Архиепископ Лука (В. Войно-Ясенецкий)



«В ряду выдающихся сынов России особое место занимает Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – архиепископ Лука (Красноярский, Тамбовский, Симферопольский и крымский), доктор медицины, профессор-хирург.

Вся его мученическая жизнь без остатка была отдана служению Христу и Его Церкви, а также любимой им хирургии.

В настоящее время многое известно нам из биографии этого человека. О нем написаны книги, библиографические обзоры. Известен перечень его богословских и научно-медицинских трудов. Его жизнь одновременно была и великой, и трагичной. Надев рясу тогда, когда другие ее снимали, и взяв ответственность за беззакония эпохи, он, проведя в ссылках и тюрьмах двенадцать лет, в полной мере испил чашу мученика. Уникальным является то, что его предавали и ему завидовали как коллеги-пастыри, так и коллеги-медики.

Но он через всю свою земную жизнь пронес твердую веру в Христа и горячую любовь к больным и страждущим, которых он в равной степени успешно лечил молитвами и скальпелями.

Мы жители Курской области должны по особенному чтить светлую память о Войно-Ясенецком, так как некоторое время он жил и работал на Курской земле.

  В.Ф. Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 г. в г. Керчи. И хотя род Войно-Ясенецких был довольно древним и уходил корнями в дворянство при дворе литовских и польских королей XVI века, сам он после очередного ареста писал о себе: «… я должен разъяснить, что отец мой, дворянин, в юности жил в курной избе белорусской деревни и ходил в лаптях.»

В конце 80-х годов Войно-Ясенецкие переехали в Киев, что, по-видимому, самым непосредственным образом повлияло на формирование веры у юноши. Он прекрасно учился в гимназии и параллельно с ней закончил Киевское художественное училище. Воспитанный в добрых традициях христианства православной матерью и благочестивым католиком, он с самых ранних лет почувствовал непреодолимое желание служения бедным и страждущим людям.

Причем истина, что «служение – радость» юноше Войно-Ясенецкому открылась не случайно. Неизгладимое чувство святости, любви к ближнему пришло к молодому Войно-Ясенецкому в момент усердного чтения Нового Завета, подаренного ему директором гимназии при вручении аттестат зрелости.

 Проживание в непосредственной близости к такому центру православия, как Киево-Печерская Лавра, где била ключом церковная жизнь, по существу завершили формирование у юноши православных убеждений на всю его жизнь.

Именно слова Христа «Жатвы много, а делателей мало» настолько глубоко запали в его сердце, что он, неоднократно взывал к Богу: «Господи, неужели так мало работников на Твоей ниве?» эти слова постоянно звучали в его душе как призыв служить людям. Именно это привело его на медицинский факультет Киевского университета, который он закончил в 1903 году. Наряду с юношескими наклонностями в живописи в университете у него вдруг появилась сильная тяга к анатомии и хирургии. Он писал: «из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии.»

Путеводной звездой его в этом новом и сильном влечении была непреодолимая внутренняя потребность «…быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям.»

Но в судьбу вмешалась русско-японская война, и он в 1904 году в составе отряда Красного Креста начинает свою хирургическую практику в Чите. Он сразу же проявил себя талантливым хирургом, безупречно выполнявшим сложные операции на костях, черепе, суставах.

Здесь же Войно-Ясенецкий женился на прекрасной сестре милосердия, перед этим отказавшей двум врачам, просившим ее руки. Через некоторое время после свадьбы Войно-Ясенецкие переехали в Симбирскую губернию, где молодому хирургу было поручено руководить больницей. В виду обилия свалившихся на него непривычных хозяйственных забот, мешавших его хирургической практике, молодая семья переезжает в село Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии. Слава о нем как о прекрасном хирурге, быстро распространялась и опережала его. С раннего утра у порога В.-Любажской больницы ежедневно выстраивалась длинная очередь из пациентов не только близлежащих деревень, но и из соседней Орловской губернии.

Его перевели работать в уездный город Фатеж. Операции, одна сложнее другой, следовали за операциями. Для Войно-Ясенецкого все пациенты независимо от положения были равны. Этому принципу он был верен всегда в жизни. Но это далеко не всем нравилось. Однажды его вызвали в городскую управу, выглянув в коридор, и, увидев выстроившуюся к нему большую очередь больных, он отказался выполнить распоряжение управы и продолжил прием больных. Этой независимости молодому доктору не простили и стали чинить ему различные препятствия. Невежество никогда не может терпеть присутствие рядом разума. Ввиду невозможности продолжать дальнейшую любимую работу и нежелания терпеть каверзы председателя фатежской управы Валентин Феликсович уезжает в 1909 году в Москву к крупному отечественному ученому-хирургу П.И. Дьяконову, выразив желание работать над диссертацией.

В 1915 г. вышла книга В.Ф. Войно-Ясенецкого «Регионарная анестезия», а в 1916 г. на эту тему была блестяще защищена диссертация на получение степени доктора медицины, получившая высокую оценку ученых-хирургов России.

Переехав в Саратовскую губернию, он одним из первых в России делал сложнейшие операции не только на желчных путях, почках, желудке, кишечнике, но даже на мозге и сердце. Он прекрасно владел техникой глазных операций.

Но все эти годы в его душе звучали слова Нового Завета, прочитанные им в юности. Он все чаще стал посещать церковь.

В марте 1917 года семья Войно-Ясенецкого переехала в Ташкент, где ему предложили должность главного врача городской больницы. Гражданская война. Большое количество тяжело раненных и больных. А у жены в это время появились явные симптомы туберкулеза легких. В доме Войно-Ясенецких поселилась беда. Жена медленно угасала. В Ташкенте начались массовые аресты противников нового режима, и по доносу Войно-Ясенецкий был арестован.

Только по чистой случайности его не расстреляли – его узнал видный партиец, заехавший в здание где вершила скорый суд «чрезвычайная тройка». Войно-Ясенецкого отпустили и он продолжил оперировать, но его арест окончательно подорвал силы его жены и она больше уже не встала с постели. В ноябре 1919 года ее не стало. На руках отца осталось четверо детей. Войно-Ясенецкий сам, стоя у гроба жены в полном одиночестве, читал Псалтырь. В это самое время он пишет свою первую молитву.

После смерти жены Войно-Ясенецкий окончательно избрал путь служения Церкви. Наряду с еще более частыми посещениями богослужений, он стал бывать на богословских собраниях, неоднократно и сам выступал с беседами на темы Священного Писания. В 1921 г. Войно-Ясенецкий рукоположен в сан священника. Надо заметить, что в это время началась новая волна гонений против церковнослужителей. Адская машина репрессий перемалывала жизни и судьбы лучшей части служителей Церкви и православного народа. И вот в это жестокое время, когда отдельные священнослужители, испугавшись репрессий, снимали с себя сан, профессор Войно-Ясенецкий, повинуюсь призыву Божию начинает свою деятельность священника, талантливо сочетая ее с врачебной деятельностью.

Он был одним из инициаторов открытия в Ташкенте университета. Будучи священником, он, оставаясь профессором кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии, читая лекции студентам медицинского факультета этого университета.

При всем этом, как пастырь отец Валентин занял активную позицию в защиту Церкви, публично проповедуя учение Божие. Этой форме своей пастырской деятельности он оставался верен до последних дней своей жизни.

Такая активная жизненная позиция не могла оставаться незамеченной со стороны властей. К сожалению завистников оказалось немало и в университете. Одни не могли ему простить, что лекции студентам он читает в рясе и с крестом на груди. Другие, что в его операционной всегда висела икона Божьей Матери. А тут еще обновленческая церковь ополчилась на него за то, что он будучи верным патриарху Тихону, по сути возглавил Ташкентскую паству. Его тайно постригли в монахи и, памятую, что в Евангелии Лука по преданию был художником (иконописцем) и врачом, дали Валентину Феликсовичу имя Лука. Начался тернистый путь его пастырского служения Христу и людям. Тем временем, продолжая трудится на врачебном поприще, он готовит свой замечательный труд «Очерки гнойной хирургии», в котором он решил обобщить свой огромный опыт.

Арест в 1923 г. и ссылка в Восточную Сибирь прерывают эту работу. Тем не менее в 1924 г. в журнале «Вестник хирургии» выходит его статья «Артротомия при гнойных воспаления больших суставов», написанная им в камере Ташкентской тюрьмы. Переправленный в Москву как политический преступник епископ Лука неделю жил на частной квартире. В это время, перед первой своей ссылкой (в Енисейск) он дважды встречался со Святейшим Патриархом Тихоном, высказывал ему свои сомнения в правильности своего жизненного пути. Святейший Патриарх Тихон очередной раз подтвердил право епископа Луки заниматься медициной.

И хотя сомнения Войно-Ясенецкого впоследствии посещали еще не раз, верность Патриарху Тихону он пронес через всю свою жизнь.

 Между 1923 и 1943 годами Владыка Лука провел в ссылках и тюрьмах (Енисейск, Туруханск, Красноярск, Архангельск, деревня Большая Мурта Красноярского края) без малого 12 лет. Но и в эти годы он не оставлял ни пастырской, ни научной, ни хирургической деятельности. После окончания очередной (второй) ссылки в 1933 году Владыка приехал в Москву и явился в канцелярию Местоблюстителя митрополита Сергея. Сам Войно-Ясенецкий вспоминает об этом так: «Его секретарь спросил меня, не хочу ли я занять одну из свободных архиепископских кафедр. Оставленный Богом и лишенный разума, я углубил свой тяжкий грех непослушания Христову велению: Паси овцы моя - страшным ответом «нет».

Это несколько лет терзало его душу, хотя в нем уже давно мирно сосуществовали два образа служения ближнему: духовное и телесное врачевание.

Полагая свою хирургическую и научную деятельность в период отказа от архиерейской кафедры грехом он неоднократно просил в молитвах прощения у Бога за это. Успокоение пришло тогда,, когда он услышал голос из неземного мира: «В этом не кайся!» это был как бы знак ему, что и работа хирургом, и «Очерки гнойной хирургии» были угодны Богу и он спокойно продолжал работать.

Между второй и третьей ссылками в 1934 году вышла в свет его книга «Очерки гнойной хирургии», получившая высокую оценку хирургов и до настоящего времени имеющая непревзойденное научно-практическое значение.

Наступило лето 1941 года – началась Великая Отечественная война. Профессора Войно-Ясенецкого, не отпуская из ссылки, приглашают в Красноярск и назначают на должность главного хирурга большого (на 10000 коек) эвако-госпиталя 15-15.

Священный Синод при Местоблюстителе Патриаршего престола митрополите Сергии приравнял лечение раненых Войно-Ясенецким к доблестному архиерейскому служению и возвел его в сан архиепископа.

Весной 1943 года Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука) назначен управлять Красноярской кафедрой, а в начале 1944 года- Тамбовской. Церковное служение он совмещает с оперативной практикой в военных госпиталях. В конце войны Войно-Ясенецкий пишет книгу «О поздних резекциях при инфицированных ранениях больших суставов», которую представляет на соискание Сталинской премии вместе с книгой «очерки гнойной хирургии».

По окончании войны Войно-Ясенецкий был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». в 1946 году вышло второе, расширенное издание его книги «Очерки гнойной хирургии». За это издание и книгу «О поздних резекциях при инфицированных ранениях больших суставов» В.Ф. Войно-Ясенецкий в 1946 году был удостоен Сталинской (впоследствии Государственной) премии Первой степени.

Архиепископ Лука, профессор-хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий активно выступает на страницах журнала Московской Патриархии. Его имя приобретает международную известность. Вместе с тем, он не скрывает своих симпатий к Патриарху Тихону и открыто напоминает о святости и необходимости соблюдения тысячелетних традиций российского православия. Вновь избранный Святейший Патриарх публично соглашается с ним, вводит его в состав Священного Синода, жалует ему награду: Бриллиантовый крест на клобук. Но … потом переводит архиепископа Луку из Тамбова в Крым. Подальше. Это напоминает чем-то внутреннюю ссылку. Но Владыка старается не думать об этом и со свойственным ему тщанием преступает к обязанностям архиепископа Симферопольского и Крымского.

Идут года. Приходят болезни. Среди них – падение остроты зрения, связанное с отслойкой сетчатки. Оперировать становиться труднее. Он уже достиг такого развития духа, что все труднее совмещал деятельность врача телесного и врача духовного. Дух начал преобладать. Он работает над книгой «О духе, душе и теле», которую начал еще в 1945-47г.г.

Он завершил свою работу над ней – и ослеп совсем. По замыслу Войно-Ясенецкого, эта книга имела целью религиозное просвещение отпавших от веры. Путем привлечения новейших научных данных и открытий, он, будучи сам вдумчивым ученым, обосновывал трехсоставность человеческого существа, показал, что ничто не препятствует гармоничному сосуществованию веры и науки.

Лука продолжает служить прихожанам и одновременно читает лекции в Симферопольском медицинском институте. Его проповеди,, написанные и мастерски произнесенные, ходят по рукам. Прихожанам он казался самым зрячим. Он потом напишет: «за 38 лет моего священства и архиепископского служения я произнес около 1250-ти проповедей, из которых 750 записаны и составляют 12 толстых томов машинопечати…». За них в 1954 году он был избран почетным членом Московской Духовной Академии. В 1956 году вышло третье, переработанное издание «Очерков гнойной хирургии».

1961 год – пик хрущевских гонений на церковь. Именно в это время архиепископ Лука произносит проповедь на тему: «Не бойся, малое стадо!». Его замучили уполномоченные всех мастей.   

Ушел из жизни профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий – архиепископ Лука как и жил – достойно. Умер 111 июня 1961 года в день Всех Святых, в земле Российской просиявших. Множество людей пришло проводить своего архиерея. Три километра от собора до кладбища люди несли на руках своего Владыку в течении трех часов. И весь этот путь был усыпан розами. И как при жизни он всячески помогал болящим, никому не отказывая, так и после смерти всякий, кто приходил на могилу святителя и с верой и любовью просил помощи у него, получал облегчение или исцеление.

Определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых. 20 марта 1996 года при большом стечении народа в Симферополе состоялось торжественное перенесение честных останков святителя. Мощи Луки были установлены в Свято-Троицком кафедральном соборе для поклонения верующих. Так святитель-хирург вернулся в свой собор, где он служил и проповедовал последние пятнадцать лет своей жизни»[63]. 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!