Теоретическое обоснование демократии в учении Б. Спинозы



 

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг.) - Голландский философ. Он был уверен, что весь мир представляет собой математическую систему и может быть до конца познан геометри-ческим способом.

Произведения "Богословско-политический трактат" ,"Этика, доказанная в геометрическом порядке". Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в соответствии с ко-торой существуют и действуют природа и каждая ее часть. Источник естественного права заключен в разнообразных влечениях, в страстях людей. Страсти, аффекты направляют дей-ствие индивидов, посредством которых они (индивиды) стремятся сохранить и утвердить себя. Влечения человеческие таковы, что превращают людей во врагов, разжигают в обще-стве конфликты, делают невозможным пользование естественным правом, принадлежащим каждому индивиду. Категория "общественный договор" понадобилось для изображения ха-рактера связей между естественным правом и государством.В ситуации разъединения инди-видов их естественное право обеспечено плохо. Требуемое обеспечение достигается только соединением индивидов в одно целое (государство). Это целое - следствие того, что каждый из объединяющихся в государство субъектов переносит на него свою мощь, свое естествен-ное право. Взятое в таком смысле государство предстает продолжением естественного права, но теперь уже не в качестве естественного права отдельных лиц, а в их совокупно-сти.Образовавшиеся в результате сложения общая сумма индивидуальных естественных прав, индивидуальных сил, "мощь народа" и есть самая суть государств. Суть этого много-гранна. Отличительный признак этого гражданского состояния - наличие верховной власти, совокупное тело которой и есть государство. Под верховной властью при этом, по существу, имеется в виду суверенитет государства.Важная особенность договорной теории государства состоит в том, что "естественное право каждого в гражданском состоянии не прекращается", поскольку как в естественном, так и в гражданском состояниях человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой, побуждается страхом или надеждой. Главное различие между двумя этими состояниями заключается в том, что появляется общее для всех право и общий уклад, общий гарант и защитник безопасности, и всех боятся одного и того же - верховной (суверенной) власти.

 

 

Политико-правовое учение Т. Гоббса.

 

Среди защитников абсолютизма в период революции очень сложную позицию занимал ан-глийский философ-материалист Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Он написал ряд произведений; основное из них - "Левиафан, или материя, форма и власть государства". Учение о праве и государстве Гоббс стремился превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая "является матерью всех естественных наук". Математический метод, по Гоббсу, свободен от субъективных оценок. Учения о праве и справедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учение о линиях и фигурах не подлежит спору, ибо не задевает интересы людей, особенно власть имущих. Гоббс строил свое учение на изучении природы и страстей человека. Мнение Гоббса об этих страстях и природе крайне пессимистично: людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Эти страсти делают людей врагами. Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, они находятся в "состоянии войны всех против всех". Естественные законы гласят, что следует искать мира; в этих целях всем нужно взаимно отказаться от права на все; "люди должны выполнять заключенные ими соглашения".

Отказываясь от естественных прав (т. е. свободы делать все для самосохранения), люди переносят их на государство, сущность которого Гоббс определял как "единое лицо, ответ-ственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огром-ное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты". Гоббс, подобно Бодену, признает только три формы государства. Он отдает предпочтение неограниченной монархии (благо монарха тождественно благу государства, право наследования придает государству искусственную вечность жизни и т.д.). То, что Гоббс писал об абсолютности государственной власти, относилось более всего к области публичного, политического права. Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им правильное направление. Законы подобны изгородям по краям дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен. Либеральные демократы считают ошибкой Гоббса отрицание политических прав и свобод; сторонники тоталитаризма, напротив, видят противоречия в допущении Гоббсом прав и свобод подданных в области частного права.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 392; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!