Историческая школа права. Г.Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта



 

???

 

Классический либерализм во Франции. Б.Констан.

 

Наиболее значительным идеологом либерализма во Франции был БенжаменКонстан (1767 - 1830 гг.). Он различает политическую свободу и свободу личную. Древние народы знали только политич-ю свободу, которая сводится к праву участвовать в осуществлении политической власти (принятие законов, участие в правосудии, в выборе должностных лиц, решение вопросов войны и мира и др.). Новые народы, считал Констан, понимают свободу иначе. Право участия в политической власти меньше ценится потому, что государства стали большими и голос одного гражданина уже не имеет решающего значения - это личная, граж-данская свобода, состоящая в известной независимости индивидов от государственной вла-сти. Кподвергает критике теории Руссо и других сторонников народного суверенитета, которые, следуя древним, отождествили свободу с властью. Однако же неогранич власть народа опасна для индивид-ой свободы.

 

Классический либерализм в Англии. И. Бентам.

 

Иеремия Бентам (1748- 1832 гг.).еще в первых своих произведениях Бентам отвергал тео-рию естественного права. Он писал, что содержание естественного права неопределенно и всеми толкуется по-разному. Бессмысленным и химеричным является и понятие "обще-ственный договор", так как государства создавались насилием и утверждались привычкой. Бентам признает реальным правом лишь то, которое установлено государством. Един-ственно реальными интересами Бентам считает интересы отдельных лиц. Он много и обстоятельно рассуждает об удовольствиях и страданиях, классифицируя их по разным основаниям; им даже разработаны правила "морального счета", где добро - "приход", зло - "расход". При этом существование частной собственности и конкуренции Бентам рассматривает как необходимое условие реализации главного положения его концепции. Нравственные обязанности по отношению к себе составляют правила благоразумия. Теория утилитаризма оправдывала любые условия договора, продиктованные капиталистом наемному рабочему, и отвергала попытки законодателя взять последнего под свою защиту в условиях, когда рабочий класс еще не имел собственных организаций для защиты от произвола частных предпринимателей, а в обществе не было систем социальной защиты личности.

 

 

Позитивистская политическая теория О. Конта.

Основатель философии позитивизма, известной также под названиями "Социальная физика" и "Социология" Огюст Конт (1798 - 1857 гг.Франция) провозгласил новую перспективу в историческом движении общества, обнаруженную и предсказываемую научным знанием.

 Задача позитивной философии заключается в классификации и объединении наук, причем науки должны выяснять законы связи явлений, а не заниматься метафизическими проблема-ми.

 Социология Конта делится на две части: социальную статику,. изучающую строение обще-ства, и социальную динамику, изучающую его развитие. То и другое Конт обобщает в своей знаменитой формуле: "Порядок и прогресс". Согласно Конту, необходимость государства обусловлена объединением частных сил для общей цели; правительства поддерживают об-щественную солидарность, препятствуя частным силам разорвать общественное целое. Необходимо наличие двух властей: светской и духовной. Конт описывает историю этих властей соответственно "трем стадиям" развития человечества.

Вначале (в богословско-военную эпоху) светскую власть осуществляли военные вожди, а духовную - жрецы и прорицатели. В "теологической стадии" эти власти то объединялись в одних руках (теократия и др.), то разъединялись. В "метафизико-легистской стадии" на свет-скую власть оказывают решающее влияние законники, юристы, адвокаты; власть духовная переходит к отвлеченным мыслителям - метафизикам, а затем к литераторам и публицистам. Переход к позитивной стадии сопровождается заменой военного быта промышленным. Этим и обусловливается новая, позитивная политика. По разработанному Контом "Плану реорганизации социальной жизни" в социократии сохраняется класс капиталистов (патрициат, "концентрированная сила богатства"). Материальная сила должна принадлежать промышленникам (банкирам, купцам, фабрикантам, землевладельцам). К мелкой буржуазии Конт относился резко отрицательно и желал ее исчезновения. Духовную власть в социократии осуществляют жрецы позитивистской церкви, воспитывающие оба класса в духе солидарности. Конт выступал против индивидуализма, против теорий невмешательства государства в частную жизнь. Право он считает авторитарно-теологическим понятием, основанным на представлении о богоустановленности власти.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!