Архиепископ Дамиан (Д. Воскресенский),



Архиепископ Лука (В. Войно-Ясенецкий)

В первые годы Советской власти многие священнослужители, в том числе и Курской епархии, открыто выступали против гонений нового правительства на Русскую православную церковь. В их числе архиепископ Курский и Обоянский Дамиан (Воскресенский), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и др.

Архиепископ Курский и Обоянский Дамиан (Воскресенский).

«Двадцать третьего октября 1873 года в день памяти святых мучеников Евлампия и Евлампии, у священника села Брусовое Фатежского уезда Курской губернии, настоятеля Михайловской церкви Григория Воскресенского родился сын, названный при крещении Дмитрием.

Вся жизнь отца Григория протекала в церковной отраде. Видя пасторскую заботу родителя, Дима тоже возгорел желанием посвятить себя служению Богу и людям, и, получив благословения отца, поступил в духовное училище. Позднее, окончив в 1894 году Курскую духовную семинарию, он некоторое время служил псаломщиком Спасо-Преображенского собора в Путивле, затем надзирателем и учителем чистописания и черчения Старооскольского духовного училища. Шестого января 1897 года епископом Иувеналием (Половцевым) был рукоположен в иерея и назначен к церкви села Николаевка Путивльского уезда. Спустя четыре года, после смерти жены, Дмитрий Воскресенский поступил в Петербургскую духовную академию и, одновременно, в археологический институт. В день празднования иконы Божьей Матери Знамения (Курской Коренной), двадцать седьмого ноября 1904 года он был пострижен в монашество ректором академии епископом Сергеем (Старогородским) в присутствии Антония Волынского, подарившему отцу Дамиану «Псалтырь следованную» с дарственной надписью.

В годы русско-японской войны отец Дамиан состоял благочинным академического духовенства, и при этом исполнял обязанности священника в Суворовской церкви Академии Генерального штаба вместо убывшего на театр боевых действий Григория Шавельского.

По окончании, в 1905 году Петербургской духовной академии, Воскресенский назначается преподавателем Смоленской духовной семинарии. Спустя два года - смотрителем Старооскольского духовного училища, а еще через год его перевели в Обоянское духовное училище. Двадцать восьмого июля 1911 года Дамиан был возведен в сан архимандрита и назначен ректором смоленской духовной семинарии, где и застала его Октябрьская революция.

Преосвященный Дамиан участвовал в открытии мощей святых Иосафа, Ермогена и Питирима. В июле 1918 года он был хиротонисан в епископа Переяславского, викария Владимирской епархии.

Епископ Дамиан не смог оставаться равнодушным к начавшимся с первых дней советской власти гонениям на Церковь, расправам над священнослужителями, закрытию храмов, осквернению святых мощей. Активное и открытое выступление в поддержку Патриарха Тихона, защиту Русской Православной Церкви не осталось незамеченным властями. Уже в сентябре 1920 года Владимирский Ревтрибунал приговорил его к «лишению свободы сроком на все время гражданской войны» за хранение рукописей контрреволюционного характера. Хотя специальным предписанием ВЦИК епископ был освобожден из тюрьмы, ярлык «контрреволюционер» прочно приклеился к нему и ОГПУ требовался только повод для нового ареста.

И повод не заставил себя ждать. Начавшийся в Поволжье из-за сильной засухи голод быстро распространился по стране и стал бедствием для миллионов людей. Патриарх Тихон обратился с воззванием ко всем православным делать сборы деньгами и продовольствием, чтобы оказать помощь умирающему населению и благословил церковно-приходские советы и общины «жертвовать на нужды голодающих драгоценные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления». Однако, в феврале 1922 года ВЦИК узаконил изъятие всех церковных ценностей, в том числе и священных сосудов. Подобное решение духовенство рассматривало не иначе как святотатство и всячески препятствовало растаскиванию из храмов богослужебных предметов, что вызвало новые репрессии со стороны государства. Девятнадцатого марта того же года Ленин пишет секретную инструкцию, которая срочно передается в местные советы и предписывает провести «с максимальной быстротой и беспощадностью подавление реакционного духовенства». Епископ Дамиан, будучи настоятелем Свято Данилова монастыря, воспротивился изъятию имущества, как «принадлежавшего государству», за что и был арестован Владимирским губотделом ГПУ.

В обвинительном заключении отмечается, что «...Воскресенский, будучи не согласным с происходящими в церковной жизни событиями и не соглашаясь с проблемами реформ, отвечающими современному Советскому строю, вел тайную агитацию среди народных масс, натравливая последних на лиц обновленческого церковного направления... является человеком социально опасным, а потому в интересах Советской власти означенного Воскресенского... необходимо из пределов Владимирской губернии изолировать, применить к нему административную высылку сроком на три года». Цитируемый документ дополняет резолюция секретаря Губкома: «Президиум Губкома вполне присоединяется к заключению президиума отдела ГПУ и просит об утверждении ссылки». И 23 февраля 1923 года епископ Дамиан был выслан, согласно постановлению комиссии НКВД, в Туркестан на два года.

После ссылки Воскресенский вернулся в Переяславль-Залесский. В 1927 году он был возведен в сан архиепископа Полтавского, а спустя год возглавил Курскую епархию. Возвращению Дамиана в Курск предшествовало послание митрополита Сергия о том, что православные верующие считают Советский Союз своей «гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи». Но власти не хотели взаимной лояльности, своеобразного мирного сосуществования. В 1929 году секретарь ЦК ВКП(б) направил на места директиву, указывающую, что религиозные организации остаются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Начался новый виток гонений на служителей культа, совпавший по времени с периодом сплошной коллективизации в деревне. И кто как не архиепископ Курский более всего подходил на роль руководителя контрреволюционеров - священнослужителей в Курском крае?

В июне-июле 1932 года по западным районам Центрально-Черноземной области прокатилась волна массовых антиколхозных выступлений, проходивших в отдельных селах под лозунгами: «Отдайте землю и волю, и крестьянскую власть», «Советская власть нас ограбила, нам нужна власть без колхозов», «Долой колхозы, долой Советскую власть - власть бандитов, давайте царя». По данным ОГПУ в них участвовало до 63 тысяч человек. Проведенное по фактам народных волнений следствие пришло к выводу, что «контрреволюционные массовые выступления» явились результатом «подготовительной деятельности контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители церкви», возглавляемой архиепископом Дамианом». Вместе с владыкой было арестовано 3 епископа, 127 священников и дьяконов, 106 монахов и монахинь.

На следствии архиепископ Дамиан показал, что «...своей задачей во время управления Курской епархией ставил объединение в первую очередь вокруг священнослужителей, подчиненных мне, и вокруг отдельных верующих мирян, групп граждан, которые являлись глубоко верующими и способными защищать интересы церкви; представляли бы из себя ячейки ревнителей церкви для борьбы с всякими посягательствами на церковь и для проповеди православия.

Поэтому я в своих индивидуальных беседах с некоторыми священнослужителями и верующими неоднократно подчеркивал, что в ячейках «Ревнителей церкви» должны лежать следующие обязанности. Во-первых, привлечь в их состав действительно глубоко верующих православных, во-вторых, не допускать никаких нападок на церковь, в-третьих, прославлять имя Божие молитвою и примером доброй жизни и, в-четвертых, быть наиболее усердным посетителем храмов и вербовать других к тому же».

В материалах архивных уголовных дел, к сожалению, почти нет сведений о личной жизни Дмитрия Воскресенского, его семье. Только в анкетном листе, заполненным им 10 февраля 1922 года во Владимирской тюрьме имеется в пункте «семейное положение» запись: «...вдов, два сына: Михаил - 21 год, Андриан - 24... на иждивении находится сестра 65 лет». Там же дается описание его внешности: «Рост - выше среднего, крепкого телосложения, широкий лоб, нос большой, глаза голубые, волосы и борода - темно-русые, лицо крупное, чистое, походка степенная».

Коллегия ОГПУ 26 декабря 1932 года приговорила Воскресенского к расстрелу заменив его заключением в концлагерь сроком на десять лет. Можно только представить, какие новые испытания и лишения ждали 57-летнего человека в Соловецком лагере. Но, судя по архивным документам, и на Соловках, опальный архиепископ не смирился с попытками властей подчинить себе Русскую православную церковь. Его слова, что «сейчас у нас в России наблюдается полное бесправие, которого нигде никогда не было, но, в конце концов, истина Божия должна восторжествовать», высказанные в кругу братьев по несчастью, оказались в какой-то степени пророческими.

...Не так давно по благословению митрополита Курского и Рыльского Иувеналия в селе Брусовое в заброшенном, пустовавшем несколько лет доме-интернате для престарелых людей открыли церковь...

Архиерейский собор в 2000 г. причислил архиепископа Курского и Обоянского Дамиана к лику святых, т.е. канонизировал.

Церковное прославление (канонизация) того или иного святого - это есть зримое прославление и установление уже прославленных Богом угодников, внесенных в церковные святцы, тех, кто своей жизнью в Боге внесен в святцы небесные. Церковь прославляет святых на основании особых признаков вследствие явного указания на то воли Божьей»[62].


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 309; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!