VI.6. Празднование 1000-летия Крещения Руси как начало изменения государственной политики в отношении религии
Юбилейные торжества в Курско-Белгородской епархии
Эпоха «перестройки», распад Советского Союза и создание нового государства – России – время, сложнейшее для исторического анализа. Отказ от советских идеологических штампов, либеральные преобразования 1990-х гг., освобождение социальной сферы от политического давления – трудно провести беспристрастный анализ этих сравнительно недавних событий, так сильно изменивших облик России. В СССР началось возрождение религиозной культуры. С точки зрения современного русского языка слова «советский» и «православный» не являются антонимами, однако с позиций исторической науки на определенном этапе – эпохе существования СССР – эти понятия были четко противопоставлены друг другу: в советской культуре не было место культуре православной. Обращение жителей Центральной России к Православию, традиционной религии своих предков, интерес к истории своих пращуров как раз и явилось тем новым, что принципиально отличает культурную жизнь российского общества ХХI в. от культурного контекста советского периода.
Начавшееся в эпоху «перестройки» изменение государственной политики в отношении религии, рост в обществе авторитета Русской православной церкви, возможность ее участия в благотворительной, культурной, образовательной, воспитательной сферах позволили населению открыто говорить о своих потребностях в возрождении и освоении православной культуры. Празднование 1000-летия Крещения Руси на государственном уровне стало для всего мира подтверждением изменений позиции руководства страны в отношении религии, явилось свидетельством соблюдения в СССР свободы совести, что в эпоху гласности и нового политического мышления имело большое значение для поддержания имиджа М.С. Горбачева в своей стране и на международной арене.
|
|
В это время в провинции растерянность партийных идеологических работников выразилась в полном смешении взглядов: с одной стороны, правительство не возражало против празднования в стране 1000-летия Крещения Руси, и в этой связи появилось много публикаций, заставлявших задуматься об историческом прошлом страны и роли религии, а с другой – постановления ЦК КПСС об усилении атеистической пропаганды 1985 г. продолжали требовать отчетности. Ситуация в связи с этим складывалась весьма противоречивая. Так, Воронежский Дом политпросвещения и областная библиотека рекомендовали прямо противоположные по взглядам статьи и книги под рубрикой «Атеизм» – как с прежних атеистических позиций (об использовании империализмом религии в антигуманных целях, об обычаях и обрядах, их социальных функциях, о религиозных сектах США и Западной Европы и их стремлении привлечь в свои ряды молодежь, о разоблачении приемов буржуазно-клерикальной пропаганды и др.), так и с новых государственных, представляя материал об историческом опыте российского Православия, появившийся к 1000-летию Крещения Руси (выступления в СМИ ученых, представителей интеллигенции, интервью с высокопоставленными служителями Русской православной церкви в СССР и др.).
|
|
Кардинальные изменения в отношениях между государством и Церковью, возникшие во второй половине 1980-х гг. на высшем уровне, на местах зачастую не приносили ожидаемых результатов. Свидетельством продолжавшегося в регионах если не негативного, то настороженного отношения к религии, к возрождению церковно-приходской жизни являются отчеты Уполномоченных по делам религий в Совет по делам религий при Совете Министров СССР с информацией о прохождении в городах и селах Центральной России религиозных праздников, о количестве посещающих храмы, составе верующих и др. Главный мотив отчетов 1988 г. – показать соблюдение в Советском Союзе законодательства о культах, однако тенденция советских лет – формирование атеистического мировоззрения граждан, тем более молодежи, – сохранялась. Так, Уполномоченный Совета по делам религий Тульской области М.Н. Новиков в начале января 1988 г. информировал вышестоящие инстанции о том, что предупредил рай(гор)исполкомы об усилении контроля за соблюдением законодательства о культах, обеспечении общественного порядка в дни прохождения религиозных праздников Рождества и Крещения. В частности, 19 января 1988 г. работники исполкомов Тульской области, члены общественных комиссий «присутствовали на богослужебных собраниях, прослушали проповеди священников», во всех религиозных объединениях, действующих на территории области, праздник прошел «без нарушения законодательства о культах». Увеличение числа верующих на праздничном богослужении, в том числе и «лиц среднего возраста», М.Н. Новиков объяснял «отпуском "святой воды"».
|
|
Уполномоченный по Липецкой области И.В. Люков в информации от 15 апреля 1988 г. о прохождении в регионе праздника Пасхи отмечал, что «изучение числа и состава верующих, освящавших куличи, стоявших в очереди к т.н. плащанице, присутствующих на ночном богослужении, было несколько меньше уровня предыдущего года». Он сообщал, что на богослужении присутствовало очень малое количество мужчин, а участие молодежи в Крестном ходе объяснял в духе советской идеологии: молодежь приходила в церковь «ради любопытства, часть ее попадала в церкви, но вскоре уходила домой». И на фоне подготовки к празднованию на государственном уровне юбилея христианства – вывод Уполномоченного о том, что «праздник пасха – первый в ряду праздников, которая Русская Православная Церковь отметит в свое 1000-летие, не показал какой-либо всплеск повышенной религиозности».
|
|
Упрощенная трактовка увеличения интереса населения к Православию, представленная в отчетах «с мест», не отражала происходившие в сознании людей перемены. Совсем по-другому эти изменения представлены в письмах граждан. Так, гр. М.В. Антясова направила 1 июля 1989 г. в ЦК КПСС письмо с просьбой вернуть Церкви икону Владимирской Божией Матери. Называя себя «бывшей атеисткой», которая, «считая себя носителем передового мировоззрения, веселилась в храмах, превращенных в клубы, равнодушно проходила мимо разрушенных церквей...», она пишет: «Мне теперь горько и стыдно вспоминать об этом моем невежестве. И так начинают думать все больше и больше людей» и обращается в ЦК КПСС с просьбой «православному народу вернуть его святыню».
Несмотря на заявление М.С. Горбачева о возможной деятельности Церкви в соответствии с конституционными принципами, на фоне начавшегося в стране «церковного ренессанса» строительство храмов и открытие новых приходов на местах происходило «медленнее, чем в свое время закрытие храмов», возникала «проблема регистрации православных общин, особенно в тех местах, где нет храмов», в ряде районов отмечались «неоправданные сложности в решении насущных вопросов церковной жизни», не решались вопросы «получения разрешений на реставрацию храмов…» Это при том, что в 1988 г. на территории Российской Федерации находилось почти 4000 пустующих и более 2500 аварийных культовых зданий
Конфликтная ситуация в связи с невозвращением храмов Церкви складывалась во многих областях Центральной России. Так, в сентябре 1988 г. Ивановский горисполком, облисполком отказали группе верующих в регистрации религиозного объединения Русской православной церкви и передаче в их пользование Введенского храма, в котором располагался архив облисполкома. В полумиллионном городе с 1944 г. действовало лишь одно общество Русской православной церкви, пользовавшееся Преображенским собором; здание не могло удовлетворить потребности верующих (большое количество верующих в Ивановской области подтверждалось и тем, что «ежегодные денежные поступления Преображенского собора составляли около миллиона рублей»). Однако местные власти Ивановской области не поддержали просьбу верующих о передаче им Введенского храма, не предложили альтернативного решения.
Аналогично действовали местные власти и в других областях Центральной России. Так, жители пос. Ровеньки Ровеньского района Белгородской области неоднократно обращались в местные органы власти с просьбой передать им вторую часть расположенной в поселке Троицкой церкви, однако положительного ответа не получали. Под каждым письмом – около 500 подписей. В течение всего послевоенного времени одна часть храма была в ведении Русской православной церкви, во второй размещался районный отдел народного образования. За все время «"совместного существования" налог со строений и страховку» платил церковный совет. В 1987 г. на половине храма, которую занимало районо, «сняли крест и водрузили пику». Рядом с той частью храма, где шли богослужения, местные власти организовали танцевальную площадку. Жители писали: «Для нас, верующих, это является оскорблением наших чувств… Наши предки создавали эту красоту не для того, чтобы относились надругательски над святыней…».
Изменение государственной политики в религиозном вопросе и отсутствие положительной – ожидаемой верующими – реакции властей на местах вызвали шквал людских писем в Москву, в которых выражалась надежда быть услышанными, уверенность, что правительство поддержит, а препятствия, чинимые на местах, будут устранены. Так, жители Белгородской области писали в столицу: «Приближается юбилей Тысячелетия Крещения Руси. Поэтому убедительно просим Вас к тому времени сделать все возможное, чтобы могли пользоваться всем храмом. Верим и надеемся на Ваше справедливое решение». Жители с. Красное Алексеевского района Белгородской области просили помочь вернуть им здание бывшего храма, в котором в советские годы располагался сельский клуб, надеясь на положительное решение высших властей (они писали: «…наше правительство поощряет ныне верующих») и взывали о помощи: «Христа ради, просим вас, помогите старикам, а то молиться нам, немощным, негде». Жители с. Бобровка Беловского района Курской области направили в 1988 г. письмо Председателю Президиума Верховного Совета СССР А.А. Громыко, подписанное 150-ю селянами, с просьбой открыть церковь, которая расположена в центральной усадьбе с. Бобровка. Больше года они пытались решить этот вопрос с местными властями: «В мае 1987 г. мы обратились в Беловский райисполком к тов. Трусову Борису Петровичу. Где до сего времени мы побывали на приеме 35 раз. На всех этих приемах Борис Петрович крутил, мужил, надсмеиваясь над нами, и придумывал разные незаконные отговорки, постоянно угрожая нам. 15 мая 1987 года мы обратились в г. Курск к тов. Юрковетскому, который принимал нас вместе с тов. Корневым, накричали, нагрубили на нас и сказали, что приближаются выборы, нам с вами некогда разбираться… И так с того времени и по сегодняшний день мы побывали у них 25 раз». В письме селяне жалуются, что в домах жителей, которые ездили по поводу открытия церкви в Москву, представители партийной организаций Курской области и Беловского района «устроили подворный обход в 20 час. вечера… они пытались накричать, запугать, чтобы люди отказались от открытия церкви», а пенсионерам угрожали «лишением пенсии».
В конце письма – уверенность жителей в том, что они будут услышаны высшей властью: «А ведь же дорогие товарищи идет сейчас перестройка. Везде гласность и демократия. Во всем решает рабочий народ. Который за год сколько раз собирался и просил открыть храм».
Применяемые местными властями административные, силовые методы при решении религиозных вопросов озлобляли людей, возбуждали негативные чувства. 1600 верующих г. Тулы в 1988 г. обратились к Председателю Совета Министров СССР Н.И. Рыжкову по вопросу регистрации общины граждан Православного вероисповедания и открытия дополнительного храма в центре г. Тулы со словами: «Есть что-то унизительное в положении верующих граждан в своей собственной стране, и официальные органы, особенно на местах, стараются это положение подчеркнуть действием. Какая-то ложь отношений, немыслимая в деловом сотрудничестве. Особенно неприятна эта ложь, когда вам не возражают, вежливо слушают, даже улыбаются и ничего не предпринимают… Верующие граждане, оставаясь гражданами, в прямом смысле этого слова, несмотря на то, что пережили гонения 30-х годов, а в последующие годы недоброжелательность органов власти, клевету, запугивание и дискриминацию, не озлобились, не выпячивают обиды, а принимают к сердцу своих утеснителей как немощных верою братьев, искренне сотрудничают с ними, вкладывая без утайки, все силы в общее дело».
Позиция местных властей в религиозном вопросе не была неизвестной ни для высшей власти, ни для широкой общественности. Так, в Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР в 1989 г. было направлено открытое обращение «Все храмы – Церкви», которое подписали тысячи советских людей, в т.ч. депутаты С. Аверинцев, А. Адамович, писатель Б. Можаев, актер В. Золотухин, скульптор В. Клыков. В письме говорилось, что «сейчас в эпоху гласности и демократии местные власти не спешат возвращать Храмы верующим, несмотря на их многочисленные просьбы и затяжные «хождения по мукам». Храмы по-прежнему используются как производственные помещения, склады, рестораны, бани». В качестве примера называли Казанский собор в Ленинграде и Преображенский в Днепропетровске, которые стали музеями атеизма, Церковь Флора и Лавра в Туле, превращенную в общественный туалет…
Ситуации, когда открытие храмов в селах вызывало сопротивление местных властей, не были редкостью, хотя на государственном уровне говорилось о необходимости прекращения такого подхода на местах. Председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР К.М. Харчев в декабре 1988 г., после проведения на государственном уровне юбилейных торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси, отмечал: «Ведь это же в самом деле абсурд: религиозное общество получило законное право на жизнь, в городе (поселке) есть церковь, а местное руководство вынуждает верующих или арендовать помещение, или строить новый молитвенный дом. Зачем? Совет по делам религий будет добиваться отмены подобных решений местных органов власти».
Такая позиция местных властей приводила к утрате инициативы в работе с верующими гражданами, провоцировала напряжение общественной ситуации. В связи с тем что религиозные вопросы не решались в регионах, верующие после неоднократных обращений в местные органы власти писали в ЦК КПСС, в Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Однако «сверху» письма верующих направлялись опять в областные, городские и районные органы власти, Уполномоченным по делам религий по областям с припиской «О результатах рассмотрения просим дать ответ заявителям». Высшая власть в целом предпочитала не вмешиваться, на просьбы с мест назначить в храм того или иного священника давался следующий ответ: «Вопросы о назначении или перемещении священнослужителей рассматриваются правящим архиереем», на жалобы о высоких поборах сообщали: «Вопросы учета церковных материально-денежных средств входят в компетенцию самого религиозного общества». Верующие писали многократные повторные обращения в Москву. Так, в письме К.М. Харчеву говорилось: «Мы Вам писали жалобу. Большое сердечное спасибо, что Вы обратили внимание на нашу жалобу и переслали в Белгородскую область уполномоченному Совета по религии. Но они никакого внимания на это не обращают. Как занимался бюрократизмом, так и занимается», а Комитет народного контроля СССР в ответ на жалобу верующих «о финансово-хозяйственных беспорядках в кафедральном соборе г. Белгорода» направил письмо Уполномоченному по Белгородской области со следующей формулировкой: «Просим рассмотреть и о результатах сообщить заявителю».
Таким образом, противоречия эпохи «перестройки» особенно остро проявились в СССР при решении религиозного вопроса, что выразилось в различиях между проводимой государственной политикой в отношении Церкви и действиями местных властей провинциальных областей Центральной России. Начавшиеся Советском Союзе во второй половине 1980-х гг. изменения государственной политики в отношении религии сопровождались ростом религиозности населения, усилением авторитета Русской православной церкви, однако на местах партийно-правительственный аппарат продолжал противостоять возрождению религии и росту религиозности населения. Имевшее место в отчетах из областей замалчивание фактов возрастания интереса населения к Православию, возрождения религиозной жизни уже не было востребовано высшей властью, но новые реалии «перестройки» еще не осознавалось многими представителями власти в провинции. Несмотря на тенденции к положительному решению религиозных вопросов на государственном уровне, на местах проблемы церковной жизни еще рассматривались в духе советской идеологии, особенно болезненными оставались регистрация новых общин и передача храмов церкви. Жители провинциальных областей Центральной России были уверены в поддержке в Москве их инициативы по передаче храмов Церкви и в проблемах в религиозных вопросах винили местную власть.
988 год вошел в отечественную историю как год Крещения Руси – события, во многом определившего становление российской государственности и вектор развития русской культуры, приведшего к созданию русской нации и обусловившего менталитет русского человека. Сегодня с позиций исторического анализа можно утверждать, что празднование в 1988 году 1000-летнего юбилея этого события в Советском государстве, где атеизм был составной частью государственной идеологии, стало началом практического решения «болезненного» для СССР религиозного вопроса, а сами юбилейные торжества явились ярким, неожиданным и противоречивым событием эпохи «перестройки», повлекшим серьезные изменения как для Церкви, так и для государства.
В новейшей истории России до сих пор нет однозначного толкования причин, позволивших осуществить масштабное празднование юбилея христианства в СССР, и объяснения тех противоречий, которые возникали между проводимой М.С. Горбачевым политикой в отношении религии и реакцией местных властей на возрождение религиозной жизни. Исследование деятельности органов центральной и местной властей в период «перестройки», изучение истории празднования 1000-летия Крещения Руси в отдельном регионе – Курской области, где Православие является традиционной религией, позволит проследить пути реализации государственной политики в религиозном вопросе на местах и проанализировать изменения места и роли Русской православной церкви в обществе в период перехода от СССР к России, что необходимо для построения конструктивного диалога светской и церковной властей на современном этапе.
Во второй половине 1980-х годов произошли коренные изменения во взаимоотношениях между государством и Церковью. Личность Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева для многих советских граждан стала символом «перестройки», оздоровившей общество. «Оздоровление» проявилось и в отношении религии. В условиях существовавшей в СССР стандартизации и унификации духовной жизни трансформации новой государственной политики вызывали огромный интерес в стране и за рубежом и влекли за собой весьма противоречивые действия центральной и местных властей. Ярким подтверждением этих изменений стали подготовка и празднование летом 1988 года 1000-летия Крещения Руси: торжества фактически вышли за рамки церковных и проходили на государственном уровне, хотя и в условиях законодательно закрепленного господства атеистической идеологии.
Подготовку к празднованию юбилея христианства начала именно Церковь, причем задолго до официальной даты: 23 декабря 1980 года Священный Синод вынес решение о начале подготовки к празднованию и учредил Юбилейную Комиссию. В СССР вплоть до самих торжеств партийно-государственный аппарат весьма настороженно относился к предстоящему юбилею. Усилия советского правительства были направлены на формирование в обществе идеологии, в которой не было места религиозным культурно-нравственным ценностям. Так, в середине 1980-х годов учреждения культуры и образования, СМИ еще были ориентированы вышестоящими организациями на формирование атеистического мировоззрения населения, и прежде всего молодежи, противодействие «зарубежной клерикальной пропаганде» в связи с подготовкой к празднованию принятия христианства на Руси. Например, в вузах при работе со студентами рекомендовалось «учитывать то обстоятельство, что русская православная церковь и особенно русская церковь за рубежом развернула широкую пропаганду в связи с 1000-летием крещения Руси… церковники пытаются представить православие как решающий фактор становления развития государственности и культуры нашей страны», для противодействия деятельности Церкви преподаватели должны были «раскрыть действительную роль процесса христианизации Руси, подвести студентов к выводу о том, что русская православная церковь была всегда связана с эксплуататорскими классами и защищала их интересы», будущих учителей учили «активно разоблачать фальсификации буржуазно-клерикальной пропаганды, уметь разъяснять политику КПСС в религиозном вопросе».
В то же время в условиях политики «перестройки» в советском обществе происходили изменения в отношении к религии: Церкви передавались храмы и монастыри, открывались новые приходы, СМИ публиковали интервью со священнослужителями, в обществе усиливался интерес к истории и культуре Православия.
Широкий резонанс в обществе вызвала встреча 29 апреля 1988 года в Кремле Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской православной церкви. М.С. Горбачев во время встречи указал на значимость христианизации Руси для истории и культуры государства: «Наша встреча проходит в преддверии 1000-летия введения христианства на Руси, которое получило не только религиозное, но и общественно-политическое звучание…». На встрече обсуждались вопросы изменения политики в отношении Церкви и верующих, участия Церкви в процессе обновления общества, пути диалога верующих и неверующих. Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС с руководством Русской православной церкви накануне юбилея придала особую значимость торжествам, была воспринята в религиозных кругах как историческое событие, подтверждение кардинального поворота взаимоотношений церкви и советского государства». По оценке историка Церкви протоиерея Владислава Цыпина, эту встреча по последствиям сравнима со встречей Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем в 1943 году, а «после этой встречи был открыт путь к широкому, общенациональному празднованию 1000-летия Крещения Руси, которое стало подлинным триумфом Церкви, расточившим ее врагов (Пс. 67. 2)».
Правительство возлагало большие надежды на проведение юбилейных торжеств 1988 года как на демонстрацию зарубежной общественности соблюдения в СССР в условиях политики «перестройки» и «гласности» свободы совести, что имело большое значение для поддержания имиджа М.С. Горбачева. Так, Совет по делам религий при Совете Министров СССР для советского правительства подготовил информацию «О подготовке к "1000-летию Крещения Руси"», в которой отмечалось, что «планирование и осуществление зарубежных связей Русской православной церкви в связи с подготовкой к 1000-летию введения христианства на Руси строится с расчетом оказания воздействия на международную общественность и руководство основных зарубежных центров (православие, протестантизм, католики) в целях формирования у них четкого представления о существовании в СССР реальных условий для реализации принципа свободы совести и соответственно благожелательного отношения советского государства к нуждам Русской православной церкви». Юбилейные торжества действительно стали для зарубежной общественности свидетельством происходящих в советском обществе перемен (в частности, заместитель директора ЮНЕСКО г-н Анри Лопес на встрече 11 июня 1988 года в Кремле сказал, что «для зарубежных стран-участников празднование 1000-летия Крещения Руси – символ перемен, которые происходят сейчас в Советском Союзе, свидетельство развития в духе соблюдения прав человека и свободы совести»).
М.С. Горбачев официально не принимал участия в самих торжествах, советское правительство представлял Председатель Президиума Верховного Совета СССР А.А. Громыко. На встрече в Кремле 11 июня 1988 года он положительно отметил деятельность Церкви в Советском государстве: «Мы приветствуем участие Русской православной церкви, как и всех других Церквей нашей страны, в гуманистических мероприятиях, которые широко проводятся в Советском Союзе. В частности, речь идет о взносах в различные добровольные фонды, направленные на сохранение мира, на защиту детства, на развитие культуры, на восстановление памятников старины».
Официальное празднование 1000-летия Крещения Руси проходило с 5 по 16 июня 1988 года в Москве, Загорске, Киеве, Владимире и Ленинграде, а затем продолжилось на местах. Юбилей отпраздновали все 172 прихода Курско-Белгородской епархии[69]. В г. Курске празднования проходили 22 – 23 июня 1988 года. За месяц до начала празднования в Курском областном комитете партии и облисполкоме были рассмотрены и утверждены программа и место проведения торжеств, согласованы количество и состав участников, «с помощью обкома КПСС» в типографии «Курская правда» отпечатаны приглашения.
Празднованиям предшествовала большая работа по передаче Курско-Белгородской епархии храмов и монастыря. Началось восстановление и возрождение духовной жизни в Курской Коренной Рождество-Богородичной пустыни, в мае 1988 года Церкви был передан приходской храм Иоакима и Анны, находящийся в 800 метрах от монастыря. Ремонт храма проводился за счет епархиального управления, наружные работы были завершены к началу юбилейных торжеств, верхний храм освящен в первой половине 1989 года, торжественное освящение нижнего храма состоялось 26 июля 1988 года, спустя менее чем три месяца после начала реставрации». Всего в 1988 году свыше 20 храмов Курско-Белгородской епархии самостоятельно провели ремонт, 10 церквей были капитально отремонтированы за счет епархиального управления.
В подготовке и праздновании юбилея христианства в Курской области участвовали как светская, так и церковная власти. К торжествам в Курском областном краеведческом музее с 17 июня 1988 года начала работу выставка, посвященная 1000-летию Крещения Руси, на открытии которой выступил архиепископ Ювеналий. Само празднование началось с торжественного богослужения в Сергиево-Казанском кафедральном соборе. Участники празднования возложили венки к Вечному огню. Торжественный акт проходил в областной филармонии, с докладом о Тысячелетии Крещения Руси выступил протоиерей Никодим Ермолатий, клирик Введенского храма г. Курска, затем состоялся концерт архиерейского хора.
24 июня 1988 года в Доме Знаний в рамках празднований Курской областной организацией общества «Знание» был проведен «круглый стол» с участием студентов и преподавателей курских вузов. В работе принимал участие и архиепископ Ювеналий. Присутствующие обсуждали следующие вопросы: «1000-летие введения христианства на Руси», «Духовная культура: история и современность». Встреча проходила два с половиной часа при переполненном зале (свыше 500 чел.), среди присутствующих было много представителей интеллигенции города, лекторов-атеистов, молодежи, верующих.
Юбилею предшествовал ряд статей религиозной тематики в областных газетах «Курская правда» и «Молодая гвардия», публиковались интервью с архиепископом Ювеналием и уполномоченным Совета по делам религий по Курской области, рассказ об участии 11 июня 1988 года священнослужителей г. Курска в «Волне мира», когда настоятель кафедрального собора иерей Владимир Диденко выступил на митинге, а священники курских церквей шли в процессии вместе с трудящимися города.
Несмотря на изменение государственной политики в отношении религии, на местах продолжалось если не негативное, то весьма настороженное отношение партийно-правительственного аппарата к возрождению религиозной жизни. Не везде местные власти шли на контакт с религиозными организациями, правящим архиереем. Так, в Курской области даже к началу юбилейных торжеств «руководство облисполкома и горисполкома так и не сочли нужным принять у себя архиепископа Ювеналия, хотя об этом уполномоченным Совета по делам религий велся разговор и в обкоме КПСС и в облисполкоме. Не состоялось подобных встреч за все 3,5 года его службы в Курско-Белгородской епархии».
В период подготовки и празднования 1000-летия Крещения Руси Русская православная церковь получила возможность участвовать в общественной жизни государства. Кроме того, юбилей христианства открыл возможности возрождения социальной деятельности и для представителей других религий. По мнению юристов, юбилей православия «способствовал активизации процессов демократии в других конфессиях, став как бы моделью, пробным шагом на пути их движения к освобождения из-под гнета государственно-партийной регламентации». Параллельно в стране возникла другая проблема, о которой Председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР К.М. Харчев говорил преподавателям Высшей партийной школы в период подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, в марте 1988 года: «Раньше мы давили Русскую Православную Церковь и не сдерживали сектантов, так как боялись, что они уйдут в подполье и мы окончательно потеряем над ними контроль. Но ведь католики, протестанты, баптисты, евангелисты, адвентисты и многие другие имеют центры и органы управления вне досягаемости советской власти, и потому их бурный рост чреват непредсказуемыми последствиями».
Именно во время юбилейных торжеств был отмечен рост активности во многих регионах религиозной организации Евангельских христиан-баптистов (далее – ЕХБ). Так, в г. Курске община ЕХБ организовала 17 июля 1988 года «водное крещение» в урочище Хохлов лес на левом берегу реки Тускарь, приурочив это к празднованию 1000-летия Крещения Руси. По информации заместителя Уполномоченного Совета по делам религий по Курской области А.Т. Стрелкова, в этом мероприятии «согласно визуальной оценке приняло участие около 2-х тысяч человек, в том числе около 400 верующих. Община пополнилась 37 новыми членами». Руководству ЕХБ неоднократно предлагалось разделить обряд Крещения и торжества в связи с тысячелетием Крещения Руси, однако со стороны руководства ЕХБ это предложение «не встретило поддержки», более того, с их стороны было отмечено стремление привлечь к торжествам широкое внимание жителей г. Курска, использовать их для миссионерской работы. При подготовке к проведению обряда Крещения представители ЕХБ допускали нарушения: не дождавшись официального разрешения, они с 9 июля 1988 года начали активные действия. В общественных местах, например, в парке 1 Мая, происходила раздача пригласительных билетов, которая сопровождалась «пением псалмов и пропагандой Библии». По городу были расклеены объявления с приглашением на праздник. Причем, в объявлениях отсутствовало указание на то, кто проводит праздник, посвященный 1000-летию Крещения Руси, использовалась символика Русской православной церкви, что давало повод считать, что «торжества состоятся под эгидой епархиального управления». Подобные действия членов ЕХБ способствовали приходу большого числа людей на это мероприятие, которые, узнав, что Русская православная церковь не принимает в этом участия, «были несколько разочарованы». В связи с такими действиями у руководства ЕХБ возникли сложности в отношениях с архиепископом Ювеналием: Недовольство высказывали и местные органы гражданской власти в связи с тем, что во время мероприятии, проводимого ЕХБ, создавалась обстановка религиозного фанатизма, запугивания верующих приближением конца света, в завуалированной форме делались клеветнические намеки на органы власти.
Таким образом, политические изменения в стране, начавшиеся с приходом к власти М.С. Горбачева, и последовавшие в результате его политики ослабление цензуры, открытие «железного занавеса», тенденции к соблюдению в стране свободы совести, интерес общества к истории и культуре Православия изменили положение религиозных организаций в стране. За очень незначительный промежуток времени на государственном уровне были предприняты шаги по оказанию помощи Церкви в проведении юбилейных торжеств масштабно. Празднование в 1988 году 1000-летия Крещения Руси на государственном уровне явилось подтверждением изменения государственной политики в СССР в отношении религии и стало не только культурно-историческим, но и политическим событием. Однако местные власти весьма настороженно относились к возрождению религиозной жизни в регионах. В Курской области юбилейные торжества стали отправной точкой в построении взаимоотношений между светской и церковной властью. В связи с изменением государственной политики в отношении религии в СССР активизировались различные религиозные организации. В Курской области использование во время празднования 1000-летнего юбилея христианства руководством ЕХБ вводящих в заблуждение население Курской области форм работы привело к развитию напряженных отношений как с Русской православной церковью, так и с местной гражданской властью. В целом празднование юбилея христианства в Курской области – регионе, где большинство жителей идентифицируют себя с Православием, стало началом совместной работы светской и церковной властей в социальной сфере.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 532; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!