ГЛАВА III. ЮЖНЫЕ РУБЕЖИ РОССИИ В ПЕРИОД



ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: ХVII ВЕК

III.1. Церковный раскол: причины и последствия.

Патриарх Никон и протопоп Аввакум

XVII столетие вошло в русскую историю как «бунташный век». В истории Русской православной церкви «бунтарство» обернулось ее расколом: во второй половине XVII века отделилась часть верующих – старообрядцев, не признавших реформы Никона, представлявшего официальное направление веры. Центральными фигурами этого периода были царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Этот период – время единства духовной и светской власти – знаменателен тем, что патриарх активно участвовал во внутренней и внешней государственной политике, замещал царя во время военных действий, был полностью самостоятелен во внутрицерковных делах.

«Патриаршествование Никона составляет эпоху в истории нашей Церкви. При нем началось соединение двух частей ее, двух бывших митрополий, Западнорусской, Киевской, и Восточнорусской, Московской, которые разделены были около двух столетий, – соединение, совершавшееся потом медленно и постепенно в продолжение значительного времени. И Никон первый начал называться патриархом «Московским и всея Великия, и Малыя, и Белыя России». При нем и при его главном участии действительно началось вполне верное и надежное по своим основам исправление наших церковных книг и обрядов, какого прежде у нас почти не бывало, продолжавшееся и при его преемниках, и вслед за тем начался и русский раскол глаголемого старообрядства, продолжавшийся доселе. При Никоне или, вернее, самим Никоном сделана была самая смелая из всех когда-либо у нас бывших и решительных попытка отстоять самостоятельность и независимость Русской Церкви от светской власти, хотя и кончившаяся для него неудачно… сам Никон, с его необыкновенным умом и характером и с его необыкновенною судьбою, представляет собою такое лицо, которое резко выдается в ряду других наших патриархов и всех когда-либо бывших в нашей Церкви первосвятителей»[35].

Новый патриарх приступил к церковным реформам. Началось исправление богослужебных книг, причем исправление не только по древним славянским спискам (в них существовали погрешности), но впервые исправление делалось по греческим источникам. Патриарх Никон настоял на выборе для образцов печатанья церковных книг книги греческого образца, а также славянских учебников для литовско-русских униатов, напечатанных в Венеции. В результате такого “исправления” получалось как бы введение новой веры. Однако за семь веков со времени крещения Руси “весь греческий богослужебный чин изменился весьма существенным образом”, да и на русской почве в различных регионах Руси православие приобретало самобытные черты. В Византии двуперстие за это время было заменено троеперстием еще в ХII веке, некоторые важные песнопения заменялись другими, все богослужебные обряды стали “много короче”. Патриарх Никон перевел с греческого и издал книгу «Скрижаль», был выпущен специальный циркуляр – «Память», положивший, в числе прочих нововведений, начало отмене двуперстия. В 1656 году в Успенском соборе патриарх Антиохийский Макарий, патриарх Сербский Гавриил и митрополит Никейский Григорий предали анафеме всех, крестящихся двумя перстами. Русский Церковный Собор подтверждает проклятие на неповинующихся Церкви последователей двуперстия. Это время – период церковной реформы – положило основу расколу.

Введение новых церковных книг и положило начало разделению духовенства и мирян на ревнителей старой и новой веры. Официальная церковь победила, но наиболее ревностные служители старой веры не сдались и уходили “в раскол” подальше от официальной церкви в безлюдные, недавно завоеванные земли Сибири, присоединялись к разнообразным враждебным государству элементам – бунтующим крепостным крестьянам и посадскому люду, а также к уходящим с исторической арены социальным слоям – остаткам боярства, старым стрелецким служилым сословиям (которые вытеснялось регулярными полками иноземного строя).

Самыми яркими фигурами, представлявшими противников преобразований, стали протопоп Аввакум и протопоп Иоанн Неронов.

Аввакум Петрович Кондратьев родился в 1620 году в селе Григорове Закудемского стана Нижегородского уезда. Нижегородский уезд стал родиной многих деятелей периода церковного раскола: патриарха Никона, протопопа Иоанна Неронова, епископа Илариона. Воспитанием Аввакума занималась мать, которая после смерти мужа ушла в монастырь. Женившись на односельчанке Наталье Марковне, Аввакум в 21 год был рукоположен в дьяконы, через два года стал священником. Аввакум во время своего служения сменил несколько мест: со многими прихожанами у священника складывались сложные отношения, порой доходившие до прямых конфликтов. Так, в 1652 году Аввакум был назначен священником в Юрьевец, однако прослужил там всего 8 недель. «Дьяволъ научилъ поповъ и мужиков и бабъ, пришли к патриархову приказу, где я дела духовныя делал, и вытаща меня ис приказа собранием, – человекъ с тысящу и с полторы их было, – среди улицы били батожьемъ и топтали… Воевода с пушкарями прибежали и, ухватя меня, на лошади умчали в мое дворишко…»[36]

В конце 40-х – начале 50-х годов XVII века протопоп Аввакум стал причастен к большой государственной и церковной политике. Протопоп Аввакум, его земляк протопоп Казанского собора в Москве Иоанн Неронов, царский духовник Стефан Вонифатьев стали организаторами кружка ревнителей благочестия. Аввакум вместе со своими единомышленниками протестовал против нововведений, стал главою раскола. В 1664 году Аввакум был отправлен в ссылку в Пустозерск, но, не доехав до тюрьмы, больше года жил на Мезени, активно занимаясь раскольнической пропагандой. В 1666 году протопоп Аввакум расстрижен, предан анафеме и отправлен в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме. В 1681 году (?1682 году) Аввакум и другие пустозерские узники – Епифаний, Лазарь и Федор – были сожжены на костре.

Аввакум имел большое число последователей и среди мирян. Сегодня в Государственной Третьяковской галерее находится картина, ставшая для русских людей символом раскольнического движения, его отражением в жизни народа, –«Боярыня Морозова» В.И. Сурикова.

1671 год. По заснеженной московской улице на дровнях, пробиваясь через толпу, везут закованную в цепи раскольницу – боярыню Морозову, вдову первого наставника царя Алексея. За санями идет ее сестра – княгиня Евдокия Урусова. Морозова высоко подняла закованную в цепи руку, сложив пальцы в двуперстие. Пламенный взор, изможденное лицо… – она готова пойти на смерть за свою «старую» веру.

Если протопоп Аввакум был лидером движения, то боярыня Феодосья Прокопьевна Морозова – народным примером. За почитание «древней веры» она вместе с сестрой была заключена в Боровскую земляную тюрьму, где умерла голодной смертью. Протопоп Аввакум в своем произведении «О трех исповедницах слово плачевное» пишет о мучениях своих «духовных дочерей», известных и почитаемых в старообрядческом мире подвижницах – боярыне Феодосье Морозовой, княгине Евдокии Урусовой и жене стрелецкого полковника Марии Даниловой: «…не яко жены, но яко мужие, обличиша безбожнаго июдеянина. И быша все три на пытке пытаны, и руки ломаны… вы своим страданиемъ влекуще всяку душу железную в древнее православие»[37].

Старообрядчество было заметным явлением и в Курской губернии. Последователи «старой веры» появились в Курском крае в XVII веке. «…К середине XIX века в Курской губернии по официальным данным насчитывалось 16,5 тыс. старообрядцев разных толков и согласий. В 1914 году эта цифра составляла уже 26,5 тыс. человек. А чтобы представить себе их реальную численность, необходимо иметь в виду, что, как правило, официальные данные занижались минимум в два раза, как по вине самих старообрядцев, не желавших записываться в официальные документы, так и по вине духовенства, стремившегося избежать выговора за недостаточное усердие. Проживали старообрядцы практически во всех уездах губернии, а больше всего их было в Льговском, Щигровском, Фатежском и Курском уездах. Основную часть приверженцев «старой веры», естественно, составляли крестьяне, однако были среди них и представители других сословий. В Курске, например, в 1856 году числился 21 купец-старообрядец, а в Рыльском и Обоянском уездах были даже дворяне-староверы.

Самым многочисленным течением среди курских старообрядцев была беспоповщина, берущая свое начало от тех раскольников, которые после никоновской реформы объявили о воцарении Антихриста в мире и отказались признавать каких бы то ни было священников. Их потомки во второй половине XIX века были уже не столь фанатичны, однако, продолжая считать себя единственными хранителями «древнего благочестия», сохранили скептическое отношение к власти и государственной церкви. Об этом свидетельствует, например, рукопись, изъятая полицией у рыльских староверов. Неизвестный автор так говорит о современной ему жизни: «Не имеем мы… над собой власти благочистивыя, ни духовныя, ни гражданския, не есть у нас ни попа благоверного, ни патриарха старшаго, ни князя православнаго, ни иного кого от начальствующих и некому нас от враждующих на истину защитить и помиловать, …жизнь наша происходит в обиде и паче всех утиснение. Не есть ли сие время плача достойное?»

Исходя из таких воззрений, курские староверы-беспоповцы стремились свести к минимуму свои контакты с властью. В 1855 году, при вступлении на престол императора Александра II, старообрядцы деревень Колмановой и Куниной Корочанского уезда даже отказались принести присягу на верноподданство новому царю, так как были собраны для этого вместе с остальными крестьянами в присутствии православного священника, и решили, что их присяга будет знаком согласия на обращение в официальное православие. А в обзоре губернии за 1904 год говорится, что старообрядцы «во многих местах епархии продолжают держать себя замкнуто и отчужденно от православных, считая общение с ними, например, в пище или питье, осквернением для себя».

Кроме беспоповцев, в Курской губернии жили и беглопоповцы, то есть старообрядцы, принимавшие у себя священников, ушедших из лона официальной церкви. Самую небольшую (3 тыс. человек в 1910 году по официальным данным), но самую организованную часть курского старообрядчества составляли приверженцы Белокриницной (Австрийской) иерархии. В отличие от двух других толков, они вели активную деятельность по привлечению новых сторонников, отчего признавались властями самыми «вредными».

В жизни всех трех течений старообрядчества было много общего. Почти все староверы отличались наклонностью к строгому образу жизни, не участвовали в народных весельях, не пили спиртных напитков, не курили и не нюхали табак. Характерной чертой их всегда было почтение к старшим. Те из них, кто был грамотен, постоянно читали старые церковно-назидательные книги.

Официальная церковь не мирилась с самостоятельностью старообрядцев в вопросах веры, а потому делала все от нее зависящее, дабы ослабить их влияние на прихожан и, по возможности, привлечь под эгиду Единоверческой церкви, которая, сохраняя привычную для раскольников обрядность, подчинялась Святейшему Синоду. С этой целью на приходских священников Курской епархии были возложены миссионерские обязанности – они должны были вести увещевательные беседы с «заблудшими», произносить с церковной кафедры противораскольничьи речи. Причем в приходы, густо населенные старообрядцами, епархиальные власти старались посылать наиболее подготовленных священников. Кроме того, в подобных приходах с начала 90-х годов XIX века действовали миссионерские Братства или кружки «ревнителей православия», занимавшиеся распространением антираскольничьих брошюр и листовок. Тогда же были учреждены должности окружных противораскольничьих миссионеров.

Большая роль в борьбе со старообрядчеством отводилась школе. Еще в 1856 году курский губернатор Бибиков в отчете Министерству внутренних дел отметил, что для «ослабления раскола в Курской губернии полезно было бы учредить большое число бесплатных школ, в которых могли бы обучаться дети раскольников». В конце века это предложение стало реализовываться на практике, а после выхода вероисповедальных законов 1905-1906 гг., повлекших за собой ослабление миссионерской деятельности церкви, стало едва ли не единственным действенным средством ослабления позиций «старой веры».

В целом же миссионерская деятельность была не столь успешна, как того хотелось властям. Число старообрядцев, переходивших в официальное православие, было незначительно, чаще всего они просто уклонялись от всяких бесед со священниками, стараясь сохранить в чистоте веру предков»[38].

Таким образом, XVII век вошел в историю православия как время раскола: во второй половине XVII века отделилась часть верующих – старообрядцев, не признавших реформы патриарха Никона, представлявшего официальное направление веры. Старообрядчество было заметным явлением и в Курской губернии.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!