V.3. Жизнь и служение Серафима Саровского



И его прославление в лике святых

Имя святого Серафима Саровского широко славится по всей Руси. И нам, курянам, особенно радостно, что наш край был Родиной этого замечательного человека, за свои жизненные подвиги названного чудотворцем.

Он родился в 1754 году в Курске в зажиточной и благочестивой купеческой семье Машниных[53], при крещении был назван Прохором. Семья Машниных взяла подряд на строительство Сергиево-Казанского собора, одного из самых красивых храмов нашего города. «Сия церковь великолепием своим превосходит прочих всех!» – говорится о со­боре в старинном документе.

Вам известен этот архитектурный памятник, похожий на большой и стройный бело-голубой корабль? Удивляет легкость, изящество и одновременно монументальная величественность храма. Здесь бережно хранится память о нашем земляке – Серафиме Саровском. В соборе есть икона с изображением преподобного Серафима. Это единственный прижизненный портрет святого.

Прохор рано лишился отца. Занималась воспитанием сына мать, привившая юному Прохору любовь к молитве и к храмам Божьим. В семилетнем возрасте мальчик упал с деревянных лесов, окружавших строящуюся колокольню Сергиевой церкви, и чудом остался целым и невредимым. На месте падения мальчика сейчас установлен памятный знак. Агафья Мошнина, увидев сына живым, уверилась, что на мальчике – Божья печать, и дала свое благословение, когда Прохор решил уйти из дома, чтобы стать монахом. В 17 лет он отправился в Киев на поклонение святым мощам.

«20 ноября 1778 года, накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, Прохор прибыл в Саровскую обитель, где с любовью был принят как послушник ее настоятеля кротким и смиренно-мудрым иеромонахом Пахомием (Леонтьевым) и в научение отдан старцу иеромонаху Иосифу, казначею. Подражая старцам, он раньше других приходил в храм, неподвижно, с закрытыми глазами, выстаивал богослужение до конца и уходил последним, жалея, что человек не может беспрерывно, подобно Ангелам, служить Богу.

Находясь на келейном послушании, Прохор со смирением выполнял и другие монастырские работы: в хлебне (хлебопекарня), на просфорне и в столярне, был будилыциком и пономарем. Никогда он не бывал праздным, но постоянной работой старался оградить себя от скуки, считая ее одним из «опаснейших искушений для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия»[54].

В 28 лет Прохор был пострижен в монахи и наречен именем Серафим, что значит «пламенный». Призванием отца Серафима была безмолвная жизнь, и он удалился в пустынную келью в густом лесу на берегу реки Саровки. Там он провел много лет в великих монашеских подвигах поста, молчания, молитвы. Некоторые монахи пытались разделить такую жизнь, но никто не мог выдержать испытаний. 30 лет посвятил Серафим Саровский подвигам подвижничества, что сравнимо только с жизнью первых христианских монахов-отшельников. Считая, что «мир во зле лежит», отец Серафим не смог «оставаться среди неумолкаемого шума страстей» и «весь погрузился в созерцание Бога».

«Восходя от силы в силу, подвижник усугубил труды, взял на себя особый подвиг – столпничество. Каждый вечер на закате преподобный поднимался на большой гранитный камень, лежавший в лесу на полпути от обители его кельи, и до рассвета с воздетыми к небу руками повторял молитву мытаря «Боже, милостив буди мне, грешному». С наступлением утра он возвращался в келию и в ней, чтобы уравнять ночные подвиги с дневными, вставал на другой, малый, камень, принесенный из леса, и оставлял молитву лишь для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей.

Тысячу дней и ночей, несмотря на мороз, дождь, зной и стужу, продолжал он это молитвенное стояние. Посрамленный диавол, оказавшись бессильным духовно препобедить старца, задумал умертвить его и наслал разбойников, которые, угрожая расправой, стали требовать у него денег. Не встретив сопротивления, они жестоко избили подвижника, проломили ему голову и сломали несколько ребер, а затем, все сокрушив в келии и ничего не найдя, кроме иконы и нескольких картофелин, бежали, устыдившись своего злодеяния.

Утром Преподобный с трудом добрел до обители. Восемь суток страдал он от нестерпимой боли, отказавшись от помощи врачей, вызванных настоятелем, предоставив свою жизнь воле Господа и Пречистой Его Матери. И когда надежда на выздоровление, казалось, исчезла, Пресвятая Богородица явилась старцу в тонком сне в сопровождении Апостолов Петра и Иоанна Богослова и даровала ему исцеление, произнеся слова: «Сей – от рода Моего». В тот же день Преподобный встал с постели и еще пять месяцев пробыл в монастыре до полного выздоровления. Старец остался навсегда согбенным и ходил, опираясь на топорик или на посох, однако обидчиков про­стил и просил не наказывать»[55].

Серафим Саровский взял на себя подвиг столпничества. 1000 дней и ночей он молился на камне, сходя только для короткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Три года отец Серафим провел в совершенном молчании «От молчания никто никогда не раскаивался», – говорил он. «Молчи, непрестанно молчи, – учил батюшка Серафим. – От уединения и молчания рождаются умиление и кротость, человек приближается к Богу, делается благочестивым и как бы земным ангелом. Молчание учит безмолвию... и дарует мир душе; люби молчание – входи в себя, внимая уму, очищаясь от страстей».

Возвратившись в монастырь, старец затворился в келье. Через 10 лет безмолвного уединения, умудренный опытом пустынножительства, просветленный разумом подвижник «снова отверз свои уста» и стал служить спасению многих душ, искавших благодатное слово. Скончался святой, стоя на коленях в молитве перед иконой Божьей Матери.

Преподобный Серафим обладал чудесным даром христианской любви. От него исходили милосердие и сострадание, которые столь необходимы людям, живущим на этой грешной земле. Многих, приходивших в Саровскую пустынь, он исцелял, примирял с жизнью, наде­лял душевным покоем. И сегодня люди обращаются к Серафиму Саровского за помощью.

Святому старцу в городе Сарове и Коренной пустыни поставлены памятники, созданные нашим земляком В. Клыковым.

Если вы придете в Сергиево-Казанский собор, остановитесь перед иконой Серафима. Здесь время словно замедлило свой бег. Изображение мирного старца удивит задумчивой молитвенностью, глубиной взгляда. Кажется, что эти глаза способны видеть всю скрытую сущность человека. И рассеются одиночество и печаль, в душу повеет покоем...

Перед святым ликом несложно представить, как молились наши предки, как просили у Серафима Саровского помощи и заступничества, благодарили за житейские радости, вспоминали умерших, укрепляя тем самым свою родовую память.

Велика заслуга Серафима Саровского в возвращения некогда оторванной от русской старины части высших слоев дворянства к истокам родной культуры и духовным идеалам православия. Его наставления и беседы с верующими передавались и наполняли содержанием жизнь русских людей в самые трудные минуты жизни.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!