ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ



Nbsp;   На правах рукописи  

О.В. Лебедева, З.Д. Ильина, А.Ю. Бунин

ПРАВОСЛАВИЕ

В ИСТОРИИ РОССИИ

И КУРСКОГО КРАЯ

Учебное пособие

 

 

Курск – 2008


УДК 281.9:93/99(470.323)(075)

ББК 86.372:63.3(2):(2Р345-4/Курс.)я7

Л 33                                                             

Печатается по решению методического

совета ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА»

 

Л 33  Лебедева, О.В. Православие в истории России и Курского края: учебное пособие [Текст] / О.В. Лебедева, З.Д. Ильина, А.Ю. Бунин. – Курск, 2008. – 164 с.

 

 

В учебном пособии в контексте периодизации истории России рассматривается исторический путь православия, содержится материал о взаимоотношениях Русской православной церкви и рядовых верующих с государством. Широко используются краеведческие материалы: известные православные куряне оказали большое влияние на развитие православия во всей России. В Курске прошли детские годы отца русского монашества Феодосия Печерского. Здесь родился другой великий старец – Серафим Саровский. Курская земля – Родина основателя русской библиографической науки монаха Сильвестра Медведева.

В пособии представлены вопросы для закрепления изученного материала, глоссарий, список рекомендуемой литературы.

Для студентов сельскохозяйственной академии, обучающихся по специальностям 080105.65 Финансы и кредит, 080107.65 Налоги и налогообложение, 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит.

Рецензенты:

к.ист.н., доцент А.В. Апанасенок,

к.ист.н., профессор В.В. Иванова

 

 

© ФГОУ ВПО «Курская ГСХА», 2008

© Лебедева О.В., Ильина З.Д., Бунин А.Ю., 2008


ОТ АВТОРОВ

 

В современном российском обществе возрос интерес к собственной истории, истокам отечественной культуры. Всплеск массового увлечения религиозной тематикой на рубеже ХХ – ХХI вв. вызвал многочисленные исследования, объективно раскрывающие значимость православия для русского народа. Однако многие издания стали уже библиографической редкостью, большинство публикаций, посвященных данной тематике, выходили в региональной печати незначительными тиражами, что сделало их малодоступными для широкого круга читателей.

Именно эти причины побудили авторов к созданию учебного пособия «Православие в истории России и Курского края», адресованного преимущественного студентам, изучающим одноименный учебный курс, а также всем интересующимся проблемой сохранения культурно-исторического наследия и восстановления исторической справедливости. Хочется верить, что данное пособие поможет рассмотреть развитие православия в контексте исторической периодизации России, воссоздать обобщенный образ православной культуры, без которого сложно понять культурное наследие нашего народа.

Авторы надеются, что включенные в состав пособия цитаты из работ наиболее авторитетных исследователей – историков, краеведов, религиоведов, педагогов, философов, филологов, культурологов, выдержки из архивных документов помогут студентам сделать самостоятельные выводы. Основной критерий отбора цитируемых текстов – их важность для осмысления исторического пути и духовных проблем России.

Задачи данного издания диктуют необходимость создания тезауруса по рассматриваемой проблеме, авторы рассчитывают на востребованность читателями предлагаемого понятийного аппарата.


ВВЕДЕНИЕ

Изменение культурной традиции, менталитета российского народа сопровождает всю историю России, что позволяет на основе изученной литературы и источников, исторического анализа политико-культурной среды выделить основные, наиболее важные для понимания темы этапы кардинальных изменений государственной политики и духовной жизни людей, этапы потерь культурного наследия.

При этом предлагаемая методологическая позиция ни в коем случае не имеет негативного оттенка в оценке событий, рассматривает процесс потерь культурного наследия как объективный процесс перехода от одного культурно-цивилизационного состояния к другому, как процесс, сопровождавший формирование новых культурных ориентиров и ценностей следующего этапа развития народа. В пособии подчеркивается, что роль государства, власти в различные эпохи отличалась большей или меньшей целенаправленной активностью политиков по отречению от национально-почвенных корней русского народа.

Россия стоит на пороге нового цивилизационного образования. Ведь уже в конце 1980-х гг. под влиянием западных информационно-культурных технологий, современных процессов урбанизации не только столичные, но и провинциальные жители стали терять прежние черты национально-российской идентификации; разрушению подверглись культурные традиции и система социальных государственных институтов воспроизводства признаков российской национальной общности.

Происходящие процессы требуют выработки методов адаптации основной массы населения к совершенно новым условиям существования, бережного сохранения культурных ценностей народа и передачи их будущим поколениям.

Современное российское общество в трудных условиях формирования новых идеологических и политических ориентиров пытается найти способы сохранения российской культуры и национальной традиции в системе государственного устройства. Правительственная элита, так же как и провинциальная интеллигенция, работает над осмыслением места России в мировом сообществе и над выработкой новой общегосударственной общенациональной идеи, равнозначимой для жителей каждого региона.

Как известно, здесь наметилось два направления: ориентация на западные прагматичные духовные ценности и современные цивилизационно-культурные навыки, выработанные в условиях технократической среды космополитического города Европы и Америки, и детальное изучение опыта собственной истории, опора на традиционные духовные ориентиры поведения, менталитет россиян, в формировании которого важную роль играло православие.

Сторонники второго направления считают, что православие (православная идеология и культуры, православная церковь) должно быть включено в выработку общенациональной общероссийской государственной идеи как базовая теоретическая и организационная составляющая, не утверждая при этом, что православная церковь должна занять место в системе управления страной, вырабатывающей основные направления государственной идеологии и политики. В пособии изложены тезиса, основанные на социальном опыте и исторических исследованиях, которые позволяют говорить о необходимости использования исторического опыта православия на русской почве в системе государственного образования и культуры. Прежде всего, заслуживает внимания та духовно-нравственная сторона учения, которая в России вот уже два тысячелетия находит отклик в сердцах людей. Именно духовно-нравственный компонент православной религии является мощным элементом православной церкви и цементирующей составляющей российского общества в самые трудные периоды истории.

И если отбросить попытки навязать силой подобную точку зрения, то можно найти в этом, во-первых, и глубокое основание (православие становилось той силой, которая позволяла России вновь возродиться в ХIV-ХV вв., после татаро-монгольского нашествия, в XVII в., после эпохи Смутного времени), и, во-вторых, положительное воздействие духовно-нравственных ценностей православия на общество и государство (изучение культурно-исторического наследия молодежью формирует граждан России, преданных Отечеству и любящих свою Родину).

Культурно-историческое наследие, по определению ученых, предполагает передачу из поколения в поколение духовного опыта своих предшественников в различных формах духовной и материальной культуры: идеалы, нравственность, родной язык, опыт духовной жизни, в том числе семейных отношений, книги, памятники архитектуры, искусства и окружающей природы, народные обряды, традиции, предметы быта и труда, достижения науки, творчества, производства, военного искусства и другое.

Для нас привычным стало считать основным источником сохранения и относительной консервации исторического наследия книгу (научную, художественную, научно-популярную). И в этом смысле можно говорить о значительном вкладе православия в создание системы передачи культурного наследия русского народа с IХ по ХХI вв. через книгу, так как более приемлемая и усовершенствованная форма письменности (после известного древнерусского письма в «чертах» и «резах») появилась в Киевской Руси благодаря принятию христианства. В ХI-ХII вв. Киевская Русь принадлежала к наиболее развитым странам того времени (Византии и Арабскому Халифату) и переживала период своего расцвета. Западная Европа в IХ-ХI вв. была отсталой в экономическом и культурном отношении. Русская культура и Русская православная церковь, в отличие от католических стран Европы, не знала болезненного аскетизма, схоластики в образовании. 

Культурно-историческое наследие мы понимаем как систему передачи ретроспективной информации от поколения к поколению, как необходимый аспект человеческой цивилизации. И здесь само знание о роли православия в возрождении России после самых трагичных периодов своей истории выступает важным элементом культурного наследия и государственной политики в области культуры и образования.

Православие не раз спасало Русь от гибели. Так было в IХ в. Принятие христианства в 980-988 гг. было актом политическим и, возможно, позволило сохранить Киевской Руси свою государственность и национальную независимость до ХIII в. Город Курск, основанный как пограничная крепость Киевской Руси, одним из первых принял христианство. Феодосий Печерский, основатель российского монашества и духовной традиции аскетизма, был тесно связан с Курской землей.

Важную роль православная религия и церковь сыграли в объединении русских земель вокруг Москвы и освобождении от татаро-монгольского ига в ХIV-XV вв.

Уже в ХIV в. стали возрождаться традиции монашества на Руси. В 1340-1440 гг. на Руси возникло до 150 новых монастырей с общежительным уставом. Развиваясь в отдаленных местах, монастыри были и оплотом нравственности, источником сохранения русской культуры, и приютом под старость. Этому отвечала миротворческая деятельность Сергия Радонежского. Походы, совершенные им по просьбам великого московского князя Дмитрия Ивановича в соперничавшие с Москвой удельные княжества, предотвратили многие междоусобицы, спасли жизни тысяч людей, сохранили от разорения города и села, подготовив духовную основу объединения русских земель.

Благословение Сергием Радонежским (тогда Троицким игуменом) князя Дмитрия Донского, отправление с ним в поход на Куликово поле в 1380 г. двух иноков-схимников Пересвета и Ослябы подняли дух русского войска, придали походу на Мамая характер священной народной войны и во многом способствовали победе на Куликовом поле.

Смута конца XVI – начала XVII в. привела Россию к порогу гибели. И опять православие объединило россиян. Началось возрождение России, благодаря выборам нового православного царя и обновлению церкви в 1654 г., принятию единого для всех регионов России церковного чина.

С ХVIII в. начинается период новых бед православной церкви: влияние западноевропейской культуры (в том числе протестантской) разделило русское общество на последователей запада (в лице высших дворянских классов общества) и народные массы (в основном крестьянство). О роли Петра Первого в ущемлении прав Русской православной церкви и попрании нравственных православных традиционных основ человеческого общежития известно достаточно. Приведем менее известные факты. «При Елисавете, – пишет известный дореволюционный историк православия Е. Поселянин, – оставшиеся при Дворе протестанты не смели говорить против православия, тогда как в царствование Анны Иоановны православие открыто гнали». Екатериной II из 954 существовавших в Великороссии монастырей росчерком пера было осуждено на уничтожение 754, осталось двести – лишь пятая часть русских монастырей. Екатериной же было запрещено открывать новые монастыри. Но в условиях западноевропейского чуждого культурного засилья в России жили и показывали своей жизнью примеры праведной жизни для подражания многие православные святители: Митрофан Воронежский, Дмитрий Ростовский, Иоасаф Белгородский.

Роль нашего земляка святителя земли русской великого старца Серафима Саровского, на наш взгляд, должна в рассматриваться в истории России ХIХ в. как важный фактор возвращения некогда оторванной от русской старины части высших слоев дворянства к истокам родной культуры и духовным идеалам православия. Его наставления и беседы с верующими через письменные и устные ретрансляторы передавались и наполняли содержанием жизнь русских людей в самые трудные минуты жизни.

В настоящее время стали доступны материалы о роли православия в победе в Великой Отечественной войне. Новые архивные сведения, которые пока не введены в научный оборот, и воспоминания очевидцев говорят о том, что представления о взаимоотношениях Советской власти и Русской православной церкви в общественном сознании не адекватны истинному положению дел. Для многих исследователей остается до конца не понятной, но весьма притягательной тема духовно-нравственного проявления законов православия в поведении молодежи, воспитанной на атеистической идеологии; изменение сознания тех, кто побывал на войне и столкнулся с проблемой выбора на грани смерти, прикоснулся к сокровенному знанию.

После длительного периода государственного отторжения церкви от общественно-политической жизни общества, в годы «перестройки» 1985-1991 гг., ранее закрытые от глаза общественности служители церкви стали для горожан источником нового, неизведанного, загадочного знания. Журналы с их интервью читались с большим интересом, во многих городах, в том числе и в Курской области, стали приглашать на заседания «круглых столов» местных священников, которые отвечали на многочисленные вопросы людей. Рядовые коммунисты высказывали мнение: «Как можно пропагандировать атеизм, не зная сути религии?!». Атеистическая борьба, несмотря на многочисленные указания сверху, уже не имела успеха. Парадоксы «перестройки», духовный кризис партии и общества выразились в практических шагах, которые говорили об отказе от коммунистической идеологии самих коммунистов.

Семидесятилетняя идеологическая пропаганда не принесла государственной власти ожидаемых результатов в плане насаждения атеистической убежденности, о чем свидетельствовали возрождение православной культуры и рост религиозности среди российского населения, начавшиеся в середине 1980-х гг. В провинциальных городах и селах Черноземья уже нельзя было сдержать развивавшегося молниеносно интереса к религии своих пращуров, стремления к познанию своих духовно-нравственных корней. Бывшие атеисты, вчерашние борцы с религией («дурманом народа») стали обучаться православным традициям и обрядам, посещать церковь. Учреждения культуры стали местом теперь уже не атеистической а религиозной пропаганды: проходили встречи со священнослужителями, лекции об иконописи, и Библии, проходили вечера церковной музыки, на страницах областной газеты «Курская правда» стали печатать информацию об активной деятельности епархии по возрождению православной культуры.

Отличительной приметой российской жизни рубежа 1980-1990-х гг. стало повышение авторитета Русской православной церкви среди населения. Результаты опроса общественного мнения середины 1990-х гг. показывали, что «институт Церкви пользовался гораздо большим доверием россиян, чем все институты власти…» В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в России наступила эпоха возрождения монастырей и церквей. За годы советской власти многие храмы были закрыты, разрушены от времени, перестроены и превращены в клубы или отданы под склады. После празднеств 1988 г. в честь 1000-летия христианства на Руси началось возрождение монастыря «Коренная пустынь».

В настоящее время продолжается общественный процесс поиска духовно-нравственных идеалов в культурно-историческом наследии православия. Российское общество на рубеже ХХ-ХХI вв. подтвердило необходимость использования ценностей православной культуры в воспитании подрастающего поколения. Об этом свидетельствует практическое включение в период экономического и духовного кризиса педагогами-новаторами в образовательный и воспитательный процесс материалов по истории и культуре православия.

Таким образом, православие в нашей стране и Курском крае можно рассматривать как важный системообразующий и цементирующий пласт менталитета российского человека. Православие как идеология и духовная ценность должно занимать значительное место в системе сохранения и использования культурного наследия России через учебный процесс школ, средних специальных учебных заведений и вузов.

Формирование уважения и любви к культурному наследию Родины у молодого поколения является сегодня проблемой государственной безопасности страны: устремленность современной молодежи к духовным и материальным ценностям Западной Европы, тотальная американизация сознания детей и подростков через средства массовой информации и печати может привести к необратимости процесса оттока городского (прежде всего столичного) населения в зарубежные страны, к углублению, а не стабилизации современного политического кризиса, к развалу государственного образования под названием «Россия», или к продолжению «смутного времени» в нашем Отечестве.

Сохранение культурно-исторического наследия как опыта предыдущих поколений во всех областях общественного бытия выступает как проблема, актуализированная необходимостью государственной безопасности, поэтому она должна стать базой для выработки единой государственно-национальной идеи, идеи, которая бы объединяла всех граждан России независимо от политических, религиозных пристрастий, социального или экономического положения в обществе. Именно этому и должно способствовать изучение курса «Православие в истории России и Курского края».


ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!