III.3. История православия в Курском крае в XVII в



События Смутного времени захватили и Курский край. Лжедмитрий I, захватив в 1603 году Путивль, велел перенести икону Божией Матери «Знамение» Курская Коренная из Курска в свой лагерь, чтобы она сопутствовала ему на пути к престолу. Большим плачем провожали куряне свою Заступницу. Оказавшись в Москве по воле Лжедмитрия I, икона была установлена в Успенском соборе. Икона оставалась в Москве до закрепления правления новой царской династии и в 1615 году по прошению курян была возвращена в Курск.

Чудесна передаваемая из поколения в поколение история о роли иконы в ограждении страны от самозванца: Патриарх, молясь перед курской святыней, размещенной в Успенском соборе Московского Кремля, понял, что не может венчать на царство Лжедмитрия.

В 1612 году поляки осадили Курск. Курский гарнизон был небольшой, а ждать помощи неоткуда. Поляки, разрушив окраины, уничтожив мужской Троицкий монастырь, не смогли захватить город. Во время осады куряне дали обет, если удастся выстоять, построить монастырь. Курск выстоял. А куряне свое слово сдержали – сразу же после снятия осады стали строить монастырь в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курская Коренная. А в 1615 году по их просьбе царь Михаил Федорович вернул им с богатыми дарами и икону.

Курск в XVII веке стал одним из центров развивавшихся экономических связей между Россией и Украиной, Россией и Белоруссией. Должностным лицам на местах, в том числе Курска, предписывалось обеспечить украинским, белорусским, а также польским купцам “повольную” торговлю. И торговцы люди с Запада приезжали торговать “беспрестанно”. В ХVII веке Курск все больше и больше становился тыловым городом, что “самым благоприятным образом сказывалось на его хозяйственном и культурном развитии”.

История Курска XVII века насыщена военными событиями, что объясняется ролью города как важнейшего опорного пункта южных границ. И ни разу за всю историю существования Курска как города-крепости он не был покорен неприятелем. Так, в 1634 году внезапно ночью к Курску подошли польские войска. Но сами собой зазвонили колокола. Куряне смогли дать отпор захватчикам, а потом еще несколько месяцев успешно выдерживали осаду. Православные куряне объясняли это заступничеством Богородицы. «В связи с этим Курская Коренная икона приобретает на Руси широкое почитание как особенная помощница и покровительница в ратном деле. То, что это именно так, подтверждает чудесный случай написания Образа Курской чудотворной иконы на знамени Белгородского полка.

В 1676 году Курская Коренная икона была приносима на Дон для благословения Донских казачьих полков. В 1684 году от царей Петра и Иоанна Алексеевичей в Коренную пустынь был прислан список чудотворной иконы. Его сопровождало повеление о том, чтобы этот список во время военных походов находился среди русских полков. В 1689 году по указу тех же царей был сделан новый список с чудотворной иконы. Он сопровождал в том же году православное воинство в Крымском походе»[44].

XVII век – это время строительства монастырей. В XVII столетии куряне построили два монастыря в честь Коренной иконы. Так, монастырь в Коренной пустыни сразу же после появления стал одним из самых значимых монастырей России. Его слава была столь велика, что в Коренной возникла одна из самых знаменитых ярмарок России – Курская Коренная. С XVII века начинает свою историю известный женский Троицкий монастырь. В XVII веке были построены все главные храмы города Курска: Знаменский, Нижне-Троицкий и Верхне-Троицкий, Сергиево-Казанский, Воскресенско-Ильинский, Вознесенский и др.

Таким образом, к концу XVII века Курская земля стала подлинно христианским краем, а город Курск – важным административным центром Российского государства.

 

III.4. Вклад курян-священнослужителей в историю и культуру

России в ХVII веке: Сильвестр Медведев и Карион Истомин

Имена православных курян, потрудившихся во славу отечества и снискавших славу родному края, потомки-земляки произносят с гордостью – Курскому краю есть чем гордиться, и задача современных людей помнить этих людей и чтить их память.

В XVII веке широко было известно имя Сильвестра Медведева (в миру Симеона Агафониковича Медведева). Он родился в 1641 году в Курске в семье подьячего. За острый ум, образованность был вызван на работу в Москву в Приказ тайных дел. Как лучшему работнику, Медведеву предложили учиться в Латинской школе. Наставником его был известный просветитель Симеон Полоцкий. Именно под его влиянием Медведев принял монашеский постриг. Это позволило избрать в жизни иной путь, чем подьячество, уготовленное ему по рождению. По свиде­тельству С.Н. Брайловского, изучавшего биографию С. Медведева, Симеон приехал «в Коренную Рождество-Богородицкую пустынь, от Курска в 27 верстах». Историки утверждают, что Сильвестр Медведев, перебравшись на Курскую землю, занял здесь одно из первых мест как человек образованный и просвещенный.

В 1676 году монах покинул тихую обитель, перебравшись в Москву, где вскоре стал «справщиком и книгохранителем» Печатного двора.

После смерти своего учителя Симеона Полоцкого (1680 год) Сильвестр Медведев продолжает дело просвещения. В 1682 году он основал в Москве школу при Заиконоспасском монастыре и составил проект ее преобразования в академию.

Сильвестр Медведев занял место «первого придворного стихотворца». Выступая в защиту просветительских идей, он горячо спорил со старообрядцами и догматами православия.

Отношение к Сильвестру Медведеву было различным на протяжении долгих лет. Одни называли его карьеристом, другие считали мягким, откровенным человеком, горячим сторонником просвещения, «глубоко образованным и широко начитанным». Роковым стало для Медведева обвинение в заговоре против Петра I. Как участник этого заговора, Сильвестр Медведев был казнен в 1691 году.

Заслуги Сильвестра Медведева в истории литературы велики. Его считают «отцом славяно-русской библиографии». Известно сочинение «Оглавления книг и кто их сложил», которое было началом библиографической работы в стране. Сильвестр Медведев вслед за своим учителем Симеоном Полоцким подготовил традицию хвалебной оды. Вы уже знакомились с этим жанром на уроках литературы, изучая творчество М. Ломоносова, Г. Державина. Медведев задолго до Ломоносова создавал в своих одах образ идеального монарха.

В XVII веке в Курске родился Карион Истомин – политик, писатель, монах. Историки предположительно называют годом его рождения 1650. Образование получил у Сильвестра Медведева в Спасской школе. Карион Истомин, как и Сильвестр Медведев, был талантливым учеником Симеона Полоцкого.

Карион Истомин знал политику и риторику, владел латинским и греческим языками. Исследователи отмечают, что свое поэтическое творчество он начал в 1681 году приветственными панегирическими стихами царевне Софье. Прославляя «пречестнудеву и добросиянну», поэт говорит о роли мудрости в управлении государством (имя Софья в переводе с греческого означает «мудрость»).

Карион Истомин был сторонником просвещения и образования. Так, он обратился к царевне Софье со стихами, в которых просил ее основать в Москве учебное заведение для преподавания различных наук. Он использовал поэзию и для педагогических целей. Им были составлены «Малый букварь» (1694 г.) и «Большой букварь» (1696 г.). Ко всем буквам написаны небольшие дидактические стихотворения, к каждой статье сделаны гравюры (это первый иллюстрированный букварь). Букварь Кариона Истомина был первым аналогом современной азбуки. Важно и то, что поэт строит обучение не только по церковным книгам, но и по «гражданским обычаям».

Творчество Кариона Истомина отличалось разнообразием жанров: акафисты, богословские трактаты, наставления. Создал он и стихотворную энциклопедию "Полис", в которой дал характеристики различных наук, стран света. Большинство же произведений Кариона Истомина еще не напечатано. Карион Истомин, как и Сильвестр Медведев, был приверженцем силлабического стихосложения. На смену силлабике придет силлабо-тоническая система, разработанная Ломоносовым и Тредиаковским.

Контрольные вопросы

1. Какую роль играла православная церковь в истории России и Курского края в ХVII веке?

2. Каковы причины раскола, произошедшего в Русской православной церкви в ХVII веке?

3. Назовите последствия раскола православной церкви.

4. Расскажите о жизни и взглядах «идеолога» старообрядчества – протопопа Аввакума. Что, на ваш взгляд, привлекает потомков в образе этого человека?

5. Как развивалось старообрядчество на Курской земле?

6. Как изменения в общественно-политическом устройстве России повлияли на живопись, архитектуру?

7. В чем, на ваш взгляд, проявились отход от православных духовных ценностей и утрата самобытности русским дворянством в петровскую эпоху?

8. Какой вклад внесли куряне-священнослужители Сильвестр Медведев и Карион Истомин в историю и культуру России?


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 775; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!