II. 4. Троице-Сергиева лавра – духовное средоточие России



В 40-е годы ХIV века монах Сергий основывает Троицкий монастырь, который становится новым религиозно-политическим центром Руси. Так, в ХVI веке, при Иване Грозном, монастырь был превращен в сильную крепость. В начале ХVII столетия в течение 16 месяцев монастырь осаждали польские захватчики, но так и не смогли войти в крепость. Позже, в конце этого же столетия, во время стрелецких бунтов, дважды в монастыре укрывался Петр I.

Постепенно окружавшие Троице-Сергиеву лавру села и слободы слились в единый посад, который в 1782 году получил статус города. Так возник город Сергиев Посад. Советская тенденция «переименовывания» не обошла его стороной. В 1919 году Сергиев Посад получил название Сергиев, а в 1930 году был переименован в Загорск – в память о В.М. Загорском, первом секретаре Московского комитета партии.

В 1920 году Троице-Сергиев монастырь был национализирован, на его основе был создан государственный музей. И только в постперестроечный период лавра была возвращена Московскому патриархату Русской православной церкви.

Троице-Сергиева лавра – крупнейшая сокровищница древнерусского искусства – прошла долгий и трудный путь развития. Монастырь возник в сложный период истории русского народа, когда Москва начинала «собирание» феодально-раздробленной Руси, готовилась к борьбе с татаро-монгольским игом. «Подобно тому как Московский Кремль служил образцом при строительстве других укрепленных городов и крепостей, Троицкий монастырь на разных этапах своего развития был тем прототипом, по примеру которого долгое время создавались монастыри Московской Руси»[30].

Проникая в отдаленные места, монастыри на Руси были и приходской церковью, и ссудной кассой, и приютом под старость. По мнению исследователей, монастыри развивали границы удельных княжеств, способствовали сохранению русской культуры, формированию единого Русского государства. Этому отвечала и миротворческая деятельность Сергия Радонежского. Походы, совершенные им по просьбе великого московского князя Дмитрия Ивановича в центры соперничавших с Москвой удельных княжеств, предотвратили многие междоусобицы, спасли жизни тысяч людей, сохранили от разорения города и села, подготовив духовную основу объединения русских земель.

Более пятидесяти лет оставался Сергий игуменом монастыря, под его руководством росла, ширилась, набирала духовное могущество Троицкая обитель. Особым посольством на Маковец из самого Константинополя были доставлены крест и грамоты с благословением на введение в монастыре устава общинной жизни впервые на Севере Руси.

«Первоначальные сведения о Троицком монастыре черпаются из скудных летописных упоминаний, и главным образом из первых жизнеописаний основателя монастыря Сергия Радонежского, составленных знаменитыми агиографами – Епифанием Премудрым и Пахомием Сербом. …Названные авторы рисуют следующую картину возникновения монастыря. В глухом лесу, вдали от жилья и дорог, на невысоком холме – горе Маковец, омываемом с трех сторон лесной речкой и ее притоками, основатель монастыря Сергий с помощью брата срубил себе келью, а рядом с ней поставил себе «церковку малу», посвятив ее Троице. По всей вероятности, это было в 1345 г. Каждый вновь приходивший в монастырь ставил для себя келью, где ему хотелось, и возделывал свой огород. Лес отступал очень медленно – «идеж кельям, стояти поставленным, тут же над ними и древеса яко осеняюще обретахуся, шумяще стояху». Со временем монастырь стал представлять из себя группу келий, свободно раскинувшихся в лесу вокруг небольшой церквушки. Вся территория монастыря, включая огороды, была обнесена «не зело пространнейшим» тыном, а у входных ворот находился сторож – вратарь.

В 1355 г. в монастыре вводится новый устав общинной жизни: вместо существовавшего порядка, когда каждый монах вел свое отдельное, иногда довольно обширное хозяйство, монахи Троицкого монастыря теперь составляют единую общину, ведут общее хозяйство, питаются не по своим кельям, а все вместе, все одинаково, включая игумена, участвуют в общих работах. Новый порядок «общиножития» требовал специальных зданий – общей Трапезной, Поварни, Пекарни, а также различных хозяйственных построек и т.д. Эти новые условия вместе с увеличением числа монахов вызвали перестройку всего монастыря. Она была проведена Сергием по строго обдуманному плану и представляет значительный интерес в архитектурном отношении.

Епифаний Премудрый рассказывает, что Сергий «монастырь большой распространив, келии четверообразно сотворити повеле, посреди их церковь во имя живоначальные Троицы отвсюду видима, яко зерцало – трапезу же и ина елико на потребу братии». Монастырь получил, таким образом, «регулярный» план в виде правильного прямоугольника; по его сторонам стояли кельи, обращенные окнами на площадь, где располагались общественные здания – церковь, Трапезная, Поварня и др. Новая церковь была, очевидно, очень нарядна – Епифаний указывает, что Сергий украсил ее «всякою подобною красотою».

Весь монастырь, включая огороды, житницы и другие хозяйственные постройки, располагавшиеся позади келий, окружила новая ограда… Такие ограды из вертикальных, поставленных вплотную друг к другу и заостренных вверху дубовых бревен были широко распространены в то время на Руси. Бревна достигали 4-6 м высоты и ставились большей частью на земляном валу, образованном при рытье рва; по углам ограды и над входами обычно располагались рубленые башни.

Над входом в Троицкий монастырь с восточной стороны была поставлена еще одна церковь. В память посещения монастыря Дмитрием Донским она была посвящена его патрону – Дмитрию Солунскому.

Таким образом, Троицкий монастырь ХIV в. представлял собой небольшой, строго распланированный деревянный городок, состоящий из прямоугольного каре келий, окружавших церковь и трапезную, и обнесенный прочной оградой. Примечательно, что правильную схему плана Троицкий монастырь пронес через все последующие столетия и сохранил до наших дней…

Деревянный монастырь ХIV в. был сожжен татарами во время нашествия орд хана Едигея в 1408 г. Но его восстановлению придается большое значение. Преемник Сергия по игуменству Никон с непосредственной помощью московских князей очень скоро отстраивает его вновь, во всем повторяя прежнюю планировку. По существу, это было второе основание монастыря. Территория его несколько расширяется к северу и востоку, на месте сгоревшей церкви, в которой был похоронен основатель монастыря, строится новая церковь больших размеров (освящена в 1412 г.), а вокруг нее по-прежнему «четверообразно» располагаются кельи и другие постройки»[31].

Известный философ и богослов о. Павел Флоренский сказал о Троицком монастыре: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, «чудного старца», святого Сергия».

Согласно церковному Преданию сама Богородица удостоила преподобного Сергия Радонежского во время его пламенной молитвы своим посещением. На иконе «Явление Божьей Матери преп. Сергию Радонежскому» изображено это событие. Сергий Радонежский и его ученик Михей увидели Пресвятую Деву и двух апостолов, Петра и Иоанна. Сергий пал на землю, а Богородица коснулась его и произнесла: «Не бойся, избранник мой. Пришла посетить тебя. Услышана была молитва твоя об учениках твоих, когда о них молился, и об обители твоей. Не печалься о прочем, ибо отныне всем будет изобиловать обитель, и не только при жизни твоей, но и после твоего отхождения к Господу неотступна буду от обители твоей, потребное подавая щедро!».

Действительно, на долгие годы Троицкая обитель стала заступницей русской земли и символом веры и российского благочестия.

В 1422 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых. Это событие отметили закладкой каменного храма над гробом основателя монастыря – преподобного Сергия. В Древней Руси не существовало обычая ставить скульптурные памятники или монументы, посвящая их отдельным личностям или выдающимся событиям, вместо них возводили крупные архитектурные сооружения, храмы или монастыри. Троицкий собор, поставленный «в похвалу Сергия», явился, таким образом, одним из первых мемориальных памятников Московской Руси.

После избавления от татаро-монгольского ига и объединения земель вокруг Москвы начинается период подъема русской земли. На русской земле получают развитие различные направления искусства: архитектура, литература, живопись и, в частности, иконопись.

Исследователи русской иконописи считают, что XIV- XV века были «золотым периодом» русской иконописи, после чего наступил ее упадок. «Это не значит, что в XVI – XVII  веках не создавались отдельные прекрасные вещи… но общий уровень начал заметно снижаться, что особенно сказалось в росте дидактического начала, в измельчании образов и в утрате красками былой цветовой выразительности. Проникновение в икону реалистических элементов вступило в глубокое противоречие с ее идейным строем и быстро привело к тому, что икона выродилась в явление эклектического порядка. Она пережила саму себя, не будучи в силах переродиться в реалистическую картину, как это нашло себе место в Западной Европе»[32].

В 1470 году на территории Московского Кремля был построен Успенский собор. Его принципиальное отличие от предыдущих культовых построек заключалось в открытом просторном интерьере. В новом соборе была размещена специально написанная Дионисием икона, посвященная жизненному пути первого предстоятеля православной церкви митрополита Петра. Примечательно, что в первые века христианства на Руси главные храмы в Киеве и Новгороде были посвящены святой Софии, так же как и в Константинополе (София Константинопольская, София Киевская, София Новгородская). В XV веке центральные городские храмы Москвы и Владимира посвящались одному из самых таинственных праздников Богородицы – Успению.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 285; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!