I.3. Киевский период в развитии христианства: 988 – 1237 гг



 

С крещением Руси князем Владимиром начался новый этап развития русской земли. Период образования российской государственности в IX – X веках совпал с уходом в прошлое славянского народа и формированием нового – древнерусского – со свойственными только ему культурой, языком, менталитетом.

Обратимся к повествованию Нестора-летописца, который рассказывал о принятии христианства спустя столетие после самого события. «В 986 г. пришли ко Владимиру послы из Волжской Болгарии и предлагали ему принять магометанство. Великий князь не отказался их слушать и слушал даже не без удовольствия, когда ему говорили, что Магомет дозволяет многоженство (в котором дотоле жил Владимир) и обещает своим последователям чувственный рай. Но, когда послы сказали, что учение Магометово требует обрезания и запрещает употребление вина и свиного мяса, Владимиру это крайне не понравилось, и он решительно отказал им. Вскоре прибыли миссионеры из Рима; от имени своего первосвященника возвестили они нашему князю Бога христианского и начали было подробно излагать свое учение; но Владимир, как бы не желая их слушать, сказал им: «Идите обратно: отцы наши не приняли сего учения». Явились потом проповедники от жидов хазарских. «Мы слышали, – сказали они Владимиру, – что к тебе приходили болгаре и христиане и уговаривали тебя принять закон их; но христиане веруют в Того, Которого мы распяли, а мы веруем в Бога истинного, в Бога Авраама, Исаака, Иакова». Владимир, слушая их речь, спросил внезапно: «А где ваше отечество?». «Во Иерусалиме, – ответствовали послы. – Но Бог за грехи отцов лишил нас отечества и рассеял по всей земле». «Как же вы учите других, – возразил им великий князь, – будучи сами отвержены от Бога; если бы Бог любил вас и закон ваш, вы, конечно, не были бы расточены по чужим землям; ужели того же вы желаете и нам?». Наконец, прислали ко Владимиру своего философа греки. Присланный прежде всего объявил князю, что весть о приходивших к нему из Болгарии и Рима веропроповедниках достигла и Греции, и, говоря это, старался вкоротке показать нелепости учения Магометова и заблуждения Римской Церкви. Когда же Владимир присовокупил, со своей стороны, что к нему приходили также проповедники иудейские и говорили, что христиане веруют в Того, Кого иудеи распяли, философ отвечал: «Воистину, мы веруем в Распятого иудеями, но сей Распятый есть Бог, пришедший на землю и воплотившийся нашего ради спасения, вкусивший смерть, воскресший и вознесшийся на небеса, согласно предсказаниям пророков. А иудеи, дерзнувшие распять своего Мессию и не раскаявшиеся, испытали на себе всю тяжесть гнева небесного: Бог послал на них римлян, которые разорили их грады, расточил их по лицу всей земли и поработил народам иноплеменным». «Но зачем сам Бог сходил на землю и потерпел такие страдания?» – спросил Владимир. «Если ты хочешь послушать, – отвечал философ, – я расскажу тебе все по порядку». И когда великий князь изъявил свое согласие, философ действительно начал излагать перед ним весь план Божественного домостроительства и рассказал, как Бог сотворил мир и род человеческий, как пали наши прародители и получили обетование о будущем Избавителе, как затем умножились люди, навыкли нечестию и погибли в водах потопных, кроме одного благочестивого семейства. Рассказал потом, как избрал Бог один определенный народ еврейский для сохранения истинной веры, приготовлял его к принятию Мессии, даровал ему закон через Моисея, посылал пророков, которые подробно предвозвестили о пришествии Мессии и о призвании язычников …изложил затем всю историю воплощения и земной жизни Спасителя. Его страданий, смерти, воскресения, вознесения на небеса, ниспослания на апостолов Святого Духа и их рассеяния по всей земле для проповеди. Владимир снова остановил благовестника своими вопросами: «Для чего же родился Бог от жены, крестился в воде, распят на древе?». Философ решил и эти недоумения князя и продолжал, что учение апостолов приняла вся вселенная… и что настанет наконец день, когда Господь Иисус снова придет на землю судить живых и мертвых и воздать каждому по делам: праведникам определит Царство Небесное, а грешникам и не крестившимся во имя Его – огонь вечный. Говоря последние слова, философ раскрыл пред князем картину Страшного Суда и указал одесную Судии праведников, с радостию идущих в вечные обители, а ошуюю – грешников, влекомых на вечную муку. Владимир, смотря на картину, глубоко вздохнул и сказал: «Хорошо сим одесную, и горе сим ошуюю». «Если и ты желаешь стать с праведниками, – заметил ему проповедник, – крестись». «Владимир положил слова сии на сердце и отвечал: «Подожду еще немного», – имея намерение испытать все веры, щедро одарил философа и отпустил с великою честию»[6].

Летописец далее говорит о том, что через год (в 987 г.) Владимир созвал знатных людей (вспомните, именно так князья Древней Руси собирали народное вече), обсуждал с ними вопрос о вере. Было решено избрать «десять разумнейших мужей» и направить их к болгарам, католикам, в Царьград. В Константинополе послы познакомились с греческим богослужением в великолепном Софийском соборе. Вот что сказали «разумнейшие мужи» Владимиру, когда вернулись: «Но когда пришли мы к грекам, нас ввели туда, где служат они Богу своему, и мы не знаем: на небе ли мы находились или на земле, потому что на земле нет такого вида и красоты, и мы не в состоянии их описать; знаем только, что там с людьми обитает Бог и что богослужение греческое лучше всех других. Забыть этой красоты мы не можем, ибо всякий человек, вкусив сладкого, отвращается от горького; так и мы… не хочем оставаться в древней языческой вере».

Князь Владимир сам принял крещение и решил обратить в христианскую веру всех своих подданных.

Писательница ХIХ века А.О. Ишимова так рассказывает о крещении князем Владимиром русских людей: «Когда великий князь возвратился с молодою супругою и со всем двором своим в Киев, то прежде всего он велел жечь и рубить всех идолов, а главного из них, Перуна с серебряною головою, – бросить в реку. Потом приказал всем киевлянам явиться на другой день на берег Днепра. Тогда-то открылось чудесное, несравненное зрелище. Священники освятили Днепр и начали крещение народа. Взрослые люди вошли в воду; маленькие дети были на руках отцов и матерей, между тем как на берегу стояли великий князь, супруга его, бояре и воины, крещенные еще в Херсоне. Они стояли в тихом благоговении и усердно молились за новых христиан. В эту торжественную минуту Владимир поднял руки к небу и сказал: «Творец неба и земли! Благослови сих новых детей Твоих! Дай им познать тебя, Бога истинного, и утверди веру их»[7].

Крещение Руси оказало определяющее влияние на становление государственности, формирование народного сознания.

Таким образом, период с 988 года по 1237 год – время от крещения Руси до нашествия татаро-монголов – можно охарактеризовать как киевский период в истории России, когда происходило укрепление княжеской власти, становление российской государственности, когда православие оказывало определяющее влияние на развитие общественно-политических, культурных и духовных процессов в стране.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 480; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!