Политико-правовые идеи раннего социализма: «Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы



 

В 1516 г. была опубликована «Утопия» Т. Мора. В первой части сочинения Мор дал резкую критику огораживания и кровавого законодательства современной ему Англии. По-рицая бессмысленную жестокость многочисленных законов, направленных против краж и бродяжничества, Мор остро ставит вопрос о причинах преступности в современном ему об-ществе. Основная причина всех вообще пороков и бедствий, считал Mop, - частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных.Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей острова Уто-пии. В Утопии существует общность имуществ и всеобщая обязательность труда. Утопия - своеобразная федерация 54 городов. Утопийский сенат (по три представителя от каждого города) обсуждает общие дела острова - перераспределение продуктов, рабочей силы, прием иностранных посольств и др. Устройство и управление каждого из городов одинаковы. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются "деревенские семьи" (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет (поощряются горожане, остающиеся в деревенской семье сверх этого срока). Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор).

Дальнейшее развитие в произведениях Томмазо (Джиана Доменико) Кампанеллы (1568-1639 гг.) –Италия.Оннапис . "Город Солнца" (издано в 1623 г.) Город находится где-то на острове около экватора. Он основан народом, решившим "вести философский образ жизни общи-ной". Здесь нет частной собственности, все трудятся в соответствии со своими природными склонностями, труд почетен. Воспитание и обучение связаны с производительным трудом, организуются и регулируются государством.

Мысли Кампанеллы о наилучшем общественном строе отличаются от взглядов Мора тем, что Кампанелла, подобно Платону, пытался распространить принцип общности на брачно-семейные отношения; соответственно этому производственной ячейкой в Городе Солнца является не семья, а мастерская или бригада.Вся жизнь соляриев (жителей Города Солнца) тщательно регламентирована. Они носят одинаковую одежду, получают одинаковую пищу.

Учение Г. Гроция о праве и государстве.

 

Гуго Гроций (1583-1645 гг.) - известный голландский юрист, государственный деятель и пи-сатель. Его основные труды по праву"О праве войны и мира" (1625 г.), благодаря ему, он считается основателем всеобщего государственного права; философии права и имуществен-ного права. Исходный пункт учения Гроция - природа человека, социальные качества людей, а не божественном.

Гроций делит право на: естественное и волеустановленноеправо.Естественное право - предписание человеческого разума, в зависимости от которого то или иное действие в соответствии или противоречии разумной природе человека, признается одобряемым или порицаемым. Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному общению человека с другими людьми.

На этой основе Гроций определяет предписания естественного права (требования разума): Воздержись от присвоения чужого. Верни чужую вещь, если она оказалось в твоемвладе-нии. Возмести выгоду за пользование чужой вещью. Договора должны выполняться.

Возмести ущерб, причиненный по твоей вине. Воздаяние людям заслуженного наказания.    Право в целом видится Гроцию весьма многоплановым явлением. Он выделяет в нем, например, наряду с правом естественным, еще и право волеустановленное, т.е. имеющее своим источником волю. Последнее, в свою очередь подразделяется на две ветви:право че-ловеческое и право божественное. Человеческое право складывается из права внутригосу-дарственного (исходящего от гражданской власти) и права народа (получающего "обязатель-ную силу волею всех народов или многих из них") .Человеческое право должно соответствовать естественному праву. Частная собственность является позитивным правом.Целью государства является правопорядок, охрана частной собственности. Государство же, по Гроцию, "есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права". Признакам государства является верховная, суверенная власть, катрибутом которой относится издание законов (как в области религиозной, так и светской), правосудие, назначение должностных лиц и руководства их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Общим носителем верховной власти (т.е. суверенитета) является государство в целом, носи-телем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 578; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!