IV.2. Православная культура Курского края в ХVIII в



К началу XVIII века относится первое официально засвидетельствованное упоминание о Курской Коренской ярмарке. А уже в правительственных актах Российской империи 1824 года Коренская ярмарка названа в числе трех главных ярмарок России наряду с Нижегородской и Ирбитской.

Курская ярмарка своим основанием и существованием обязана Коренной пустыни – именно сюда стекалось огромное количество богомольцев со всей страны. Основание ярмарки совпадает с началом Крестного хода с иконой Божией Матери «Знамение» Курская Коренная из города Курск в Коренную пустынь и относится к 1618 году. Ярмарка начиналась в девятую пятницу после Пасхи. До 1764 года Коренская ярмарка находилась в ведении Курского Знаменского монастыря, а затем была передана в государственную казну.

В 1787 году при переезде через Курск Екатерины II Курское городское общество подало прошение о передаче ему ярмарочного места с увольнением от уплаты поземельных денег на 20 лет. Вскоре поступило царственное положительное решение. Императорскими указами от 1787 и 1800 годов Коренская ярмарка была отдана в управление Курского городского общества для строительства гостиного двора.

«Господин правитель Курского наместничества Зубов!

Чтоб строение гостинаго двора для бывающей близ города Курска Коренной ярмарки по утвержденному от нас плану удобнее в действие произведено быть могло, повелеваем, оное представить градскому обществу сего города с тем, чтобы они выстроили означенный двор гостиный каменный по плану и за то пользовались с лавок и других тут мест в течение 20-ти лет; имеющееся же там деревянное ветхое строение ни к какому употреблению не способное позволить им употребить на обжог кирпича и другия при сем строения надобности. Июня 17-го дня 1787 года в Орле»[50].

Возглавлял Курско-Белгородскую епархию в ХVIII в. Иоасаф Белгородский. Св. Иоасаф Белгородский (1705 – 1754) принадлежал к родовитой малороссийской семье Горленко. Учился в Киево-братской Могилянской духовной академии, которую оставил, приняв в 1725 году постриг в Межигорском монастыре близ Киева. Рукоположенный в иеродиаконы, он преподавал в низших классах. Принял сан иеромонаха, стал клириком Софийского собора. К 30-ти годам сформировался его облик: строгое подвижничество соединялось с крупными административными способностями. В 1737 году он был назначен игуменом Мгарского монастыря вблизи г. Лубны, где почивали мощи св. Афанасия Пателария, патриарха Константинопольского, которого св. Иоасаф считал своим небесным покровителем. В 1742 году он произнес проповедь в дворцовой церкви, понравившуюся императрице Елизавете, с тех пор благоволившей к нему. Возведенный в сан архимандрита, в 1745 году назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры. В 1748 году в присутствии императрицы хиротонисан во епископа Белгородского. Епархия эта, основанная в 1667 году, охватывала паству, вошедшую потом в состав Курской, Харьковской, частично Черниговской епархий. Владыка с исключительной ревностью управлял епархией, постоянно совершал объезды, ободрял одних пастырей, карал нерадивых. Весь доход, поступавший с богатой епархии, владыка расходовал на благотворительность, много помогал тайно. После его кончины выяснилось, что его личные сбережения составили 70 – 80 копеек. Преставился св. Иоасаф 10 декабря 1754 года. Многочисленны были чудеса, проистекавшие от его нетленных мощей. Прославление св. Иоасафа состоялось в 1911 году[51].

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте внешнее и внутреннее положение Российской державы на рубеже XVII – XVIII вв. Каковы предпосылки петровских реформ?

2. В чем, на ваш взгляд, проявились отход от православных духовных ценностей и утрата самобытности русским дворянством в петровскую эпоху?

3. Реформа церковного управления была теоретически обоснована в Духовном регламенте 1721 года, написанном сподвижником Петра I архиепископом Феофаном Прокоповичем. В этом документе доказывалась недопустимость существования какой-либо духовной самостоятельной силы, кроме государственной, самодержавной. Как это отразилось на положении Русской православной церкви?

4. В 1764 году Екатерина II провела секуляризацию церковных и монастырских земель, что укрепило экономическую базу самодержавия. Какие последствия это имело для экономического и социального положения Русской православной церкви?

5. Указом от 17 мая 1722 года Синод обязывал священников открывать властям тайну исповеди, если в признаниях прихожан обнаружится состав государственного преступления. Как подобное решение отразилось в истории?


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!