Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении. 2 страница



Карма – сила универсального действия, которая учитывает все "+" и "–" поступки, чтобы определить будущую форму существования. Это исходное понятие. В 20 в. карме придали смысл нравственной ответственности детей и родителей за свои "+" и "–" действия. 5. Самоотверженность, духовность человека. Призыв людям соблюдать нравственность, порядок, гарантия в этом случае, что после смерти тела их душа возродится в лучшем теле, а в перспективе через смену каст – и в брахмо. Эта идея стала основной и поддерживается современной культурой, исключая кастовый смысл. Первое демократическое философское учение создал Будда (Сиддкартна Гаутама Шакьямуни): 1. Первичность духовного абсолютного бытия (брахмо). 2. Круговорот бытия через череду тхарм. 3. Четыре истины бытия: 1) вся жизнь – страдание, 2) причина страданий – эгоизм (желание человека жить лучше), 3) избавиться от страданий можно, если преодолеть желания, 4) Есть восьмеричный арийский путь избавления от желаний. Основные правила пути выражены в трактате "Панча Шила": ü не вреди живому существу, ü не бери чужого, ü не веди лживых и праздных речей, ü не используй опьяняющих напитков, ü не участвуй в запрещенных половых контактах (внебрачных). Это правила внешнего поведения, но главное – внутреннее сознание человека, поэтому буддизм разработал практику медитации (концентрация внимания на предметах, а затем на брахмо). Последняя стадия медитации ведет к Нирване, при котором душа переходит в брахмо, а тело – в неорганическое состояние. Значение философии буддизма 1. Создано первое этическое учение, в котором нравственное развитие человека ставится в зависимость от его личной ответственности за свое поведение. 2. Спасение души возможно только в форме развития бескорыстности, духовности, а не в форме жертвоприношения под угрозой страха. 3. Создан демократический вариант мировоззрения, которое обещает спасение каждому вне касты (в т.ч. женщины !). К 20 веку из этического учения сформировалась буддийская культура, в составе которой – религия, архитектура, художественная литература, философия, политика, управление. В Др. Индии к началу новой эры возникли такие даржаны (учения), как йога, санкхья, ньяя, чавака, джайнизм и др. Все они, кроме чарвака – идеалистические и по-разному решали проблему спасения души в пределах ведической культуры. Особенности философии Др. Индии 1. Преобладание идеализма 2. Преобладание сотериологических проблем (спасение души) на основе негативизма к материальным благам и потребностям тела. 3. Отсутствие четких понятий, наличие многозначных понятий, которые по-разному истолковываются. 4. Отсутствие исторической подлинности первых авторов и трактатов в пределах до 5-7 веков. 5. Консерватизм мышления. Философия Др. Китая Развивались с 7 в. до н.э. по 2 в. н.э. Первый философский текст – Ицин (Книга перемен). ► Первый философ - Конфуций - создатель этического учения о праведной жизни на основе соблюдения норм гуманности, почтительности, порядка, воспитанности и этикетности. Его идеи: 1. Господство порядка (Ли) в природе (космосе). В жизни человека порядок есть соблюдение традиций своей народной культуры. 2. Первичность воспитания человека над насилием. Важно не угнетать человека, а развивать в нем позитивные качества. 3. Всестороннее развитие человека - благородного мужа, который: а) обладает жень – милосердие, сочувствие, совесть – т.е. гуманность; выражается правилом: "Помоги другим достичь того, чего желаешь себе, и не делай другим того, чего не желаешь себе"; б) этикетность в межличностных отношениях; в) точность и исполнительность на службе; г) ответственность по поводу полученного дела и по поводу собственных поступков; д) почтительность в отношении с людьми по принципу: младший брат подчиняется старшему, женщина подчиняется мужчине и все – императору. 4. Золотое правило праведности (формальный принцип поведения, который в дальнейшем стал развиваться мыслителями в разных формах): "Не делай другим того, чего не желаешь себе". Идеи Кофуция имели дальнейшее развитие. Со 2 в. до н.э. по 911 г. н.э. конфуцианство являлось официальной идеологией Китая (шла его пропаганда у всех поколений населения). ► Легизм – философское учение об управлении людьми с помощью наказаний и организованного насилия на основе закона. Легисты впервые создали идею господства закона, а не воли императора. Сам император подчиняется закону. В этом случае возможна гармония в государстве. ► Моизм (4 в. до н.э.). Высшее благо для индивида есть взаимная польза при взаимодействии с другими людьми и государством. Это идея коллективизма. Она призывала людей к ограничению эгоизма, излишеств и роскоши в жизни. ► Даосизм – мистическое учение о первичности универсальной силы бытия (Дао), которое обеспечивает гармонию. Если следовать Дао, то не будет ни войн, ни конфликтов, а будет гармония. Но пути оптимальной деятельности по Дао не были четко определены. Однако общечеловеческие нормы морали были основой поведения в согласии с Дао. Особенности древнекитайской философии 1. Преобладание праксиологической проблематики – вопросов об эффективной предметной деятельности. В отличие от древнеиндийской философии китайские мыслители не интересовались темой абсолютного духа, пассивным спасением души. Их философия – деятельная. Даосам принадлежит идея недеяния (вувей), которая гораздо эффективнее, нежели активная деятельность. 2. Отсутствуют четкие определения понятий. Первоначально они антропоморфны, т.е. выражают особенности межчеловеческих отношений. Напр., Инь и Ян – дифференцировка полов (мягкое и твердое), затем – свет и тьма, затем – символы перехода противоположностей во всех сферах бытия. Напр., Ли (порядок) – этикет, затем – порядок бытия. Напр., Чжи (Ци) – особая психоэнергетическая составляющая в человеке, а затем – в природе. 3. Анонимность и легендарность первых текстов и авторов. Труд Конфуция "Луньюй" (Беседы и суждения) не был написан самим мыслителем, а был изложен его учениками. Только с 9 в. н.э. опубликован якобы в новом варианте. 4. Ориентация на потребности государственного управления и проблемы воспитания человека на основах культуры своего народа. 5. Принципиальный реализм – проблема первичности материи или духа не рассматривалась. Главное – практически эффективное поведение. Философия Древнего Востока 1. Впервые формируется рациональный вариант мировоззрения, в котором вопросы о сущности мира и смысла жизни формулируются в системе понятий множественных смыслов. 2. Впервые формируется парадигма духовности в мире культуры а) абсолютная духовность (Др. Индия), б) относительная духовность – гармония сознания и поведения с учетом нравственных норм (Др. Китай). 3. Анонимность и легендарность исходных текстов. 4. Консервативность мышления. 5. Слабая связь с наукой.   7. Античная философия (АФ): Платон, Аристотель Специфика античной философии (АФ) АФ – исторический тип философии, существовавший с 7-6 в. до н.э. по 529 г. н.э. в цивилизациях Древней Греции и Римской Империи. 1. АФ – первый европейский вариант рациональной философии, который стал основой современной техногенной цивилизации (15-17 в.) – такого общества, которое основано на науке, технике, производстве и демократии. 2. АФ – первый вариант рациональной философии в истории человечества – такой системы философии, в которой все понятия, суждения и выводы четко определены по правилам логики и соблюдается последовательность "цель ® средства ® результат" в мышлении. 3. Сформулированы и частично решены все группы философских проблем. Способ их решения признан классическим, т.е. образцовым, соответствующим традиции первичности разума (а не эмоций, веры и т.п.) в мышлении. 4. АФ имеет следующую периодизацию: 1- досократовский период: натурфилософия (6 век до н.э. – середина 5 века до н.э.). Теоретики: Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Демокрит и др. 2- классический период (вторая половина 5 в. до н.э. – 338 г. до н.э.). Теоретики: Платон, Аристотель, Сократ и др. 3- эллинистический период (338 г. до н.э. – 30 г. н.э.). Теоретики: Эпикур, Зенон, Циррон. 4- римский период (1 в. до н.э. – 529 г. н.э.). Учение Платона Платон (427-347 гг. до н.э.) – гений АФ и МФ (мировой философии). Достижения: 1. Теоретически доказал разделение бытия на две части: 1) чувственно-воспринимаемый мир и 2) мир идей (место, где "живут" души, боги, идеалы, оригиналы истинных вещей). Это объективный идеализм, т.к. Платон доказал, что мир идей первичен, а чувственно-воспринимаемый – вторичен. Это организует людей на совершенствование своей ограниченной жизни. 2. Создание оригинального варианта понимания сущности познания. Познание – это припоминаемая душой информация, которую она получает, проживая в мире идей до рождения ребенка. Эта концепция имеет эвристическое значение – в детской психологии для организации методик творческого воспитания детей. Современная генетика подтвердила, что в генах зашифрована информация, которая бессознательно определяет поведение человека. 3. Идеальное общество по Платону – это объединение людей, где каждый работает по способностям своей души, т.е.: ü правители – мудрость, разум, ü воины – воля и благородство, ü работники – чувственность, ü рабы – аналогичны животным. Эта концепция в дальнейшем дала понятие о социализме, а сейчас используется в тестах профессиональной ориентации. Учение Аристотеля Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – гений научной философии. Его идеи: 1. Идея реализма в понимании бытия: для животного и человека первичен чувственно-воспринимаемый мир. Для философии, которая устанавливает первопричину бытия, существенна идея: в бытии есть материя – вещество и форма, энергия, которой это вещество превращается из неопределенности, хаоса в законченный предмет, доступный человеку. 2. Идея научности философии – рациональное, логически доказанное, системное и строго предметное знание. Поэтому в философии есть философские науки: логика, этика, психология, онтология, метафизика. Благодаря этой концепции были созданы основы эстетики, политологии, риторики, биологии, теоретической физики, метеорологии. 3. Идея идеального государства – объединения правителей и населения, в котором правители дают возможность бедным достичь достатка, а богатым – оптимизировать процесс накопления богатства, в результате в обществе растет средний класс, уменьшается преступность и враждебность среди населения. Эта идея господствует в ХХ веке в индустриально развитых странах (Германия, Япония, Корея, Англия, Франция). 4. Создание этики как науки о добродетельной жизни по принципу середины между избытком и недостатком. (Юмор = дикарство и шутовство.) Аристотель – символ научности в мировой философии.   АФ с начала новой эры (н.э.) уступила место новому варианту культуры – Христианству. Со 2 в. н.э. в Римской Империи начала развиваться христианская философия, которая полностью побеждает в 6 веке.   8. Натурфилософcкие и антропологические учения АФ. Специфика АФ АФ – исторический тип философии, существовавший с 7-6 в. до н.э. по 529 г. н.э. в цивилизациях Древней Греции и Римской Империи. 1. АФ – первый европейский вариант рациональной философии, который стал основой современной техногенной цивилизации (15-17 в.) – такого общества, которое основано на науке, технике, производстве и демократии. 2. АФ – первый вариант рациональной философии в истории человечества – такой системы философии, в которой все понятия, суждения и выводы четко определены по правилам логики и соблюдается последовательность "цель ® средства ® результат" в мышлении. 3. Сформулированы и частично решены все группы философских проблем. Способ их решения признан классическим, т.е. образцовым, соответствующим традиции первичности разума (а не эмоций, веры и т.п.) в мышлении. 4. АФ имеет следующую периодизацию: 1- досократовский период: натурфилософия (6 век до н.э. – середина 5 века до н.э.). Теоретики: Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Демокрит и др. 2- классический период (вторая половина 5 в. до н.э. – 338 г. до н.э.). Теоретики: Платон, Аристотель, Сократ и др. 3- эллинистический период (338 г. до н.э. – 30 г. н.э.). Теоретики: Эпикур, Зенон, Циррон. 4- римский период (1 в. до н.э. – 529 г. н.э.). Натурфилософские учения Натурфилософия – это система философии, созданная мыслителями на основе логических рассуждений по поводу достижений естествознания того времени и жизненного опыта человека, отношений с природой. Первая философия Др. Греции – материалистическая, т.к. началом бытия признанно вещественное микросостояние, аналогичное воде, воздуху, огню и т.д. Этим она отличается от древневосточной философии. Материализм первых философов обеспечил преимущественное развитие естествознания в Греции, и она стала развитой цивилизацией древнего мира. Натурфилософские учения ► Милецкая школа – Фалес Энаксимандр ввел идею материального субстрата бытия. ► Демокрит – гений АФ и МФ. Идеи: 1. Атомарного строения бытия: всё в природе, сам человек, души и бог – всё состоит из микровещества (атомов). В ХХ веке эта идея стала научной. 2. Идея причинности: всё в бытии имеет основание своего существования, которое может быть познано или нет. 3. Идея монизма в объяснении разнородных состояний бытия: тело, душа, боги – состояния атомов, движущихся в пустоте. Эта идея в ХХ веке не подтвердилась, т.к. считается, что сознание, тело, душа не вещественны. 4. Идея атеизма: в бытии нет сверхъестественных сущностей, а есть познанное и непознанное. Официальные боги – выдуманные персонажи для эффективного управления населением. ► Учение Гераклита о развитии бытия благодаря борьбе противоположностей, о всеобщих изменениях в бытии (panta rheae – все течет), об энергетическом первоначале бытия. ► Учение Пифагора о первооснове бытия в форме числа и геометрической фигуры. Дало развитие математики. В целом натурфилософия способствовала развитию математики и естествознания. Антропологические учения АФ Это системы, в которых исследуются вопросы о сущности, качествах и смысле жизни человека. ► Учение софистов о первичности полезности вещественных ценностей жизни относительно индивида. ü  Протогор. Человек – мера всех вещей. Нет единой истины и единого стандарта, т.к. люди разные. (Идея релятивизма.) ü Горгий развил идею агностицизма – невозможность существования истины, т.к. у двух людей разные мнения. "Ничего не существует. Если существует, то непознаваемо. Если познаваемо, то невыразимо." Софисты разработали правила логического доказательства, используя и ложные аргументы. Подали идею, что человек – сложное существо, которое имеет собственные интересы. ► Учение Сократа о первичности общезначимых ценностей (добродетели: мудрость, справедливость, отвага, умеренность, законопослушность). Смысл жизни по Сократу: "Познай самого себя, чтобы быть добродетельным." Сократ – символ духовности в мировой философии. О Сократе сообщает в своих трудах Платон. ► Учение Эпикура (342-271 гг. до н.э.) включает и онтологию, и гносеологию, и этику, но главное – учение о добродетельном поведении на основе стремления к наслаждению, начиная с низшего – чувственного и заканчивая высшим – интеллектуальным наслаждением. Наслаждение для человека – это счастье, потребности общества же вторичны по сравнению со счастьем человека. ► Учение стоицизма. Теоретики: Зенон, Сенека, Эпиктет. Философия стоиков также включала онтологию, гносеологию и этику. Но главное – учение о добродетельном поведении на основе стремления к самосохранению при условии следования своей судьбе, своей природе, знания о которых возможно только разумом, мышлением. Стоики – это символ беспристрастия в условиях враждебности внешних условий жизни. ► Учение Аристотеля о человеке. Аристотель впервые дал классическое определение человека: "zoon politicon" (политическое животное). Его смысл в том, что базовые качества человека это разум, деятельность и коллективность жизни. Все иные существа – либо боги, либо животные.   АФ с начала новой эры (н.э.) уступила место новому варианту культуры – Христианству. Со 2 в. н.э. в Римской Империи начала развиваться христианская философия, которая полностью побеждает в 6 веке.   9. Средневековая философия Средневековая философия – исторический тип философии, существовавший со 2 в. по первую половину 14 века в Европе и до 19-20 вв. в Азии. Специфика средневековой философии 1. Теоцентичность – исследование всех философских проблем на основе идеи первичности Бога. 2. Догматичность – способ исследования проблемы, при котором общепризнанное знание не критикуется, а только доказывается как истинное любыми средствами. Такие догмы установились решениями религиозных руководителей. 3. Конфессиональность – принадлежность философии к конкретному официально утвержденному религиозному направлению: ü Христианская философия развивается со 2 по 10 века (1054 г.) в рамках западной и восточной христианской религии, а после раскола церкви – как католическая и православная философии, проклявшие друг друга (в 1965 г. эта анафема была снята). ü Арабская философия – в рамках ислама. ü Еврейская – в рамках иудаизма. ü Индийская – в рамках буддизма. 4. Схоластичность – способ исследования проблем, при котором сознательно отвлекаются от конкретных общественных проблем и аналзируют логические особенности рассуждений на заданную тем. Темы рассуждений задавались религией, она их контролировала и решала: признать или отвергнуть. 5. Наличие позитивных и негативных функций в культуре. Позитивное значение 1) Разработка темы Бога и его качеств, атрибутов, особой роли для людей. 2) Разработка проблем логики – доказательство, опровержение, определение, правила силлогизма и т.д. 3) Теоретическое обоснование общечеловеческих ценностей, особенно христианской культуры. Они представлены в Декалоге и Нагорной проповеди. Декалог – десять правил, изложенных в Ветхом Завете от имени Бога Моисею (руководителю еврейского народа): 1. Вера в единого Бога. 2. Запрет на изображение (сначала – всего, затем – неканонических людей или событий, Бога-отца). 3. Запрет на употребление имени Бога понапрасну. 4. Правило седьмого дня (отдыха в седьмой день недели). 5. Почитай родителей. 6. Не убий. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не укради. 9. Не лги. 10. Не завидуй. Нагорная проповедь – правила, изложенные Иисусом в Новом Завете своим ученикам: 1. Искренняя любовь к Богу. 2. Правило альтруизма (бескорыстной помощи нуждающимся в ней). 3. Правило взаимности: как ты хочешь чтобы к тебе относились люди, так и ты относись к ним. 4. Правило справедливости (обещание лучшей жизни пострадавшим за веру, истину, мир и прочим обездоленным, в основном – в потустороннем мире). 5. Правило равенства всех людей в истинной религии (во Христе). 4. Создание первой теории прогресса общества по нравственным критериям. 5. Доказательство общечеловеческой идеи, что добро абсолютно, а зло относительно. Негативное значение 1. Запрет свободомыслия в философских рассуждениях, т.е. запрет отступать от догм. О их критике нельзя даже помышлять. Тот, кто критиковал догмы, объявлялся отступником (со всеми вытекающими последствиями). 2. Запрет светского варианта культуры, особенно морали, права и реалистической философии. 3. Запрет на развитие естествознания, особенно эмпирических исследований (физика, медицина и др.). 4. Ограничение принципа реализма как основного содержания человеческой культуры, а именно, вместо реальных идеалов, проблем пропагандировалась духовность в религиозном варианте, т.е. любовь, бескорыстие, альтруизм, доброта – всё во имя Бога. Христианская философия Является самой развитой. Этапы развития: 1 – восточная и западная патристика (2 в. – нач. 11 в.) 2 – схоластика (11 в. – первая половина 14 в.) Учения: ► Учение Тертуллиана (160-220 гг.). Идеи:

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!