Б.Н. Чичерин: «либеральный консерватизм» или «охранительный либерализм»
Видным деятелем либерального движения в России был профессор Борис Николаевич Чиче-рин (1828-1904 гг.). Чичерин гегелевскую триаду (тезис, антитезис, синтез) заменил логиче-ской схемой из четырех элементов, в результате чего образуется круговорот четырех начал. В общественной жизни он различал: власть (первоначальное, внешнее единство), закон, сво-боду (две противоположности), общую цель (окончательное, внутреннее единство).В обще-житии, по Чичерину, различаются четыре союза: семья (естественный союз, первоначальное единство), гражданское общество (частный союз, стремящийся к множеству, область внеш-ней свободы), церковь и гос-во (верховный, державный, владычествующий союз людей, образующий единое и самостоятельное целое).
Охранительный консерватизм» К.П. Победоносцева.
???
Политико-правовая идеология Русского социализма (народничества) А.И. Герцена.
???
Политико-правовые идеи анархизма (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин).
Михаил Александрович Бакунин (1814 - 1876 гг)-"Государственность и анархия". Независи-мо от формы любое государство стремится поработить народ насилием и обманом. Государ-ство, доказывал Бакунин, развращает и тех, кто облечен властью, делая их честолюбивыми и корыстолюбивыми деспотами, и тех, кто принужден подчиняться власти, делая их рабами. В любом человеке обладание властью воспитывает презрение к народным массам и преувели-чение своих собственных заслуг. Бедствия, которые пережило человечество из-за церкви, государства, наследственной собственности и других абстракций, попиравших свободу и насаждавших неравенство, были, очевидно, единственным путем воспитания человеческого рода.
|
|
Юридический позитивизм. Г.Ф. Шершеневич.
???
Психологическая теория права Л.И. Петражицкого
Л. Петражицкий стал основоположником Российской психологической теории права. Психологическая теория права видела сущность правовой реальности в психическом пере-живании, которое оно содержала в себе.Психическое становилось субстанцией правового. Однако само право в его нормативиском положении возникает не на стадии формализации, а в момент первоначального осмысления и формулирования. В психологической модели Петражицкого, формирующие установку индивида, эмоции иррациональны и воздействуют помимо рационально контролируемых сознанием канонов. С рациональными здесь, прежде всего, отождествлялось абстрактное.
Нормы не могут однако основываться чистыми абстракциями: сущность волевых движе-ний, порождаемых этими нормами в сознании, безусловно иррациональное, конкретное, субъективное право всегда иррационально.
|
|
По Петражицкому, именно индивидуальная психика является той средой, в которой фор-мируется правовая норма. Личность состоит в центре всей системы права Петражицкого. Само право в его нормативистическом понимании возникает не на стадии формализации психических правовых переживаний, а в момент их первоночального осмысления и форми-рования. По Петражицкому неосознанный психический импульс еще не право, не истинное, а официальное догматизированное право.
Живое право сохраняет свою динамичность только на этапе эмоциональногопережива-ния, когда в индивидуальном сознании происходит переоценка ценностей, адекватная теку-щей ситуации и состоянию психики.
Психологическая теория права довела индивидуализм как систему воззрения до крайнего предела, за которым начиналась истина.
Вывод: На этом направлении либерализм исчерпал себя. В государственных и правовых концепциях все отчетливее стала проявляется тяга к некому единству, коллективизации, ограниченности и объективности. Кризис либерализма породил религиозно-философское направление в русской общественной жизни, своими корнями уходившие в славянофильство и русскую идею. В сфере государственной, правовой и общественной мысли это была попытка синтеза традиционного консерватизма с либеральным индивидуализмом, воссоздание средневековых государственно-правовых идеалов.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 494; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!