Цвейг).

7. Радиоактивность (Беккерель, Кюри, Флеров).

8. Квантовая электродинамика (Таманаг, Фейнман).

Концепции макромира

1. Классическая механика (Ньютон).

2. Молекулярно-кинетическая теория вещества (Максвелл, Больцман, многие физики 19 века).

3. Электромагнитная теория поля (гипотеза – Фарадей, теория – Максвелл, экспериментальное подтверждение – Герц, 1888 г.).

4. Теория корпускулярно-волновых свойств света.

Концепции мегамира

1. Теория стационарной Вселенной (Эйнштейн) – Вселенная замкнута и тепловая смерть ее неизбежна.

2. Теория расширяющейся Вселенной (Фридман, подтверждение – Хаббл, Доплер)

3. Гипотеза сингулярного состояния Вселенной и последующего "Большого Взрыва" (Зельдович, Новиков, Силк, Дэвис) – 20 млрд. лет назад Вселенная имела размеры 10—33 см и плотность 1094 г/см3.

4. Космологические модели происхождения Солнечной системы и космических объектов.

 

20. Содержание проблемы сознания и парадигмы её решения. Проблема сознания в медицине.

Проблема сознания – это теоретические вопросы о сущности, качествах, происхождении и ценностном значении особого типа бытия, называемого сознанием.

Сознание – это идеальная форма человеческого бытия, которая возникает на основе нормального функционирования головного мозга человека в условиях коллективного образа жизни, характеризующегося активной предметной деятельностью, речевым общением, абстрактным способом обработки данных.

Парадигмы сознания:

ü Теоцентрическая парадигма – исследование проблемы сознания на основе идеи первичности всемогущего, всеблагого существа – Бога.

Сознание – дар божий, человеку нужно стремиться к соблюдению заповедей этих сверхъестественных сил (средневековая философия).

ü Натуроцентрическая парадигма – исследование проблемы сознания на основе идеи первичности природы естественно-реализующихся процессов.

Сознание – продукт, результат развития природы на уровне высокоразвитых живых существ – людей – и нужно человеку для правильной регуляции и выживания в природе (материалистическая философия).

ü Социоцентрическая парадигма – исследование проблемы сознания на основе идеи первичности общественной потребности и состояния.

Сознание – результат развития общества и назначение его – отражение и реализация общественно значимых целей и задач (диалектический материализм).

ü Культуроцентрическая парадигма – исследование проблемы сознания на основе первичности духовной культуры.

Сознание – результат сложных идеационных и технологических процессов в обществе. Цель сознания – обеспечить человека идеалами, высшими целями жизни, возвысить человека к совершенству.

ü Антропоцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе первичности человека как автономной части бытия. Эта парадигма развивается в античности, эпоху Возрождения и современных исследованиях.

Сознание – свойство человека, которое возникло в результате сложных взаимодействий природных, космических, общественных, индивидуально-личностных и коллективных условий, сложившихся на Земле исторически.

Современная наука в основном разрабатывает антропоцентрическую парадигму, т.к. она доступна экспериментальной проверке и может быть воспроизведена частично в воспитательном процессе.

Сущность, качества и функции сознания

Сущность сознания определяется через противопоставление вещественно-энергетическому бытию и заключается в признании всеми учеными идеальности сознания.

Сознание – это идеальное бытие, которое воспроизводит вещественное бытие или любой другой вид в невещественной форме (копии, образа).

Этот уровень определения сущности сознания максимально предельный. Более конкретные определения – в словарях, трудах психологов и философов – имеют частное исследовательское значение.

Наиболее полно выявлены такие качества сознания:

1. Антропность – принадлежность сознания только человеческому миру. Этот факт подтверждается тем, что:

а) у животных феномен сознания не был обнаружен несмотря на то, что домашние животные проявляют высокий уровень сообразительности, а некоторые детеныши приматов до трехлетнего возраста в эксперименте превосходили человеческих детей по рисованию и выполнению некоторых жизненных функций;

б) дети, воспитывавшиеся животными, или взрослые, ведущие одинокий образ жизни, утрачивают способность к сознанию полностью или частично.

2. Принадлежность сознания к психической форме отражения материи.

Отражение – атрибут бытия, выражающий способность взаимного воспроизведения объектов бытия друг в друге при взаимодействии.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!