VI.2. Курское православное духовенство



В годы Гражданской войны

 

В 1918 – 1920 гг. жизнь и деятельность православного духовенства Курской епархии протекали в условиях Гражданской войны. В политике Советского государства этого периода, несмотря на провозглашение в декрете СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 (23) января 1918 г., Конституции РСФСР 1918 г. свободы совести, паритета религиозной и антирелигиозной пропаганды, преобладали административно-репрессивные методы борьбы против Российской Православной Церкви. Так, к середине 1918 г. в Курской губернии Советской властью в целом были ликвидированы системы духовного профессионального образования (Курская духовная семинария, Курское, Обоянское, Рыльское, Белгородское, Старооскольское духовные училища), церковно-школьного обучения и воспитания, религиозно-нравственного просвещения, в значительной степени подверглась национализации церковная собственность и т.д.

В целях защиты интересов Церкви курское православное сообщество в 1918 – 1919 гг. использовало мирные и вооруженные формы сопротивления реализации антирелигиозной политики большевистского режима. В частности, епархиальные учреждения и церковно-приходские общины, например, Грайворонского, Щигровского уездов, неоднократно обращались в органы государственной власти против введения советской модели отделения Церкви от государства. В феврале 1919 г. на экономической, политической и религиозной почве вспыхнуло крестьянское восстание на территории ряда уездов Курской и Орловской губерний.

С середины 1918 г. до второй половины 1920 г. духовенство Курской губернии было вынуждено прекратить осуществлять внешнюю (просветительскую, миссионерскую, проповедническую, благотворительную) деятельность. Это обуславливалось, во-первых, репрессиями и преследованиями Советского государства в отношении церковников; во-вторых, установлением властями запрета исполнения клиром профессиональных обязанностей вне храма; в-третьих, ухудшением материального положения клириков, вынужденных обращаться в условиях социально-экономического кризиса к дополнительным внецерковным источникам заработка; в-четвертых, часть священнослужителей, сотрудничавших с тем или иным бывшим политическим режимом или находившихся «под влиянием страха» возможного преследования, оставляла приходы.

Вместе с тем летом – зимой 1919 г., когда Вооруженные силы Юга России оккупировали Курскую губернию, стало возможным установление паритетных отношений между православной Церковью и государством. Белогвардейский режим вернул в собственность епархиальных инстанций Курскую духовную семинарию, Обоянское, Курское духовные училища, церковно-приходские школы, свечной завод, типографию и т.д., разрешил школьное преподавание Закона Божия.

Вследствие завершения Гражданской войны, что в условиях постепенной стабилизации общественно-политической обстановки в стране позволило Советскому государству проводить наиболее целенаправленную антирелигиозную политику, и упрочнения положения сектантства, переставшего быть с 1918 г. объектом особого церковного контроля и в некоторой степени поощрявшегося большевистской властью, в 1920 – 1922 гг. в Курском крае возобновилась некультовая деятельность клириков. В частности, с 1920 г. в Курске началось восстановление системы религиозно-нравственного просвещения населения. В 1921 г. в Курской губернии, например в Тимском уезде, миссионерская практика церковников возродилась с возобновления функционирования приходской, благочинной миссии и системы подготовки духовенства к миссионерству. Вместе с тем деятельность миссии, в частности в Новооскольском, Тимском, Рыльском уездах, осложнялась рядом факторов. Во-первых, у клириков тех приходов, где сектантские общины были малочисленными и не оказывали влияния на прихожан, отсутствовал интерес к миссионерской практике. Во-вторых, существовал дефицит специальной и популярной литературы. В-третьих, ввиду прекращения приходским клиром внебогослужебной деятельности в годы братоубийственной войны снизилась в целом степень его общественной активности, а также упал уровень общей квалификации служителей Церкви, в том числе были утрачены профессиональные навыки миссионерства.

Итак, в период Гражданской войны внешняя деятельность курского духовенства и мирян ограничивалась, главным образом, их борьбой за существование Церкви как важного социально-культурного института, поддерживавшего традиционные основы жизни народа.

VI.3. «Группа освобождения церкви»:


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!