Даосизм о государстве и праве. Стратегия «мягкой силы»



(«Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы»)

*В мире возлюбили знания и все сто фамилий погрязли в корыстолюбии. И вот пустили в дело топоры и пилы, чтобы навести порядок, стали казнить по угольнику и отвесу, выносить приговор долотом и шилом. Поднебесный мир был ввергнут в великую смуту, и преступление поселилось в людских сердцах. С тех пор достойные мужи скрылись от мира в неприступных горах, а земные владыки дрожали от страха в храмах предков. Нынче казненные лежат друг на друге, закованные в колодки теснят друг друга, приговоренные к смерти стоят друг за другом. А между закованными в кандалы и наручники ходят на цыпочках и размахивают руками последователи Конфуция и Мо Ди. Куда уж дальше! Большего позора и бесстыдства придумать нельзя! Неужели не видно, что их мудрость и знание служат долоту и ошейнику? Что их человечность и долг служат кандалам и наручникам?

* Когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников.

*Разве древность не отличается от нынешнего времени, как вода от суши? Применять в Лу чжоусские установления - не значит ли пытаться плыть в лодке посуху? Только из сил выбьешься, а проку не будет никакого.

* Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов. Трудно управлять народом оттого, что власти слишком деятельны. Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует.

* Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор. Если не ценить редких предметов, то не будет воров среди народа. Если не показывать того, что может вызвать зависть, то не будут волноваться сердца народа. Поэтому, управляя [страной], совершенномудрый делает сердца [подданных] пустыми, а желудки - полными. [Его управление] ослабляет их волю и укрепляет их кости. Оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа не было знаний и страстей, а имеющие знания не смели бы действовать. Осуществление недеяния всегда приносит спокойствие.

Стратегия «мягкой силы».

В 1990-х годах Джозеф Най подразделил государственную силу на“твердую” (hardpower)и “мягкую”(soft power). “Твердая сила” представляет собой набор инструментов давления, заставляющих другие страны действовать определенным образом. К “мягкой силе” относятся: стратегия развития государства, идентификационная мощь его идеологии и ценностных ориентаций, притягательная сила его социального строя и модели развития, его способность проведения основной линии и стратегии развития, цементирующая сила его народа, творческая сила нации, обаяние культуры и сила влияния в международных делах. Будучи невидимой и неощутимой, “мягкая сила” проникает везде и всюду и имеет большую растяжимость.

Идея использовать «мягкую силу» для установления власти восходит к древнекитайским философам, таким как Лао-цзы, жившем в 7 веке до н. э.. В мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет. Но самым наглядным примером «мягкой силы» является женская привлекательность, в отличие от мужской «жесткой силы».

Исторический урок распада Советского Союза учит, что коренной вопрос заключается не в ослаблении “твердой силы”Советского Союза, а в серьезных затруднениях, возникших в центре его “мягкой силы”. Увеличения одной “твердой силы” явно недостаточно для того, чтобы Китай избежал прежних ошибок Советского Союза

Как отметил Председатель Ху Цзиньтао на 8-й Всекитайской конференции представителей литературы и искусства, состоявшейся в ноябре 2006 г., “перед лицом великого течения, в котором сливаются разные идеи и культуры, перед лицом требований, предъявленных развитием государства и улучшением жизни народа развитию культуры, перед лицом многообразия и оживления культурной жизни общества, нам предстоит решить важную и актуальную проблему: как точно ориентировать развитие культуры нашей страны, создавать новую блестящую страницу национальной культуры, увеличивать международную конкурентоспособность культуры нашей страны и повышать ‘мягкую силу’ государства”. Китайскую интерпретацию “мягкой силы” мы впервые находим в политическом докладе на XVII съезде правящей партии. В нем были выдвинуты конкретные задачи строительства “мягкой силы” государства в рамках строительства социализма с китайской спецификой по четырем направлениям: 1) “создавать систему стержневых социалистических ценностей, увеличивать притягательные и цементирующие силы социалистической идеологии”; 2) “формировать гармоничную культуру, воспитывать цивилизованные нравы”; 3) “широко распространять национальную культуру, строить общий духовный очаг китайской 150 нации”; 4) “продвигать новаторство в культуре, усиливать жизненную силу развития культуры”.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 404; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!