VI.7. Современный Курский край и православные традиции



 

В конце 1990-х гг. продолжался рост религиозности российского населения, возрождалась православная культура. Высказанное в 1995 г. предположение, что «факторы роста религиозности носят временный характер, со временем можно ожидать ее стабилизацию или даже ослабление влияния»[70], не подтвердилось. Если данные социологического опроса середины 1990-х гг. свидетельствовали о наличии 52% верующих россиян, то, по сведениям 2000 г., 60% жителей России верят в Бога[71]. На Х Рождественских образовательных чтениях приводились данные 2001 г., основанные на различных социальных опросах, в которых отмечалось, что «от половины до двух третей наших граждан считают себя верующими, из них 75% - православные, 16% - мусульмане, 4% - протестанты, 2% - буддисты, 1% - иудаисты, 1% - язычники, нетрадиционные религии все вместе – менее 1%, католики – менее 1%»[72].

Взятый Россией в начале 1990-х гг. курс на построение демократического государства был сопряжен с рядом трудностей. Коренные политические преобразования, отсутствие демократических традиций, экономический и духовный кризис стали реалиями российской жизни начала 1990-х гг. Произошедшие в перестроечную эпоху в политической, социально-экономической, культурной сферах изменения негативно сказывались на уровне благосостояния и духовного развития общества. В начале 1990-х гг. все активнее традиционные духовные ценности подменялись иными, чуждыми российскому менталитету, происходили преобразования, выдвигающие на первое место культматериального благосостояния, снижающие принцип ценности духовной жизни. Кризисная ситуация в обществе побудила к поиску «духовно-нравственного иммунитета». После уничтожения в советский период в соответствии с проводимой государственной политикой православной культуры в обществе со второй половины 1980-х гг. начался процесс религиозного возрождения. Изменения в этот период отмечаются и в характере религиозности: появилась категория молодых верующих, религиозность которых выражалась как осознанная и отстаиваемая мировоззренческая позиция[73].

Семидесятилетняя идеологическая пропаганда не принесла государственной власти ожидаемых результатов в плане насаждения атеистической убежденности, о чем свидетельствовали возрождение православной культуры и рост религиозности среди российского населения, начавшиеся в середине 1980-х гг. Отличительной приметой российской жизни рубежа 1980 – 1990-х гг. стало повышение авторитета Русской православной церкви среди населения. Результаты опроса общественного мнения середины 1990-х гг. показывали, что «институт Церкви пользовался гораздо большим доверием россиян, чем все институты власти…»[74]

В соответствии с произошедшими изменениями молодому демократическому российскому государству необходимо было строить взаимоотношения с Церковью после долгих десятилетий атеистической идеологии.

О возрождении православной культуры в Курской области свидетельствуют следующие факты. В Курской епархии восстанавливались мужские Знаменской (г. Курск) и Никольский монастыри (г. Рыльск), Знаменская Коренная Пустынь (Курская область, Золотухинский район), женский Троицкий монастырь (г. Курск); в области повсеместно начинали возрождаться православные храмы[75], велась работа по возвращению Курской епархии церковных зданий, утвари[76]. 15 июня 1990 года был возобновлен Крестный ход с иконой Курская Коренная Знамения Божией Матери. В июле 1992 года началось постепенное возвращение Знаменского собора Русской православной церкви. Так, к 15 июля 1992 года собор начал «очищаться» от кинозалов и эстрад, Курско-Белгородскому епархиальному управлению была передана часть алтаря[77].

В 1995 г. в городе Курске открыт Памятный знак в честь 700-летия обретения иконы Божией Матери Знамения Курской Коренной скульптора В.М. Клыкова. Внимание органов исполнительной власти к возрождению в регионе православной культуры подтверждает то, что в мае 1990 г. по инициативе комитета по культуре и искусству администрации Курской области в м. Свобода Золотухинского района основан историко-культурный центр «Коренная пустынь», основными задачами которого были культурно-просветительская работа, возрождение традиций, приобщение населения к памятникам отечественной культуры[78].

Интерес жителей Курской области к православной культуре сделал востребованным освещение этой тематики в средствах массовой информации. Местные периодические издания отражали на своих страницах религиозную проблематику, рассказывали о возрождении православной культуры в крае. Кроме того, в Курской области стали появляться специальные периодические издания, раскрывающие православную тематику: в 1993 году появились газеты «Курское вече», «Воскресение», «Земля Северская». В апреле 1994 года была создана пресс-служба Курской епархии, которая стала организатором радиопередачи «Колокол». В августе 1994 года на курском телевидении стала выходить программа «Преображение». В 1996 году негосударственная радиокомпания «Ассонанс» начала регулярную трансляцию передачи «Знамение». В 1999 году был возобновлен выпуск газеты «Курская быль», издавалась православная газета «Курские епархиальные ведомости». Еженедельно на курском радио выступал митрополит Курский и Рыльский Иувеналий, на курском радио и телевидении существовали передачи «Колокол» и «Преображение».

Обращение жителей Курской области к ценностям и культуре православия, проявившееся во второй половине 1980-х годов во многом было определено исторически сложившимися культурными традициями. Курская область занимает значительное место в истории российской культуры. «Упоминание о Курске в памятниках древнерусской письменности, существование на его территории почитаемой христианами святыни (иконы «Богоматери Знамения Курской Коренной») прежде всего представляют Курский край как область с давними культурными традициями», - отмечает Н.К. Шабанов[79]. Педагоги Курской области указывали на положительное влияние людей старшего поколения на становление ценностной ориентации детей. Так, учитель изобразительного искусства школы № 5 г. Курска Воронина Жанна Олеговна, определяя уровень подготовленности детей к возможному изучению основ православной культуры, отмечала: «Большое спасибо нашим бабушкам, благодаря им дети имеют представление о некоторых понятиях, многие посещали храм, воскресные школы».

Православная культура всегда была традиционной для Курской земли, о чем свидетельствуют многочисленные исторические факты. Анализ источников позволяет утверждать, что наличие в Курской области нескольких религиозных конфессий было характерно как в более ранний период истории, так и в конце ХХ в., однако традиционной и имеющей значительно большее количество последователей религией было и остается православие, которое во многом определяло культурную ситуацию в регионе, что позволяет говорить о Курской области как о «регионе однородной национальной культуры»[80]. Например, в Курской губернии в 1891 г. из 596 каменных и 483 деревянных культовых строений 563 и 477 соответственно составляли православные церкви и соборы, было 12 монастырей и 26 часовен, 1 еврейская молельня и 1 лютеранская кирха[81].

В 1996 г. на территории города Курска управлением юстиции администрации области зарегистрировано 8 различных конфессий: Православная церковь Московской патриархии, Поместная церковь Евангелистских христиан-баптистов, Поместная церковь адвентистов 7 дня, Христианский миссионерский центр «Ковчег», Российский проповеднический центр «Санкиртана» Международного сознания Кришны, римско-католическая община, общественное объединение библейского знания. Представители конфессии Евангелистских христиан-баптистов владели Поместной церковью «Благодать», молитвенным домом, была открыта воскресная школа; католическая община, зарегистрированная в Курске в 1993 г., богослужения проводила в здании польского костела. Христианский миссионерский центр «Ковчег» осуществлял богослужения в Доме культуры АО «Аккумулятор», на которых присутствовало до 100 человек; зарегистрированная в 1995 г. иудейская община на момент регистрации включала 14 человек; 37 членов включает зарегистрированная в 1995 г. Курская церковь евангелистских христиан-баптистов.

И все же определяет в Курской области религиозную жизнь Русская православная церковь[82]. Курское Епархиальное управление в 1996 г. только в областном центре насчитывало 15 приходов, духовную семинарию и православную гимназию. По сведениям управления юстиции администрации Курской области на 5 января 1999 г., Государственный реестр религиозных объединений насчитывал 295 организаций, из которых 185 прошли перерегистрацию в соответствии с законом. Крупнейшей религиозной конфессией являлась Русская православная церковь, включающая более 250 приходов.

«Процессы происходящие в экономической, общественно-политической и культурной жизнистраны за последние годы, коренным образом изменили правовое положение церкви и верующих.

Религиозная картина Российской Федерации, впрочем как и Курской области в настоящее время отличается пестротой и разнообразием. На территории РФ действуют с зарегистрированными уставами 16 749 религиозных объединения, более 60 вероисповеданий.

Согласно сведениям управления юстиции администрации Курской области, на 5 января 1999 года Государственный реестр религиозных объединений насчитывает 295 организаций, из них 185 прошли перерегистрацию в соответствии с законом.

Крупнейшей религиозной конфессией является Русская Православная Церковь Московского Патриархата (РПЦ МП), насчитывающая более 250 приходов. На территории области осуществляют свою деятельность общины церкви Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), Совета церквей ЕХБ, адвентистов седьмого дня, христиан веры евангельской-пятидесятников, Русской православной свободной церкви, Истинно-православной церкви (катакомбная), Новоапостольской церкви, харизматической церкви «Сила Евангелия», Свидетелей Иеговы, Римско-католической церкви, Украинской православной церкви Киевского патриархата, старообрядческой церкви Новозыбковской архиепископии. Действуют также иудейская община, община мусульман, Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона, общество «Сознание Кришны», последователи рериховского учения «Живая этика», учения Порфирия Иванова «Детка».

По данным отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов прокуратуры Курской области, с начала действия нового Федерального закона обращений граждан по вопросам нарушения их прав на свободу вероисповедания не поступало. Все виды деятельности религиозных организаций не противоречат их Уставам и соответствуют нормам внутреннего права данных организаций.

Наряду с привычными и уже ставшими, в какой-то мере традиционными протестантскими конфессиями Евангельских христиан баптистов, адвентистов седьмого дня, пятидесятников, именно в 90-е годы на территории Курской области появились экзотические кришнаиты и последователи рериховской «Агни Йоги» , напористые «Свидетели Иеговы» и отколовшиеся от пятидесятников последователи «Церкви полного Евангелия». Кроме этих, явно существующих и проповедующих свои идеи религиозных объединений, тайно готовят своих адептов доморощенные сатанисты, ученики Махариша Махеш йоги, саентологи и мунниты.

Палитру религиозной деятельности в Курской области определяет Русская православная церковь Московского патриархата.

В последнее десятилетие наладилось плодотворное сотрудничество органов государственной власти, деятелей культуры , интеллигенции и представителей РПЦ МП в сферах образования, патриотического воспитания, профилактики правонарушений. Под патронажем Православной Церкви ежегодно проводятся областные мероприятия : Дни славянской письменности и культуры, Всероссийский фольклорный фестиваль памяти Н. Плевицкой, день святых жен - мироносиц, день призывника, день Великой Победы. Традиционный крестный ход с чудотворной иконой Курская Коренная.

Одним из интересных направлений совместной работы является реализация совместно с департаментом образования Курским государственным педагогическим университетом факультативной программы изучения православной культуры в Курской области.

 В настоящее время этот курс преподается в 226 школах области.

Среди других конфессий, представленных на территории Курской области, наибольшую активность проявляют Евангельские христиане-баптисты (ЕХБ), «Свидетели Иеговы», адвентисты седьмого дня.

Поместная церковь ЕХБ является второй по численности конфессией на территории области (34 общины до перерегистрации). Общины активно занимаются просветительской и благотворительной деятельностью. Церковь имеет свою радиостудию, организует летние лагеря, открыла библейский колледж.

Традиционными стали в Доме культуры завода резинотехнических изделий г. Курска семинары религиозной организации «Свидетелей Иеговы», на которых присутствуют делегаты из Белгорода, Воронежа, Ст. Оскола, в том числе около тысячи курян – приверженцев этой религиозной организации. Быстро развивающейся религиозной организацией является Курская христианская харизматическая церковь «Сила Евангелия», входящая в Ассоциацию христиан веры евангельской «Харизма». С передачей костела в 1997 г. (бывший городской Дом культуры) в пользование католической общине города возросла численность посещающих общину людей с 15 до 150 прихожан. Расширяется и её общественная деятельность. При костеле планируется открыть образовательные курсы. Еженедельно проводятся концерты классической и духовной музыки.

Активную деятельность по регистрации центра «Дианетика» развернули последователи саентологического учения- выпускники Московского Хаббард-колледжа.

Курское областное общество библейского знания (адвентисты седьмого дня) проводит циклы лекций с привлечением преподавателей Заокской Духовной академии.

В старообрядческой общине (новозыбковский толк) произошел раскол. Курский приход Успения Божией Матери изгнал с кафедры назначенного около 3-х лет назад епископа Льва. Следствием раскола стал переход общины во главе с настоятелем о. Апполинарием под омофор Румынской старообрядческой церкви. Конфликт до сих пор не разрешен.

Значительная часть религиозных организаций по-прежнему предпочитает действовать не регистрируя своих общин. Так, объединения пятидесятников имеют лишь один юридический адрес – центр-миссию «Ковчег», и это при том, что общины этой конфессии имеются в нескольких районах области, также уменьшили число регистрируемых общин христиане-баптисты Российского Союза Ехб, централизовав множество групп вокруг сильных приходов.

Не прекращают попытки легализоваться и откровенно деструктивные религиозные объединения. Так в августе 2000 г. в области побывали миссионеры учения Свами Вишну Дева (Минцева В.В.). Об этом деятеле известно лишь то, что в своё время он являлся активным последователем Сёко Асахары, а после запрета деятельности АУМ Синрикё основал свою организацию.

Происходящий религиозный ренессанс в стране, безусловно, вызвал у населения повышенный интерес к религии Среди посещающих храмы увеличилось число интеллигенции, молодежи, возросло количество венчаний и крещений. По данным Всесоюзного опроса общественного мнения в 1990 г., неверующими себя считали лишь 52% населения.

Заметное возрастание числа новых религиозных объединений, главным образом, связано с полученной возможностью легализовать свои религиозные убеждения. Религиозная идеология взята на вооружение многими общественно-политическими движениями.

Сейчас на территории РФ функционируют 376 зарегистрированных миссий. Кроме них действуют организации не желающие юридически оформлять свое присутствие.

В Россию свободно проникают представители эзотерических религий, носящих мистический характер, представляющих угрозу здоровью человека. Число так называемых «тоталитарных сект», в последнее время выдавливаемых из стран Европы и Америки, постоянно растет. Бесспорно это нарушает религиозную стабильность и нарушает этноконфессиональный баланс.

Причина наплыва в Российскую Федерацию такого количества миссионеров прежде всего политическая. Тому доказательство- особый интерес к принятию закона «О свободе совести и религиозных объединениях, когда и президент США Клинтон и Римский Понтифик Иоан-Павел II высказывались о реакционности принимаемого закона.

По данным правоохранительных органов часть миссионеров, прибывающих в Россию с проповеднической деятельностью занимаются сбором информации далекой от проповеди»[83].

Государственная политика во второй половине 1990-х гг. способствовала реализации потребностей населения Курской области в возрождении и изучении православной культуры. Так, к Крестному ходу из Курска в Коренную пустынь было приурочено открытие в июне 1997 г. в селе Винниково Курского района музыкального фестиваля «Дежкин Карагод», посвященного памяти выдающейся исполнительницы русских народных песен Н. Плевицкой. Стало традицией ежегодное проведение Всероссийского фольклорного фестиваля памяти великой певицы под патронажем Русской православной церкви. 16 января 1998 г. в Курске открыл свое представительство Международный Фонд славянской письменности и культуры, деятельность которого направлена на возрождение духовного и культурного наследия. Курским отделением Фонда возрождены празднования Дня жен-мироносиц, Дней славянской письменности и культуры[84]. 1 августа 1998 г. в Коренной пустыни открыт памятный знак преп. Серафиму Саровскому (скульптор В.М. Клыков). 30 октября 1998 г. вышло постановление губернатора Курской области № 566 «Об отнесении памятников культовой архитектуры к категории памятников местного значения». Продолжают восстанавливаться храмы и монастыри. Так, в 1997 г. в области было открыто 5 православных приходов, в 1999 г. – 11. В реставрации Ильинского храма активное участие принимал Курскпромбанк[85].

Жители Курской области приняли активное участие в праздновании 2000-летия Рождества Христова. Например, 24 сентября 2000 года в историко-культурном центре «Коренная пустынь» состоялся областной фестиваль духовной хоровой музыки, посвященный юбилею христианства. В фестивале принимали участие Государственная Академическая капелла им. М.И. Глинки из г. С.-Петербурга, хоровые коллективы г. Курска и области; в декабре того же года в выставочном зале г. Курска начала работу областная художественная выставка «Золотые купола»[86].

В Курской области в начале ХХI в. продолжали развиваться потребности населения в возрождении православной культуры. Заметным стало влияние православной культуры на социальную, культурную, экономическую сферы. Приведем некоторые факты, подтверждающие развитие православной культуры в регионе. Так, 23 сентября 2001 г. в м. Свобода Золотухинского района было торжественно провозглашено о возрождении Курской Коренской ярмарки, которая «должна в будущем преодолеть чисто этнографический, развлекательный характер и стать действенным инструментом экономической жизни области»[87]; тогда же в рамках программы духовного, социального и культурного развития Курской области состоялось официальное открытие выставочного комплекса Коренской ярмарки[88]. В течение нескольких лет День города Курска отмечался 25 сентября, в день Крестного хода с иконой Курской Коренной Знамения Божией Матери. В 2001 г. заповедное урочище Знаменская роща возвратили Курской епархии Русской православной церкви, и уже 7 октября 2002 г. после 80-летнего перерыва состоялось богослужение в восстановленном храме во имя Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова[89]. В феврале 2001 года по благословению митрополита Курского и Рыльского Иувеналия создан Курский региональный общественный фонд православных традиций, социально-экономического и культурного возрождения «Коренная пустынь»[90]. 5 июня 2003 года в м. Свобода Золотухинского района воздвигнут поклонный крест, возведение памятника приурочено к 100-летию канонизации преп. Серафима Саровского.

Отрадно наблюдать, что в области возрождались традиции меценатства. Так, в Конышевке 12 сентября 2001 года был открыт новый православный храм во имя Александра Невского. Эта церковь строилась по инициативе и на средства бывшего президента «Агрохолдинга», депутата Государственной Думы РФ А. Четверикова[91]; летом 2002 года был заложен храм в селе Луговом Хомутовского района, который строился на средства Ю.Ф. Коновалова[92].

В книге «Хроника культурной и художественной жизни Курской области: 1960 – 2000» представлена хронология развития культурной жизни нашего региона. Мы предлагаем познакомиться с выбранными нами отдельными фактами, отражающими возрождение православной культуры. Представленные сведения собраны по материалам архивов организаций и публикациям областной прессы 1960 – 1990-х годов.

«1984, декабрь.

­ 12 декабря на кафедру Курско-Белгородской епархии назначен архиепископ Иувеналий (Спиридон Алексеевич Тарасов).

1988, июнь.

­ В г. Курске и области прошло празднование 1000-летия Крещения Руси.

1988, сентябрь.

­ Открылась выставка произведений курских художников, посвященная 1000-летию Крещения Руси.

1989, август.

­ 8 августа началось возрождение Коренной Рождества Пресвятой Богородицы пустыни, в м. Свобода Золотухинского района

1990, март.

­ 19 марта освящена Успенская церковь (храм Успения Божией Матери) в г. Курчатове

1990, апрель.

­ 23 апреля при Курско-Белгородском Епархиальном управлении открылась городская воскресная школа.

1990, май.

­ В м. Свобода Золотухинского района по инициативе комитета по культуре и искусству администрации области основан историко-культурный центр «Коренная пустынь». Большую работу по созданию центра и сбору материала для него осуществил директор Вячеслав Николаевич Лысых. Основные задачи центра: культурно-просветительская работа, возрождение традиций, приобщение посетителей к памятникам отечественной культуры.

1990, июнь.

­ 15 июня возобновлен Крестный ход с иконой Курской Коренной Знамения Божией Матери.

1990, сентябрь.

­ 1 сентября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в г. Курске открыто Духовное училище. Ректором назначен игумен Иоанн (Попов).

­ 15 – 19 сентября состоялось перенесение мощей Святителя Иосифа; первый приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Курскую землю.

­ Молодые курские архитекторы приняли участие в республиканском смотре-конкурсе на лучший проект года (г. Москва). За проект «Реконструкция Польского костела для размещения в нем зала органной музыки» Дипломом II степени награжден Н.Л. Брагин.

1990, декабрь.

­ 25 декабря курское Духовное училище преобразовано в Духовную семинарию. Епархии возвращен Рыльский Свято-Никольский мужской монастырь.

1991, сентябрь.

­ 20 сентября в Курск из Елоховского Патриаршего собора г. Москвы была доставлена рака с мощами святителя Иосафа (Горленко), епископа Белгородского и Обоянского.

1992, июль.

­ 24 июля Епархии возвращен Знаменский собор (ранее мужской монастырь) г. Курска

1992, декабрь.

­ В течение года в Курской области открыт 51 православный приход.

1993, октябрь.

­ В Троицкой церкви бывшего женского монастыря (на улице Горького) разместился храм Курской семинарии и классы для занятий.

1993, декабрь.

­ За 1993 г. в Курской области было открыто 9 храмов, создано Православное благотворительное братство преп. Серафима Саровского.

1994, март.

­ 22 марта священномученик Архиепископ Курский и Обоянский Онуфрий включен в число местночтимых святых Курской епархии.

1994, сентябрь.

­ 1 сентября в г. Курске открылась первая в Центральном Черноземье православная гимназия во имя преп. Феодосия Печерского. Директором назначена Лидия Ивановна Шутеева. Председателем попечительского совета стал епископ Белгородский Иоанн (Попов).

1995, июль.

­ 18 июля Курско-Белгородская епархия разделилась на Курско-Рыльскую (во главе с архиепископом Иувеналием) и Белгородко-Старооскольскую (возглавил епископ Иоанн).

1995, сентябрь.

­ 20 сентября в г. Курске состоялось торжественное открытие Памятного знака в честь 700-летия обретения иконы Божьей Матери Знамения Курской Коренной (скульптор В.М. Клыков)

­ В местечке Свобода состоялся межрегиональный фольклорный праздник, посвященный 700-летию явления иконы Знамения Божьей Матери. В торжествах принял участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В празднике участвовали фольклорные коллективы и мастера декоративно-прикладного искусства Курска и области, а также гости из Белгорода, Воронежа и Липецка.

1997, август.

­ Отмечено 400-летие Курской Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни (наместник – архимандрит Иоанн)

1997, сентябрь.

­ 1 сентября в 300 школах Курской области введен курс православной культуры (автор программы – д.п.н., профессор КГПУ В.М. Меньшиков)

1998, август.

­ 1 августа в Коренной пустныни (м. Свобода Золотухинского района) открыт памятник преподобному Серафиму Саровскому (скульптор В.М. Клыков)

1998, октябрь.

­ 30 октября вышло постановление губернатора Курской области № 566 «Об отнесении памятников культовой архитектуры к категории памятников местного значения»

1999, январь.

­ 5 января был возобновлен выпуск газеты «Курская быль», не издававшейся после Октябрьской революции 1917 года. Главным учредителем газеты выступило курское областное отделение международного фонда славянской письменности и культуры. В новой редакции газета «Курская быль» пропагандирует славянские традиции, освещает культурную жизнь области, способствует развитию православного образования и духовному возрождению Курского края.

1999, май.

­ 24 мая во дворе КГПУ Архиепископом Курским и Рыльским Иувеналием заложен и освящен камень на месте будущего храма Св. Кирилла и Мефодия.

1999, июнь.

­ Началась реконструкция Знаменского мужского монастыря в г. Курске (проект авторского коллектива, в состав которого вошли В.П. Семенихин, А.В. Руцкой, В.Н. Михайлова)

1999, декабрь.

­ В 1999 г. в Курской области было открыто одиннадцать православных приходов.

2000, февраль.

­ 24 февраля Архиепископ Курский и Рыльский Иувеналий был возведен в сан Митрополита.

2000, сентябрь.

­ 24 сентября в историко-культурном центре «Коренная Пустынь» народный артист России В. Ломако открыл фестиваль православной духовной музыки, посвященный 2000-летию Рождества Христова

­ В День города (24 и 25 сентября) состоялось открытие и освящение двух памятников: Александру Невскому (работы нашего земляка, известного скульптора В. Клыкова) и А.С. Пушкину (скульптор Н. Криволапов)

­  В г. Курске состоялся областной фестиваль духовной хоровой музыки, посвященный 2000-летию Рождества Христова. В фестивале принимали участие Государственная Академическая капелла им. М.И. Глинки из г. С.-Петербурга (дирижер В. Чернушенко), хоровые коллективы г. Курска и области. Прозвучали произведения Д. Борятинского, Г. Свиридова, П. Чайковского, П. Чеснокова» [93].

 

Контрольные вопросы

1. Какова, на Ваш взгляд, роль патриарха Тихона в сохранении православной культуры в Российском государстве?

2. Расскажите о взаимоотношениях Русской православной церкви и Всероссийского Союза демократического православного духовенства и мирян во главе с А.И. Введенским, А.И. Боярским, И. Егоровым. Почему обновленческое движение активно поддерживалось руководством страны?

3. Как обновленческое движение развивалось в Курском крае? Каково отношение курян к обновленцам? Кто руководил обновленческим движением в государстве и, в частности, в Курской епархии?

4. В чем состояла опасность обновленческого движения?

5. Какие изменения в государственной политике в отношении Русской православной церкви произошли во время Великой Отечественной войны? Почему?

6. Как годы «хрущевской оттепели» отразились на развитии православной культуры в стране и в Курском крае в частности?

7. Приведите примеры взаимоотношений государственной власти и Русской православной церкви в Курской области на современном этапе.

8. Охарактеризуйте современную конфессиональную картину Курского края. Какая религия является для нашего региона традиционной и имеет наибольшее число последователей?

9. Как развивается духовная жизнь Курского края в ХХI веке, происходит общественный процесс поиска духовно-нравственных идеалов в культурно-историческом наследии православия?

10. Какова роль местных СМИ в возрождении православной культуры?

ГЛОССАРИЙ[94]

Агиография– жанр христианской литературы, описывающий жития святых. Жития святых составляют существенную часть Священного Предания. Представляют собой литературную и историческую ценность.

Базилика– прямоугольная постройка, состоящая обычно из трех продольных частей (нефов), ориентированных с запада на восток и разделенных колоннами или столбами. Сформировалась еще в архитектуре Древнего Рима, а затем получила широкое распространение в раннехристианскую эпоху как основной тип культовых сооружений. На востоке трансформировалась в крестово-купольный храм.

Барабан – венчающая часть здания, несущая купол, имеет цилиндрическую или многогранную форму.

Библия –главная книга христиан. По своему содержанию делится на две неравные части: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Заветвключает 22 канонические книги (по числу букв еврейского алфавита), 7 книг неканонических (канон – «официально принятый список книг»). Новый Завет– часть Библии, являющаяся наряду с Ветхим Заветом Священным Писанием христиан. Состоит из 27 книг, созданных в I – II вв. н.э. В Новый Завет входят 4 Евангелия (от Матфея. Марка, Луки, Иоанна, то есть Четвероевангелие), книга Деяния апостолов, 21 Послание апостолов и Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова).

Велесова книга– первый полный литературный перевод на русский язык священных текстов новгородских волхвов IХ века. Это источник, в котором отражены история и верования многих европейских и азиатских народов от конца II тысячелетия до нашей эры до IХ века нашей эры.

Деисус, деисис, деисусный чин (греч. – моление, прошение) – икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа Вседержителя (Пантократора), а справа и слева от него соответственно – Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр. В послеиконоборческую эпоху икона "Деисус" помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратилась в деисусный чин высокого иконостаса.

Добрый пастырь, Христос – символический тип изображения Христа, широко распространенный в раннехристианском искусстве; раскрывает эпитет, прилагаемый к Христу в Св. Писании (Ис. 6.0.11; Ин. 10.11). Изображался в виде пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче – с заблудшей овцой за плечами (Лк. 15.3-7). Особое распространение получил во времена гонений на христианство, поскольку этот образ выражал идею особого покровительства избранным. Был ориентирован на аллегорический язык позднеантичного искусства. Со временем уступил место в иконографии историческому типу изображения Христа.

Знамение(Богоматерь Знамение) – широко распространенный тип изображения Богоматери, основанный на важнейшем из пророчеств Исайи, неоднократно приводимом в новозаветных текстах (Ис. 7.14), – "Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил". Представляет Богоматерь с воздетыми руками (Оранта), несущую на груди изображение Христа Эммануила (обычно в круглом медальоне). Центральная тема этого изображения – воплощение Сына Божьего в человеческом образе. Изображения Богоматери Знамение получают широкое распространение в ХI – ХII вв. – как в византийском, так и в древнерусском искусстве. Однако само наименование "Знамение" известно только на русской почве и связано, очевидно, с текстом ветхозаветного пророчества Исайи ("Господь даст вам знамение..."). Во всех остальных местах подобным изображениям присваивались самые разнообразные эпитеты, заимствованные главным образом из молитвенных песнопений в честь

Иконография (греч.) – в средневековом искусстве устойчивая традиция изображения различных лиц и событий, складывающаяся на основе разнообразных источников (Св. Писание, апокрифы, агиография, предания и легенды, литургические песнопения) и организующая их в соответствии с принятыми догматическими, символическими и литургическими толкованиями.

Канон (греч. – норма, правило) – 1. Совокупность правил, предопределяющих форму и содержание православного искусства. 2. Особый жанр богослужебных песнопений. 3. Постановление Вселенских соборов об основах вероучения и церковной жизни. 4. Совокупность канонических книг Ветхого (22) и Нового Заветов (27).

Киноварь – сернистая ртуть, краска ярко-красного цвета, применяемая в иконописи.

Киот (греч. – ковчег) – деревянный украшенный шкафчик (часто створчатый) или остекленный ящик для икон.

Ковчег – в иконописи углубленное среднее поле иконной доски.

Крестово-купольная система– архитектурная система (композиция), при которой к подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре цилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру (таким образом купол оказывается над перекрестьем двух взаимно перпендикулярных осей храма). Сформировалась полностью уже к V веку (церковь св. Давида в Салониках, Греция); получила широчайшее распространение в византийской и древнерусской архитектуре начиная с IХ – ХI вв.

Левкас (греч. – белый) – в иконописи название грунта, представляющего собой тертый мел, размещенный на животном или рыбьем клею. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску; после высыхания шлифуется.

Нерушимая стена– особый эпитет, присваивавшийся, как правило, изображениям Богоматери Оранты (например, Богоматерь в конце апсиды Софии Киевской); заимствован из Акафиста Богоматери ("Радуйся, царствия нерушимая стено").

Нимб (лат. – облако, туча) – условное обозначение сияния вокруг головы в изображениях Христа, Богоматери, святых и т.д. Известен в античности начиная с эпохи эллинизма; с IV века распространяется в христианском искусстве. Нимб бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный, восьмиугольный) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (т.н. "крестчатый нимб") – важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа.

Одигитрия (греч. – путеводительница) – один из самых распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем; Младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток, реже – книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Существуют различные предположения относительно происхождения этого типа изображения Богоматери, безусловно, являющегося одним из древнейших (хотя само наименование "Одигитрия" появляется в источниках не ранее IX века). По всей вероятности, самые ранние изображения представляли Богоматерь в рост, стоящей или сидящей, однако впоследствии предпочтение отдавалось поясным спискам. Икона Богоматери Одигитрии пользовалась чрезвычайным почитанием в Византии; списки с нее получили широкое распространение на Руси с самого начала ее христианизации. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Смоленская, Иерусалимская (Грузинская), Тихвинская, Иверская.

Оклад – украшение лицевой поверхности иконы или переплета Евангелия.

Омофор (греч. – наплечник) – знак архиерейского (епископского) сана; длинная полоса материи, украшенная крестами и возлагаемая на плечи поверх всех других священнических одежд. Омофор обозначает заблудшую овцу (т.е. заблудший род человеческий), а облаченный в него епископ изображает собой Христа – Доброго Пастыря, который взял заблудшую овцу на плечи и отнес в дом Отца Небесного.

Орант (лат. – молящий, взывающий) – персонаж, представленный в молитвенной позе с воздетыми вверх руками.

Оранта (лат. – молящаяся) – один из типов изображения Богоматери, восходящий к раннехристианским изображениям душ умерших, которые молятся за оставшихся на земле живых; представляет Богоматерь без Младенца, в рост, с воздетыми руками, т.е. в традиционном жесте заступнической молитвы. После сложения системы росписи православного храма (начиная с IX века) Богоматерь Оранта изображается, как правило, в верхнем регистре росписей алтарной абсиды. В контексте храмовой росписи тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с "миром дольним" – у нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, который снисходит через нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм – отсюда Богоматерь Оранта трактуется как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви (например, в композиции "Вознесение"). Наиболее часто этот образ используется в монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве.

Охра – в иконописи земляная краска; цвет от желтого до красно-коричневого – в зависимости от металла, окисел которого входит в состав земли.

Паволока – ткань, которая наклеивается на иконную доску перед наложением левкаса (грунта) – для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски.

Пантократор(греч. «всевластитель») поясное изображение Иисуса Христа, благословляющего правой рукой и с Евангелием в левой руке. Такое изображение помещается в православных храмах обычно в сводах главного купола.

Парус – в архитектуре один из элементов перекрытия крестовокупольного храма; сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата в плане к окружности купола. В парусах средневекового или древнерусского храма располагались, как правило, изображения четырех евангелистов.

Скиния (греч. – шатер) – древнееврейский переносной храм, созданный по указаниям Бога, которые Моисей получил на горе Синай.

София(греч. – премудрость), Премудрость Божия – в Ветхозаветных книгах Притчей Соломоновых, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, олицетворение высшей мудрости и творческой любви Бога, Его мироустрояющая воля, принцип творения мира. Христианская традиция, начиная с апостольских времен, отождествляет Софию с вторым лицом Св. Троицы, Сыном Божиим Иисусом Христом ("мы проповедуем... Христа, Божию силу и Божию премудрость" – 1 Кор. 1.24 и др.).

Спас в силах – особый тип изображения Христа Пантократора (см.) в радужном сиянии небесной славы и в окружении небесного воинства и четырех апокалиптических животных, символизирующих четырех евангелистов, несущих Его слово во все концы земли. Сформировался на основе пророческих видений (Иез. 1.428) и Апокалипсиса (Откр. 4.2-9), а также сочинения ПсевдоДионисия Ареопагита "О небесной иерархии". В русской иконографии известен с начала XV в.; икона "Спас в силах" располагалась, как правило, в центре деисусного ряда иконостаса русского православного храма.

Спас Нерукотворный– особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Обретен в 545 г. вместе с новым отпечатком на черепице, в 944 г. перенесен в Константинополь; утрачен после нашествия крестоносцев в 1204 г. Современная наука связывает Туринскую плащаницу с Нерукотворным образом. Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле – как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. Списки с него получили широкое распространение в византийской и древнерусской живописи. В русской иконографии "Спас Нерукотворный" известен с ХI – ХII вв. В XVII в. распространяются изображения "Плат св. Вероники", трактующие происхождение Нерукотворного образа в том варианте апокрифа, как это было известно на Западе. Согласно этой версии Нерукотворный образ отпечатался чудесным образом на плате, которым праведная женщина Вероника отерла лицо страдающего Христа, когда Он шел на Голгофу.

Умиление – особый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери, а также один из иконографических типов образа Богоматери, где она изображена ласкающей Младенца, который прижимается к ее щеке.

Фреска –одна из техник стенных росписей, живопись по сырой штукатурке красками. Выполненные в этой технике, росписи украшают православные храмы на протяжении столетий.

Христианство – одна из трех мировых религий, вместе с буддизмом и исламом, возникшая в I в н.э. в Палестине, которая являлась восточной провинцией Римской империи. Первоначально было религией угнетенных слоев общества, однако в IV в. н.э. христианство становится государственной религией Римской империи. Быстро распространилось по всему миру. В процессе развития христианство разделилось на 3 ветви: православие, католицизм, протестантизм, в рамках которых выделилось множество самостоятельных течений, сект. Христианство – монотеистическая религия. Основой стали представления об Иисусе Христе как Богочеловеке, спасителе мира, который принял страдания и смерть на кресте во искупление грехов человечества. Главный источник – Библия.

Энкаустика – живопись восковыми красками, расплавленными путем нагревания и наносимыми с помощью металлического инструмента или кисти.

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основные учебные пособия

1. Ильина З.Д., Лебедева О.В. Формирование православной церкви в Древнерусском государстве – Киевской Руси: учебное пособие. Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2007.

2. Курский край: культура и культурно-историческое наследие. Т. ХV. Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2002.

3. Связь времен. Поэтическое слово земли Курской: Литература, учебное пособие / Под общей ред. В.А. Ачкасова. Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2002.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 890; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!