Словари, справочники, энциклопедии
1. Библейская энциклопедия. М., 2001.
2. Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. - М., 2001.
3. Курск. Краеведческий словарь-справочник / Ред. кол.: Ю.А. Бугров (гл. ред.) и др. Курск: Изд. центр «ЮМЕКС»; ТОО «Барк», 1997.
4. Мифологический словарь / под ред Ботвинник М.Н., Коган М.А. М., 1990.
5. Мифы народов мира: В 2 т. М., 1997.
6. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. Изд. 3-е, доп. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
7. Православие. Словарь. М., 1989.
8. Религии мира. Энциклопедия. Т.6. Ч. 1, 2. М, 2001.
9. Русская мифология. Энциклопедия. М.: Эксмо; СПб: Мидгард, 2007.
10. Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996.
11. Христианство. Энциклопедический словарь. В 3 т. М., 1993-1995.
Дополнительная литература
1. Биллингтон Дж. Лики России. Страдание, надежда и созидание в русской культуре / Пер. с англ. О.А. Алякринского. М.: Логос, 2001.
2. Бунин А.Ю. Курское православное духовенство в годы Гражданской войны // Региональные проблемы повышения эффективности агропромышленного комплекса (материалы всероссийской научно-практической конференции, г. Курск, 20-22 марта 2007 г., ч. 2). Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2007. С. 242-244.
3. Бунин А.Ю. Миссионерская деятельность курского православного духовенства в 1905 – 1916 гг. // Церковь и общество: проблема взаимодействия религиозного и научного знания: материалы II научно-образовательных Знаменских чтений (28 февраля – 3 марта 2006 г.): В 2 т. Т. 1. Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. С. 395-400.
|
|
4. Бунин А.Ю. Обновленческий раскол и Курская епархия (1920-е гг.) // Пятые Дамиановские чтения (материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Курск, 26-28 марта 2008 г., ч.2). Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2008. С. 63-66.
Бунин А.Ю. Церковно-просветительская деятельность православного духовенства Курской губернии в нач. ХХ века // Курский край в истории Отечества. Материалы научно-практической конференции, посвященной 225-летию образования Курской губернии и 70-летию образования Курской области. Курск. 14 мая 2004. В 2 ч. – Курск: МУ ИЦ «ЮМЭКС», 2004 – Ч. 2/ под ред. к.и.н. А.Т. Стрелкова. – С. 58 – 61.
6. Велесова книга. М.: Менеджер, 1995.
7. Вторые Дамиановские чтения: Сборник материалов / Под общ. ред. В.В. Гвоздева, З.Д. Ильиной. Курск: Изд-во КГУ, 2003.
8. Гараджа В.И. Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Наука, 1995.
9. Дмитриев Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. 5-е изд., стереотип. М.: Искусство, 1985.
10. Документы и материалы к учебнику по отечественной истории. М.: Просвещение, 1992.
11. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Сост. игумен Дамаскин (Орловский). январь. Тверь: Булат, 2005.
|
|
12. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Сост. игумен Дамаскин (Орловский). февраль. Тверь: Булат, 2005. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Сост. игумен Дамаскин (Орловский). апрель. Тверь: Булат, 2006.
13. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Сост. игумен Дамаскин (Орловский). апрель. Тверь: Булат, 2006.
14. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. май. Тверь: Булат, 2007.
15. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Сост. игумен Дамаскин (Орловский). июнь. Тверь: Булат, 2008.
16. Ильина З.Д. Культура и власть: трансформация духовных ценностей горожан российской провинции (1976 – 1991 гг.). – Курск: Изд-во КГПУ, 1999.
17. Иоанн Бухарев, священник. Жития всех святых. Испр. и доп. изд. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2004.
18. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М.: Современник, 1993.
19. Ключевский В.О. Собр. соч. в 9-ти т. М.: Мысль, 1988.
20. Курск. Очерки истории города. Воронеж: Центр.-Чернозем. книжное изд-во, 1975.
21. Курский край: история и современность / Под ред. Б.Д. Беспарточного. 2-е изд., переработ. и доп. Курск: АП «Курск», 1995.
22. Лазарев В.Н. Русская иконопись: от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 1994.
|
|
23. Макарий (Булгаков). История русской церкви. Кн. 1. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Кн. 7. 1996.
24. Миронов В.Б. Народы и личности в истории. Очерки по истории русской и мировой культур: В 3 т. Т. 3. М.: Звонница-МГ, 2000.
25. Нерубенко И.П. Скульптура в экспозиции Курского краеведческого музея: Учебное пособие. Курск: Изд-во КГУ, 2003.
26. Никандров Н.Д. Рождественским чтениям – 10 лет. Успехи и проблемы // Педагогика. 2002. № 8.
27. Новая скрижаль, или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. С.-Пб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1889.
28. Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга вторая / Сост. и общая ред. Л. Дмитриева, Д. Лихачева. М.: Худож. лит., 1989.
29. Пестов Н.Е. Жизнь для вечности. М.: Храм Преображения Господня в Тушино, 1999.
30. Петрова Т. Пещерные монастыри как явление русской духовной культуры // К свету. № 17. С. 97.
31. Православный церковный календарь на 2003 год. Курск: Издание Курской епархии, 2002.
32. Реутов В. История Курской Коренной иконы Знамения Божией Матери: прошлое и современность. Курск: Изд-во КГПУ, 2001.
33. Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: Сборник. М.: Столица, 1991.
|
|
34. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. М.: Наука и религия, 1992.
35. Сахаров А.Н. Забелин И.Е. Новая оценка творчества // Вопросы истории. 1990. № 7.
36. Святые земли Курской / Авт.-сост. свящ. Владислав Реутов. Курск: Изд-во КГУ, 2003.
37. Святые Русской земли / Под ред. игумена Петра (Пиголя). М.: ОАО «Московская типография № 6», 2007.
38. Слово о полку Игореве (Поэтич. пер. И.И. Шкляревского) / Слово о полку Игореве. М.: Книга, 1988.
39. Соловьев С.М. Из истории Древней России / Сост., авт. предисл. и примеч. А.И. Самсонов. М.: Просвещение, 1992.
40. Солоухин В. Время собирать камни. М.: Правда, 1990.
41. Страницы истории города Курска: Важнейшие события и даты с древнейших времен до наших дней. Воронеж, 1981.
42. Стяжание Святаго Духа. К 250-летию рождения в городе Курске преподобного Серафима, Саровского чудотворца. М.: Курский региональный общественный фонд православных традиций, социально-экономического и культурного возрождения «Коренная пустынь», строительная компания «Славяне», 2004.
43. Троице-Сергиева лавра: Художественные памятники / Гл. ред. Ю.А. Молок. М.: Искусство, 1967.
44. Успенский Л.А. Богословие иконы. М.: Паломник, 2001.
45. Феодоровский Государев собор / Авт. текста Л.В. Бардовская, Г.Д. Ходасевич. С.-Пб.: Изд-во Зимина, 2002.
46. Хроника культурной и художественной жизни Курской области: 1960 – 2000 / Сост., вступ. ст. Н.К. Шабанова. Курск: Изд-во КГПУ, 2002.
47. Юрковецкий В.Л. Церковь и государство. Эволюция взаимоотношений. Т.14. // Курский край. Курск: Изд-во КГПУ, 2001.
Интернет-ресурсы
1. Альфа и Омега http://aliom.orthodoxy.ru/index.htm
2. Благотворительный фонд «Русское Православие» http://www.ortho-rus.ru/
3. Интерфакс-Религия http://www.interfax-religion.ru/
4. Келия http://www.kelia.ru/
5. Мир религий http://www.religio.ru
6. Православие.Ru http://www.pravoslavie.ru/
7. Сайт «Россия Православная» http://orthodoxy.ru/
8. Сайт «Наука и религия» http://www.nauka-i-religia
9. Сайт «Религии мира» http://www.religionpease.ru
10. Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» http://ru.wikipedia.
11. Сайт «Фома» http://www.foma.ru/
12. Сайт http://www.korennaya.ru/index1.html
13. Сайт http://www.newlocalhistory.com/ustnaya/
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов……………………………………………………….. | 3 |
Введение……………………………………………………….…. | 4 |
Глава I. Формирование Православной церкви в Древнерусском государстве – Киевской Руси…………………….…. | 10 |
I.1. Язычество древних славян ……………………………….….. | 10 |
I.2. Начальный период христианства на Руси: 861 – 987 гг. ….. | 12 |
I.3. Киевский период в развитии христианства: 988 – 1237 гг. .. | 15 |
I.4. Роль христианства в формировании художественной культуры Древней Руси: архитектура и иконопись …………………. | 18 |
I.5. Курский край в ХI – ХIII вв. Феодосий Печерский – первый известный курянин ……………………………………..…… | 28 |
Глава II. ХIV – ХVI вв.: роль Православия в собирании русских земель вокруг Москвы …………………….………… | 35 |
II.1. «Москва – третий Рим» ……………………….…………….. | 35 |
II.2. Куликовская битва ………………………………………….. | 36 |
II.3. Святой Сергий Радонежский – заступник и молитвенник за землю Русскую ……………………………………………….... | 38 |
II. 4. Троице-Сергиева лавра – духовное средоточие России … | 41 |
II.5. Курский край после татаро-монгольского нашествия …… | 45 |
Глава III. Южные рубежи России в период возрождения Российского государства: ХVII век……….………………….. | 50 |
III.1. Церковный раскол: причины и последствия. Патриарх Никон и протопоп Аввакум ……………………………………… | 50 |
III.2. Влияние Запада и развитие национальной русской культуры ……………………………………………………………….. | 55 |
III.3. История православия в Курском крае в XVII в. …………. | 59 |
III.4. Вклад курян-священнослужителей в историю и культуру России в ХVII веке: Сильвестр Медведев и Карион Истомин ... | 61 |
Глава IV. Гонения на Православную церковь со стороны прозападного правительства России в ХVIII в.……………. | 63 |
IV.1. Петровские реформы и русская национальная культура ... | 63 |
IV.2. Православная культура Курского края в ХVIII в. ………... | 66 |
Глава V. ХIХ – начало ХХ века: поиск выхода из кризиса с помощью идеи Православия………………………………….. | 69 |
V.1. Нравственные искания в русском обществе в ХIХ в. ……. | 69 |
V.2. Строительство Храма Христа Спасителя – возвращение к русским корням и дань памяти о героях Отечественной войны 1812 г. …………………………………………………………….. | 71 |
V.3. Жизнь и служение Серафима Саровского и его прославление в лике святых ……………………………………………… | 74 |
V.4. Судьба иконы Божией Матери «Знамение» Курская Коренная ……………………………………………………………... | 77 |
V.5. Миссионерская и церковно-просветительская деятельность курского православного духовенства в 1905 – 1916 гг. ... | 78 |
Глава VI. Православная культура Курского края в условиях государственной политики атеизма……………………. | 86 |
VI.1. Развитие отношений Русской православной церкви с советской властью ……………….…………………………………. | 86 |
VI.2. Курское православное духовенство в годы Гражданской войны …………………………...…………………………………. | 92 |
VI.3. «Группа освобождения церкви»: по рассекреченным архивам Курского УФСБ ………………………………………... | 94 |
VI.4. Новомученики Курского края: архиепископ Дамиан (Д. Воскресенский), архиепископ Лука (В. Войно-Ясенецкий) …. | 104 |
VI.5. Церковное возрождение 1943 года. Деятельность Курской епархии в годы Великой Отечественной войны …………. | 115 |
VI.6. Становление и развитие советской тоталитарной культуры и гонения на Церковь в 1960 – 1970 гг. ……………….……. | 119 |
VI.7. Празднование 1000-летия Крещения Руси как начало изменения государственной политики в отношении религии. Юбилейные торжества в Курско-Белгородской епархии ……... | 124 |
VI.8. Современный Курский край и православные традиции … | 137 |
Глоссарий………………………………………………………… | 152 |
Список литературы …………………………………………….. | 157 |
[1] Велесова книга. М., 1995; Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. М., 1992.
[2] Слово о полку Игореве (Поэтич. пер. И.И. Шкляревского) / Слово о полку Игореве. М., 1988. С. 221, 223.
[3] Нерубенко И.П. Скульптура в экспозиции Курского краеведческого музея: Учебное пособие. Курск, 2003. С. 6.
[4] Цит. по: Макарий (Булгаков). История русской церкви. Кн. 1. М., 1994. С. 197-198.
[5] Соловьев С.М. Из истории Древней России. М., 1992. С. 37-39.
[6] Цит. по: Макарий (Булгаков). История русской церкви. Кн. 1. М., 1994. С. 227-228.
[7] Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М., 1993. С. 19.
[8] Дмитриев Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. М., 1985. С. 173.
[9] Ефод – верхняя короткая одежда.
[10] Виссон – тончайшая белая дорогая ткань из льна или хлопка.
[11] Ситтим – аравийская акация, отличающаяся твердостью и легкостью.
[12] Бородина А.В. История русской религиозной культуры: Основы православной культуры. М., 2003. С. 149-150.
[13] Петрова Т. Пещерные монастыри как явление русской духовной культуры // К свету. № 17. С. 97.
[14] Святые земли Курской /Авт.-сост. свящ. Владислав Реутов. Курск, 2003. С. 81.
[15] Феодоровский Государев собор / Авт. текста Л.В. Бардовская, Г.Д. Ходасевич. С.-Пб., 2002. С. 8.
[16] Успенский Л.А. Богословие иконы. М., 2001. С. 11, 36, 37, 39.
[17] Биллингтон Дж. Лики России. Страдание, надежда и созидание в русской культуре / Пер. с англ. О.А. Алякринского. М., 2001. С. 33.
[18] Лазарев В.Н. Русская иконопись: от истоков до начала XVI века. М., 1994. С. 21.
[19] Там же. С. 22.
[20] Новая скрижаль, или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. С.-Пб., 1889. С. 61.
[21] Курский край: история и современность / Под ред. Б.Д. Беспарточного. Курск, 1995. С. 28-29.
[22] Цит. по: Курск. Очерки истории города. Воронеж, 1975. С. 19.
[23] Курский край: история и современность / Под ред. Б.Д. Беспарточного. Курск, 1995. С. 32.
[24] Житие преп. Феодосия Печерского // Цит. по: Связь времен. Поэтическое слово земли Курской. Под общ. ред. В.А. Ачкасова. Курск, 2002. С. 33-35.
[25] Святой благоверный великий князь Димитрий Донской // Святые Русской земли / Под ред. игумена Петра (Пиголя). М., 2007. С. 170.
[26] Троице-Сергиева лавра: Художественные памятники / Гл. ред. Ю.А. Молок. М., 1967. С. 7.
[27] Преподобный Сергий Радонежский, всея России чудотворец // Святые Русской земли / Под ред. игумена Петра (Пиголя). М., 2007. С. 175-176.
[28] Сейчас мощи преподобного Сергия Радонежского находятся в Свято-Троицком храме Троице-Сергиевой лавры (прим. авт.).
[29] Иоанн Бухарев, священник. Жития всех святых. М., 2004. С. 378-379.
[30] Троице-Сергиева лавра: Художественные памятники / Гл. ред. Ю.А. Молок. М., 1967. С. 15.
[31] Троице-Сергиева лавра: Художественные памятники / Гл. ред. Ю.А. Молок. М.: Искусство, 1967. С. 15-16.
[32] Лазарев В.Н. Русская иконопись: от истоков до начала XVI века. М., 1994. С. 7.
[33] Об истории обретения иконы, о становлении и развитии Коренной пустыни читайте в следующих изданиях: Арцыбашева Т.Н. Очерки культуры Курского края: Краевед. материалы. Вып. 2. Курск: Изд-во КГПУ, 2000. 104 с.: ил.; Из истории монастырей и храмов Курского края: Сб. ст. / Петров. акад. наук и искусств. Ред. кол.: А.Ю. Друговская (отв. ред.) и др. Курск: Изд-во КГМУ, 1998. 223 с.; Лебедев Лев, протоиерей. Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь // Журнал Московской Патриархии. 1989. № 8; Реутов В. История Курской Коренной иконы Знамения Божией Матери: прошлое и современность. Курск: Изд-во КГПУ, 2001. 205 с.; Стяжание Святаго Духа. К 250-летию рождения в городе Курске преподобного Серафима, Саровского чудотворца. М.: Курский региональный общественный фонд православных традиций, социально-экономического и культурного возрождения «Коренная пустынь», строительная компания «Славяне», 2004. 248 с.: ил.; и др.
[34] Курск. Очерки истории города. Воронеж, 1975. С. 21.
[35] Макарий (Булгаков). История русской церкви. Кн. 7. М., 1996. С. 21.
[36] Житие Аввакума // Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Книга вторая / Сост. и общая ред. Л. Дмитриева, Д. Лихачева. М., 1989. С. 358.
[37] О трех исповедницах слово плачевное // Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Кн. вторая / Сост. и общая ред. Л. Дмитриева, Д. Лихачева. М. 1989. С. 452.
[38] Апанасенок А.В. Старообрядчество в Курской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. Вторые Дамиановские чтения: Сб. материалов / Под общ. ред. В.В. Гвоздева, З.Д. Ильиной. Курск, 2003. С. 113-116.
[39] Ключевский В.О. Собр. соч. в 9-ти т. Т.3. М., 1988. С. 395.
[40] В соответствии с челобитной Гаврилы Малышева – выборного на Земский собор от «Курских детей боярских» – было запрещено скоморошество, народные театры знаменитого Петрушки (кукольники), «народные игрища и другие позорища» (зрелища) по всем городам России; за ослушание велено было бить батогами, а «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды» ломать и жечь, так как их грубоватые шутки и сценки часто не нравились представителям власти, содержали «непотребные», «непригожие слова» в адрес местных «царских людей», а в фольклоре Курского края настойчиво звучало желание жить вольно, как на Дону, «где без бояр живут», или как на Украине, «где люди вольные, черкасы бояр повывели». См.: Ключевский В.О. Собр. соч. в 9-ти т. Т.3. М., 1988. С. 256-257; Страницы истории города Курска: Важнейшие события и даты с древнейших времен до наших дней. Воронеж, 1981. С. 18-48.
[41] Цит. по: Сахаров А.Н. Забелин И.Е. Новая оценка творчества // Вопросы истории. 1990. № 7. С. 14.
[42] Нерубенко И.П. Скульптура в экспозиции Курского краеведческого музея. Курск, 2003. С. 7-9.
[43] Успенский Л.А. Богословие иконы. М., 2001. С. 275-276.
[44] Стяжание Святаго Духа. К 250-летию рождения в городе Курске преподобного Серафима, Саровского чудотворца. М., 2004. С. 74-75.
[45] «Модель идеального государства» строилась Петром I по образцу западноевропейских стран, где «бытовые блага», «устроенные дома» являлись результатом естественного исторического развития народов, в России же Петр отводил подданным пассивную роль исполнителей повелений монарха («наши люди ни во что сами не войдут, ежели не приневолены будут»). С помощью полиции Петр властно вторгался в духовную, частную, даже интимную жизнь людей: указы правительства определяли размеры штрафов для лиц, уклонявшихся от посещения церкви; дворянство и купечество должно было развлекаться в ассамблеях (указ предусматривал время их проведения, перечислял забавы, допускаемые на таких собраниях); внешность подданных также находилась под бдительным надзором правительства: предписывался покрой и цвет платья, «определялась судьба растительности на лице» (здесь и далее, до конца сноски - В. Ключевский). Правительственные указы учили подданных правилам хозяйствования: когда и как убирать хлеб (косами вместо серпов), выделывать кожу только ворванным салом, а не дегтем; строить печи не на полу, а на фундаменте. Приверженцы новшеств, искавшие помощи и уроков на Западе, столкнулись с политическими и церковными староверами. Петр горячо ополчился против мелочей (платье, борода), которыми прикрывались дорогие для русского человека предания старины. Он хотел обрить и одеть всех подданных по-иностранному, чтобы облегчить им сближение с иноземцами. В январе 1700 г. с барабанным боем был возвещен указ: «к масленице, не позже, надеть кафтаны венгерские»; в 1701 г. – новый указ: «мужчинам надеть верхнее платье саксонское и французское, а исподнее – камзолы, штаны, а также сапоги, башмаки и шапки – немецкие, женщинам – шапки, кунтуши, юбки и башмаки – тоже немецкие». Купцы за торг русским платьем наказывались кнутом, конфискацией имущества и каторгой. Ключевский В.О. Т. 4. М., 1989. С. 27-236.
[46] Биллингтон Дж. Лики России. Страдание, надежда и созидание в русской культуре / Пер. с англ. О.А. Алякринского. М., 2001. С. 67.
[47] Ключевский В.О. Собр. соч. в 9-ти т. Т. 4. М., 1988. С. 185-186, 193-195.
[48] Лазарев В.Н. Русская иконопись: от истоков до начала XVI века. М., 1994. С. 7.
[49] Раушенбах Б.В. Развитие Киевской Руси как результат ее христианизации // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991. С. 31.
[50] Цит. по: Лысых В.Н. Возрождение Курской Коренской ярмарки – торгового центра юга России // Курская быль. 2001. № 10 (352).
[51] Тальберг Н. История русской Церкви. Изд-во Сретенского монастыря, 1997. С. 572. Цит. по: Реутов В. История Курской Коренной иконы Знамения Божией Матери: прошлое и современность. Курск, 2001. С. 33-34.
[52] Письмо Л.Н. Толстого Николаю II // Документы и материалы к учебнику по отечественной истории. М., 1992. С. 9-10.
[53] В различных описаниях жизни Серафима Саровского встречается двоякое написание фамилии его семьи – Машнины и Мошнины. Согласно принятой в последнее время версии, основанной, в частности, на исследованиях протоиерея Льва Лебедева, предпочтительнее форма записи «Машнин». См.: Стяжание Святаго Духа. К 250-летию рождения в городе Курске преподобного Серафима, Саровского чудотворца. М., 2004. С. 7.
[54] Стяжание Святаго Духа. К 250-летию рождения в городе Курске преподобного Серафима, Саровского чудотворца. М., 2004. С. 7.
[55] Стяжание Святаго Духа. К 250-летию рождения в городе Курске преподобного Серафима, Саровского чудотворца. М., 2004. С. 12.
[56] Стяжание Святаго Духа. К 250-летию рождения в городе Курске преподобного Серафима, Саровского чудотворца. М., 2004. С. 75.
[57] Кузнецов А.И. Обновленческий раскол в Русской Церкви // «Обновленческий» раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). Кн. 27. / Сост. Соловьев И.В. М., 2002. С. 212-216, 226; Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922 – 1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997. С. 135, 140-141, 162, 189-190.
[58] Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922 – 1925 гг. М.- Новосибирск, 1997. С. 114; То же. / Кн. 2. Политбюро и церковь. 1922 – 1925 гг. Новосибирск – М., 1998. С. 11, 16, 22; Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922 – 1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997. С. 37.
[59] Емельянов С.Н. Власть и церковь: Эволюция государственной религиозной политики и институтов церковного управления в губерниях Центрального Черноземья. 1917–1922. Курск, 2001. С. 145, 148.
[60] Архив УФСБ по Курской области . Ф. 10 (т. 4). Оп. 3. Д. 1. Л. 449.
[61] Там же. Ф.а-2. Д. П-109. Л. 8.
[62] Реутов В. Архиепископ Дамиан – сын земли Курской // Вторые Дамиановские чтения: Сборник материалов / Под общ. ред. В.В. Гвоздева, З.Д. Ильиной. Курск: Изд-во КГУ, 2003. С. 17-22.
[63] Сидоров Г.А., Сидоров Д.Г., Сидоров А.Г. В.Ф. Войно-Ясенецкий: святитель-хирург // Вторые Дамиановские чтения: Сб. материалов / Под общ. ред. В.В. Гвоздева, З.Д. Ильиной. Курск, 2003. С. 30-38.
[64] Пестов Н.Е. Жизнь для вечности. М., 1999. С. 130.
[65] Пестов Н.Е. Жизнь для вечности. М.: Храм Преображения Господня в Тушино, 1999. С. 130.
[66] Юрковецкий В.Л. Церковь и государство. Эволюция взаимоотношений. Т.14. // Курский край. Курск, 2001. С. 111-118.
[67] Биллингтон Дж. Лики России. Страдание, надежда и созидание в русской культуре / Пер. с англ. О.А. Алякринского. М., 2001. С. 61.
[68] Солоухин В. Время собирать камни. М., 1990. С. 126
[69] До 17 июля 1995 года существовала Курско-Белгородская епархия, руководил которой архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий; в соответствии с определением Священного Синода Курско-Белгородская епархия была преобразована в Курскую и Рыльскую епархию и Белгородскую и Старооскольскую епархию, возглавили которые соответственно архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий и архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
[70] Зуев Ю.П. Динамика религиозности в России в ХХ веке и ее социологическое изучение // Гараджа В.И. Социология религии. М., 1995. С. 194.
[71] Миронов В.Б. Народы и личности в истории. Очерки по истории русской и мировой культур: В 3 т. Т. 3. М.: Звонница-МГ, 2000. С. 539.
[72] Никандров Н.Д. Рождественским чтениям – 10 лет. Успехи и проблемы // Педагогика. 2002. № 8. С. 4.
[73] Зуев Ю.П. Динамика религиозности в России в ХХ веке и ее социологическое изучение // Гараджа В.И. Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М., 1995. С. 192.
[74] Никандров Н.Д. Рождественским чтениям – 10 лет. Успехи и проблемы // Педагогика. 2002. № 8. С. 4.
[75] Штукина Л. Создан православный приход // Курская правда. 1994. 5 марта.
[76] По данным, собранным Н.К. Шабановым, в Курской области в 1992 г. был открыт 51 православный приход, в 1993 г. – 9, в 1994 г. – 7, в 1995 г. – 8. См.: Хроника культурной и художественной жизни Курской области: 1960 – 2000 / Сост., вступ. ст. Н.К. Шабанова. Курск, 2002. С. 105, 109, 115.
[77] Курские епархиальные ведомости. 1992. № 6 (25).
[78] Грива Т. Родника просвещения // Курская правда. 1993. 2 апреля. С. 3.
[79] Хроника культурной и художественной жизни Курской области: 1960 – 2000 / Сост., вступ. ст. Н.К. Шабанова. Курск, 2002. С. 4.
[80] Ильина З.Д. Культура и власть: трансформация духовных ценностей горожан российской провинции (1976 – 1991 гг.). Курск, 1999. С. 20.
[81] Арцыбашева Т.Н. Христианизация куря и православные традиции: памятники культового зодчества, церковное искусство и др. // Курский край: культура и культурно-историческое наследие. Т. ХV. Курск, 2002. С. 49.
[82] Курск. Краеведческий словарь-справочник / Ред. кол.: Ю.А. Бугров (гл. ред.) и др. Курск, 1997. С. 331-332.
[83] Шаповалов А.И.Государство и религиозные объединения: проблемы взаимодействия // Вторые Дамиановские чтения: Сб. материалов / Под общ. ред. В.В. Гвоздева, З.Д. Ильиной. Курск, 2003. С. 241-246.
[84] Хроника культурной и художественной жизни Курской области: 1960 – 2000 / Сост., вступ. ст. Н.К. Шабанова. Курск, 2002. С. 131.
[85] Кириллова Л. Миллионы для храма // Городские известия. 1997. 21 августа.
[86] Хроника культурной и художественной жизни Курской области: 1960 – 2000 / Сост., вступ. ст. Н.К. Шабанова. Курск, 2002. С. 149, 151.
[87] Штукина Л. Отрада и утешение Курского края (В Коренной пела ярмарка) // Курские епархиальные ведомости. 2001. № 9 (68).
[88] Традиционный Крестный ход // Курская быль. 2001. № 7 (349).
[89] Штукина Л. Возрождение Знаменской рощи // Православный церковный календарь на 2003 год. Курск, 2002. С. 108; В Знаменской роще запоют колокола // Курские епархиальные ведомости. 2002. № 1.
[90] О Курской Коренской ярмарке – торговом центре юга России // Курская быль. 2001. Май; Традиционный Крестный ход // Курская быль. 2001. № 7.
[91] Комков К. В Конышевке воздвигнут храм // Курские епархиальные ведомости. 2001. № 9 (68).
[92] Село храмом держится // Курские епархиальные ведомости. 2002. № 8.
[93] Хроника культурной и художественной жизни Курской области: 1960 – 2000 / Сост., вступ. ст. Н.К. Шабанова. Курск, 2002.
[94] При составлении глоссария был использован материал следующих изданий: Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Сост. Л.В. Соколова. Под ред. О.В. Творогова. М.: Просвещение, 1996. 240 с.; Мифы народов мира: Энциклопедия/ Под ред. С.А. Токарева. В 2-х т. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1997; Мюллер Ф.М. Введение в науку о религии: Четыре лекции, прочитанные в Лондонском Королевском институте в феврале – марте 1870 года. / Пер. с англ., предисловие и комментарии Е.С. Элбакян. Под общ. ред. А.Н. Красникова. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. 264 с.; Полный православный богословский энциклопедический словарь / В 2-х т. (репринтное изд-е). М., 1992; Словарь исторических терминов, имен и историко-географических названий / Сост. А.П. Торопцев. М.: РОСМЕН, 2002. 348 с. и др., а также материал из сети Интернет.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!