Архитектурные проекты идеальных городов



Средневековый город окружен мощными стенами, отгорожен от мира, его дома больше походят на крепости с немногочисленными окнами-бойницами. Город Возрождения открыт, он не защищается от внешнего мира, он его контролирует, подчиняет. Стены зданий, разграничивая, объединяют пространства улиц и площадей с внутренними двориками и помещениями. Они проницаемы – в них много проемов, аркад, колоннад, проездов, окон.

Если средневековый город – это размещение архитектурных объемов, то город Возрождения – в большей степени распределение архитектурных пространств. Центром нового города является не здание собора или ратуши, а свободное пространство главной площади, раскрытое как вверх, так и в стороны. В здание входят, а на улицу и площадь выходят. И если средневековый город композиционно стянут к своему центру – центростремителен, то город Возрождения центробежен – он устремлен во внешний мир.

Средневековый город следует естественному ландшафту, используя его в своих целях. Город Возрождения – это, скорее, произведение искусства, «игра в геометрию». Архитектор видоизменяет местность, наложив на нее геометрическую сетку расчерченных пространств. Такой город имеет четкую форму: круга, квадрата, восьмиугольника, звезды; даже реки в нем спрямлены.

Средневековый город вертикален. Здесь все устремлено вверх, в небеса – далекие и недоступные. Город Возрождения горизонтален, здесь главное – перспектива, устремленность вдаль, к новым горизонтам. Для средневекового человека путь на Небо – это вознесение, достижимое через покаяние и смирение, отречение от всего земного. Для людей Возрождения – это восхождение через обретение собственного опыта и постижение Божественных законов.

Старинная средневековая планировка, узкие улочки затрудняли проезд подвод с грузами и карет, поэтому при застройке новых районов им уже стремились придать новую регулярную планировку — с прямыми широкими улицами и кварталами правильной формы.

В течение полувека - от Филарете до Скамоцци - во всех идеальных планах города господствовала одна схема - город в форме звезды. От расположенных в форме многоугольника бастионов к зданию в центре города вели радиальные улицы. Это была, по меньшей мере, основная схема планировки города. В центре города стоит башня или он остается свободным от застройки, как в звездообразном городе Пальманова (1593). Из этой идеальной точки можно было просматривать диагонально идущие улицы в перспективном ракурсе.

Несомненно, что резко очерченная форма города в виде шести-девяти- и двенадцатиконечной звезды определялась функцией обороны с применением огнестрельного оружия. В средние века было достаточно окружить город стеной. А теперь город окружали рядом зубчатых, выступающих вперед башен-бастионов для того, чтобы иметь возможность вести фланкирующий огонь по наступающему противнику.

Но не это было решающим фактором. За такой схемой построения города лежала идея о центрическом сооружении. Ему посвятил жизнь Браманте, а Леонардо да Винчи в области архитектуры больше всего интересовало сочетание пространства с купольным покрытием, с радиально отходящими от него капеллами. Центрическое сооружение в центре города служит как бы идеальным наблюдательным пунктом.

Идеальный город в форме звезды эпохи Возрождения представляет собой усовершенствованный, получивший значительное развитие средневековый тип города с собором, крепостью или площадью в центре и окружающими их одним, двумя, тремя или четырьмя кольцевыми рядами застройки?

В средние века главными являлись широкие кольцевые улицы, а во времена Возрождения - радиальные, отходящие от центра.

Характерно, что все проекты эпохи Возрождения демонстрируют нам новые города, выстроенные по новым правилам и на чистом месте. Все они имеют четкую геометрическую форму круга или многоугольника, вписанного в круг. Характерная форма подчеркивается расположением внешних фортификационных укреплений, а центрическое расположение главной площади легко объяснить стремлением по возможности удалить ее от опасности артиллерийского обстрела.

Во всех проектах идеальных городов — а их в XVI—XVII веках в одной только Италии появилось немало — прослеживается четкая система планировки улиц и главных площадей в местах их пересечения. Сами улицы, как правило, ориентированы, с одной стороны, на входные ворота в город, а с другой — на важнейшие сооружения города, расположенные на центральной площади (или площадях).

В этих идеальных построениях планировке города свойственны рационализм, геометрическая ясность, центричность композиции и гармония между целым и частями.

“Город будущего” в Италии проектировали только на бумаге. Но известна одна попытка осуществить задуманное... Это Пиенца. Pienza. Находится в Тоскане, в 50 километрах к югу от Сиены, в 12 километрах к западу от Монтепульчано.

В 1405 году в этой деревеньке (здесь и сейчас 2300 жителей), которая тогда называлась Корсиньяно, родился Энеа Сильвио Пикколомини, один из образованнейших людей раннего Возрождения. В 1458 году он стал Папой Пием II, а уже в следующем году поручил архитектору Бернардо Росселино превратить родную деревню в идеальный город.

Идеальный город призван был воспитывать нравы и чувства, исправлять души и умы. В трактатах той эпохи рекомендовалось, например, устраивать площади и перекрестки так, чтобы молодые были под постоянным наблюдением старших. Одни резвятся в открытом пространстве, другие чинно беседуют в колоннаде. Переписи показывают, что половина мужского населения итальянских городов XV века — люди до 40 лет, подавляющее большинство из них холостые. Альберти трогательно пишет: “Играющую и состязающуюся молодежь присутствие отцов отвратит от всякого беспутства и шалостей”.

По плану Б. Росселлино была проложена прямоугольная сетка улиц П. (с 1459)

Впервые применённая в Пьенце рациональная схема городской планировки была перенята архитекторами многих других городов Европы. Идеальный город изображали и проектировали многие : Леон Баттиста Альберти, Филарете, Лучано Лаурана, великий Пьеро делла Франческа. Итальянские архитекторы разрабатывали модели идеальных городов, представлявших в плане правильные круги или квадраты, где господствовал бы чистый воздух, а в дома подавалась свежая вода. Первые попытки воплотить эти идеи на практике были сделаны в итальянских городах в XVI в. В Риме, Неаполе, Генуе сносили старые средневековые кварталы, прокладывали ровные широкие проспекты и разбивали просторные площади. Вскоре их примеру последовали Париж и Лондон.

Впервые идея города-сада была описана в книге «Города-сады будущего», написанной английским социологом-утопистом Эбенизером Говардом (книга была впервые опубликована в 1898 году). В соответствии с описанным в книге проектом численность населения нового города должна была составлять 32 тысячи жителей. Города должны были образовывать более крупные группы с единым центром. Общее население такого «созвездия» городов должно было составлять порядка 250 тысяч жителей.

Сам идеальный город Говарда представлял собой структуру из концентрических круглых зон. В самом центре такого города находится парк, его окружает жилая зона, состоящая из малоэтажной застройки с приусадебными участками. Радиус зоны с жилой застройкой должен был составлять примерно один километр. На периферию выносилась промышленность и сельхозугодья.

Говарду удалось организовать ассоциацию по строительству городов-садов. В первом десятилетии XX века эта ассоциация построила в Англии два новых города-сада — Лечворт и Вельвин.

Однако эти первые города-сады не пользовались особой популярностью. Так, к концу 20-х годов в Лечворте жило всего 14 тысяч человек, а в Вельвине — 7 тысяч.

 

 

Постглоссаторы

или комментаторы – юристы, пришедшие на смену глоссаторам, и комментировавшие уже составленные глоссы к римским текстам (glossarum glossas scribunt). Родоначальниками нового направления средневековой юриспруденции были Якоб де Равани (Jacobus de Ravanis) и Раймонд Луллий (Raimondus Lullius), период деятельности которых относится к концу XIII - началу XIVв. Наряду с Равани и Луллием наиболее видными комментаторами были Чино (первая половина XIV в.) и в особенности Бартол (1314 – 1357) и Балд (1327 – 1400).

В основу разработанной ими системы были положены так называемые основные места (locus), заключенные в различных фрагментах дигест, а вокруг этих основных мест группировались остальные тексты, имеющие к ним отношение.

Выработаны правила юридического толкования: а) аутентичное – пояснение духа, смысла права; б) юдициальное – толкование судов, в практике; в) обычное толкование – при помощи обычая; г) толкование профессиональных юристов (иерархия авторитетов в толковании: Батолиус; Бальтус; Александр; Liason del Maino. д) толкование по аналогии (казуально).

Постглоссаторы занимались толкованием с целью выведения «общего мнения учёных» (communis opinio doctorum). В своих комментариях, отступая от первоначального смысла конструкций римского права, провели значительную работу по его согласованию с нормами современного им канонического, городского и обычного права.

Критерием оценки и критики римского права постглоссаторы считали понятие справедливости. Раймунд Луллий (1234-1315 гг.) требовал: 1) "reducere ius naturale ad syllogysmum" ("редуцировать естественное право в силлогизм"); 2) "ius positivum ad ius naturale reducatur et cum ipso concordet" ("позитивное право редуцировать к праву естественному и согласовать с ним"). "Юрист, - писал он, - обязан исследовать, справедлив или ложен закон писаный. Если он найдет его справедливым, то должен вывести из него верные заключения. Если же найдет его ложным, то не должен только им пользоваться, не порицая его и не разглашая о нем, чтобы не повлечь позора на старших" (т.е. законодателей).

Непосредственная цель комментаторов состояла в том, чтобы обратить римское право в закон, исключительно действующий в судах. В 1495 был учрежден общеимператорский суд, половина членов которого должна быть юристами. Теперь правосудие должно было осуществляться прежде всего на основе римского права. Распространяется также институт послания. Когда суд не мог найти соответствующую норму, он писал письмо в ближайший университет на юридический факультет, где профессора выносили решение, которое было обязательно для судьи. В результате к концу 16 - началу 17 века римское право в Германии было рецептировано полностью. Corpus Juris civilis Юстиниана стало законом, на который стали ссылаться стороны. Правда, оно было рецептировано по принципу in subsidium - лишь на случай недостатка соответствующей нормы германского права, но на практике имело большое значение.

 

Билет №15

У-ди – «Пять государей».

В древнекитайской культуре представление о пятичастном строении мира и государственности существовало в виде мифологем У ди («пять императоров», «пять государей», «пять божеств») и У тай («пять великих»). По одной версии, У ди — это пять мифических государей-первопредков, по другой — пять небесных государей, по третьей — духи пяти стихий. Согласно первой версии, сформулированной философом Ван Су (195–256 н.э.), в число У ди входят Шао-хао (царь стихии металла), Чжуань-сюй (царь стихии воды), Ди-ку (царь стихии дерева), мудрый правитель Яо (царь стихии огня) и его преемник Шунь (царь стихии земли).
По второй версии, Уди — это пять небесных государей, символизирующих пять направлений (четыре стороны света и центр): владыка востока Цан-ди («зеленый государь»), владыка юга Чи-ди («красный государь»), владыка центра Хуан-ди («желтый государь»), владыка — запада Бай-ди («белый также пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода).

Как отмечает Е.А. Торчинов, в традиционной китайской историографии, исторический процесс рассматривался как чередование сменяющих друг друга династийных циклов, управлявшихся одним из первоэлементов (т. е. династия как бы правила силой одного из первоэлементов). В этом процессе первоэлементы сменяют друг друга в порядке взаимопреодоления: дерево преодолевается металлом, металл преодолевается огнем, огонь преодолевается водой, вода преодолевается землей, земля преодолевается деревом и т.д.

Это историософское представление имело и регулятивное значение. Так, возникшее в начале XVII века маньчжурское государство первоначально называлось Цзинь (этим иероглифом обозначается и первоэлемент «металл»). Столкнувшись с китайской империей Мин (династия Мин правила под эгидой первоэлемента «огонь», который преодолевает металл), маньчжуры в 1637 г. провели церемонию переименования государства в Цин (в иероглиф «цин» входит классификатор «вода»). В 1644 г. маньчжурские войска заняли Пекин и династия Цин правила Китаем до 1911 года.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!