III.2. Влияние Запада и развитие национальной



Русской культуры

XVII век – последний этап существования древнерусской культуры, которая постепенно уходила в прошлое и уступала место формированию новой русской культуры. До XVII века древнерусское общество, несмотря на классовые различия, отличалось по содержанию единой духовной культурой, нравственно-религиозными взглядами, ориентирами бытового поведения (одна и та же речь, одни и те же песни, сказания, былины звучали в царском дворце и в крестьянской избе; религиозные верования, обряды и традиции были общими). «Западное влияние раздробило это однородное дотоле по своим нравам и понятиям русское общество на два враждебных лагеря: из среды почитателей родной старины выделились приверженцы новизны, то есть Запада»[39].

Прилив в столицу иноземцев, которые стали проводниками западноевропейской культуры, «комфорта, житейских удобств и увеселений», изменил быт и нравы высшего общества. В Москве стали строить каменные хоромы, в Кремле провели водопровод, «хоромы стали украшать на иноземный лад картинами», обивали стены «золотыми кожами бельгийской работы»; во дворце Алексея Михайловича ужин сопровождался «усладой», игрой нескольких музыкантов на европейских музыкальных инструментах («на западный манер»).

Происходило обмирщение живописи, распространение «парсунного письма». Это объяснялось прежде всего нарушением авторами канонов и проявлением свободной творческой воли. Русская живопись XVII века начала разрушать средневековый канон, парсуна стала промежуточным этапом в развитии русской живописи: икона – парсуна – портрет.

В архитектуре смесь древнерусских мотивов и западного влияния породила сооружения, получившие названия «нарышкинского», или «московского» барокко; демократизация литературы сочеталась с распространением грамотности, в XVII веке «встретились» рукописные книги, изготовление которых достигло своего расцвета, и печатные, массовое издание которых только начиналось.

Государственная цензура в этот период накапливала опыт: в 1648 году было запрещено скоморошество (кукольники), «народные игрища», выступавшие против «бояр» и «царских людей»[40], а в 1676 году по настоятельному требованию духовенства был закрыт придворный европейский театр (созданный в 1672 году), как они его называли, «бесовские игры, пакости душевной».

Западное влияние в XVII веке захватило только тонкий слой столичного общества, уклад же народной жизни, с точки зрения европейского цивилизационного сознания, менялся медленно. По словам И.Е. Забелина, «Россия тогда переживала «еще первобытный древнейший период своего развития», «период наивысшего детства», «суеверия» и «суесловия»… представляла собой «старую дремотную Русь» с отсутствием системы образования, засильем обветшалых догм, примитивным образом мышления»[41].

В XVII веке довольно активно шел процесс впитывания высшим «тонким» слоем русского общества достижений западноевропейской культуры, тем самым был сделан шаг к открытию своего общества, духовной жизни, духовного опыта для проникновения чужой культуры, накопленной на другой – западноевропейской почве. Вступление же России в европейскую цивилизацию произошло в XVIII столетии.

В конце XVII – начале XVIII века вследствие реформ Петра I искусство получило светскую основу.

«Обмирщение затронуло и скульптуру – стала возрождаться и трехмерность дерева (при использовании христианских сюжетов). Круглая скульптура имела распространение прежде всего в Прикамье и в Поволжье, где были сильны традиции резьбы «инородцев», бытовала она на Севере, в центральных и черноземных областях России, на Украине и в Белоруссии. Особенно популярным становится изображение «Сидящего Христа»,или «Сидящего Спасителя»– так называли его чиновники Синода, в народе ему давали название в зависимости от местности: «Христос в темнице» – в северных районах России и на Украине (скульптура «Христос в темнице» представлена в Курском краеведческом музее), «Скорбящий» – в Белоруссии…

Тема страдающего Христа не была типичной для русского средневекового искусства, тем более что сюжет его заточения в темницу перед казнью вообще отсутствует во всех четырех Евангелиях. В Западной Европе, например в Германии, в XV – XVI веках, – один из наиболее распространенных. В XVIII – XIХ веках он становится популярным и в России, потому что подобная трактовка образа оказывается близкой духу народа, находящегося в крепостнической неволе.

Первое подобное изображение, как указывает И.Н. Уханова, относится к середине XVII века (фреска Троицкой церкви в Москве). Существуют различные версии и легенды о появлении скульптурных образцов этого иконографического типа в России. Согласно одним преданиям, они были вывезены Лжедмитрием I из Польши и оставлены на пути его в церквах и монастырях, например в Путивле, в Молчанском Печорском монастыре.

Н.И. Златоверховников в книге о достопримечательностях Курской губернии упоминает, что в башне над алтарем монастырской церкви Рождества Богородицы в Путивле, где укрывался Лжедмитрий после поражения при Добрыничах в 1605 году, находилось рельефное изображение сидящего на престоле Христа в «терновом венце и одеянии католического типа».

Видя в деревянной скульптуре, с одной стороны, почитание идолов, с другой – влияние католичества, Синод неоднократно накладывал запреты на круглую деревянную скульптуру… однако в отдаленных от центра районах она продолжала существовать, так как, во-первых, контроль Синода здесь был слабее, во-вторых, духовенство, проводящее христианизацию, считало, что ее легче осуществлять, отождествляя местных богов с православными святыми и Христом.

…Еще один интересный образ деревянной скульптуры – «Господь Саваоф в облаках». То изображение, обычно небольших размеров, часто входило в многофигурные композиции «Распятия с предстоящими», помещалось над распятым Христом, нередко – в окружении ангелов… Саваоф мог быть наделен скипетром и державой. В данном случае он изображен с поднятыми в знак благословения руками. Схема композиции остается поясной и фронтальной[42]».

В XVII веке культовое зодчество, и прежде всего каменное, иконопись приобретают огромный размах. Однако светские ученые, богословы считают, что «в плане художественном это век больших приобретений, но и больших утрат…С отходом от духовной сущности исихазма в православном мире наступает повсеместное иссякание живой творческой традиции. Падает уровень богословской мысли»[43].

Таким образом, западное влияние в ХVII веке захватило небольшой тонкий слой общества и только слегка коснулось экономики и науки. Уклад народной жизни менялся тогда медленно. Историк И.Е. Забелин отмечал, что «ХVII век все еще представлял собой «старую дремотную Русь» с отсутствием системы образования, засильем обветшалых догм, примитивным образом мышления». В ХVII веке шел довольно активно процесс впитывания высшим «тонким» (по словам В. Ключевского) слоем русского общества достижений западноевропейской культуры. Основательное же вхождение России в Европейскую цивилизацию и потеря самобытности русского дворянства произошло в следующем ХVIII столетии.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 670; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!