Историко-политическая доктрина Полибия



 

Под влиянием стоицизма сформировалась концепция Полибия (примерно 200-120 гг. до н.э.), последнего крупного политического мыслителя Древней Греции. Основной мотив написанной им "Истории" в 40 книгах - путь римлян к мировому господству.

Истолкование исторического процесса у Полибия опирается на представления стоиков о циклическом развитии мира. Он исходит из того, что общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой. Подобно живым организмам, всякое общество проходит состояния возрастания, расцвета и, наконец, упадка. Завершаясь, этот процесс повторяется сначала. Развитие общества Полибий трактует как бесконечное движение по кругу, в ходе которого "формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются". Круговорот политической жизни проявляется в последовательной смене шести форм гос-ударства. Первой возникает монархия - единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме. Разлагаясь, монархия переходит в противоположную ей форму государства - в тиранию. Недовольство тиранами приводит к тому, что благородные мужи свергают при поддержке народа ненавистного правителя. Так устанавливается аристократия - власть немногих, преследующих интересы общего блага. Аристократия в свою очередь постепенно вырождается в олигархию, где правят немногие, используя власть для стяжательства. Своим поведением они возбуждают недовольство толпы, что неизбежно приводит к очередному перевороту. Народ, не веря больше в правление царей или немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреждает демократию. Ее извращением является охлократия (господство черни, толпы) - худшая форма государства. "Тогда водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца". Развитие государства возвращается тем самым к своему началу и повторяется, проходя через те же ступени. Преодолеть круговорот политических форм способен только мудрый законодатель. Для этого ему необходимо, уверял Полибий, установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть служила противодействием другой. Творивший в эпоху утраты греческими полисами независимости, П-й выступал с аристокр-х позиций и приз-ал греков подчиниться завоевателям.

 

Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона.

 

Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.) был видным идеологом римской аристократии в период республики. Его политические ориентиры: консерватор, выступал за сохранение старых устоев, в Риме в это время была смешанная республика. Он выступал против любой единоличной власти. Основные социально-политические воззрения Цицерона изложены в его диалогах "О государстве" и "О законах"(54 -51 гг до н.э..Цицерон вслед за Аристотелем отстаивает идею о естественном божественно-природном происхождении общества и госу-дарства. Первичной формой общественного объединения людей признается семья, из кото-рой в дальнейшем формируется государство. Естественные причины возникновения госу-дарства Цицерон видел, во-первых, в стремлении людей к осуществлению общего интереса; во-вторых, в необходимости охраны собственности.

Среди задач государства Цицерон обращал внимание на такие, как: сохранение незыблемо-сти сложившихся отношений собственности; поддержание должного порядка; управление присоединенными к государству территориями; обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей.

Цицерон предложил аристократическую трактовку классификации форм государственного правления на правильные (царская власть - монархия; власть оптиматов - аристократия и власть народа - демократия)и "извращенные". Однако каждая из этих форм имеет и свои от-рицательные стороны. Цицерон подразделяет право на позитивное и естественное (вечный закон, обязат-ый для всех - не вредить другим, если не будешь спровоцированесправедливо-стью; не нарушай чужую собственность.Все должны пользоваться общей собственностью как общей, а частной - как личной). Позитивные законы должны соответствовать справедли-вости.

Во времена Цицерона римская республика переживала тяжелый кризис и доживала свои по-следние дни. Политический строй Рима двигался к установлению единоличной власти, к принципату и монархии. Концепция же Цицерона о смешанном правлении и вообще его суждения о государстве как деле народа явно расходились с современными ему социально-политическими реалиями и действительными тенденциями развития римскойгосударст-ти. Как практический политик, находившийся в гуще тогдашней борьбы за власть, Ц выступал за строй сенатской республики, против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 506; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!