Учение о круговороте форм государственного общежития



Платона

Пять видов государственного устройства и пять видов души. У различных людей непременно бывает столько же видов духовного склада, сколько существует видов государственного устройства. Или ты думаешь, что государственные устройства рождаются невесть откуда — от дуба либо от скалы, а не от тех нравов, что наблюдаются в государствах и влекут за собой все остальное, так как на их стороне перевес?

 Понимая изменения и смену различных общественно-государственных форм как круговращение внутри определенного цикла, Платон говорит о соответствии пяти видов государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) пяти видам душевного склада людей.

Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, характеризуя их в порядке прогрессирующей порчи государственности. Освещая весь этот цикл деградации, Платон создает цельную динамическую картину политической жизни и смены ее форм.

Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю и дома, делению людей на свободных и рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это — тимократия, под которой Платон имеет в виду критско-спартанский тип государственного устройства. Такое государство будет вечно воевать. Между тем война, по Платону, «главный источник частных и общественных бед». Особенно ненавистны ему войны между эллинами.

Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит — в результате скопления значительного богатства у частных лиц — к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении. В неимущих зреет ненависть против алчных и никчемных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.

В целом демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных.

То, что в порочном государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся (в тимократии — военные успехи, в олигархии — богатство, в демократии — свобода), - именно это и губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним.

Так, согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность — тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как «ставленник народа». Тирания — наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.

«Политик». Политика — это, согласно Платону, царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. При таких данных у правителей, считал Платон, будет уже неважно, правят ли они по законам или без них. Во всех иных государствах, во главе которых нет истинных правителей, правление должно осуществляться через законы, представляющие собой «подражения истине вещей, начертанные по мере сил сведущими людьми».

Кроме образцового государства, правитель которого руководствуется истинным знанием, Платон выделяет здесь еще три вида правления (монархия, власть немногих и власть большинства), каждый из которых в зависимости от наличия или отсутствия законности делится надвое: законная монархия — это царская власть, противозаконная — тирания; законная власть немногих — аристократия, незаконная — олигархия; далее, демократия с законами и без законов. Итого, вместе с истинным правлением, всего семь форм государства.

Таким образом, принцип законности получает свое признание в платоновской схеме, хотя роль его не ведущая, а скорее вспомогательная.

Аристотеля

Ввиду того что высшим благом является счастье, а счастье состоит в совершенной деятельности и применении добродетели и так как оказалось, что одни люди причастны к добродетели, другие же—в малой степени или вовсе не причастны, то ясно, что именно это и повело к образованию различных видов государства и нескольких государственных устройств: различным способом и различными средствами люди создают различные виды жизни и государственного строя.

 Государственное устройство -- порядок государственного управления, последнее же олицетворяется верховной властью, находящейся в руках либо одного, либо немногих, либо большинства. И когда один ли человек, или немногие, или большинство правят, руководясь общественной пользой, естественно, такие виды государственного устройства являются правильными, а те, при которых имеются в виду выгоды либо одного лица, либо немногих, либо большинства, являются отклонениями. Монархическое правление, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью; власть немногих, но более чем одного — аристократией (или потому, что правят лучшие, или потому, что имеется в виду высшее благо государства и тех, кто в него входит); а когда ради общей пользы правит большинство — полития. В политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет. Отклонения: от царской власти — тирания, от аристократии — олигархия, от политии — демократия. Тирания—монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия — выгоды неимущих; общей же пользы ни одна из них в виду не имеет. Царская власть переходит в тиранию, ибо тирания - это дурное качество единоначалия, и плохой царь становится тираном. Аристократия [переходит] в олигархию из-за порочности начальников, которые делят [все] в государстве вопреки достоинству, причем все или большую часть благ [берут] себе, а должности начальников всегда [распределяют] между одними и теми же людьми, выше всего ставя богатство. Тимократия [переходит] в демократию, ибо эти виды государственного устройства имеют общую грань: тимократия тоже желает быть [властью] большого числа людей, и при ней все относящиеся к одному разряду равны. Демократия - наименее плохое [среди извращений], ибо она незначительно извращает идею государственного устройства.

В «Риторике» Аристотель выделяет 4 формы правления:

В демократии верховная власть формируется по жребию. Цель демократии — свобода. В олигархии верховная власть формируется сообразно имуществу граждан. Цель олигархии — богатство. Верховная власть в аристократии формируется сообразно воспитанию граждан. Цель этой формы правления — воспитание и законность. Монархия — власть одного, подразделяемая на два вида. Под царствованием понимается единовластие, соответствующее установленному порядку, а под тиранией — неограниченное единовластие. Умалчивая о цели царствования, Аристотель объявляет целью тирании защиту.

Виды царской власти: 1) царская власть героических времен, основанная на добровольном подчинении ей граждан, но обладавшая ограниченными полномочиями, а именно: царь был военным предводителем, судьей и ведал религиозным культом; 2) царская власть у варваров, наследственная и деспотическая по закону; 3) эсимнетия—выборная тирания, 4) царская власть в Лакедемоне, представляющая собой в сущности наследственную и пожизненную стратегию.

Полибий( 210—200 гг. до н.э.) происходил из знатного аристократического рода городской общины Мегалополя, расположенного в Ахайе, в центре Пелопоннеса. Его отец Ликорт занимал в Ахейском союзе должности начальника союзной конницы и стратега, фактически обладавшего всей полнотой исполнительной власти в союзе. Взят был как заложник В Рим. При установлении нового государственно-правового устройства Эллады под властью Рима Полибию же была предоставлена власть обходить греческие города и разрешать возникающие споры. «В короткое время,— пишет Плутарх,— он достиг того, что жители полюбили дарованное устройство, а законы не порождали больше никаких трудностей как в частных отношениях, так и в государственных».

«Если бы род человеческий погиб от потопа или чумы... тогда вместе с людьми погибли бы и все учреждения их...» и т.д. (VI,5). В первоначальной стадии длительного процесса становления государства люди, согласно Полибию, находятся в разобщенном, диком состоянии. Со временем, когда число их достигает известного предела, люди, повинуясь естественным закономерностям, собираются вместе в некое первичное стадо, в котором неизбежно выделяется наиболее сильный в физической отношении индивид, становящийся вожаком. Сообщество же покоряется вожаку. С течением времени нравы смягчаются. Воспитывается преданность детей родителям. Кто заботится об обществе в целом, удостаивается «от народа знаков благоволения и участия, равно как поступающий противно этому — презрения и хулы» (VI,6,1—8). «Таково у людей первоначальное естественное образование понятия красоты и правды и обратных понятий, таково начало зарождения настоящего царства» (VI,7,1). «Допустим, что кто-то получил от другого поддержку и помощь в беде и вместо благодарности вздумал бы когда-либо вредить своему благодетелю; подобный человек, понятно, должен возбуждать недовольство и раздражение в свидетелях как потому, что они огорчаются за ближнего, так и потому, что ставят себя в подобное положение» (VI,6,6). Taк возникает в обществе представление о долге. Примеры соответствующего ему поведения получают «знаки благоволения», а идущие вразрез с ними — «презрение и хулу» (VI,6,8). Совокупность утвердившихся среди людей представлений и формирует правила поведения, в основе которых лежит справедливость.

 «Когда лицо, стоящее во главе сообщества и в своих руках держащее верховную власть, всегда в согласии с народным настроением, оказывает деятельную поддержку перечисленным выше людям [т.е. добродетельным] и, по мнению подданных, воздает каждому по заслугам, тогда подданные покоряются уже по велению рассудка, содействуют ему в сохранении власти, как бы стар он ни был, единодушна помогают ему и непрестанно борются с людьми, злоумышляющими против его владычества. Примерно таким-то способом самодержец незаметно превращается в царя с того времени, как царство рассудка сменяет собою господство отваги и силы» (VI, 10—12).

Развитие общества Полибий трактует как бесконечное движение по кругу, в ходе которого "формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются".

Круговорот политической жизни проявляется в последовательной смене шести форм государства. Первой возникает монархия — единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме. Разлагаясь, монархия переходит в противоположную ей форму государства — в тиранию. Недовольство тиранами приводит к тому, что благородные мужи свергают при поддержке народа ненавистного правителя. Так устанавливается аристократия — власть немногих лучших, преследующих интересы общего блага. Аристократия в свою очередь постепенно вырождается в олигархию, где правят немногие, используя власть для стяжательства. Своим поведением они возбуждают недовольство толпы, что неизбежно приводит к очередному перевороту. Народ, не веря больше в правление царей или немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреждает демократию. Ее извращением является охлократия (господство черни, толпы) — худшая форма государства. "Тогда водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца". Развитие государства возвращается тем самым к своему началу и повторяется, проходя через те же ступени.

Происходит постоянная смена различных вариантов правления, которые повторяются через некоторое время. Полибий олицетворял этот порядок с порядком природы, согласно которому формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращается.

 

Институционализм М. Ориу

Морис Ориу (1856—1929), основоположник теории институционализма[7], был административистом, профессором и деканом факультета права Тулузского университета.

Модели «homo economicus et juridicus» и теории общественного договора абстрактны, так как кроме индивидов в обществе взаимодействуют множество институтов — семья, община, профсоюзы, партии, корпорации, государство, церковь и т. п. Институты – проти­вовесы, ограничивающие права государства. Если бы не было институтов, если бы индивид оставал­ся один на один с государственной властью, то его борьба за свои права была бы не более успешной, чем «поход глиняного горшка против чугунного котла».

Ошибка Л. Дюги, считал ученый, в том, что он преувеличивал значение нормы права как объективного элемента юридической системы. Институт с его направляющей идеей и организованной властью по юридической силе гораздо значительнее, чем правовая норма[8]. Прин­цип «ubi societas ibi jus». Именно институты порождают нормы права, но не нормы права — институты».

Социальные механизмы, писал он, "представляют собой организации, или институты, включающие в себя людей, а также идею, идеал, принцип, которые служат своего рода горнилом, извлекающим энергию этих индивидов". Институт — это идея, осуществляемая правовыми средствами (фирма -- идея прибыли, госпиталь — идея сострадания, государство -- идея покровительства). Идея, отделяется от конкретного лица-создателя и интегрируется в субъекте права.Институты обычно живут значительно дольше, чем создавшие их лица.

Элементы институции: 1) направляющая идея, конкретизирующаяся в действиях индивидов; 2) для реализации идеи организуется власть, действующая на основе разделения властей[9] и представительского режима[10]; 3) проявления общности, направляемые органами власти и регламентируемые некоторым процедурами.

Два пути правогенеза:

1) Персонификация социальных институтов: коллективные силы самоорганизуются «наподобие личности» и делают возможным управление ими. Государство — это юридическая персонификация нации, приведенной к упорядоченному и уравновешенному режиму". Государства "первый среди равных" – институт институтов.

2) Юридическая централизация, заменяющая обычай писаным законом. Писаный закон приносит устойчивость, совместимую «с большей долей подвижности, а следо­вательно, и с большей суммой общих свобод, так как свобода не обходится без некоторой возможности изменений». Писаный закон, подобно обычному праву, претендует на вечное употреб­ление, однако он может быть изменен решением правительства путем сравнительно ускоренной процедуры, в то время как «в распоряжении какой либо социальной власти не существует никакой такой процедуры, путем которой обычай мог бы быть изменен в обычном порядке»;

Правогенез и три слоя права: 1) институционализация властных императивов – идея института получает нормативное выражение в волевых актах правящих лиц 2) легитимация (узаконение) права – одобрение, согласие в форме присоединения к действую­щим нормам со стороны подданных, т. е. санкционированы самим фактом их «дли­тельного, ничем не нарушенного существования» (окончательно утвердиться в обществе может только то, что стало добрым и справедливым, так как добро более устойчиво и прочно, чем зло»); 3) институционализация фактических отношений – в общности вырабатываются нормативные предписания, опре­деляющие характер взаимоотношений между ее членами.

Институционный подход стал основой концепции плюралистической демократии, которая утвердила представление о политике как сложном процессе с множеством участников и преодолела взгляды классического либерализма, сводивших анализ политики к взаимоотношениям между индивидом и государственной властью. К середине 20 века институционалистские концепции заняли господствующее положение во французской политологии.

 

Билет №18

Панча шила

(Пять священных заповедей) (буквально «пять добродетелей», «пять обетов» или «пять принципов») — базовый кодекс буддийской этики, принимаемый буддистами-мирянами.

Клятва Пяти пунктов (пять пунктов Императорской клятвы) — программа, которую японский император Мэйдзи официально объявил в третий месяц первого года своего правления (1868). Клятва Пяти пунктов стала формальным началом серьёзных перемен в государственном устройстве Японской империи.

Панча Сила — пять принципов, лежащих в основе индонезийской модели построения общества «справедливости и процветания». Были сформулированы в 1945 г., незадолго до провозглашения независимости Индонезии. В июне 1945 г. была создана специальная комиссия для выработки идеологических основ нового государства. На первых заседаниях индонезийские политики не могли выработать согласованного решения. Мусульманские делегаты требовали создания исламского государства, что было неприемлемо для светских националистов и адептов иных конфессий. В решающий момент выступил будущий первый президент Индонезии Сукарно, который предложил пять принципов организации нового государства.

«Пять принципов мирного сосуществования» («панча шила») После конфликта между Китаем и Индией из-за Тибета, начавшегося в 1949 году, отношения были нормализованы в 1954 году подписанием индийско-китайского соглашения о Тибете. Индия признала Тибет частью Китая. В этом соглашении были провозглашены пять так называемых принципов «панча шила» (мирного сосуществования).

 

Буддийские заповеди Клятва Пяти пунктов Панча Сила Пять принципов мирного сосуществования
Я принимаю правило учения воздерживаться от убийства живых существ.               Мы будем созывать совещания и управлять народом, считаясь с общественным мнением. Вера в единого бога     Взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета.
Я принимаю правило учения воздерживаться от взятия того, что мне не было дано.                Люди высших и низших классов, без различия, будут единодушны во всех предприятиях. Справедливая и цивилизованная гуманность   Ненападение.  
Я принимаю правило учения воздерживаться от прелюбодеяния                Обращение с гражданскими и военными чинами будет таково, что они смогут выполнять свои обязанности, не испытывая неудовольствия. Единство страны   Невмешательство во внутренние дела.  
Я принимаю правило учения воздерживаться от неправдивых слов.           Отжившие методы и обычаи будут уничтожены, и нация пойдет по великому Пути Неба и Земли. Демократия, направляемая разумной политикой консультаций и представительства Равенство и взаимная выгода.  
Я принимаю правило учения воздерживаться от напитков и средств, вызывающих помутнение сознания Познания будут заимствоваться у всех наций мира, и Империя достигнет высшей степени расцвета. Осуществление социальной справедливости для всего народа Индонезии. Мирное сосуществование.  

      

Итоговый документ Бандунгской конференции 29 стран Азии и Африки, прошедшей в Бандунге (Индонезия) 18—24 апреля 1955 года, дополнил пять принципов мирного сосуществования («панча шила») до 10 принципов мирного сосуществования и международных отношений:

1. Уважение прав человека, принципов и целей Устава ООН.

2. Уважение территориальной целостности.

3. Признание равенства всех рас и наций.

4. Отказ от интервенции и вмешательства во внутренние дела.

5. Уважение права каждой страны на индивидуальную и коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН.

6. Отказ от использования соглашений о коллективной обороне в частных интересах какой-либо из великих держав и от оказания нажима на другие страны,

7. Отказ от агрессии против территориальной целостности или политической независимости.

8. Урегулирование международных споров мирным путём.

9. Содействие взаимным интересам и сотрудничеству.

10. Уважение справедливости и международных обязательств.

Позднее эти принципы легли в основу Движения неприсоединения (англ. Non-Aligned Movement) созданного 25 государствами на Белградской конференции в сентябре 1961 года. Объединяет 120 государств мира на принципах неучастия в военных блоках.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 519; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!