I.5. Курский край в ХI – ХIII вв



Феодосий Печерский – первый известный курянин

 

История православия в Курском крае начинается вместе с историей христианизации Руси. Курская земля, входившая в состав Киевского государства, стала одной из земель, которая приняла православие вместе с Киевской Русью. Об этом свидетельствует и то, что семья будущего святого – Феодосия Печерского – переехала в Курск, где уже были церкви. Трудно установить, когда появились первые христиане в Курске, равно как и дату основания самого Курска, хотя отсчет истории города официально ведется с 1032 года. В «Житии Феодосия Печерского» Нестор-летописец говорит о том, что отец Феодосия был направлен служить в Курск, а это значит, что Курск как город уже существовал. Уже при Владимире Великом Курск стал административным центром. Курск был развитым ремесленным, торговым городом, городом православным – в нем действовало несколько храмов, а в доме курского властелина была домовая церковь.

Будучи типичным русским городом, Курск не просто разделил судьбу Руси, а затем и России – на него выпало больше страданий, чем на другие города – ведь Курск на протяжении веков был пограничным городом, первым принимавшим удары врагов, а жители боевого города Курска были прекрасными воинами. Именно об этом говорится в «Слове о полку Игореве»:

А мои-то куряне –

опытные воины:

под трубами повиты,

под шлемами взлелеяны,

с конца копья вскормлены,

пути им ведомы,

овраги им знаемы,

луки у них натянуты,

колчаны отворены,

сабли изострены,

сами скачут, как серые волки в поле,

ища себе чести, а князю славы.

Курский край в ХI веке был втянут в феодальные распри. Так, в 1095 году курский князь Изяслав, сын Владимира Мономаха, захватил город Муром. В 1137 году курские воины участвовали в походе черниговского князя Святослава Ольговича на Новгород. Хотя поход оказался удачным, новгородцы вскоре «указали путь» Святославу, и тот вынужден был удовлетвориться курским княжением. В 1183 и 1185 годах курский князь Всеволод с дружиной принимал участие в походах новгород-северского князя Игоря Святославовича на половцев[21]. История второго похода описана в замечательном памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

С 1237 года начинается один из самых трагических периодов в истории Древней Руси. Татаро-монгольское нашествие на два столетия прервало самобытное развитие древнерусского государства.

В 1238 году Курск был взят и сожжен татарами. Татарское иго было тяжким испытанием. В 1257 году в Курском княжестве было установлено баскачество. Ханский баскак Ахмат-Хивинец, взявший на откуп сбор податей с земель на берегу реки Сейм, грабил и разорял край. После разрушения Курск уже потерял свое былое значение. В 1280 году жители Курска восстали против баскака Ахмата. Расправа с восставшими была столь жестокой, что Курский край на долгие годы выпал из исторических воспоминаний. В течение долгих десятилетий о Курском крае нет сведений в летописях, лишь под 1283 и 1284 годами сделаны упоминания о Курске. Так, «Никоновская летопись в записи под 1283 годом рассказывает об Ахмате, сыне Темира, который «держал баскачество», «откупил у татар дани великие» и «делал великую тягость всем людям в Курском княжении». Лаврентьевская летопись под 1284 годом, повествуя о восстании русских против Ахмата, сообщала, что сторонники баскака, спасаясь от народной расправы, «бежали к Курску». Можно предположить, Курск в это время существовал и имел укрепления, за которыми могли укрыться преследуемые беглецы»[22]. В 1285 году татары разбили повстанцев и предали жесткому грабежу весь край, больше всего пострадал Курск: «и сему граду Курску пленену и до основания разорену сущу бывшу и оттоль многие годы пребывая пустея и от многих лет запустения положение того града Курска и уезд великим древесем поростоша и многим зверям обиталище быша…» С конца ХIII века в течение столетия о Курске нет никаких сведений в русских летописях. «О том, что происходило в ту пору в городах нашего края, свидетельств очень мало. Но вот около 25 лет назад при прокладке газопровода через Красную площадь в Курске были обнаружены останки сотен людей – и детей, и взрослых. Длина костища превышала десять метров, толщина – около полуметра. Ю.А. Липкинг высказал мнение, что это – захоронение жертв второго Батыева похода. Археологи обнаружили здесь же фрагменты сосудов эпохи Киевской Руси. Жители многих городов сопротивлялись монголо-татарам. Чтобы устрашить их, подавить их волю к сопротивлению, захватчики устраивали в таких городах поголовную резню, не щадя ни старых ни малых. Обнаруженное костище наводит на мысль о том, что куряне, до конца верные вековым традициям защиты родины, оказали захватчикам сопротивление и за это были истреблены»[23]. После избавления от татаро-монгольского ига деревянный город был отстроен заново на старом месте.

Наши земляки прославились не только в ратном деле – в числе курян, прославивших Курский край, есть подвижники благочестия, отстаивавшие чистоту и правильность христианской веры. Среди них человек, известный всему православному миру, – преподобный Феодосий Печерский.

Феодосий родился недалеко от Киева в г. Василеве (дата рождения точно неизвестна). Когда Феодосий был маленьким, его семья переселилась в Курск. В 13 лет он остался без отца.

Мать, теперь господствовавшая в доме, смогла умело «держать в руках большую торговлю», увеличивая семейное достояние. Феодосий не проявлял склонности к коммерческим делам, занимаясь чтением духовных книг, много времени проводя в церкви.

Однажды юноша вместе со странниками ушел из дома, чтобы совершить паломничество. Мать вернула сына домой, сурово наказав его, но Феодосий не оставил мысли о подвижничестве во имя Господа. Более того, своим боголюбием, смирением он смог достигнуть того, что мать не просто приняла его решение уйти в монашество, но и сама разделила монашеский подвиг.

Обратимся к агиографической литературе. Вот описание этого этапа жизни святого, сделанное его библиографом Нестором. «А божественный юноша все время размышлял, как ему спасти свою душу. Услышал он как-то о местах, где провел свою земную жизнь Господь наш Иисус Христос, и захотелось ему увидеть эти святые места и поклониться им. И вот встретил он в своем городе странников, пришедших из Иерусалима. Жадно слушал юноша их рассказы и, узнав, что собираются они вернуться в Святую землю, упросил их взять с собою. Тайно вышел он из дому, не взяв с собой ничего, кроме ветхой одежды, которая была на нем, и пошел за странниками. Но Господь не допустил, чтобы покинул он нашу страну, ибо от рождения ему предопределено стать пастырем духовного стада, а ведь если пастырь уйдет, овцы разбегутся, а поля зарастут бурьяном. Мать Феодосия, узнав, что он ушел с паломниками, через три дня догнала его. Избив, привела домой связанным и заперла, а через много дней освободила его, умоляя, чтобы не покидал ее.

Вернулся святой Феодосий к прежнему своему подвижничеству и каждый день ходил в церковь. Стал он печь просфоры для церкви. Сверстники насмехались над ним. И мать пыталась заставить его то лаской, то побоями покориться ей. Не выдержал отрок, тайно ушел из дома, ушел в другой город и поселился там у священника. Не сразу отыскала его мать, но все же нашла, опять избила, привела домой и заперла. «А если убежишь, – сказала она, – все равно найду тебя и приведу назад». Попросил святой отрок кузнеца сковать ему тяжелую цепь, опоясался ею под рубашкой и так ходил. Однажды мать это увидела и опять побила его. И разгорелось в юноше стремление к Богу, и стал он думать о постриге. Когда мать уехала из дому на несколько дней, тайком покинул он дом и направился в Киев, ибо много слышал о тамошних монастырях. Попались ему попутчики-купцы, и шел он за ними следом, пока не достиг Киева. Обошел монастыри, желая постричься в монахи, но нигде не приняли скромного, бедно одетого отрока.

Тогда услышал Феодосий о блаженном Антонии, живущем в пещере. Пришел он к Антонию, со слезами пал ниц, умоляя разрешить остаться. Сказал великий Антоний: «Чадо, уныло место сие и неприглядно. Сможешь ли ты, живя здесь, снести все лишения?». Так говорил он, испытывая его, ибо духовным оком видел, что перед ним тот, кто создаст здесь монастырь со множеством монахов. А Феодосий отвечал ему: «Отче, Господь привел меня к твоей святости, чтобы Ты спас меня. Что ты мне повелишь, исполню». И благословил старец Феодосия, и отвел его к великому Никону, чтобы тот постриг его облек в монашескую одежду.

А мать искала Феодосия и не могла найти. И плакала о нем как о покойнике. Обошла она все монастыри, а потом узнала, что сын ее в пещере у преподобного Антония…

Старец сказал женщине: «Я уговаривал его, но он не хочет выходить». Она же, теперь уже без смирения, гневно кричала, что старец силой захватил ее сына и скрыл в пещере. «Если ты не выведешь его, – кричала она, – то я погублю себя и страшной смертью умру перед твоей пещерой!». Антоний стал просить блаженного Феодосия выйти к матери, и не посмел тот ослушаться и вышел. И заплакала мать, видя, как изменился Феодосий, как изможден он трудами и воздержанием. И насилу успокоившись, стала умолять его вернуться домой. «Вернись и делай дома все, как тебе угодно, но не покидай меня! Когда я умру и ты погребешь меня, тогда можешь вернуться в пещеру, но я не могу жить, не видя тебя!» И сказал ей блаженный Феодосий: «Если хочешь часто видеть меня, постригись в одном из киевских монастырей, тогда будешь приходить сюда и видеться со мной и душу свою спасешь. А если так не поступишь, никогда больше не увидишь меня, честное слово».

Когда же она уходила, возвратился Феодосий в свою пещеру и молился усердно, чтобы Господь просветил сердце матери его. И услышал Господь молитву угодника своего. Вскоре пришла мать к Феодосию и сказала: «Чадо, я сделаю, как ты хочешь. Я проведу остаток дней моих в монастыре. Ты научил меня, я поняла, что мир этот кратковременный ничто». Обрадовался Феодосий, поведал святому Антонию, что Господь обратил сердце ее на покаяние. И вышел старец и беседовал с нею, и поучал ее на пользу души, и послал ее в женский монастырь св. Николая. Там она постриглась и прожила много лет в искреннем покаянии и мирно скончалась»[24].

Феодосию было 20 лет, когда он пришел к преподобному Антонию Печерскому, через три года Феодосий принял монашество. Он устроил в Пещере монастырь, собрав 10 монахов-черноризцев. С 1062 г. кроткий Феодосий стал игуменом Печерской (пещерной) обители.

Слава о Феодосии разошлась повсюду. Люди приходили к нему за советом, князья с дружинами перед походами шли к нему за благословением. Феодосий Печерский ввел в своей обители строгий Студийский (Константинопольский) устав, который впоследствии приняли почти все монастыри Руси.

Приведем два высказывания игумена. Вот наставление Феодосия, адресованное монахам: «Если кто может, должен заниматься постоянно каким-либо ремеслом, распевая при этом псалмы Давидовы». Проста была и молитва, написанная игуменом: «Помилуй, Господи, тех, кто озлоблены нищетою...»

Умер Феодосий 3 мая 1074 года. Он похоронен в Антониевой пещере Печерского монастыря. Через несколько лет игумен Печерской обители был причислен к лику святых Русской православной церкви.

1 мая Церковь отмечает день памяти Феодосия Печерского. Куряне чтят своего великого земляка – «отца русского монашества», родоначальника российской духовности. Курская православная гимназия носит имя этого святого.

Учитель славен своими учениками. Учеником Феодосия Печерского был первый историк Древней Руси, один из лучших ее писателей Нестор-летописец – автор «Повести временных лет», «Сказаний о Борисе и Глебе». Нестор написал «Житие Феодосия Печерского», восхищаясь, что «…в земле Курской такой муж явился».

 

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры существования ранних форм религии (анимизма, магии, тотемизма и др.) у славян.

2. Каковы источники знаний современного человека о дохристианской культуре?

3. Как объяснить тот факт, что скульптура не получила широкого развития в православном искусстве?

4. Какие языческие традиции сохранились до настоящего времени в оформлении жилых и служебных помещений? Объясните их происхождение. 

5. Объясните, что называется двоеверием. Приведите примеры, как в русской культуре проявился феномен двоеверия.

6. Какие языческие представления нашли отражение в народных традициях, связанных с обрядом колядования накануне праздника Рождества Христова? Приведите примеры других праздников, в которых сохранились языческие традиции.

7. Вспомните и назовите основные завоевания первых русских князей. Кто из них принял христианство? Как это происходило?

8. Объясните причины принятия христианства Киевской Русью.

9. Какова роль христианства в развитии художественной культуры Древней Руси?

10. Почему русские люди обратились к созданию пещерных монастырей после принятия христианства, ведь христианство не было на Руси гонимой религией, как в первые века в Восточной империи, когда богослужения осуществлялись в римских катакомбах?

11. Чем объясняется символизм в христианской иконописи первых веков? Приведите примеры символов в иконописи.

12. Почему русские люди называли иконопись «самым совершенным из искусств»? Каково значение иконы в жизни русского человека?

13. Назовите первые иконы, на которых, согласно христианской истории, представлены первые изображения Иисуса Христа и Богородицы. Какова их история?

14. Какова история обретения и судьба курской святыни – иконы Божией Матери «Знамение» Курская Коренная?

15. Назовите жанры древнерусской литературы. В чем отличительные особенности житийной литературы от летописей, сказаний?


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 518; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!