Проекты идеальных государств в диалогах Платона «Государство» и «Законы»



 

Платон (427-347 гг. до н.э.) - родоначальник философии объективного идеализма. В диалоге "Государство" идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой. Подобно тому как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному началу - воины, вожделеющему - земле-дельцы и ремесленники. Самовольный переход из низшего сословия в высшее недопустим и является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы. Во главе государства, утверждал Платон, необходи-мо поставить философов, причастных к вечному благу. Механизму осуществления власти (ее устройству, роли закона) Платон не придавал в диалоге "Государство" особого значения. В частности, по поводу формы правления в образцовом государстве сказано лишь то, что оно может быть либо монархией, если править будет один философ, либо аристократией, если правителей будет несколько.зрения многообразия общественных потребностей и разделения труда. Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках и т.п.

Основные отличия диалога "Законы" от диалога "Государство" таковы. Во-первых, Пла-тон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государ-ства. Она делится на равные по плодородию участки. Для удобства расчетов предусматрива-ется точное число граждан - 5040. В это число входят только владельцы земли; ремесленни-ки и торговцы гражданскими правами не обладают. Во-вторых, деление граждан на сосло-вия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приоб-ретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов. Раз-богатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие. В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда. В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого проекта, здесь проводятся идеи смешанной формы государства.

 

Политическое и правовое учение Аристотеля.

 

Идеологию землевладельческой знати продолжил древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах "По-литика", "Этика", а также в "Афинская полития".

Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к обще-нию. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из не-скольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство - высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит знаменитое изречение философа, "по природе своей есть существо политическое".

Важным показателем справедливости - отсутствие крайностей между бедностью и богат-ством, золотую середину. Людей среднего достатка, не бедных, но и не слишком богатых, -лучшими в полисе, его надеждой и опорой, ибо они способны понять общее благо, не скло-няясь к крайностям.

Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совер-шенное государственное устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки и причины государственных переворотов. Классифи-кация форм государства в "Политике" проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в государстве цели. В зависимости от числа властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму критерию выделяются правильные государства, где верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов государственного устрой-ства. К правильным государствам относятся монархия, аристократия и полития; к неправильным - тирания, олигархия и демократия.

Право он отождествляет с политической справедливостью, подчеркивая тем самым его связь с гос-ом как моральным общением между своб-ми гражданами. Вне политического общения права не существует. Право отсутствует в отношениях господ и рабов, отцов и детей, при деспотической власти. Политическое право делится на естественное (семья, рабство, частная собственность ) и условное (установленное) .

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 585; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!