Канонисты и каноническое право



Грациан, болонский монах (из монастыря св. Феликса и Набора), составил труд «Concordantia discordantum canonum» («Согласование несогласованных канонов») (1140). В этом труде («Декрет Грациана») собраны правила Апостолов, Вселенских и Помест­ных Соборов, Поместных Соборов Западной Церкви, папские декреталы, отрывки из творений отцов Церкви, из пенитенциалов, извлечения из «Корпуса» Юстиниана из франкских капитуляров. «Декрет» разделен на три части: в первой говорится об источниках церковного права, затем о священных лицах и должностях; содержание второй части составляет учение о церковном суде, о браке и о покаянии; в третьей части речь идет о церковных Таинствах и о богослужении.

Грациан стремился доказать непротиворечивость противоречащих, на первый взгляд, пра­вовых норм, заключенных в разных источниках. Грациан сам формулирует те или иные церковно-правовые нормы, а кано­ны, папские декреталы и другие источники привлекает как аргументы для обоснования своих формул - так называемых «dicta Gratiani» («сказанное Грацианом»).

 Новый способ трактовки канонического права — не просто собирание и упорядочение источников, а их критическое сопоставление и согласование — обозначил начало нового периода в развитии права, который уже в Средние века получил наименование ius novum (новое право), тогда как весь предыдущий период истории права стал называться ius antiquum (древнее право).

В 1219 г. апостольская столица запретила духовенству изучение римского права, вычеркнув одновременно этот предмет из списка лек­ций в Парижском университете. «Декрет Грациана» был положен в основу школьной про­граммы канонического права. В церковно-правовой практике он стал рассматриваться как общий универсальный источник права Римско-католической Церкви.

Согласно Грациану. Естественное право достоинством прямо превосходит обычай или установление. Что бы ни было усвоено обычаями или содержалось в рескриптах, если будет противоречить естественному праву, должно восприниматься как лживое и ошибочное.

Обязующая сила позитивного права должна быть, по мнению канонистов, подтверждена обычаем; в противном случае оно теряло свою силу (Кан. 27 «Обычай – лучший истолкователь законов»). Канонист Руфин сформулировал даже принцип, что в слу­чае противоречия между нормой, освященной традицией, и новоиздан­ным законом — последний должен быть отменен, так как он не имеет юридической силы. В декреталах папы Григо­рия IX сформулирован принцип, согласно которому претендо­вать на обязательную юридическую силу может лишь обы­чай, существующий не менее сорока лет.

 

Билет №12

Китай общество без права

Китайский народ «прекрасно обходится и без права», - писал известный правовед Р. Давид. «Как правило на Западе уверены, что Китай – это страна без права…, - пишет китайский исследователь Цзянь Чэхао, - … и тем, кто пользуется западной нормой в качестве единственного критерия, неизбежно приходит к выводу о том, что у китайцев нет права, по крайней мере в западном смысле этого слова… Но трудно говорить и о существовании западного смысла права».

В дальневосточной культуре не склонны верить в право как средство обеспечения порядка и справедливости. Право наделено субсидиарной функцией и находит применение лишь тогда, когда исчерпаны все другие способы разрешить конфликт. Строго очерченные решения, которые дает право, связанное с ним принуждение – все это встречает крайнее неодобрение. Порядок должен охраняться по преимуществу методами убеждения, техникой посредничества, самокритичными оценками поведения, духом умеренности и согласия. Следует избегать осуждений, санкций, решений большинства. Несогласия должны как бы растворяться, а не решаться. Предложенный выход должен быть свободно принят участниками, считающими его справедливым, и при этом никто не должен потерять лицо.

В КНР было создано свыше 200 тыс. полуофициальных “народных посреднических комитетов”. Посредничеством занимались все общественные организации. До суда доходит небольшое число дел: основная их масса разрешается на досудебных стадиях. В 1960 г. Внешнеторговая арбитражная комиссия в Пекине рассмотрела 61 дело, и ни одно из них не завершилось вынесением арбитражного решения; во всех случаях было достигнуто арбитражное соглашение.

Профессии юриста не существовало. Суд творили администраторы. «Государство управляется хорошо тогда, когда ступени школьной лестницы истерты, а те, что ведут в суд поросли травой» (кит. поговорка). Людей, сведущих в законе, презирали, и если советовались с ними, то тайно. Человек не должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого – стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех. Законом юристы препятствуют достижению компромиссов и тем самым способствуют недостойному поведению. Польза закона – в демонстрации образцов поведения и предостережении тех, кто повел бы себя антиобщественным образом. При исполнении и применении законов должна сохраняться большая свобода усмотрения, а идеал в том, чтобы законы вообще не применялись и судебные решения не выносились.

Право хорошо для варваров, для тех, кто не заботится о морали, для неисправимых преступников и контрреволюционеров, для иностранцев. Китайский же народ прекрасно обходится без права. Он не интересуется тем, какие нормы содержат законы, не обращается в суд, а следует соглашению и гармонии. Поскольку причины конфликтов не в злой воле или неспособности противника, но нужно признавать собственные ошибки, нерадение, оплошности.

Правосудие организуется умышленно плохо. Обращение с тяжущимися унизительное, служащие кормятся от процесса и затягивают его. Поговорка “Выигранный процесс – потерянные деньги”. В VII в. император Кан Ши заявлял: “Число тяжб беспримерно возрастет, если люди не будут бояться обращаться в суды, надеясь легко найти там справедливость... Половины наших подданных не хватит, чтобы решать споры другой половины. Поэтому я требую, чтобы с теми, кто обращается в суд, обходились безжалостно, так чтобы они почувствовали отвращение к праву и тряслись от страха от одной мысли предстать перед судьей”. Все это побуждает китайцев обходить суды и решать споры путем внесудебных процедур.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!