I.2. Начальный период христианства на Руси: 861 – 987 гг



 

Каждый русский человек назовет дату принятия христианства на Руси – 988 год. Но не все знают, что среди славян, в том числе и знатных, были последователи христианской религии значительно раньше.

В 860 г. войска Руси, возглавляемые Аскольдом и Диром, осадили Константинополь. Городу грозила неминуемая гибель. Итогом этого неудачного похода стало не завоевание варягами-руссами осажденного города, а «чудесное поражение» и первое крещение руссов. Вот как описывается это событие греческими авторами. «В царствование греческого императора Михаила III, в то время когда император отправился с войском против агарян, у стен Константинополя явились на двухстах ладиах новые враги империи, скифский народ руссы. С необычайною жестокостию опустошили они всю окрестную страну, ограбили соседственные острова и обители, убивали всех до одного пленников и привели в трепет жителей столицы. Получивши столь горестную весть от Цареградского епарха, император бросил войско и поспешил к осажденным. С трудом пробился он сквозь неприятельские суда в свою столицу и здесь первым долгом счел для себя прибегнуть с молитвою к Богу. Целую ночь молился Михаил вместе с патриархом Фотием и бесчисленным множеством народа в знаменитой Влахернской церкви, где хранилась тогда чудотворная риза Богоматери. Наутро при пении священных гимнов вознесена была эта чудодейственная риза на берег моря, и едва только она коснулась поверхности воды, вдруг море, дотоле тихое и спокойное, покрылось величайшею бурею; суда безбожных руссов были рассеяны ветром, опрокинуты или разбиты о берег; весьма малое число избежало погибели…

Испытавши таким образом гнев Божий, по молитвам управляющего в то время Церковию Фотия руссы возвратились в отечество и спустя немного прислали послов в Константинополь просить себе крещения. Их желание было исполнено – к ним послан был епископ…

Когда этот епископ прибыл в столицу руссов, царь руссов поспешил собрать вече. Тут присутствовало великое множество простого народа, а председательствовал сам царь со своими вельможами и сенаторами, которые по долгой привычке к язычеству более других были к нему привержены. Начали рассуждать о вере своей христианской; пригласили архипастыря и спросили его, чему он намерен учить их. Епископ разверз Евангелие и стал благовествовать перед ними о Спасителе и Его чудесах, упоминая вместе о многоразличных знамениях, совершенных Богом в Ветхом Завете. Руссы, слушая благовестника, сказали ему: «Если и мы не увидим чего-либо подобного, особенно подобного тому, что, по словам твоим, случилось с тремя отроками в пещи, мы не хотим верить». Не поколебался служитель Божий, но, вспомнивши слова Христовы: Аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю (Ин. 14, 14); веруй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит (Ин. 14, 12), разумеется, в том случае, когда это просится не для тщеславия, а для спасения душ, смело отвечал язычникам: «Хотя и недолжно искушать Господа, однако, если вы искренно решились обратиться к Нему, просите, чего желаете, и Он все исполнит по вашей вере, как мы ничтожны перед Его величием». Они просили, чтобы повергнута была в огонь, нарочито разведенный, самая книга Евангелия, давая обет непременно обратиться к христианскому Богу, если она останется в огне невредимою. Тогда епископ, возведши очи и руки свои горе, воззвал велегласно: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Прослави и ныне святое имя Твое пред очию сего народа», – и вверг священную книгу Завета в пылающий костер. Прошло несколько часов, огонь потребил весь материал, и на пепелище оказалось Евангелие совершенно целое и неповрежденное; сохранились даже ленты, которыми оно было застегнуто. Видя это, варвары, пораженные величием чуда, немедленно начали креститься» [4].

Пятнадцать лет после принятия крещения Аскольд и Дир управляли Киевом. Христианская религия начала распространяться на Руси. Так, в 861 году на юге Руси братьями Солунскими были крещены 200 русских семей. Первым русским митрополитом стал епископ Михаил, направленный Константинопольским патриархом Фотием возглавить эту первую русскую Церковь. С 861 года в русской истории начинается время, охарактеризованной как период образования миссийной русской митрополии.

Если приводимые выше факты о начале распространения христианской религии среди наших предков известны немногим современным людям, специально не занимающимся изучением проблемы христианизации Руси, то история крещения княгини Ольги знакома почти каждому. Пребывание в 955 году Киевской княгини Ольги в Царьграде стало важным событием в развитии Руси. Крупный ученый-историк ХIХ века С.М. Соловьев так описывал историю крещения «мудрейшей из людей»: «О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять его именно в Константинополе, не находим ничего ни в известных списках нашей летописи, ни в известиях иностранных. Очень легко могло быть, что Ольга отправилась в Царьград язычницею, без твердого еще намерения принять новую веру, была поражена в Константинополе величием греческой религии и возвратилась домой христианкою… Если многие из мужчин, воинов русских, принимали христианство в Греции, то нет ничего удивительного, что обратилась к нему Ольга, во-первых, как женщина, в характере которой было к тому менее препятствий, чем в характере князей-воинов, во-вторых, как мудрейшая из людей, могшая, следовательно, яснее других понять превосходство греческой веры пред русскою. Но кроме этого трудно отвергать, что Ольга была уже в Киеве знакома с христианством и предубеждена в его пользу… Так, по возвращении в Киев, Ольга начала уговаривать сына Святослава к принятию христианства, но он и слышать не хотел об этом… Ольга, по свидетельству летописи, часто говорила ему: «Я узнала Бога и радуюсь; если и ты узнаешь его, то также станешь радоваться». Святослав не слушался и отвечал на это: «Как мне одному принять другой закон? Дружина станет над этим смеяться»… Не насмешек дружины боялся он, но собственный характер его противился принятию христианства»[5].

Как рассказывает летопись, княгиня Ольга старалась поделиться «бесценным сокровищем веры» не только со своим сыном, но и с жителями разных городов Руси.

Проповедуя Евангелие, она посетила многие города, жители принимали Божье слово из ее уст и крестились. Русская православная церковь причислила княгиню Ольгу к лику святых и назвала равноапостольной.

На русской земле была настоящая апостольская проповедь. Первую проповедь Церковное Предание приписывает апостолу Андрею, первому из двенадцати апостолов Христа, именуемому потому первозванным. Существует предположение, апостол Андрей рассказывал о христианской вере русским язычникам, в честь чего на одной из киевских высот воздвиг крест в знак будущего просвещения России Евангелием. В память пребывания св. Андрея на Киевской земле в 1086 году великим князем Всеволодом Ярославовичем была заложена церковь.

Таким образом, период с 861 по 988 год можно охарактеризовать как этап зарождения христианской веры на Руси, время образования миссийной русской митрополии, принятия крещения правителями Аскольдом и Диром, великой княгиней Ольгой, включающий период правления язычника Олега и предшествующий Крещению Руси киевским князем Владимиром.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 742; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!