II.3. Святой Сергий Радонежский – заступник



И молитвенник за землю Русскую

Уже при жизни Сергий Радонежский завоевал славу христианского подвижника. По словам В.О. Ключевского, имя преподобного Сергия Радонежского «выступает из границ времени», потому что его дело «по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным воздействием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений», что из исторического деятеля он превратился «в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом».

Родился Сергий Радонежский в семье знатных и благочестивых бояр – Кирилла и Марии – в селе Варницы близ Ростова (около 1321 г.) и при крещении наречен именем Варфоломей. Хрестоматийной стала история о детстве будущего святого: он был ребенком кротким, но неспособным в учении. Однажды отец послал его за лошадьми в поле, по дороге Варфоломей увидел молящегося под деревом старца. Благоговейно дождавшись окончания молитвы, мальчик попросил инока помолиться за него Богу – отроку очень хотелось научиться писать и читать. Старец помолился, дал ребенку просфору. Варфоломей пригласил этого человека в дом. Родители с честью встретили инока, накрыли стол. Перед обедом старец велел читать мальчику псалмы, но изумленный отрок отказывался, ссылаясь на неумение, все же затем взял Псалтирь и стал читать правильно и внятно. Старец пророчески предсказал родителям, что ребенок их будет велик пред Богом и людьми.

Детство Сергия Радонежского проходило в годы княжеских междоусобиц, татарских побоев. В 1330 году (по другим сведениям – около 1334 года) семья перебралась из Ростова в Радонеж, расположенный в подмосковных лесах. Варфоломей просил у родителей позволения принять иноческий постриг. «Помедли, – говорили они ему, – мы стары, немощны и скудны; братья твои заботятся о своих женах; хорошо, что ты печешься о том, как угодить Богу; только послужи нам немного и проводи нас во гроб, тогда исполнишь свое желание». Благоразумные родители, помышляя о юности своего сына, дали ему случай лучше испытать самого себя и укрепиться в намерении, чтобы он, возложив руку на рало, уже не озирался вспять. Благодатный сын повиновался. Через некоторое время Кирилл и Мария и сами пожелали вступить в монастырь, и, жив недолго в монашеском чине, отошли к Богу… Похоронив родителей, Варфоломей оставил земное наследие младшему брату Петру и вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес, недалеко от Радонежа»[27].

Именно в Радонеже прошли последние годы его мирской жизни, здесь принял он монашеский постриг – в 1342 году Варфоломей был пострижен в монахи с именем святого мученика Сергия, однако основание новому монастырю во имя Живоначальной Троицы было положено раньше, еще до принятия Сергием Радонежским монашества.

«Трудна и опасна была здесь жизнь св. Сергия: вокруг жилища дремучий лес со зверями; питаться можно было только лесными кореньями и травами; воды поблизости не было. Диавол многократно запугивал его, посылая против него свои полчища в разных видах. Но св. Сергий, при помощи Божией, все превозмог. Через два года начали приходить узнавшие о его святой жизни и желавшие духовного совершенства и стали просить его принять их к себе. Св. Сергий долго отговаривал каждого, указывая на трудности, лишения и неудобства пустынной жизни. Но те неотступно просили его, обещая переносить все со смирением. Таких пришельцев собралось более 10 человек. Выстроили они себе кельи и обнесли оградой. Так в 1338 году положено было основание достославной обители св. Сергия, именуемой ныне Свято-Троицкой Сергиевой лаврой. Собравшиеся братья избрали игуменом св. Сергия, хотя он по своему смирению долго не решался принять на себя этот сан. Став игуменом, св. Сергий не только не изменил своего образа жизни, но еще больше увеличил свои подвижнические труды. В храм являлся он первым, братии не переставал служить, как служил прежде, сам готовил свечи для храма и пек просфоры. Немало лишений терпели братья вместе с настоятелем в своей пустынной обители. Так, однажды кончился у них весь хлеб, просить же подаяния не позволял им монастырский устав. Братия уже начинали роптать, но св. Сергий ободрял их надеждой на Бога. И что же? – явились в обитель неизвестные с большим пожертвованием хлеба и других съестных припасов.

За свои великие подвиги св. Сергий еще при жизни был удостоен великой благодати от Бога и уважения от людей. Так, когда братья его обители сетовали на отдаленность воды, молитвой он извел в ближайшем лесу источник, который существует до сих пор; воскресил сына одного из окрестных жителей; предсказал Дмитрию Донскому победу над татарским ханом Мамаем... Народ, вельможи и князья спешили к преподобному Сергию принять его благословение и просить его молитв. Патриарх Константинопольский Филофей прислал ему дар (наперсный крест) и послание; митрополит Московский и всея Руси Алексий желал назначить его своим преемником, и только смирением своим Сергий отклонил от себя это назначение. «Ты хочешь возложить на меня бремя выше моих сил», – сказал он святителю. Прп. Сергий скончался в преклонных летах – 77 лет, в 1392 г. Он провидел день своей кончины и заранее назначил себе преемника. Во время кончины лицо его просияло, и от тела его распространилось необыкновенное благоухание. Через 32 года мощи св. Сергия были открыты совершенно нетленными, – даже одежда не истлела, и над самым гробом его воздвигнут каменный храм. Святой сам явился во сне одному благочестивому мужу со словами: «Скажи игумену этой обители: напрасно так долго оставляют меня под землей». От мощей св. Сергия[28] совершилось множество чудес»[29].

Сергий Радонежский поражал современников строгостью монастырского устава, который он ввел, а также тем, что он и его монахи вели жизнь простых крестьян, и, главное, своей проповедью недопустимости междоусобной борьбы русских князей, необходимости объединения их и освобождения Руси от иностранного ига.Сергий Радонежский стал олицетворением народной совести. Авторитет его был огромен.

Благодаря Сергию Радонежскому на Руси стали возрождаться традиции монашества: в 1340 – 1440 годы возникло до 150 новых монастырей с общежительным уставом по образу Троицкого. Основателями их были ученики Сергия.

В.О. Ключевский писал: «Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем не все еще доброе погасло и замерло… он открыл им глаза на самих себя». Для русского человека образ Сергия Радонежского стал эталоном праведной жизни и нравственности.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!