Э. Фромм. «Бегство от свободы»



 

???

 

Неоконсерватизм Ф.А. фон Хайека.

 

???

 

Политико-правовая мысль Древней Руси (XI–XIII вв.): «Слово о Законе и Благодати» митрополитаИлариона; «Поучение Владимира Мономаха»; «Моление Даниила Заточника»

 

В середине XI в. появляется первое чисто политическое произведение - "Слово о законе и благодати" киевского митрополита Иллариона, стремившегося теоретически обосновать не-зависимость Киевского государства от Византии и идею сильной княжеской власти. В "Сло-ве" излагается выдержанная в религиозном духе фантастическая концепция всемирной исто-рии, которая делится на два периода - Ветхого завета и Нового завета. Период Ветхого завета - период богоизбранности одного, иудейского народа, период подчинения закону. Сменивший его период Нового завета - период благодати, когда христианство стало достоянием всех народов, принявших его свободно и добровольно.

Усилиями Владимира Мономаха временно возродилось начавшееся клониться к упадку величие Киевской Руси, были приостановлены процессы, ведущие к ее раздробленности, несколько сглажены острые социальные противоречия. Эти обстоятельства и нашли отра-жение в его "Поучении" - завещании сыновьям быть мудрыми князьями, продолжать политику укрепления и единения Русского государства, умиротворения внутренних раз-доров в нем. Мудрый князь, по "Поучению", должен заботиться о мире в своем княжестве. Для этого нужно не забывать об "убогих", не позволять "сильным" погубить простого человека, быть милостивым в суде.

Идея единовластия, сильной княжеской власти выражена в произведении литературы XII-XIII вв. - "Молении Даниила Заточника".

Автор "Моления" находится в заточении и обращается к князю (в первой дошедшей до нас редакции произведения - к основателю Москвы Юрию Долгорукому, во второй - к пере-яславскому князю Ярославу Всеволодичу) с просьбой защитить его от притеснений и осво-бодить из заточения. Все свои надежды на личное освобождение и установление порядка в государстве он связывает с сильной княжеской властью. Установление единовластия князя - основная идея произведения. Даниил рисует образ мудрого и решительного князя, советую-щегося с образованными и умными людьми хотя и незнатного происхождения, избегающего феодальных усобиц и заботящегося о благосостоянии своих подданных, защищающего их от произвола.

 

Основные направления политико-правовой мысли в период образования Московского царства(ХV–ХVI): политическая теория Филофея «Москва – третий Рим»; социально-политическая полемиканестяжателей и иосифлян.

 

Вначале XVI Филофей - псковский монах в теории "Москва - третий Рим".- история чело-вечества представляет собой историю трех великих всемирных государств, чье возникнове-ние, возвеличение и дальнейшая судьба направлялись волей бога. Первое из них (Рим) пало из-за ереси. Второе (Византия) было завоевано турками из-за греко-католической унии 1439 г., заключенной на Флорентийском соборе. Третьим Римом после этого стала Москва - хра-нительница православия. Она будет им до предначертанного богом конца света. В теории "Москва - третий Рим" можно усмотреть определенный внешнеполитический аспект: Мос-ковское государство не только великое, независимое государство, но и государство, которое может претендовать на объединение под своей властью всех народов, исповедующих право-славную веру. Именно этот аспект вызвал ожесточенное сопротивление удельных князей и боярства. Вокруг него разгорелась острая идейная борьба, принявшая при Иване III религи-озную форму и продолженная при Иване IV уже со светскими аргументами

Концепция "Москва - третий Рим"

Свою политическую концепцию, определявшую источники, законность и сферу деятельно-сти государственной власти в отношении подданных и главнейших институтов государ-ства, Филофей завершил конструкцией "Москва - третий Рим". Она не стоит отдельно от его взглядов, а вытекает из них и как бы является их логическим обобщением.

Анализ современных мыслителю событий, определявших судьбу его родины в острополити-ческих ситуациях конца ХV - начала ХVI вв., приводит автора к мысли, что именно сейчас наступил тот момент, когда на Россию обратилось высшее Провидение с целью определения ее дельнейшей судьбы. Эта судьба не может представляться религиозному мыслителю от-дельно от судьбы православия, ибо только верное ему государства может стать объектом промысла Божьего и в данный момент есть все доказательства, что таким царствием является Россия.

"Два убо Рима палоша, а третий стоит, а четвертому не быть". Величие и славу России Фи-лофей образно сравнивает с величием и славой Рима и особенно Византии, которая издавна в глазах всех русских считалась могущественным и блестящим государством.По концепции Ф, центром православия может стать лишь политически суверенное гос-во, пользующееся всеобщим уважением и обладающее достаточной силой, чтобы защитить святыни и оказать помощь их почитателям.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!