V.4. Судьба иконы Божией Матери «Знамение» Курская Коренная
Конец ХIХ века в России, в том числе и в нашем крае, связан с началом атеистической борьбы, получившей дальнейшее развитие в следующем столетии в советскую эпоху, с попытками представителей отдельной части общества «посрамить» православные святыни. Такая участь постигла и чудотворную икону Божией Матери Знамение Курскую Коренную.
«Огромное впечатление на российское общество оказал случай чудесного спасения славного курского образа Пресвятой Богородицы от взрыва, случившегося в 1898 году в соборном храме Знаменского монастыря. В ночь с 7 на 8 марта (по старому стилю) 1898 года в 1 час 15 минут в храме раздался страшный взрыв. Сторожа и насельники монастыря, прибежавшие в собор, увидели такую картину: среди наполненного дымом собора везде были разбросаны куски киота, в котором стояла икона. Сам киот в 200 пудов весом был сдвинут с места и частично разрушен. Подсвечник на 150 свечей взрывной волной был отброшен к противоположной стене собора, а Чудотворная икона невредимо покоилась, держась на одной оставшейся планке. Как выяснилось из проведенного следствия, под киот была подложена мина, завернутая в простую холстину, какую часто приносили крестьяне, жертвуя полотно монастырю, и складывали у ступеней киота. Мину с часовым механизмом изготовили и подложили революционеры-нигилисты, дабы развенчать почитаемую во всей России святыню. Среди непосредственных участников был и курянин Н. Уфимцев, впоследствии известный изобретатель, друг М. Горького. Но вместо посрамления иконы взрыв произвел ее еще большее почитание по всей стране, а день чудесного избавления стал праздноваться в честь Курской Коренной иконы.
|
|
Удивительно, что именно в этот день 21 марта (по новому стилю) 1992 года в Знаменском соборе вновь зазвучали православные молитвы и песнопения.
Известны бесчисленные случаи чудесных исцелений, скорбей, бед и печалей множества российских православных людей, с верою и надеждою притекающих к Богородичному образу. Такое участие чудотворной иконы и в личной жизни верующих является вторым источником, который питал и до сих пор питает ее всенародное почитание»[56].
V.5. Миссионерская и церковно-просветительская деятельность курского православного духовенства в 1905 – 1916 гг.
Изменение в 1905 – 1906 гг. государственной религиозной политики способствовало активизации проповеднической деятельности старообрядческих и сектантских общин. Их проповедничество стало угрожать Церкви потерей части своей паствы, которая не находила в лице православного духовенства пастырей, способных удовлетворить ее духовные потребности. Осознавая опасность изменившейся конфессиональной ситуации в России, Курское миссионерско-просветительное Братство приступило к организации системы религиозного просвещения, которая должна была приобщить прихожан к основным истинам православного христианского учения и тем самым оградить их от влияния сектантской и старообрядческой «пропаганды».
|
|
Совет Братства 12 апреля 1907 г. учредил комиссию по ведению религиозно-нравственных чтений в епархии (для просмотра их программ, указания книг и пособий и т.п.). На состоявшемся 24 апреля 1907 г. собрании членов совета было принято решение о передаче на рассмотрение комиссии вопроса о возрождении деятельности уездных комитетов по проведению религиозно-нравственных чтений в городах и слободах уездов губернии.
Епископ Курский и Обоянский Питирим 1 сентября 1907 г. утвердил «Правила для приходских, окружных и уездных комитетов, заведующих религиозно-нравственными чтениями от имени Курского миссионерско-просветительного Братства». Комитетам отводилась роль «вспомогательных учреждений», содействующих церковно-просветительной деятельности Братства. Программа чтений состояла из трех отделов: объяснения воскресных и праздничных Евангелий; разъяснения молитв и чтения (необязательного) по русской гражданской истории. Чтения должны были проводиться повсеместно – с сентября до конца недели ваий (по воскресеньям и праздникам). Кроме того, оговаривалось, что если деятельность комитетов разворачивалась в районах проживания старообрядцев и сектантов, то также разрешалась организация миссионерских бесед и чтений.
|
|
Согласно правилам, комитеты могли открываться в городских, слободских и сельских приходах, с разрешения начальства учебных заведений – при церковно-приходских школах и других народных училищах. Их учредителями могли стать приходские священники, настоятели монастырей и, в крайнем случае, законоучителя учебных заведений (даже если последние не являлись приходскими иереями). В состав комитетов должны были входить, кроме председателя и «письмоводителя», не менее трех человек духовного и светского звания, являвшихся членами Братства и «способных принимать деятельное участие в ведении… чтений и, безусловно, безупречных в религиозно-нравственном и политическом отношении, … отличающихся преданностью церкви Христовой… оказавших особые услуги или денежные пособия комитету …». Кроме некоторых исключений, председателем приходского комитета мог быть избран священник прихода, окружного – благочинный округа, уездного – протоиерей соборной церкви. Субординация между комитетами различного уровня определялась таким образом: уездный орган являлся «объединяющим и контролирующим» деятельность приходских и окружных (благочинных) комитетов учреждением, в свою очередь приходский орган также находился в ведении окружного. Уездный комитет отчитывался о деятельности всех комитетов уезда перед советом Братства.
|
|
Деятельность комитетов также заключалась в составлении, согласно выработанному комиссией Братства общему плану, программы религиозно-нравственных чтений на определенный срок; в предварительном ознакомлении с выбранными статьями и брошюрами, чтобы исключить чтения, не соответствующие церковно-просветительской практике Братства, не доступных пониманию слушателей и т.п.; в изыскании местных средств для проведения чтений и др. Для организации миссионерских чтений и бесед совет Братства должен был давать соответствующие указания и предоставлять пособия и руководства. Совет разработал правила бесплатной выдачи книг для домашнего чтения из книжных складов уездных комитетов чтений и составил список книг и брошюр религиозно-нравственного и миссионерского содержания.
В конце 1909 г. программа религиозно-нравственных чтений была расширена: стали организовываться в обязательном порядке беседы пастыря с прихожанами о духовном и физическом вреде алкоголизма и во время Рождественского и Великого постов чтения о религиозной истории Палестины.
В целом религиозно-нравственные чтения пользовались популярностью среди паствы Курской епархии, стремившихся к приобщению основ православной религиозной культуры. В 1908 г. они проводились в более чем 100 пунктах губернии, в 1914 – 1915 гг. – почти во всех приходах края.
В 1908 – 1910 гг. в Курской епархии состоялся ряд чтений, посвященных жизни, деятельности и чудесам святых: святителя Иоанна Златоуста, белгородского епископа Иоасафа (Горленко) и великой княгине Анны Кашинской.
В образцовой школе Курской духовной семинарии 13 ноября 1908 г. было проведено религиозно-нравственное чтение, посвященное празднованию 1500-летия со дня кончины Иоанна Златоуста. Учащиеся познакомились с характером жизни святителя и его поучениями. В 1909 – 1910 гг. в Курске, Щиграх, Старом Осколе и уезде, Льгове, Рыльске и Обояне состоялись чтения о епископе Иоасафе.
Братство 12 июня 1909 г. провело в Курске чтение, посвященное памяти святой Анны Кашинской, почитание которой 11 апреля 1909 г. было восстановлено Синодом. 17 ноября 1909 г., в день перенесения в Курск части мощей благоверной княгини Анны Кашинской, особенно почитаемой единоверцами и старообрядцами губернии, в епархиальном центре состоялись беседы и чтения о жизни святых – Анны и ее благоверного супруга, князя Михаила Тверского. Завершением торжеств стало перенесение икон св. Анны в единоверческие приходы сел Нижние Деревеньки (Льговский уезд), Благодатное и Пушкарное (Рыльский уезд). Миссионер И. Рябухин организовал в селе Нижние Деревеньки чтение о жизни святых Анны и Михаила и беседу с ревнителями православия и старообрядцами.
Если ранее проведение чтений о святых носило эпизодический характер, то в 1911 г., когда был канонизирован святитель Иоасаф, во всех приходах епархии состоялись чтения и беседы, произносились поучения о жизни, деятельности, кончине и знамениях святого.
В Курской епархии религиозно-нравственные чтения не получили распространения в системе церковно-школьного просвещения. В 1904/05 учебном году чтения проводились примерно в 150 – 160 церковных школах (15,3 % - 16,3 % от общего числа церковных школ); в 1905/06 г. – в 100 – 200 школах (10,7 % - 21,4 %), в 1912/13 г. – в 216 (23,6 %), в 1913/14 г. – в 315 или 347 (34 % или 37,4 %), в 1914/15 г. – в 331 (35,3 %). Так, причинами малого распространения народных чтений в 1904 – 1905 учебном году являлось отсутствие у заведующих школами инициативы по их организации, средств на приобретение книг, наем прислуги и др., просторных школьных помещений. Чтения не имели общей определенной программы. В основном они посвящались объяснению воскресных и праздничных Евангелий и прочтению рассказов по истории Церкви, в необязательную часть чтений входили знакомство слушателей с житием святого, назидательный рассказ или сообщение о Палестине.
Съезд уездных наблюдателей церковных школ в мае 1915 г. попытался изменить ситуацию: принял постановление о постепенном введении народных чтений во всех школах духовного ведомства. Епархиальный училищный совет обязал преподавателей церковных школ организовать с 1915/16 учебного года народные воскресные и праздничные чтения. В их программу могли войти, кроме религиозно-нравственного отдела, и исторический, географический, сельскохозяйственный, противоалкогольный и отдел элементарной гигиены. Каждая церковь обязывалась выделять не менее 5 рублей в год на приобретение лекторского материала и другие расходы. Предполагалось создать при уездных училищных отделениях специальные книжные склады, которые могли предоставлять школам соответствующий для чтений материал.
В 1912 – 1914 гг. в Курской епархии состоялись серии научно-популярных лекций, проводившихся епархиальными миссионерами, преподавателями и священниками. Чтения (их состоялось не менее 30) были посвящены богословским и религиозно-нравственным вопросам, взаимоотношениям науки и религии, христианства и социализма, мировой войны и христианского учения. Контингент слушателей составляли духовенство, учащаяся молодежь, интеллигенция и другие миряне.
Либерализация российского религиозного законодательства в период Первой русской революции пошатнула господствующее конфессиональное положение православной Церкви. Так, после издания царских указов «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апреля 1905 г.), о правовом статусе сектантства и старообрядчества (17 октября 1906 г.) в Курской губернии, согласно официальной статистике, в 1907 – 1916 гг. увеличился численный состав старообрядцев с 25000 до 27503 чел., мистических и рационалистических сект – хлыстов, скопцов, стефановцев, баптистов, евангельских христиан, адвентистов, толстовцев – с 1024 до 2585 чел. и расширилась география размещения их общин. Кроме того, в городах, например среди мастеровых и служащих железнодорожного депо г. Белгорода, стало развиваться атеистическое движение. Вследствие этого активизировалась миссионерская деятельность курского духовенства, опасавшегося под влиянием сектантской, старообрядческой и антирелигиозной пропаганды утраты местной паствой православной идентичности.
В начале ХХ века в Курском крае центром по координации миссионерства и просветительства клириков продолжало оставаться епархиальное Братство преподобного Феодосия Печерского (г. Курск), которое было реорганизовано в 1905 – 1907 гг. в новое объединение «Курское Знаменско-Богородичное Братство», выполнявшее исключительно миссионерскую и просветительскую функции. Для получения подробной информации о конфессиональной ситуации на местах, своевременного реагирования на частные запросы в 1912 г. были организованы отделения Братства: в г. Рыльске – Рыльское Серафимовское и г. Белгороде – Белгородское Иоасафовское.
В 1905 – 1916 гг. курская миссия функционировала в лице Знаменско-Богородичного Братства и его отделений, епархиальных, районных, благочинных миссионеров, миссионерских благочинных, приходских кружков духовенства и мирян. Главной целью их практики являлось привлечение или возвращение в лоно «государственной» Церкви сектантов и «раскольников», защита православного населения от влияния старообрядческой, сектантской пропаганды и культивирование в нем ортодоксально-христианской нравственности. Основными формами деятельности курских епархиальных противосектантских и противораскольнических миссионеров были публичные диспуты, частные беседы, проповедование и произнесение поучений. Центральное место в миссионерской и проповеднической практике противосектантских миссионеров занимали разъяснение пастве и сектантам догматических разногласий между православной Церковью и сектантством, противораскольнических благовестников – главным образом объяснение причин русского церковного раскола середины XVII века, легитимности православной иерархии в отличие от старообрядческой и др.
В 1905 – 1909 гг. курская епархиальная миссия не могла в силу своей малочисленности (два епархиальных миссионера, не более двадцати миссионерских кружков) своевременно реагировать на пропаганду сектантов и старообрядцев. В связи с этим в 1910 – 1911 гг. были введены должности рыльского противораскольнического, белгородского противосектантского районных миссионеров, учреждение которых стало возможным благодаря выявлению специальных средств. В 1913 – 1916 гг. также расширился состав противосектантской миссии. Кроме того, в 1913 г. во всех 75 благочиниях Курской епархии были введен институт благочинных противосектантских миссионеров, а в четырех из них – должности противораскольнических миссионеров. В результате проведенных мероприятий активизировалась миссионерская деятельность православного духовенства. Так, если в 1907 г. миссионеры провели 49 диспутов и 80 бесед, то в 1914 г. – соответственно 66 и 180, произнесли 218 проповедей и поучений.
Одной из острых проблем курской епархиальной жизни 1905 – 1916 гг. был низкий уровень подготовки будущих пастырей к миссионерству. Большинство приходских клириков не обладало соответствующим миссионерским образованием или опытом миссионерства, который позволил бы ему активно осуществлять данный вид церковной практики. В связи с дефицитом епархиального бюджета, недостаточным опытом Церкви по основанию и организации деятельности миссионерских учебных заведений руководство Курской епархии не смогло открыть, несмотря на попытки, в 1908, 1914 и 1915 гг. подобное училище или школу в крае. Выходом из сложившейся ситуации стало создание системы дополнительного миссионерского образования. Так, учащиеся Курской духовной семинарии (с 1908 г.), семинарских классов Белгородского духовного училища (с 1910 г.) стали обучаться апологетике, приемам полемики. Для приобщения духовенства к миссионерству и повышения уровня его профессионализма в 1910 – 1914 гг. в Курской губернии проводились епархиальные, викарные, уездные, благочинные миссионерские съезды, собрания, курсы клириков, монахов и мирян. Курсисты изучали основные положения православного, старообрядческих, сектантских учений, приемы пропаганды староверов, сектантов и методы борьбы с ней.
В 1907 – 1916 гг. центрами миссионерской практики и обучения в Курской губернии также являлись благочинные, приходские, монастырские кружки духовенства и мирян. Кружковцы, с одной стороны, повышали уровень образования (изучение доктрины православной Церкви, приемов борьбы с сектантским, старообрядческим проповедничеством), а с другой – миссионерствовали (проповедование, участие в диспутах, беседах, выступление с поучениями и т.п.). В связи с активным развитием сектантского, старообрядческого и атеистического движений в Курской епархии изменилась тактика деятельности миссии. Если до конца 1912 г. миссионерские кружки создавались в тех благочинных округах и приходах, в которых существовали сектантские и старообрядческие общины или была угроза их проникновения, то впоследствии они стали организовываться повсеместно в регионе. Так, к июню 1914 г. пастырские миссионерские кружки открылись во всех 75 благочиниях епархии, примерно в 250 из 1100 приходов – кружки «ревнителей православия».
Вместе с тем деятельность миссии Курской епархии оказалась малоэффективной. Во-первых, постоянно росла численность курских старообрядцев и сектантов; во-вторых, к 1914 г. общины мистического и рационалистического сектантства стали функционировать во всех 15 уездах губернии. В 1907 – 1915 гг. число православных христиан, ставших последователями сектантских учений, превышало количество вернувшихся в православие сектантов, а численность обращенных в лоно «господствующей» Церкви староверов составляла (даже по сравнению с бывшими сектантами) незначительное количество. Например, в 1913 г. 62 сектанта и 30 старообрядцев стали православными христианами, а от 396 до 406 православных перешли в сектантство и 9 – в старообрядчество.
Низкая эффективность практики курской миссии в 1905 – 1916 гг. обуславливалась рядом причин. Часть духовенства не интересовалась миссионерством или формально к нему относилась в связи с малочисленностью сектантов (Фатежский уезд), сопротивлялась учреждению и деятельности благочинной, приходской миссий (Льговский, Корочанский уезды); многие благочинные миссионеры бездействовали (Грайворонский уезд); будущие клирики не были квалифицированно подготовлены к пастырству и достаточно воцерковленными (Щигровский уезд); до 1913 – 1914 гг. большинство клира, в приходах которого проживало сектантское население, и миссионеров не было обеспечено специальной литературой и др.
Итак, накануне революционных событий 1917 г. система религиозного просвещения практически охватывала всю Курскую епархию. Церковно-просветительская деятельность духовенства явилась одним из факторов, стабилизировавших конфессиональную ситуацию в губернии, т.е. предотвративших массовый переход православной паствы в сектантство, старообрядчество и «безверие». В условиях кризиса русской государственности самодержавие, противодействуя углублению общественно-политического антагонизма в стране, стало проводить в 1905 – 1916 гг. политику по «укреплению начал веротерпимости». Положение православной Церкви поколебалось вследствие либерализации в 1905 – 1906 гг. конфессионального законодательства. Старообрядческим и сектантским общинам были предоставлены значительные вероисповедные свободы. В связи с развернувшейся сектантской, «раскольнической» и антирелигиозной пропагандой антиправославных ценностей активизировалась миссионерская деятельность духовенства Курской епархии. Однако в обстановке относительной религиозной свободы курский клир, часто прибегавший к государственно-полицейской опеке паствы, оказался не в состоянии в полной мере противостоять росту сектантского, старообрядческого и атеистического движений. Значение Церкви как центра духовной жизни государственно-образующей русской нации стало стремительно утрачиваться.
Контрольные вопросы
1. Известная формула «Православие. Самодержавие. Народность» едва ли могла стать официальной идеологемой в России XVIII века, хотя и в XVIII, и в XIX веке Россия оставалась православным государством. Почему такое стало возможным в XIX веке?
2. Как проявились поиски идеала человека в творчестве русской интеллигенции ХIХ века (литература, живопись, музыка)?
3. Какую роль играла Русская православная церковь в истории России в ХIХ – начале ХХ века?
4. Назовите храмы России и Курского края, построенные в честь ратных подвигов русских людей.
5. Каков вклад Серафима Саровского в духовную и культурную жизнь страны и Курского края?
6. Как курское православное духовенство осуществляло миссионерскую и церковно-просветительскую деятельность?
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!