ГЛАВА II. ХIV – ХVI ВВ.: РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ



В СОБИРАНИИ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ

II.1. «Москва – третий Рим»

В первой половине ХIV века оформилось учение о Московском царстве как центре мирового православия. Эта политическая теория определила не только направление деятельности Церкви, но и специфику русского сознания. Москва представлялась новым центром православия, последовательницей Рима и Константинополя – второго Рима.

Политические предпосылки возникновения данного учения таковы. Москва в ХIV-ХV веках все более укреплялась и возвышалась, росло могущество русского государства. На Соборе во Флоренции, проходившем с 1438 по 1445 годы, в котором участвовали византийские иерархи и митрополит Киевский и всея Руси Исидор, в 1439 году между греко-православной и римско-католической церковью была заключена уния, получившая название Флорентийской. Смысл унии заключался в принятии греко-православной церковью догм католичества. Определена она была, с одной стороны, стремлением папы Римского подчинить католической власти Восточную православную церковь, с другой – необходимостью получения Византией военной помощи от Западной Европы в борьбе против турок. Сразу после подписания унии Исидор получил от папы сан кардинала-пресвитера и звание легата от ребра апостольского для провинций Литвы, Ливонии, всей России и Польши. В 1441 году после посещения Литвы и западных городов Руси митрополит Исидор вернулся в Москву. Русское духовенство настаивало на том, что Флорентийской уния по своей сути являлась вероотступнической. Великий князь Московский Василий II и священство отказались одобрить решение митрополита Исидора, он был объявлен еретиком и заключен в Чудов монастырь. Позже Исидор бежал в Литву, затем в Рим. В 1443 году Иерусалимский собор православной церкви предал Флорентийскую унию анафеме.

В 1448 году Собор русских епископов избирает митрополитом Киевским и всея Руси епископа Рязанского Иону. Этот год в истории Русской православной церкви считается началом фактической русской митрополии.

Константинополь вновь теснят турки, поддержки в борьбе против турок Запад Византии не оказал, и в 1453 году, после взятия Византийской столицы, Восточно-Римская империя пала. В умах русских людей начинает выкристаллизовываться идея о том, что православная Русь осталась единственной хранительницей истинной веры. Свое выражение учение «Москва – третий Рим» находит в 1492 году в произведениях митрополита Зосимы и позже – в 1520-1530 годах – в трудах монаха псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея. Именно в его посланиях будущему царю Ивану Грозному окончательно оформилось данное учение. В течение следующих ста лет постулат «Москва – третий Рим» вошел в состав государственных законодательных документов и стал основой государственной идеологии Российского государства вплоть до конца ХVII века.

II.2. Куликовская битва

Начало 60-х годов ХIV века стало временем распада Золотой Орды на две враждующие части, расположившиеся по обеим сторонам Волги. Бесконечные междоусобицы, частая смена правителей ослабили привыкшее дотоле к победам татаро-монгольское воинство. Литовский князь Ольгерд воспользовался неустойчивостью власти и в 1362 году в битве у Синих Вод нанес ордынцам серьезное поражение. Это повлекло утрату контроля татарского ханства над Киевским, Черниговским, Волынским княжествами. Постепенно внутренняя вражда среди татаро-монголов прекратилась, фактическим властителем правобережной Орды стал темник (полководец) Мамай, однако отсутствие ханского происхождения не позволяло ему стать ханом. В 1373 году Орда напала на Рязанское княжество. Московский князь Дмитрий Иванович не решился прийти на помощь рязанцам, однако, почувствовав ослабление татаро-монголов, прекратил выполнять требования Орды.

В 1378 году русские войска, возглавляемые московским князем Дмитрием Ивановичем, в битве на реке Вожа одержали важную победу – это был чувствительный удар был для Золотой Орды.

К новому походу Мамай готовился серьезно: нанял итальянскую пехоту, заключил союз с литовским князем Ягайло, рязанским князем Олегом Ивановичем.

Князь Дмитрий Иванович выступил в 1380 году в поход против Мамая как глава Северо-Восточной Руси, объединившейся на борьбу с ордынским игом. Победа на Куликовом поле в 1380 году, одержанная русскими войсками над татаро-монголами, создала в сознании русского народа уверенность в неизбежности падения ордынского ига, хотя Золотая Орда продолжала собирать дань с Москвы вплоть до 1480 г.

В битве на Куликовом поле – впервые за 140 лет татарского ига – выступили против сил Орды объединенные русские войска, собранные благодаря энергии и мужеству Дмитрия Донского и высокому нравственному авторитету Сергия Радонежского. Именно за победу, одержанную в верховьях Дона, на Куликовом поле, князь Дмитрий Иванович был прозванным Донским. Благословение Сергием Радонежским, тогда Троицким игуменом, князя Дмитрия Донского, отправление с ним в поход двух богатырей-иноков, бывших бояр, Александра Пересвета и Андрея Ослябы, олицетворявших Церковь и всю Русь, подняли дух русского войска, придали походу на Мамая характер священной народной войны и во многом способствовали победе на Куликовом поле.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя – реальные участники битвы, и шли они на битву, облачившись в святую схиму, а не воинские доспехи. Символично, что Куликовское сражение начинается поединком православного инока Александра Пересвета и монгольского богатыря Челубея. В русской истории утвердилось мнение о том, что битва на Куликовом поле – борьба воинов единой русской земли с неверными не просто за свою Родину, но и в защиту Православия.

Велики заслуги Сергия Радонежского в деле объединения земель вокруг Москвы. Ему удавалось примирять враждующих между собой русских князей. Вот как рассказывается об этом в житийной литературе. «К затевавшему новую пагубную смуту Олегу Рязанскому пришел преподобный Сергий Радонежский. После этой беседы князь Олег заключил с благоверным Димитрием вечный мир, отрекся от удельных амбиций и признал старшинство Москвы-объединительницы. Мало кто знает, каким был конец жизни князя Олега. Он ушел в Солотчинский монастырь, где «жестоким житием» изумлял братию. Он ел только заплесневелые корки хлеба, пил только воду. Дни и ночи проводил он в покаянной молитве пред Господом, омывая слезами свои грехи. Под монашеской власяницей, на голом теле, постоянно кровоточившем и воспаленном, князь-схимник носил вериги – стальную кольчугу, которую он, по его словам, когда-то не захотел надеть для защиты Отечества. Еще долго после его кончины рязанцы дивились на эту кольчугу, вывешенную над могилой их князя, и служили панихиды по его душе»[25].

Велика была объединяющая роль Церкви в период феодальной раздробленности. Даже в советские времена, в период господства атеистической идеологии, признавалось, что в процессе объединения земель «видную роль играла крупнейшая идеологическая сила средневековья – церковь, поддерживающая крепнущую власть московской великокняжеской династии»[26].

Победа Руси на Куликовом поле была полной, но великой ценой заплатили за нее русские люди. Две трети русских воинов погибло во время сражения, убиты были пятнадцать князей – почти весь цвет русской воинской доблести. Восемь дней хоронили убитых. Русская православная церковь увековечила память о защитниках Руси, установив специальную поминальную субботу, названную Димитриевской, и сейчас все православные христиане отдают в этот день долг павшим, совершая поминовение.

Великую славу победителя снискал московский князь Дмитрий Иванович в этой битве, но «ослепительная слава победителя» оказалась тяжкой ношей для князя. Через два года на Москву напали татаро-монгольские войска, руководимые «законным, прирожденным» правителем Тохтамышем. Князь Дмитрий Донской, понимая, что сил для сопротивления нет, уехал на Волгу. Тохтамыш хитростью овладел Москвой. Страшный погром был учинен в столице, разграблены церкви, убито множество жителей, сожжены соседние города – Звенигород, Владимир, Юрьев, Можайск… Тохтамыш обложил Русь огромной данью, невиданной со времен Батыя.

Предчувствуя свою кончину, великий князь послал за преподобным Сергием Радонежским, который и принял последнюю исповедь героя битвы на Куликовом поле. Умер Дмитрий Донской в 1389 году. Общецерковное прославление князя Дмитрия Донского состоялось на Поместном Соборе Русской православной церкви в 1988 году.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!