Политические и правовые идеи в Древнем Китае: Лао-цзы, Мо-цзы, Конфуций, Шан Ян



Политические и правовые идеи в поучениях Древнего Египта («Поучение Гераклео-польского царя своему сыну Хети», «Поучение Птахотепа», «Поучение Ахтоя», «Речение Ипусера»).

 

Автор «Поучения Г ц» обращает внимание на необходимость эффективного функциониро-вания аппарата управления,которые стоит между фараоном и населением. В сплоченности царствования.Аппарат должен работать «как один отряд». Для этого царю необходимо забо-титься о материальном поощрении чиновников. Поучение гераклеопольского царя (Охтоя) своему сыну Мери-ка-Ра", которое содержит советы относительно управления государством в период смутного времени. Охтой утверждает божественное происхождение власти, назна-ченной "добрым пастырем", то есть Богом

В "Поучении Птахотепа", содержащем правила житейской мудрости, правила поведения и хорошего тона, автор утешает бедняка тем, что "бог возвышает знатного человека", прося-щему рекомендуется набраться смирения и так далее. Социальной моралью и проповедью смирения пронизано все произведение.относится "

 В середине XXII в. до х.э. провозгласил себя фараоном Ахтой (Хети).Грамотность в Египте была монополией господствующих сословий. Чиновников готовили в специальной школе. Своеобразной апологией профессии чиновника является «Получение Ахтоя своему сыну Пиопи». Показывая альтернативы карьере

писца, автор описывает положение непосредственных производителей. «Речение Ипусера». Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и ростовщичества приве-ли к гражданской войне. В этой связи «Речение Ипусера» выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране. Простолюдинов, ставших богачами, Ипусер именовал разбойниками, грабителями. Ипусер стремился прежнего всего к возрождению деспотически-бюрократического

механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. «Идеальный деспот», по мнению Ипусера, не должен было допускать междоусобий в стране, насилия,

экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все ложности, наладит си-стему трудовых повинностей, посредством которой происходит строительство пирамид и устройство водохранилищ, укрепит боевую мощь страны.

 

Древнеиндийская политико-правовая мысль: идеи брахманизма и буддизма. Политический трактат «Артхашастра».

 

Эти учения возникли в середине I тысячелетия до н.э ,когда у арийских племен, покорив-ших Индию, началось образование классов. Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн - родовых групп.

 Варн у древних индийцев было четыре - варна жрецов (брахманы), варна воинов (кша-трии), варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшая варна (шуд-ры).Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении находились шудры. Брахманизм был направлен на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах Трактат брахман - "Законы Ману".

Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости отто-го, как он выполняет предписания дхармы - культовые, общественные и семейные обязанно-сти, установленные богами для каждой варны. Брахманам предписывалось изучение Вед, руководство народом и обучение его религии; кшатриям полагалось заниматься военным делом Управлять государственными и общественными делами было привилегией двух выс-шихварн. Вайшьи должны были обрабатывать землю, пасти скот и торговать. Формально шудры были свободными, но то положение в обществе, которое отводили им "Законы Ма-ну", мало чем отличалось от положения рабов. Переход в высшие варны брахманы допуска-ли лишь после смерти человека, в его"будущей жизни", как награду за служение богам, тер-пение и кротость .Идея наказания была основополагающим принципом - науку управления гос-ом называли учением о наказании.

Буддизм возн в VI-V вв. до н.э. Его основателем Будда т. е. просветл-ый. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона - "Типитака". Центральной идеей была выдви-нута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские жела-ния. Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религи-озной сфере и не затрагивали основ общественного строя. При всей своей очевидной ограниченности это учение подрывало авторитет наследственных брахманов, их притязания на полит-оеруков-во.

 

Политические и правовые идеи в Древнем Китае: Лао-цзы, Мо-цзы, Конфуций, Шан Ян.

 

Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца Лао-цзы, жившего по преданию в VI в. до н.э. Ему приписывают составление канонического трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ"). Идеология раннего даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков. Основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов, и в первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о "небесной воле" и "государе - сыне неба", дарующих законы дао народу.

Наиболее влиятельной доктриной в истории политической мысли Китая являлось кон-фуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций (551-479 гг. до н.э.).защищал ин-тересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать. Изре-чения мыслителя собраны его учениками в книге "Суждения и беседы". Основными катего-риями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем - "сыном неба" Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деление людей на "высших" и "низших" не может быть устранено.

С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы (приблизительно 479-400 гг. дон.э.) - основатель школы моистов. Его учение изложено последователями в книге "Мо-цзы". Моизм выражал интересы мелких собственников - свободных земле-дельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате, социальное положение которых было неустойчиво и противоречиво.

Интересы имущественной и служилой знати отстаивали легисты, или законники. Круп-нейший представитель раннего легизмаШан Ян (ок. 390-338 гг. до н. э.),инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Книга правителя области Шан». Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разраб-ли учение о технике отправления власти. Шан Ян руководствовался устремлениями служилой знати и зажиточных общинников, добивавшихся ликвидации патриархальных порядков.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 787; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!