В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ – КИЕВСКОЙ РУСИ



I.1. Язычество древних славян

Сложность в изучении язычества древних славян прежде всего заключается в недостатке первоисточников. Сегодня стали доступны исследователям и широкому кругу читателей «Песни птицы Гамаюн», «Велесова книга», «Веды»[1], однако положительно не решен вопрос о праве этих книг выступать в качестве исторических источников. Известные ранее, но уже в силу полученного нового знания читаются сегодня иначе «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», произведения народного эпоса: легенды, сказки, мифы, пословицы, поговорки и др. Эти книги явились определенной вехой в восполнении пробелов в истории дохристианской Руси и усилили дискуссии историков, большинство которых, продолжая традиции Мюллера, Шлецера и Байера, «отказывают» древнерусскому народу в праве на формирование собственной цивилизации, письменности, культуры.

Тенденция разделить историю русского народа на два периода, считая рубежом принятие христианства, существовала в отечественной и зарубежной историографии как в дореволюционный период, так и в эпоху атеистической идеологии. Дохристианская Русь представлялась как край мрака, где народ жил в невежестве. Задача современных исследователей, изучив фактический материал, восстановить историческую справедливость.

В основе языческой религии,по словам академикаБ.А. Рыбакова, лежат религиозные представления, являющиеся частью огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий. Древние славяне поклонялись Роду, Перуну, Велесу, Симарглу, Хорсу, Стрибогу, Мокоши и другим языческим божествам. В 980 г. князь Владимир провел языческую реформу, которая, однако, не принесла желаемых результатов.

Большинство памятников славянской древности (священные песни, сказания, мифы и др.) погибло после христианизации Руси. Так, загадочна и трагична история «Велесовой книги» – сложного и емкого памятника славянского народа, который посвящен языческому богу Велесу. В этом произведении описываются события истории славян II тыс. до н.э. – конца I тыс. н.э.

Современный человек не может отрицать влияние язычества на русскую культуру, быт, поведение человека, не может не видеть устойчивость сохранения языческих традиций славянского народа на различных этапах исторического развития российского общества. Черты языческих верований проявились в народных празднованиях, в том числе и по православному календарю, в формировании в народном сознании черт православных святых (св. Ильи, св. Власия, св. Георгия и др.), в бытовой культуре.

Существование языческих верований после принятия христианства нашло отражение в литературе. Так, в замечательном древнерусском памятнике – «Слове о полку Игореве», созданном в XII в., автор называет русских воинов «внуками Даждьбога», Ярославна в трагический момент обращается не к Иисусу Христу, Богоматери, христианским заступникам, а к языческим богам – «Стрибожьим внукам» ветрам, солнцу и др.

                     Ярославна чуть свет причитает

на стене городской во Путивле:

«О, Ветер-ветрило,

зачем ты так сильно веешь…»

   Или:

«Солнце светлое-тресветлое,

Всем ты красно и тепло…»[2]

 

На развитие древнерусской культуры оказала влияние и борьба с язычеством. В частности, «в древнерусском искусстве круглая скульптура не получила достаточного распространения: русское духовенство видело в ней пережиток идолопоклонства, и не случайно. После принятия христианства язычество на Руси сохранялось в течение нескольких веков. Люди продолжали поклоняться языческим идолам, о чем свидетельствуют письменные памятники. Збручевское святилище с идолом функционировало вплоть до XIII века. В «Задонщине» упоминается «болвановская» дорога (из Москвы в Коломну). В Пермском крае, согласно «Житию Стефана Пермского», существовали сходные формы языческих культов, было огромное количество «издолбленных болванов», которым поклонялось население в XVI-XV вв. и которых Стефан Пермский и его ученики находили и уничтожали»[3].

Уничтожались местные идолы, запрещалось проведение природно-языческих обрядов (непокорных, продолжавших праздновать, например, день Ивана Купалы, убивали), вследствие чего современная история лишена знания о периоде дохристианской культуры.

К сожалению, в школьных курсах истории, литературы, мировой художественной культуры изучаются мифы Древней Греции, Древнего Рима, Древней Индии и др., но практически нет сведений о верованиях древних славян. Авторы данного пособия надеются, что история славянской культуры будет интересна читателям, что позволит не отрекаться от своих корней, к чему призывают нас многие современные исследователи, а, наоборот, вызовет уважение к собственной дохристианской истории.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!