Зарождение христианской доктрины политики и права. Учение Августина Блаженного



 

Учение гиппонского (Северная Африка) епископа Аврелия Августина (354-430 гг.). В произведении "О граде божием" Августин писал, что в мире существует два государства: "божий град" (церковь) и "град земной" (государство). Церковь "странствует по земле, имея цель на небе", "церковь и теперь есть царствие небесное". Только к ней подходит определение государства, данное Цицероном, так как лишь в церкви - право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. Государство - создание человеческое, его цель - временная, оно создано насилием, держится принуждением. Оправдание государства в том, утверждал Августин, что оно поддерживает земной, временный порядок, причем и тут государства разные: есть два вида земных царств.

 Одни - организации насилия и разбоя, олицетворяют грех, несправедливость, насилие, "общество нечестивых". Другие царства - это "христианские государства", власть которых основана на заботе о подвластных. В конечном счете оправдание государства - в служе-нии церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному, со-хранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний.

Божественным установлением являются и частная собственность, имущественное неравен-ство, деление на бедных и богатых. "Кто сотворил тех и других? - Господь! Богатого - чтобы помочь бедному, бедного - чтобы испытать богатого". Характеризуя "христианскоегосу-дарство" как образец "земного града", Августин писал: "Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо; высшее же благо есть бог". Практически образцом этого идеала явилось рабовладель-ческое христианское государство, управляемое при участии духовенства, насильственно по-давляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны.

 

 

Учение Фомы Аквинского о праве и государстве.

 

В XI-XIII вв. новое идеологическоге обоснования феодализма-крупнейший идеолог като-лицизма доминиканский монах Фома Аквинский (1225 или 1226-1274 гг.).  

Закон определяется как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него. Взяв у Аристотеля деление зако-нов на естественные (они самоочевидны) и положительные (писаные), Фома Аквинский до-полнил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают пути достижения "небесного блаженства"). Из сочетания этих двух классификаций выводятся четыре вида законов: вечный (божественный естественный), естественный (человеч-ий естественный), человеческий (человеческий положит-й) и боже-ственный (бож-й положительный). Вечным законом Фома называет "сам божественный ра-зум, управляющий миром"; этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества. Естественный закон трактуется как отражение вечного закона человеческим разу-мом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохр-ию и продолжению рода. Человеческий закон, под которым Фома разумел действовавшее феодальное право, он рас-сматривал как выражение требований естественного закона и подкрепление их принуждением, санкцией. К божественному, или откровенному, закону, Фома относил Библию.

Фома Аквинский различает три элемента государственной власти: сущность, происхож-дение, использование.

 Сущность власти, т.е. порядок управления (господства и подчинения), установлен богом. Князь может оказаться узурпатором, тираном, безумцем; он, как и каждый человек, имеет свободную волю, т.е. способность творить зло. В этих случаях суждение о законности про-исхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. Высказывая такое суж-дение, даже и ведущее к низложению правителя, церковь не посягает на божественный принцип власти, необходимый для общежития. В делах религии, касающихся спасения ду-ши, рассуждает Фома, следует подчиняться церковной власти, а не светской. Власть послед-ней распространяется лишь на земные цели, гражданские блага. Католическая церковь почи-тает Фому Аквинского как святого, его учение считается официальной доктриной католи-цизма.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 354; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!